Миссионерская православная газета. 2005 г. № 1. Январь.

№1, ЯНВАРЬ, 2005 Миссионерская прлеосмендя гдзетл HSSb Бег ІІІІ 88 » ПРИНЯВ Христиане, как ни странно, только в IV веке стали отмечать Рождество Спаси­ теля. Отчасти это объясняется древним обычаем вообще не праздновать день рождения (поэтому до сих пор более важ­ ным считается день ангела). Большее значение придавалось дню кончины, поскольку смерть считалась переходом от земной жизни к вечному блаженству. Как известно, день кончины святого му­ ченика называли natalitia, то есть «ро­ дины». Не случайно главным праздни­ ком для православных христиан остаёт­ ся день Воскресения Христова. Как возник праздник Рождества В конце декабря язычники отмеча­ ли праздники зимнего солнцестояния. Так, римляне с 17 по 24 декабря устраи­ вали знаменитые сатур­ налии, празднества в честь Сатурна, боже­ ства посевов и плодоро­ дия. Эти празднества были прообразом сред­ невековых карнавалов: на время сатурналий рабы становились господами, а господа —рабами. В самую длинную ночь года праздновалось воз­ вращение Солнца: новорожденное со­ лярное божество изображалось в виде младенца, который появлялся на свет из скалы. Затем детям дарили разные подарки. Заметим, что в Александрии празднества в честь возрождающего сол­ нца устраивались 6 января. В иранской религии бога-солнца Митры главным праздником было Natalis Solis Invicti («рождение непобедимого солнца»). Эта религия в Риме пользова­ лась такой популярностью, что в 274 году император Аврелий объявил этот праздник государственным и установил праздновать его 25 декабря. Как известно, в 325 году на Первом Вселенском Соборе, созванном импера­ тором Константином Великим в Никее, победило православное исповедание божественности Иисуса Христа. С это­ го времени прекращаются гонения на христиан и христианство получает офи­ циальное признание. Чтобы обратить язычников в истинную веру, их люби­ мый праздник зимнего солцеворота и обновления природы императорским указом было предписано праздновать как день рождения Христа, истинного Солнца, незаходимого «Солнца прав­ ды», которое не боится тьмы. К этому времени относятся и первые изображе­ ния Богомладенца и трёх волхвов на фресках в римских катакомбах. Поскольку в Евангелиях не указана точная дата Рождества, в некоторых древних церквях оно праздновалось, на­ пример, в марте или мае. На христианс­ ком Востоке 6 января отмечался празд­ ник Епифании, то есть Богоявления, который служил воспоминанием одно­ временно и рождения, и крещения Хри­ ста, когда Сын Человеческий явил миру свою Божественность. Эта традиция до сих пор сохранилась в армянской и эфи­ опских церквях. Почему 25-го декабря? В Евангелии точно указаны месяц и день смерти Христовой; а в Церкви из- рые отгоняли злых духов. Звезда на вер­ хушке напоминает о той звезде, кото­ рая привела волхвов в Вифлеем. Под ёлкой было принято устанавли­ вать рождественс­ кий вертеп-ясли. Вертеп Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 25-53-24. E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru И.о. редактора иерей Дмитрий Сизоненко. Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Мурманское областное книжное издательство». Тираж 7.000 экз. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а . Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм. Святки Фрагмент иконы Рождества Христова. Ярославль, 1660 год. сии введен григорианскии календарь, Русская Православная Церковь продол­ жает жить по юлианскому календарю, поэтому 7 января на гражданском ка­ лендаре соответствует дню 25 декабря по церковному календарю. Тр и волхва В истории о поклонении волхвов ре­ альные события перемешались с древ­ ними легендами. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы увидели восходящую звезду будущего царя иудеев, поэтому они отправляются к царю Ироду в Иеру­ салим, чтобы поклониться новорожден­ ному царевичу. Озадаченный этим со­ бытием, Ирод в тайне просит их в точ­ ности узнать о рождении младенца и сообщить ему. Волхвы отправляются в путь, и звезда, которую они видели на чала посыпали сеном —в память о вер­ тепе; в память о яслях его застилали бе­ лоснежной скатертью и ставили в цент­ ре ритуальное сочиво и другие кушанья. Непременный участник праздника — украшенная ёлка с зажжёнными свеча­ ми и подарками под ней. Елочка-кт^івица Ещё в древнем Египте, Шгдии, Риме и даже в вечнозелёнйе^еревья, увитые цветами, символизиро вали со­ бой вечную жизнь, а у северных народов ель почиталась как древо деторождения. В христианстве ель связана с Рожде- ством Традйция украшать ели возник­ ла в Германии в начале XVII века, а в Рос­ сии первая рождесданская^рка obBtayfeS ТіАевд августейшей супругой императора Востоке, приводит их к тому м ё с ^ Ч ^ ё I . ВXIX^^еЭ5іЬ было принято лежал новорожденный Иисус. Они по-, украшать красными яблоками (намёк на клонились Ему и ггрнесли в дар золото, запретный плод, который Ева вкусила с ладан и миро. древа познания 6 Эдемском саду), затем На фресках и картинах'волхвъ?часто йа,.ёЯйах-',ста^и появляться апельсины, изображены как представители тре^че- ‘ пфйпйгк и иушжнйіе человечки, кото- В сочельник кончается пост, а пос­ ле праздничной литургии люди раз­ говляются (то есть вкушают скоромную пищу), и начинаются Святки; это дни между Рождеством и Крещением. Святки —дни радости и веселия о ро­ дившемся Спасителе, поэтому приня­ то ходить в гости, навещать больных, стариков, заключённых, делать подйр~ ки, чтобы с другими разделить рожде­ ственское ликованиие. Какое же Рождество без колядова­ ния? И стар и млад наряжаются в кос­ тюмы, надевают маски и идут славить Христа. С пением колядок они идут от дома к дому, желали в песнях и прибаут­ ках добра и благоденствия хозяевам, по­ лучая за это угощения, обмениваясь по дарками. В заключение устраивались ка­ тания на горках и праздничное застолье. А Дед Мороз? Этот праздничный персонаж поис- тине не знает границ: американские дети называют его Санта-Клаусом. Его дальним родственником, как ни стран­ но, является... святитель Николай Чу­ дотворец. Дело в том, голландцы, пере­ с е л и вш е м в ty^cyjl век^./Дмерику, привезл»%«<||Йй обычай праУйдовать зимнегоДи колу и дарить в этотдейьдаг его ймени Друг другу ц о д а р к и ^ а ^ З й Синтер Клас стал иаве^д^нквёем под именем Санта-Клауса ’Йщйь вХІХ веке і он обрёл зйакомый намюблиК толстяч- ка|в красйой‘Шуб%с .©ютадистой'белой боррдѳй^-СРфрый несется по не&уна са- щіх, запрйЖеДарх йшЖшвдеи[.оленей- ^^рЬвогоднюю ночь он через печную трубу проникаеъжМоадКрерушным -детям, приносит подарки. Считалось, что он приезжает с Северного полюса, поэтому Финляндия с гордостью счи- гает.себя родиной Деда Мороза. і *5 к АтксанёрУ&ільцаві давна существовало убеждение, что жизнь истинного праведника должна насчитывать полное число лет, то есть день рождения (а ещё лучше день его за­ чатия) и день смерти совпадают. Итак, Христос умер и был зачат в день еврейс­ кой Пасхи, которая в тот год приходи­ лась на 25 марта. Если от этой даты мы отсчитаем 9 месяцев, то получим нашу дату Рождества Христова. Тогда почему мы празднуем Рожде­ ство 7 января? Хотя с 1918 года в Рос- ловеческих рас: черным, желтым и бе­ лым (эти цвета также символизируют и три периода человеческой жизни). Сочельник Сочельник назван так по обычаю с появлением первой звезды вкушать со­ чиво —сваренные в мёде зёрна пшени­ цы. Сочельник —это семейной ужин, которым заканчивался рождественский пост. По старинному обычаю, стол сна- В старину на Руси вертепом называ­ ли кукольный театр, в котором разыг­ рывались сцены Рождества. При этом Богомладенца обычно представляли, лишь имитируя за сценой плач ново­ рожденного, а Божия Матерь изобра­ жалась не куклами, а иконой. Зато пас­ тушков, волхвов, ангелов, праведного Иосифа играли куклы или живые актё­ ры. Во время представлений зажига­ лась вифлеемская звезда как символ пришествия в мир Спасителя и Заступ­ ника за всех обездоленных. Большой популярностью также пользовались скульптурные вертепы, которые устанавливаются в храмах и дома. Вокруг колыбельки с Младенцем помещаются фигурки Марии, Иосифа- обручника, пастушков, волхвов и жи­ вотных, которые в ту ночь согревали Новорожденного своим дыханием.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz