Миссионерская православная газета. 2005 г. № 11. Ноябрь.

й г) № 11, ноякуь 2005________________-.j , V g . ' ____________________________________________________ Я и » н о н е ^ ( К і я п у а к о ш в н а я гл з е тд мвітшш По благословению Святейшего Пат­ р и ар ха Мо с ковс ко го и всея Руси Алексия II с 29 января по 4 февра­ ля в Москве будут проходить еже­ годный образовательный форум — XIV Международные Рождествен­ ские чтения. В этом году их тема: «Школа и Церковь: традиции и реформы образования». Чтения организу­ ет Отдел религиозного образова­ ния и катехизации Русской Пра­ вославной Церкви при участии Министерства образования и на­ уки России, Российской Акаде­ мии наук, Российской академии образования. Московского госу­ дарственного университета име­ ни М. В. Ломоносова, Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, других светских и церковных учреждений. Среди целей и задач Чтений — уяснение важности совершенство­ вания системы российского обра­ зования на основе разумного со­ четания многовековых отечествен­ ных образовательных традиций и мирового педагогического опыта; осмысление воспитания подраста­ ющего поколения как важнейшей задачи развития общества и укреп­ ления государства, изучение опы­ та духовного воспитания личнос­ ти, формирование персональной ответственности человека за свои дела и образ жизни; воспитание гражданственности и патриотиз­ ма, ориентация учащихся на на­ циональные этические ценности; формирование личности, осозна­ ющей свои права и свободы, об­ ладающей высокой гражданствен­ ностью, уважением к языку, тра­ дициям и культуре своего народа; интеграция личности в российс­ кую и мировую культуру. Основные направления работы Чтений Православное воспитание и об­ разование. Отечественные тради­ ции воспитания и образования в школе. Религиозное образование и светская школа. Фестиваль ду­ ховной культуры. Конференция «Внедрение православной культу­ ры в образовательные учреждения России». Круглый стол «Детское православное движение». Право­ славная культура в общеобразо­ вательной школе: пути и методы преподавания. Российская право­ славная гимназия: прошлое, на­ стоящее и будущее. Возрождение классического образования. Про­ блемы религиозного образова­ ния в высшей школе. Священник в школе. Духовно-нравственное воспитание в дошкольных обра­ зовательных учреждениях. Вос­ кресная школа: опыт работы и перспективы развития. Воспита­ ние подростков с девиантным по­ ведением. Роль духовного образо­ вания в становлении российского общества. Курсы катехизаторов: задачи, проблемы, решения. Цер­ ковнославянский язык —прелом­ ление традиций в современной культуре. Семья и школа. 1-2 ноября в Апатитах состоялся с ем и н а р «Духовно-нравственное воспитание по д ра с тающ е го поколения на основе православных традиций» Воспитание подрастающего поколения в традициях Православия Семинары, конференции Организаторами семинара выступи­ ли Отдел образования администра­ ции г. Апатиты и приходы Свято-Ус - пенской церкви и Церкви Новому- чеников и исповедников Российских г. Апатиты. В марте этого года подобный семи­ нар уже проводился, он также был посвящен проблемам образования и воспитания с точки зрения духовных основ русской культуры. И в этот раз снова говорили о необходимости спасения самосознания нашего на­ рода, о необходимости возвращения к истокам. Говорили, да не только. Дело со словом не разошлось. Одновременно с семинаром прохо­ дили трехдневные курсы, на которых учителя познакомились с образова­ тельной программой «Истоки». Да и работа семинара была более мас­ штабной, проходила в два дня. Пер­ вый день был посвящен слушанию пленарных докладов и посещению Полярно-альпийского ботаническо­ го сада и Хибиногорского женского монастыря (г. Кировск), второй —ра­ боте по секциям,в которых делились своим опытом те, кто уже работает в этом направлении. В первый день были заслушаны доклады настоятеля Свято-Николь- ского собора г. Мурманска, руково­ дителя Отдела религиозного обра­ зования и катехизации Мурманской и Мончегорской епархии иерея Ва­ силия Вольского, директора Духов­ но-просветительского центра «Се­ верная Фиваида» г. Вологды Тихо­ мировой Н. М. и преподавателя КФ ПетрГУ Котляренко П. Е. Открывая семинар, настоятель Свято-Успенской церкви протоие­ рей Василий Данилец выразил свои надежды на то, что «вместе нам удас­ тся сделать город чище и добрей и вернуть подрастающее поколение в гнездо, из которого мы выпали, вер­ нуться к тем корням и культуре, ког­ да дух русских был непобедим». Бо­ лее осторожной оказалась начальник отдела образования администрации г. Апатиты Кательникова С. С., ко­ торая заметила, что поддержка этого направления «будет возможна толь­ ко в рамках закона». О том, что воспитывать нравствен­ ность у подрастающего поколения на основе православных традиций законно, говорили все докладчики. Отец Василий Вольский обратил­ ся к интересным фактам, о которых почему-то мало кто знает. Например, что Россия подписала Декларацию ООН 1981 года об устранении всех форм нетерпимости и дискримина­ ции на основе религии или веры, в которой провозглашено, что каждый ребенок должен пользоваться пра­ вом на доступ к образованию в об­ ласти религии или веры в согласии с желанием его родителей. Отец Василий вопрошает: «Почему в Швеции, если 10 учеников из клас­ са пожелают изучать религию, госу­ дарство обязано предоставить им эту возможность», а в России, когда «у русских в генах заложены христиан­ ские идеалы», им отказывают? Вторил ему преподаватель КФ ПетрГУ Павел Евгеньевич Котля­ ренко в своем докладе «Школа и религия: история взаимоотноше­ ний». Он отметил, что по результа­ там последней переписи до сих пор свыше 60% населения России счи­ тают себя православными людьми. В школе недопустимо односторон­ не-атеистическое преподавание. Возрождение России немыслимо без воспитания детей и юношества в национальных традициях. Так как российская культура по своим кор­ ням православная, религиозная, то и знакомство с русской культурой при­ ведет к знакомству с миром религии. Но мы не предлагаем ввести в школе «Закон Божий», речь идет об основах нравственного воспитания на ве­ ковых традициях. Ни в коем случае знакомство с православными тради­ циями не умаляет традиций других конфессий. Наглядный пример сотрудничест­ ва церкви и государства прозвучал в выступлении Надежды Михайловны Тихомировой. Она является дирек­ тором Духовно-просветительского центра «Северная Фиваида». Рабо­ та центра начиналась с организации краеведческих чтений. Инициативу Надежды Михайловны создать ду­ ховно-просветительский центр под­ держал губернатор области. В 1998 году был создан Совет Согласия между представителями Вологод­ ской епархии и департаментом об­ разования. Со временем в образова­ тельных учреждениях была введена программа «Истоки». Эта програм­ ма родилась в светской среде, но она обращает детей к истокам, знакомит с ключевыми понятиями: «дом», «семья», «икона», «храм». С 2002 г. программа рекомендована Минис­ терством образования. Сейчас в «Се­ верной Фиваиде» работа идет пол­ ным ходом: ведется работа с детьми и их родителями, проводятся большие и малые чтения, выездные курсы, конференции, досуговые массовые мероприятия. После выездов детей на природу, в монастыри, они пере­ стают курить и материться. Результат видимый. Работают люди. В Апатитах, к счастью, тоже де­ лаются подобные шаги. Делились опытом «первопроходцы» на второй день работы семинара. В рамках се­ минара была проведена студенчес­ кая конференция «Наука и религия». В МДОУ № 46 «Семицветик» была организована секция для работников дошкольных учреждений г. Апатиты. Им продемонстрировали опыт при­ менения различных воспитательных программ: «Истоки», «Русь Святая», «Программа приобщения детей к ис­ токам русской культуры» - все они перекликаются, освещают ключевые понятия традиционного воспитания: «дом», «семья», «очаг», «родник», «родословная». После этого состоя­ лась дискуссия, на которой воспи­ татели делились своим опытом по духовно-нравственному воспитанию детей. Вторая секция вела работу в школе №15. Учителя из всех школ имели возможность прослушать до­ клады об активных формах работы с детьми, подробней узнать о курсе «Истоки», посетить открытые уро­ ки на темы «Традиции народов Рос­ сии из глубины веков» —в 9 классе, и «Бог —Творец прекрасного мира» — во 2-м. Последний давала учитель начальных классов Татьяна Васи­ льевна Авраменко. Сегодняшние ее второклассники —уже второй набор, в котором Татьяна Васильевна фа­ культативно ведет предмет Основы православной культуры. По призна­ нию родителей, в начале прошлого года класс Татьяны Васильевны был тяжелым, сейчас же дети очень пос­ лушны и раскрыли себя, дети поч­ ти не ссорятся —они знают, что это плохо. Результаты работы отметили не только родители, но и все присут- свующие на открытом уроке. Учите­ ля, по их собственному признанию, сами обучались в течение урока, са­ ми творили —и почувствовали, как прекрасен сотворенный мир. Слезы навернулись на их глазах, когда дети рассказывали о своих-мечтах. «Чтобы все были радостные». «Чтобы не бы­ ло войны». «Чтобы никогда не было террористов». «Бедные дети нашего времени», - отзывались учителя. (Продолжение на стр. 4)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz