Миссионерская православная газета. 2005 г. № 11. Ноябрь.

«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя вдом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему...» Мф 10, 11-14. Удивительное всё же время пере­ живает наша Церковь. С одной сто­ роны, сейчас уже ясно, что слухи о гибели Православия оказались весь­ ма преувеличенными. Православная Церковь переживает подъём. С дру­ гой стороны, изменилась и тактика врагов Церкви, а их полно и внутри России (достаточно посмотреть НТВ или почитать «Московский комсомо ­ лец»), и за границей (вспомним «по­ бедителя в холодной войне» Збигнева Бжезинского или его ученицу Мадлен Олбрайт, громогласно объявивших Православие врагом «демократии»). Подавить и оболгать не удалось —на­ до попытаться вытеснить на обочину общественной жизни. «Ладно, — го­ ворят православным те, кто мнит се­ бя «хозяевами жизни», —хотите жить —живите, но только как часть фоль­ клора. Хотите идти в школу — все школы для детей-инвалидов — ваши, интернаты —тоже, а в обычные шко ­ лы —ни-ни. Тюрьмы набиты до отказа —вот и работайте с заключёнными, а с законопослушными гражданами мы уж как-нибудь сами, без православ­ ных, сработаем. Масса людей бродяж­ ничает —кормите, поите, лечите этих бродяг, а здоровых мы сами, без вашей помощи, опекать будем...» В общем, ставится задача сгона нас в эдакое «православное гетто». Так, для турист­ ского колорита(видеоряд: водка, мед­ веди, балалайки, купола, колокола...) И ответом Мурманской и Монч е ­ горской епархии стало «Да не будет!» Церковь пошла туда, куда и призывал идти Господь и Спаситель наш — к людям, не ожидая, когда люди сами придут в храм. И многодневная а к ­ ция, Проведённая епархией в Кирове- Тромбон как орудие проповеди, или о преодолении стереотипов ке совместно с ОАО «Апатит» на «Дне молодой семьи», стала ярким приме­ ром «активного миссионерства». И ненавязчивой ломки всяческих сте­ реотипов, распространяемых о нашей Церкви её ревностными критиками. И «слева», и «справа»... Некоторых и «чрез меру православ­ ных», и «либеральных» критиков Пра­ вославия могло шокировать само мес­ то проведения встречи епархиального духовенства с молодыми горожанами — боулинг-центр. И уж тем более — начало, когда на эстраду вышел отец Геннадий Буздуган. С тромбоном, а не с кадилом. И под стальным потолком кегельбана раздались звуки «Элегии для Миппи II» Бернстайна. Аудито­ рия была «взята» сразу - на неожи­ данность. На глазах рушился вбивае­ мый антиправославной пропагандой стереотип о «средневековой» Церкви и её «оторванных от жизни» служите­ лях. Оказывается, священники и эго умеют, причём с редким профессио­ нализмом. Отца Геннадия поддержала Екатерина Ефремова — песней «Рас­ ходятся круги по воде...» (слова —Ев­ гения Клячкина, еврея —удар ещё по одному стереотипу. О «православном антисемитизме»). А продолжением была - нет, не про ­ поведь, по правилам семинаристской гомилетики, - а беседа с новобрач­ ными, ведь в тот день, 29 октября, в Кировске гуляли свадьбы (что, кста­ ти, было опровержением третьего сте­ реотипа —о «вымирающей России»). Владыка Симон говорил о любви — основе семейной жизни, отец Ген­ надий —о таинствах венчания и кре ­ щения. Гремело «Многая лета», объ­ единённый епархиальный хор пел на­ родные песни, звучали поздравления А. Г. Макаревича, странник Право ­ славной дружины Св. Царя Николая и дружинник дружины Св. Илии Му­ ромца проводили игры с самыми ма­ ленькими участниками этого в меру шумного (а представьте-ка себе тихую свадьбу?), но очень важного духовно­ го дела... А на следующий день состоялся совместный концерт объединенно­ го хора епархии и кольских бардов. Интересное сочетание, не правда ли? Что общего между церковными пес­ нопениями и авторскими песнями? Больше, чем принято думать — и те, и другие несут в себе мысль и добро. Недаром известный миссионер диа­ кон Андрей Кураев назвал бардовскую песню союзницей Православия. Она ведь, как и молитва, учит людей ду­ мать и сопереживать, противостоя той натужной безмысленной «веселухе», которой вечерами нас обкармливает телевидение. Во Дворце культуры зал был полон. За весь концерт ушли (по приказу!) только учащиеся местного детского дома — режим... Все осталь­ ные слушали, затаив дыхание, и «В молитвах неусыпающую», и «О, все- петая Мати», и «Плотию уснув». По­ том пели народные песни —русские и украинские. Почему украинские? Как объяснил отец Геннадий, среди подне­ вольных строителей Кировска было много малороссов, поэтому достойно и справедливо помянуть их родными песнями. Интересно, а на ющенковс- кой Украине сейчас поминают хотя бы тех русских солдат, которые легли в её чернозёмы, для того чтобы братский народ не стал удобрением на полях «расы господ»? Сомневаюсь. Но здесь, естественно и очень по-человечески, иерей Геннадий рушил ещё один сте­ реотип —о Православии как о «вели- корусско-националистической» вере. Во время исполнения церковных песнопений не хлопают —не принято. Но собравшийся народ вознаградил исполнителей на народных песнях, и особенно на дуэте Карася и Одарки из оперы «Запорожец за Дунаем». Тут зал не хотел отпускать со сцены отца Геннадия и Екатерину Перминову в их колоритных казачьих костюмах. Не меньше аплодисментов вызвал и архидиакон Никита, солировавший в песне «Партизанская борода». А как слушали апатитских бардов — Викто­ рию и Юрия Филиных! Недаром пос­ ле концерта главный вопрос, который задавали всем гостям, был: «Когда вас ждать снова?» И вновь со сцены звучала проповедь Владыки Симона. Он говорил о люб ­ ви, о памяти, о покаянии. Просто и безыскусно. Но, знаете ли, слушали в напряжённом молчании, не из вежли­ вости, а так, как будто в простых сло­ вах находили что-то необходимое для себя, без чего трудно жить... И опять хор гремел: «Многая лета!» собрав­ шимся, труждавшимся, славному и гостеприимному граду Кировску, да сохранит его Господь! Да, о труждавшихся. Готовили эти два напряжённых дня множество лю­ дей. Назову лишь некоторых —те, ко ­ го не назову, да простят меня, грешно­ го. Это Елена Андреевна Деревякина, наш «генератор идей», милая ведущая (и певица) Екатерина Ефремова, се­ мейный дуэт Филиных. И, конечно, объединённый хор епархии с реген­ том отцом Геннадием. Но такого ус­ пеха не было бы, если бы не личное участие Владыки. Всё это время он был деятельным участником во всей подготовке «выезда» в Кировск. Низкий поклон хозяевам из ОАО «Апатит». В том числе и за то, что они явственно поспособствовали ломке ещё одного антиправославного сте­ реотипа — об антагонизме Церкви и делового мира (он, де, может быть успешен только как протестантский или безбожный). Низкий им поклон за заботу и гостеприимство. И — мир дому сему! я т а . и. Т у ч к о в Воспитание подрастающего поколения в традициях Православия (Начало на стр. 2.) Бедные те, кто привык к войне и террористам, кто думает, что так должно быть, потому что так было всегда. А эти дети —счастливые. Они способны увидеть мир прекрасным, они окажутся способны противосто­ ять злу. На круглом столе педагоги актив­ но обсуждали увиденное. Для многих уроки оказались неожиданностью. Например, в классе Татьяны Василь­ евны урок начался с молитвы. «Мы не готовы!» «Боимся!» — первые откли­ ки педагогов, и, конечно, слова бла­ годарности, что кто-то уже встал на путь подвига. Настоятель Свято-Ус - пенской церкви отец Василий обод­ рял начинать работу: «Страх и лень только тормозят. А это смерти подоб­ но. Вымрет Россия». Конечно, д ейс­ твовать в одиночку тяжело. На круг­ лом столе прозвучала идея об объ­ единении и преемственности между садами и школами, между звеньями в школе. Многие учителя понимают, что пора за дело приниматься. Кто- то не знает, с чего начать, кто-то не уверен в поддержке родителей, кто- то ждет команды от государства, но есть и такие, кто настроен решитель­ но, уже решили вводить курс «Исто­ ки» со следующего года. «Пока мы не потеряли молодые поколения, надо действовать», — убедились учителя. На это и рассчитывали организаторы семинара. Учителя вдохновились. Конечно, для них не было открытием, что вос­ питывать нравственность в подрас­ Протоиерей Насилий Данилец с участниками семинара тающем поколении необходимо. Но как? Возвращаясь к традициям. Ведь просто знания человека о духовной культуре наших предков делают чело­ века духовным. На открытых заняти­ ях педагоги увидели результаты такой работы. На курсах получили образец, как действовать. Опыт Вологодского духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» вселил надеж­ ду. Теперь пришло время действовать. Молодое поколение ждет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz