Миссионерская православная газета. 2005 г. № 1. Январь.
№ 1, ЯНВАРЬ, 2005 Миссионерская п р а е о с м в н л я глзетл r e v' Четыре постулата Недзельского Архиепископ Симон (в центре) и Влаимир Иванович Недзельский (слева) с членами Православного молодёжного центра. Проблема переходного возраста возникла не сегодня. Но сегодня в обстановке внезапных перемен молодёжные проблемы выглядят фатально неразрешимыми. Слишком рано в молодёжной среде возникают проблемы социаль ного неравенства. С одной стороны, благополучные "юные лидеры", а с другой - никому не нужные, выброшенные из жизни дети, которые сбиваются в стаи, озлобившись против враждебного к ним мира. Вторых больше. Пока чиновники от молодёж ной п о ли тики рас суждают о том, что молодёжь безвозвратно загублена, а путь вывода её из тупика неведом, люди, у кото рых по-настоящему болит душа за подростков, потерявшихся в нынешней жи зни, ежедневно пр а к ти ч е с ки сп а с ают детей, оказавшихся на краю бездны. Владимир Иванович Нед зельский, руководитель п р о граммы «Дети Кольской земли», в рамках которой уже 4 года ра ботает Православный молодёж ный центр при Мурманской епархии, именно такой человек Кроме мощной харизмы и ш и рокой души, готовой распах нуться для каждого, у Недзельс кого есть концепция, которая выросла в целую философию, соединиласьс реальной жизнью и даёт поразительные результа ты. Кстати, «результат» — его любимое слово. С чего все началось? В 2001 г, два человека, которым была по- настоящему небезразлична судь ба детей, слоняющихся по горо ду в «ахиллесово время» (с і 8:00 до 24:00), и обитателей подва лов, пополняющих криминаль ные группировки города, собра лись, чтобы вместе искать пути спасения этих ребятишек. Не д з е л ь с к ий в с помин а е т : «Не один день мы с Владыкой Си моном обсуждали проблему. Мы анализировали ситуацию в горо де, в криминальных группиров ках, в школьной среде, как ре бята чувствуют себя дома, на улице, о чем думают, что меша ет им жить. Когда почувствова ли , что готовы к разговору с деть- ми. Владыка накрыл в своей тра пезной стол, и мы собрали в храме руководителей молодёж ных неформальных группиро вок, которых разыскивали по подвалам. Вместе с подростка ми думали, с чего начать —так родился Православный моло д ёж ный центр. Ребята стали приходить убирать территорию вокруг храма, чистили снег. Им накрывали стол в общей трапез ной, и взамен ничего не требо вали». Задача центра —отодви нуть их от края бездны. Но как это сделать? С молодёжью нельзя «рабо тать». Нужно вместе с ней жить и решать её проблемы. Это глав ный постулат Нед зельско го . Результат зависит от чётко по ставленной, выверенной цели. Цель Православного молодёж ного центра —полноценное раз витие православной духовной культуры, физич е ское и про ф е с с и о н а л ь н о е с т ан о в л ен и е гражданина своей страны. При этом только гармоничное раз витие человека даст результат. Ф у н д ам е н т , на к о т о р ом строится жизнь Православного центра, - это люди. Владимир Иванович говорит об особом типе пассионарных личностей с абсолютными о гранич ения ми. К детям нужно приходитьс заповедями Христовыми в сер дце и быть примером служения этим заповедям. Человек, кото рому поверили подростки, не позволит себе многих вещей, обычных для других. Он не бро сит ребенка, он будет принад лежать детям круглосуточно. — До 12 часов ночи мы выс лушиваем по телефону всех, с 12.00 до 2.00 —тех, у кого слож ности, а после 2-х часов ночи — кого быот, —говорит Недзельс кий, и становится понятно, что перед нами человек редкой по роды подвижников, готовых к с амоо тр еч ению ради других. Его философия соединяется с практикой на основе 4-х взаи мосвязанных принципов, кото рые были выстраданы за 4 года работы . П р и н ц и п п ер вый — О Ч Е Л О В Е Ч И ВА Н И Е . Если человек интересен подростку, тот на подсознательном уров не впитывает в себя и черты его характера, и мировоззрение, и образ жизни. —Расширяя круг общения детей, мы расширяем их круго7 зор, —говорит Владимир Ива нович. —Через общение уста навливаются отношения с любой структурой. Когда мили ционер придёт не с дубинкой, а с коробкой конфет, отноше ния устанавливаются легче. Пусть это и станет молодёжной политикой органов внут ренних дел. У Православного молодёж ного центра существует нефор мальный и формальный догово ры с Еоснаркоконтролем. Пер вое, что сделали сотрудники этой организации, —собрали среди личного состава библио теку и подарили Центру. Они со бирают вещи для обездоленных детей, купили усилитель, синте затор, колонки. Летом дали ав тобус для поездки детей в Вар- зугу. С ребятами поехал началь ник оперслужбы Б. Ю. Дёмин. Он ночевал в палатке вместе с подростками, и они увидели в нём человека. Недзельский рассказывает показательный случай: —Мы как-то делали большой празд ник в пельменной на конечной остановке 29-го автобуса. Стар ший оперуполномоченный Гос- наркоконтроля М. Л. Сахневич пришёл без маски и сказал: «Ре бята, я пришел вас защищать». Вместе поели. Потом один кру той хлопец —по три раза в не делю попадает в милицию —го ворит: «Это же нормальный мент!» Вот молодёжная полити ка Госнаркоконтроля! Недзель ский долго может говорить о своих единомышленниках и сподвижниках. —Директора школы № 37 И. Я. Шкляра любят ученики, потому что он за них в огонь и в воду. Владимир Иванович считает большой ошибкой государства, когда вместо того, чтобы занять ся профилактикой молодёжных проблем, оно ждёт, когда беда уже случится, и тогда только вы сылает «похоронную команду». —Но ведь гораздо разумнее и дешевле не давать юному че ловеку упасть, заболеть. Неуже ли «похоронная команда» заин тересована в том, чтобы дети по гибали? Да, потомучто это сулит реальные финансы —говорит В. И. Недзельский. Второй принцип —ПРАВО СЛАВИЕ. Церковь —страж мо рали, пока человек идёт по ко ридору, отмеченному 10 запо ведями. Чтобы помочь подросткам, священники идут на улицу, в подворотню, в мили цию, говорят с родителями, под час, нетрезвыми. Ребята из Пра вославного центра имеют воз можность регулярно общаться со священниками, спросить совета. Принцип третий, любимый —МАЛАЯ РОДИНА. Недзельс кий считает, что это самая удач ная наработка. Малая Родина — это семья с её морально-нрав ственным климатом: или там пьют и бьют, или картины рису ют. Это друзья и их объединяю щее начало: или они вместе во руют или вместе на рыбалку ез дят. Это школа и результат её влияния. Это уличная среда и царящие там нравы. Это приро да: река, лес, её состояние и до ступность. Малая Родина —это ещё и состояние территории вокругдома. Малая Родина—это и отношения с госструктурами. На уровне подростка это участ ковый милиционер, подростко вый врач, пожарник, работник торговли. Это состояние право порядка и степень влияния на уличную среду. Из этого склады вается малая Родина. —Если в сумме среда полу чается некомфортной, если подростку там холодно, боль но, как мы можем призывать человека идти умирать за Роди ну, выполняя гражданский долг? —спрашивает В. И. Не дзельский и сам отвечает: —Всё это решаемо, —он по казывает фотографии, сделан ные во время поездки в Варзугу. —Вот храмXVI века, а вот совре менная палатка, подаренная, кстати, тюрьмой. —Пусть луч ше ночуют здесь, чем на уголь ной базе. Дети поражались не только красоте природы и архи тектуры, но и тому, что на домах нет замков (когда уходят, ставят удвери лопату). Местные жите ли кормили и поили ребят как самых дорогих гостей. «Да что ж они такие добрые?» —спраши вали дети. Мы взяли их из аг рессивной жилстроевской сре ды и окунули в другую, добрую. Когда у подростков появляется тяга к лучшему, к прекрасному, это уже неистребимо. Принцип четвёртый —ТРУД —мерило взаимоотношений. Все плюсы и минусы, которые есть в человеке, проявляются в коллективном труде: добросове стность, корысть, леность, бес корыстие, человеколюбие. Вся деятельность Право славного центра базируется в школах. Работают модельная студия «Моделька» —под руко водством учителей девочки соз дают модели и шьют из тех ве щей, которые поступают в ка честве гуманитарной помощи. Традиционно в школах органи зуется праздники на Рождество и Пасху, создаётся автошкола, вокально-инструментальная группа «Зелеёная линия», бес платно проводятся тренировки по самбо, уже пишутся сцена рии для видеожурнала «Ера лаш», в 37-й школе девочки за нимаются в фольклорной сту дии. А ещё сколько идей! Есть планы создать театральную сту дию, танцевальную, хоровую (многие девочки поют в цер ковном хоре), слесарную мас терскую. Проблем с кадрами нет —родители помогают. А те из родителей, кто сам нуждает ся в помощи, глядя на детей, на чинают втягиваться в нормаль ную жизнь. Многие украдкой ходят в церковь. А это добрый знак. —Главное достижение в том, что мы уже вырвали детей из тьмы, и обратно им не хочется. Они уже повернулись к солныш ку, —говорит Недзельский. С радостью отмечает, что в последнее время есть сигналы со стороны администрации о стремлении найти общий язык. На Православном молодёжном форуме (об этом см. Православ ную миссионерскую газету, 2004, № 8, август) были предста вители госструктур: Мостовой из управления по делам моло дёжи, Вертинская из областно го комитета по образованию. Недзельский верит, что здравый смысл и искреннее же лание послужить молодёжи во зобладают в душах представи телей аппарата. Что найдётся в одной из закрывающихся школ помещение для круглосуточ ной работы Православного цен тра, куда можно будет забрать самых обездоленных. Где мож но будет под одной крышей от крыть спортзал, столярную, слесарную мастерские, авто школу, музыкальные студии. - Раз Церковь взяла на себя роль по подготовке ребят к службе в армии —а из приходя щих к нам 60% хочет служить, через три месяца —все 100%; раз мы искореняем криминал, разваливаем банды, значит, пора государству положительно вмешаться, —говорит Влади мир Иванович. И у него хватит сил, опти мизма, и любви для того, чтобы воплотить все свои планы. Ему приходилось когда-то подни маться в русскую смертную ата ку, когда 29 человек пошли про тив 4 тысяч противника. «Если враги нас выпустили, со своими сможем договориться», —смеёт ся В. И. Недзельский. Роман Фрост.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz