Миссионерская православная газета. 2005 г. № 1. Январь.
№1, ЯНВАРЬ, 2005 Миссионерская прлеосмендя гдзетл HSSb Бег ІІІІ 88 » ПРИНЯВ Христиане, как ни странно, только в IV веке стали отмечать Рождество Спаси теля. Отчасти это объясняется древним обычаем вообще не праздновать день рождения (поэтому до сих пор более важ ным считается день ангела). Большее значение придавалось дню кончины, поскольку смерть считалась переходом от земной жизни к вечному блаженству. Как известно, день кончины святого му ченика называли natalitia, то есть «ро дины». Не случайно главным праздни ком для православных христиан остаёт ся день Воскресения Христова. Как возник праздник Рождества В конце декабря язычники отмеча ли праздники зимнего солнцестояния. Так, римляне с 17 по 24 декабря устраи вали знаменитые сатур налии, празднества в честь Сатурна, боже ства посевов и плодоро дия. Эти празднества были прообразом сред невековых карнавалов: на время сатурналий рабы становились господами, а господа —рабами. В самую длинную ночь года праздновалось воз вращение Солнца: новорожденное со лярное божество изображалось в виде младенца, который появлялся на свет из скалы. Затем детям дарили разные подарки. Заметим, что в Александрии празднества в честь возрождающего сол нца устраивались 6 января. В иранской религии бога-солнца Митры главным праздником было Natalis Solis Invicti («рождение непобедимого солнца»). Эта религия в Риме пользова лась такой популярностью, что в 274 году император Аврелий объявил этот праздник государственным и установил праздновать его 25 декабря. Как известно, в 325 году на Первом Вселенском Соборе, созванном импера тором Константином Великим в Никее, победило православное исповедание божественности Иисуса Христа. С это го времени прекращаются гонения на христиан и христианство получает офи циальное признание. Чтобы обратить язычников в истинную веру, их люби мый праздник зимнего солцеворота и обновления природы императорским указом было предписано праздновать как день рождения Христа, истинного Солнца, незаходимого «Солнца прав ды», которое не боится тьмы. К этому времени относятся и первые изображе ния Богомладенца и трёх волхвов на фресках в римских катакомбах. Поскольку в Евангелиях не указана точная дата Рождества, в некоторых древних церквях оно праздновалось, на пример, в марте или мае. На христианс ком Востоке 6 января отмечался празд ник Епифании, то есть Богоявления, который служил воспоминанием одно временно и рождения, и крещения Хри ста, когда Сын Человеческий явил миру свою Божественность. Эта традиция до сих пор сохранилась в армянской и эфи опских церквях. Почему 25-го декабря? В Евангелии точно указаны месяц и день смерти Христовой; а в Церкви из- рые отгоняли злых духов. Звезда на вер хушке напоминает о той звезде, кото рая привела волхвов в Вифлеем. Под ёлкой было принято устанавли вать рождественс кий вертеп-ясли. Вертеп Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 25-53-24. E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru И.о. редактора иерей Дмитрий Сизоненко. Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Мурманское областное книжное издательство». Тираж 7.000 экз. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а . Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм. Святки Фрагмент иконы Рождества Христова. Ярославль, 1660 год. сии введен григорианскии календарь, Русская Православная Церковь продол жает жить по юлианскому календарю, поэтому 7 января на гражданском ка лендаре соответствует дню 25 декабря по церковному календарю. Тр и волхва В истории о поклонении волхвов ре альные события перемешались с древ ними легендами. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы увидели восходящую звезду будущего царя иудеев, поэтому они отправляются к царю Ироду в Иеру салим, чтобы поклониться новорожден ному царевичу. Озадаченный этим со бытием, Ирод в тайне просит их в точ ности узнать о рождении младенца и сообщить ему. Волхвы отправляются в путь, и звезда, которую они видели на чала посыпали сеном —в память о вер тепе; в память о яслях его застилали бе лоснежной скатертью и ставили в цент ре ритуальное сочиво и другие кушанья. Непременный участник праздника — украшенная ёлка с зажжёнными свеча ми и подарками под ней. Елочка-кт^івица Ещё в древнем Египте, Шгдии, Риме и даже в вечнозелёнйе^еревья, увитые цветами, символизиро вали со бой вечную жизнь, а у северных народов ель почиталась как древо деторождения. В христианстве ель связана с Рожде- ством Традйция украшать ели возник ла в Германии в начале XVII века, а в Рос сии первая рождесданская^рка obBtayfeS ТіАевд августейшей супругой императора Востоке, приводит их к тому м ё с ^ Ч ^ ё I . ВXIX^^еЭ5іЬ было принято лежал новорожденный Иисус. Они по-, украшать красными яблоками (намёк на клонились Ему и ггрнесли в дар золото, запретный плод, который Ева вкусила с ладан и миро. древа познания 6 Эдемском саду), затем На фресках и картинах'волхвъ?часто йа,.ёЯйах-',ста^и появляться апельсины, изображены как представители тре^че- ‘ пфйпйгк и иушжнйіе человечки, кото- В сочельник кончается пост, а пос ле праздничной литургии люди раз говляются (то есть вкушают скоромную пищу), и начинаются Святки; это дни между Рождеством и Крещением. Святки —дни радости и веселия о ро дившемся Спасителе, поэтому приня то ходить в гости, навещать больных, стариков, заключённых, делать подйр~ ки, чтобы с другими разделить рожде ственское ликованиие. Какое же Рождество без колядова ния? И стар и млад наряжаются в кос тюмы, надевают маски и идут славить Христа. С пением колядок они идут от дома к дому, желали в песнях и прибаут ках добра и благоденствия хозяевам, по лучая за это угощения, обмениваясь по дарками. В заключение устраивались ка тания на горках и праздничное застолье. А Дед Мороз? Этот праздничный персонаж поис- тине не знает границ: американские дети называют его Санта-Клаусом. Его дальним родственником, как ни стран но, является... святитель Николай Чу дотворец. Дело в том, голландцы, пере с е л и вш е м в ty^cyjl век^./Дмерику, привезл»%«<||Йй обычай праУйдовать зимнегоДи колу и дарить в этотдейьдаг его ймени Друг другу ц о д а р к и ^ а ^ З й Синтер Клас стал иаве^д^нквёем под именем Санта-Клауса ’Йщйь вХІХ веке і он обрёл зйакомый намюблиК толстяч- ка|в красйой‘Шуб%с .©ютадистой'белой боррдѳй^-СРфрый несется по не&уна са- щіх, запрйЖеДарх йшЖшвдеи[.оленей- ^^рЬвогоднюю ночь он через печную трубу проникаеъжМоадКрерушным -детям, приносит подарки. Считалось, что он приезжает с Северного полюса, поэтому Финляндия с гордостью счи- гает.себя родиной Деда Мороза. і *5 к АтксанёрУ&ільцаві давна существовало убеждение, что жизнь истинного праведника должна насчитывать полное число лет, то есть день рождения (а ещё лучше день его за чатия) и день смерти совпадают. Итак, Христос умер и был зачат в день еврейс кой Пасхи, которая в тот год приходи лась на 25 марта. Если от этой даты мы отсчитаем 9 месяцев, то получим нашу дату Рождества Христова. Тогда почему мы празднуем Рожде ство 7 января? Хотя с 1918 года в Рос- ловеческих рас: черным, желтым и бе лым (эти цвета также символизируют и три периода человеческой жизни). Сочельник Сочельник назван так по обычаю с появлением первой звезды вкушать со чиво —сваренные в мёде зёрна пшени цы. Сочельник —это семейной ужин, которым заканчивался рождественский пост. По старинному обычаю, стол сна- В старину на Руси вертепом называ ли кукольный театр, в котором разыг рывались сцены Рождества. При этом Богомладенца обычно представляли, лишь имитируя за сценой плач ново рожденного, а Божия Матерь изобра жалась не куклами, а иконой. Зато пас тушков, волхвов, ангелов, праведного Иосифа играли куклы или живые актё ры. Во время представлений зажига лась вифлеемская звезда как символ пришествия в мир Спасителя и Заступ ника за всех обездоленных. Большой популярностью также пользовались скульптурные вертепы, которые устанавливаются в храмах и дома. Вокруг колыбельки с Младенцем помещаются фигурки Марии, Иосифа- обручника, пастушков, волхвов и жи вотных, которые в ту ночь согревали Новорожденного своим дыханием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz