Миссионерская православная газета. 2005 г. № 1. Январь.

№ 1, ЯНВАРЬ, 2005 Миссионерская п р а е о с м в н л я глзетл r e v' Четыре постулата Недзельского Архиепископ Симон (в центре) и Влаимир Иванович Недзельский (слева) с членами Православного молодёжного центра. Проблема переходного возраста возникла не сегодня. Но сегодня в обстановке внезапных перемен молодёжные проблемы выглядят фатально неразрешимыми. Слишком рано в молодёжной среде возникают проблемы социаль­ ного неравенства. С одной стороны, благополучные "юные лидеры", а с другой - никому не нужные, выброшенные из жизни дети, которые сбиваются в стаи, озлобившись против враждебного к ним мира. Вторых больше. Пока чиновники от молодёж­ ной п о ли тики рас суждают о том, что молодёжь безвозвратно загублена, а путь вывода её из тупика неведом, люди, у кото­ рых по-настоящему болит душа за подростков, потерявшихся в нынешней жи зни, ежедневно пр а к ти ч е с ки сп а с ают детей, оказавшихся на краю бездны. Владимир Иванович Нед ­ зельский, руководитель п р о ­ граммы «Дети Кольской земли», в рамках которой уже 4 года ра­ ботает Православный молодёж­ ный центр при Мурманской епархии, именно такой человек Кроме мощной харизмы и ш и ­ рокой души, готовой распах­ нуться для каждого, у Недзельс­ кого есть концепция, которая выросла в целую философию, соединиласьс реальной жизнью и даёт поразительные результа­ ты. Кстати, «результат» — его любимое слово. С чего все началось? В 2001 г, два человека, которым была по- настоящему небезразлична судь­ ба детей, слоняющихся по горо­ ду в «ахиллесово время» (с і 8:00 до 24:00), и обитателей подва­ лов, пополняющих криминаль­ ные группировки города, собра­ лись, чтобы вместе искать пути спасения этих ребятишек. Не­ д з е л ь с к ий в с помин а е т : «Не один день мы с Владыкой Си ­ моном обсуждали проблему. Мы анализировали ситуацию в горо­ де, в криминальных группиров­ ках, в школьной среде, как ре­ бята чувствуют себя дома, на улице, о чем думают, что меша­ ет им жить. Когда почувствова­ ли , что готовы к разговору с деть- ми. Владыка накрыл в своей тра­ пезной стол, и мы собрали в храме руководителей молодёж­ ных неформальных группиро­ вок, которых разыскивали по подвалам. Вместе с подростка­ ми думали, с чего начать —так родился Православный моло ­ д ёж ный центр. Ребята стали приходить убирать территорию вокруг храма, чистили снег. Им накрывали стол в общей трапез­ ной, и взамен ничего не требо­ вали». Задача центра —отодви­ нуть их от края бездны. Но как это сделать? С молодёжью нельзя «рабо­ тать». Нужно вместе с ней жить и решать её проблемы. Это глав­ ный постулат Нед зельско го . Результат зависит от чётко по­ ставленной, выверенной цели. Цель Православного молодёж­ ного центра —полноценное раз­ витие православной духовной культуры, физич е ское и про ­ ф е с с и о н а л ь н о е с т ан о в л ен и е гражданина своей страны. При этом только гармоничное раз­ витие человека даст результат. Ф у н д ам е н т , на к о т о р ом строится жизнь Православного центра, - это люди. Владимир Иванович говорит об особом типе пассионарных личностей с абсолютными о гранич ения ­ ми. К детям нужно приходитьс заповедями Христовыми в сер­ дце и быть примером служения этим заповедям. Человек, кото рому поверили подростки, не позволит себе многих вещей, обычных для других. Он не бро­ сит ребенка, он будет принад­ лежать детям круглосуточно. — До 12 часов ночи мы выс­ лушиваем по телефону всех, с 12.00 до 2.00 —тех, у кого слож­ ности, а после 2-х часов ночи — кого быот, —говорит Недзельс­ кий, и становится понятно, что перед нами человек редкой по ­ роды подвижников, готовых к с амоо тр еч ению ради других. Его философия соединяется с практикой на основе 4-х взаи­ мосвязанных принципов, кото­ рые были выстраданы за 4 года работы . П р и н ц и п п ер вый — О Ч Е Л О В Е Ч И ВА Н И Е . Если человек интересен подростку, тот на подсознательном уров­ не впитывает в себя и черты его характера, и мировоззрение, и образ жизни. —Расширяя круг общения детей, мы расширяем их круго7 зор, —говорит Владимир Ива­ нович. —Через общение уста­ навливаются отношения с любой структурой. Когда мили­ ционер придёт не с дубинкой, а с коробкой конфет, отноше­ ния устанавливаются легче. Пусть это и станет молодёжной политикой органов внут­ ренних дел. У Православного молодёж­ ного центра существует нефор­ мальный и формальный догово­ ры с Еоснаркоконтролем. Пер­ вое, что сделали сотрудники этой организации, —собрали среди личного состава библио­ теку и подарили Центру. Они со­ бирают вещи для обездоленных детей, купили усилитель, синте­ затор, колонки. Летом дали ав­ тобус для поездки детей в Вар- зугу. С ребятами поехал началь­ ник оперслужбы Б. Ю. Дёмин. Он ночевал в палатке вместе с подростками, и они увидели в нём человека. Недзельский рассказывает показательный случай: —Мы как-то делали большой празд­ ник в пельменной на конечной остановке 29-го автобуса. Стар­ ший оперуполномоченный Гос- наркоконтроля М. Л. Сахневич пришёл без маски и сказал: «Ре­ бята, я пришел вас защищать». Вместе поели. Потом один кру­ той хлопец —по три раза в не­ делю попадает в милицию —го­ ворит: «Это же нормальный мент!» Вот молодёжная полити­ ка Госнаркоконтроля! Недзель­ ский долго может говорить о своих единомышленниках и сподвижниках. —Директора школы № 37 И. Я. Шкляра любят ученики, потому что он за них в огонь и в воду. Владимир Иванович считает большой ошибкой государства, когда вместо того, чтобы занять­ ся профилактикой молодёжных проблем, оно ждёт, когда беда уже случится, и тогда только вы­ сылает «похоронную команду». —Но ведь гораздо разумнее и дешевле не давать юному че­ ловеку упасть, заболеть. Неуже­ ли «похоронная команда» заин­ тересована в том, чтобы дети по­ гибали? Да, потомучто это сулит реальные финансы —говорит В. И. Недзельский. Второй принцип —ПРАВО­ СЛАВИЕ. Церковь —страж мо­ рали, пока человек идёт по ко­ ридору, отмеченному 10 запо­ ведями. Чтобы помочь подросткам, священники идут на улицу, в подворотню, в мили­ цию, говорят с родителями, под­ час, нетрезвыми. Ребята из Пра­ вославного центра имеют воз­ можность регулярно общаться со священниками, спросить совета. Принцип третий, любимый —МАЛАЯ РОДИНА. Недзельс­ кий считает, что это самая удач­ ная наработка. Малая Родина — это семья с её морально-нрав­ ственным климатом: или там пьют и бьют, или картины рису­ ют. Это друзья и их объединяю­ щее начало: или они вместе во­ руют или вместе на рыбалку ез­ дят. Это школа и результат её влияния. Это уличная среда и царящие там нравы. Это приро­ да: река, лес, её состояние и до­ ступность. Малая Родина —это ещё и состояние территории вокругдома. Малая Родина—это и отношения с госструктурами. На уровне подростка это участ­ ковый милиционер, подростко­ вый врач, пожарник, работник торговли. Это состояние право­ порядка и степень влияния на уличную среду. Из этого склады­ вается малая Родина. —Если в сумме среда полу­ чается некомфортной, если подростку там холодно, боль­ но, как мы можем призывать человека идти умирать за Роди­ ну, выполняя гражданский долг? —спрашивает В. И. Не­ дзельский и сам отвечает: —Всё это решаемо, —он по­ казывает фотографии, сделан­ ные во время поездки в Варзугу. —Вот храмXVI века, а вот совре­ менная палатка, подаренная, кстати, тюрьмой. —Пусть луч­ ше ночуют здесь, чем на уголь­ ной базе. Дети поражались не только красоте природы и архи­ тектуры, но и тому, что на домах нет замков (когда уходят, ставят удвери лопату). Местные жите­ ли кормили и поили ребят как самых дорогих гостей. «Да что ж они такие добрые?» —спраши­ вали дети. Мы взяли их из аг­ рессивной жилстроевской сре­ ды и окунули в другую, добрую. Когда у подростков появляется тяга к лучшему, к прекрасному, это уже неистребимо. Принцип четвёртый —ТРУД —мерило взаимоотношений. Все плюсы и минусы, которые есть в человеке, проявляются в коллективном труде: добросове­ стность, корысть, леность, бес­ корыстие, человеколюбие. Вся деятельность Право­ славного центра базируется в школах. Работают модельная студия «Моделька» —под руко­ водством учителей девочки соз­ дают модели и шьют из тех ве­ щей, которые поступают в ка­ честве гуманитарной помощи. Традиционно в школах органи­ зуется праздники на Рождество и Пасху, создаётся автошкола, вокально-инструментальная группа «Зелеёная линия», бес­ платно проводятся тренировки по самбо, уже пишутся сцена­ рии для видеожурнала «Ера­ лаш», в 37-й школе девочки за­ нимаются в фольклорной сту­ дии. А ещё сколько идей! Есть планы создать театральную сту­ дию, танцевальную, хоровую (многие девочки поют в цер­ ковном хоре), слесарную мас­ терскую. Проблем с кадрами нет —родители помогают. А те из родителей, кто сам нуждает­ ся в помощи, глядя на детей, на­ чинают втягиваться в нормаль­ ную жизнь. Многие украдкой ходят в церковь. А это добрый знак. —Главное достижение в том, что мы уже вырвали детей из тьмы, и обратно им не хочется. Они уже повернулись к солныш­ ку, —говорит Недзельский. С радостью отмечает, что в последнее время есть сигналы со стороны администрации о стремлении найти общий язык. На Православном молодёжном форуме (об этом см. Православ­ ную миссионерскую газету, 2004, № 8, август) были предста­ вители госструктур: Мостовой из управления по делам моло­ дёжи, Вертинская из областно­ го комитета по образованию. Недзельский верит, что здравый смысл и искреннее же­ лание послужить молодёжи во­ зобладают в душах представи­ телей аппарата. Что найдётся в одной из закрывающихся школ помещение для круглосуточ­ ной работы Православного цен­ тра, куда можно будет забрать самых обездоленных. Где мож­ но будет под одной крышей от­ крыть спортзал, столярную, слесарную мастерские, авто­ школу, музыкальные студии. - Раз Церковь взяла на себя роль по подготовке ребят к службе в армии —а из приходя­ щих к нам 60% хочет служить, через три месяца —все 100%; раз мы искореняем криминал, разваливаем банды, значит, пора государству положительно вмешаться, —говорит Влади­ мир Иванович. И у него хватит сил, опти­ мизма, и любви для того, чтобы воплотить все свои планы. Ему приходилось когда-то подни­ маться в русскую смертную ата­ ку, когда 29 человек пошли про­ тив 4 тысяч противника. «Если враги нас выпустили, со своими сможем договориться», —смеёт­ ся В. И. Недзельский. Роман Фрост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz