Миссионерская православная газета. 2005 г. № 11. Ноябрь.
«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя вдом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему...» Мф 10, 11-14. Удивительное всё же время пере живает наша Церковь. С одной сто роны, сейчас уже ясно, что слухи о гибели Православия оказались весь ма преувеличенными. Православная Церковь переживает подъём. С дру гой стороны, изменилась и тактика врагов Церкви, а их полно и внутри России (достаточно посмотреть НТВ или почитать «Московский комсомо лец»), и за границей (вспомним «по бедителя в холодной войне» Збигнева Бжезинского или его ученицу Мадлен Олбрайт, громогласно объявивших Православие врагом «демократии»). Подавить и оболгать не удалось —на до попытаться вытеснить на обочину общественной жизни. «Ладно, — го ворят православным те, кто мнит се бя «хозяевами жизни», —хотите жить —живите, но только как часть фоль клора. Хотите идти в школу — все школы для детей-инвалидов — ваши, интернаты —тоже, а в обычные шко лы —ни-ни. Тюрьмы набиты до отказа —вот и работайте с заключёнными, а с законопослушными гражданами мы уж как-нибудь сами, без православ ных, сработаем. Масса людей бродяж ничает —кормите, поите, лечите этих бродяг, а здоровых мы сами, без вашей помощи, опекать будем...» В общем, ставится задача сгона нас в эдакое «православное гетто». Так, для турист ского колорита(видеоряд: водка, мед веди, балалайки, купола, колокола...) И ответом Мурманской и Монч е горской епархии стало «Да не будет!» Церковь пошла туда, куда и призывал идти Господь и Спаситель наш — к людям, не ожидая, когда люди сами придут в храм. И многодневная а к ция, Проведённая епархией в Кирове- Тромбон как орудие проповеди, или о преодолении стереотипов ке совместно с ОАО «Апатит» на «Дне молодой семьи», стала ярким приме ром «активного миссионерства». И ненавязчивой ломки всяческих сте реотипов, распространяемых о нашей Церкви её ревностными критиками. И «слева», и «справа»... Некоторых и «чрез меру православ ных», и «либеральных» критиков Пра вославия могло шокировать само мес то проведения встречи епархиального духовенства с молодыми горожанами — боулинг-центр. И уж тем более — начало, когда на эстраду вышел отец Геннадий Буздуган. С тромбоном, а не с кадилом. И под стальным потолком кегельбана раздались звуки «Элегии для Миппи II» Бернстайна. Аудито рия была «взята» сразу - на неожи данность. На глазах рушился вбивае мый антиправославной пропагандой стереотип о «средневековой» Церкви и её «оторванных от жизни» служите лях. Оказывается, священники и эго умеют, причём с редким профессио нализмом. Отца Геннадия поддержала Екатерина Ефремова — песней «Рас ходятся круги по воде...» (слова —Ев гения Клячкина, еврея —удар ещё по одному стереотипу. О «православном антисемитизме»). А продолжением была - нет, не про поведь, по правилам семинаристской гомилетики, - а беседа с новобрач ными, ведь в тот день, 29 октября, в Кировске гуляли свадьбы (что, кста ти, было опровержением третьего сте реотипа —о «вымирающей России»). Владыка Симон говорил о любви — основе семейной жизни, отец Ген надий —о таинствах венчания и кре щения. Гремело «Многая лета», объ единённый епархиальный хор пел на родные песни, звучали поздравления А. Г. Макаревича, странник Право славной дружины Св. Царя Николая и дружинник дружины Св. Илии Му ромца проводили игры с самыми ма ленькими участниками этого в меру шумного (а представьте-ка себе тихую свадьбу?), но очень важного духовно го дела... А на следующий день состоялся совместный концерт объединенно го хора епархии и кольских бардов. Интересное сочетание, не правда ли? Что общего между церковными пес нопениями и авторскими песнями? Больше, чем принято думать — и те, и другие несут в себе мысль и добро. Недаром известный миссионер диа кон Андрей Кураев назвал бардовскую песню союзницей Православия. Она ведь, как и молитва, учит людей ду мать и сопереживать, противостоя той натужной безмысленной «веселухе», которой вечерами нас обкармливает телевидение. Во Дворце культуры зал был полон. За весь концерт ушли (по приказу!) только учащиеся местного детского дома — режим... Все осталь ные слушали, затаив дыхание, и «В молитвах неусыпающую», и «О, все- петая Мати», и «Плотию уснув». По том пели народные песни —русские и украинские. Почему украинские? Как объяснил отец Геннадий, среди подне вольных строителей Кировска было много малороссов, поэтому достойно и справедливо помянуть их родными песнями. Интересно, а на ющенковс- кой Украине сейчас поминают хотя бы тех русских солдат, которые легли в её чернозёмы, для того чтобы братский народ не стал удобрением на полях «расы господ»? Сомневаюсь. Но здесь, естественно и очень по-человечески, иерей Геннадий рушил ещё один сте реотип —о Православии как о «вели- корусско-националистической» вере. Во время исполнения церковных песнопений не хлопают —не принято. Но собравшийся народ вознаградил исполнителей на народных песнях, и особенно на дуэте Карася и Одарки из оперы «Запорожец за Дунаем». Тут зал не хотел отпускать со сцены отца Геннадия и Екатерину Перминову в их колоритных казачьих костюмах. Не меньше аплодисментов вызвал и архидиакон Никита, солировавший в песне «Партизанская борода». А как слушали апатитских бардов — Викто рию и Юрия Филиных! Недаром пос ле концерта главный вопрос, который задавали всем гостям, был: «Когда вас ждать снова?» И вновь со сцены звучала проповедь Владыки Симона. Он говорил о люб ви, о памяти, о покаянии. Просто и безыскусно. Но, знаете ли, слушали в напряжённом молчании, не из вежли вости, а так, как будто в простых сло вах находили что-то необходимое для себя, без чего трудно жить... И опять хор гремел: «Многая лета!» собрав шимся, труждавшимся, славному и гостеприимному граду Кировску, да сохранит его Господь! Да, о труждавшихся. Готовили эти два напряжённых дня множество лю дей. Назову лишь некоторых —те, ко го не назову, да простят меня, грешно го. Это Елена Андреевна Деревякина, наш «генератор идей», милая ведущая (и певица) Екатерина Ефремова, се мейный дуэт Филиных. И, конечно, объединённый хор епархии с реген том отцом Геннадием. Но такого ус пеха не было бы, если бы не личное участие Владыки. Всё это время он был деятельным участником во всей подготовке «выезда» в Кировск. Низкий поклон хозяевам из ОАО «Апатит». В том числе и за то, что они явственно поспособствовали ломке ещё одного антиправославного сте реотипа — об антагонизме Церкви и делового мира (он, де, может быть успешен только как протестантский или безбожный). Низкий им поклон за заботу и гостеприимство. И — мир дому сему! я т а . и. Т у ч к о в Воспитание подрастающего поколения в традициях Православия (Начало на стр. 2.) Бедные те, кто привык к войне и террористам, кто думает, что так должно быть, потому что так было всегда. А эти дети —счастливые. Они способны увидеть мир прекрасным, они окажутся способны противосто ять злу. На круглом столе педагоги актив но обсуждали увиденное. Для многих уроки оказались неожиданностью. Например, в классе Татьяны Василь евны урок начался с молитвы. «Мы не готовы!» «Боимся!» — первые откли ки педагогов, и, конечно, слова бла годарности, что кто-то уже встал на путь подвига. Настоятель Свято-Ус - пенской церкви отец Василий обод рял начинать работу: «Страх и лень только тормозят. А это смерти подоб но. Вымрет Россия». Конечно, д ейс твовать в одиночку тяжело. На круг лом столе прозвучала идея об объ единении и преемственности между садами и школами, между звеньями в школе. Многие учителя понимают, что пора за дело приниматься. Кто- то не знает, с чего начать, кто-то не уверен в поддержке родителей, кто- то ждет команды от государства, но есть и такие, кто настроен решитель но, уже решили вводить курс «Исто ки» со следующего года. «Пока мы не потеряли молодые поколения, надо действовать», — убедились учителя. На это и рассчитывали организаторы семинара. Учителя вдохновились. Конечно, для них не было открытием, что вос питывать нравственность в подрас Протоиерей Насилий Данилец с участниками семинара тающем поколении необходимо. Но как? Возвращаясь к традициям. Ведь просто знания человека о духовной культуре наших предков делают чело века духовным. На открытых заняти ях педагоги увидели результаты такой работы. На курсах получили образец, как действовать. Опыт Вологодского духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» вселил надеж ду. Теперь пришло время действовать. Молодое поколение ждет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz