Миссионерская православная газета. 2005 г. № 1. Январь.
№ 1 , ЯНВАРЬ, 2005 МиССИОНврСКАЯ П РЛ ЕО СМ еМ Я г д з е т д fy < ^ ----------- -------------------------— ...................... .... В гостях уЖоховых Этим летом, когда вместе с иеро монахом Иоанном (Суходоло- вым) мы возвращались из па ломнической поездки в Киев, путь наш лежал через Санкт- Петербург. В Питере мы долж ны были находиться в течение шести «асов, а затем вечером от правляться в Мурманск. Ещё в пути отец Иоанн решил посе тить в Питере святые места, а я, зная, что в городе на Неве живет дочь отца Владимира Жохова, очень надеялся на эту встречу. Встреча это по Божией ми лости состоялась. Удивительно ещё и го. что в это время в гос тях у Ольги Владимировны на ходился её брат, старший сын отца Владимира , Ан а т олий Владимирович, со своей женой Нонной Алексеевной (они ж и вут в Перми). И в день моего отъезда все они должны были уезжать в Москву. Приехал бы я днём позже —и встречабы наша і ' 0 состоялась. Простые, верующие, интел лигентные люди, которые вос приняли Христа, как говорит ся, с молоком матери. Анато лий кандидат философских наук, музыкант, филолог, педа- !о г, религиовед; Ольга —худож н и к - и к о н о п и с е ц ; у знав , что приехал с в ящ е н н и к из Мур манска , п ришли повида т ься внуки отца Владимира К о н стантин и Максим (они, как и их мама, пишут иконы). Я беседую с родными отца Владимира, а на нас с фотогра фии на стене смотрит сам ба тюшка. Встреча наша состоя лась в день празднования Ка занской иконы Божией Матери (21 июля), а отец Владимир в течение 10 лет служил в Казан ской церкви в местечке Кочпон близ Сыктывкара, и рукополо жен он был в 1945 г. также в праз дник Казанской иконы Божи ей Матери. — Вот гак подарок мне па почка прислал, — удивляется Ольга (именины у неё через 3 дня —24 июля). Меня интересует любая де таль в биографии отца Владими ра, прежде всего взаимоотноше ния в семье. —У нас в семье был «домо строй», - улыбается Ольга, —мы всегда чувствовали, что они ро ли! ели. а мы дети. Мы всегда бо ялись обидеть родителей. Авто ритет отца всегда был в семье, отец строгий был. Я ведь одна дочь (вымоленная). Остальные —ребята. И вот как-то, помню, обидели братья меня в детстве, вдруг слышим с мамой: отец громко поёт в комнате, загляну ли, аон сыновей ремнём воспи тывает и поёт одновременно, а они держатся, только чтобы не заплакать: стыдно —мальчиш ки. Когда отец служил в Кочпо- не, в 1960 году еголишили реги Семейная фотография Жоховых. В центре - св. Библия и «Настольная книга для священно- и церковнослужителей». Сидят слева направо: Евгения Никитична Болотова (мать жены), Анна Никитична Жохова (мать протоиерея Владимира Жохова). Стоят: Владимир, Ольга, Анатолий, Елизавета Ивановна (жена), протоиерей Владимир Жохов, Нина Платоновна (сестра), Иоанн, Николай, г. Сыктывкар, 1958 год. страции при Хрущёве. Помню, народ ревел, толпами к нам хо дили, его очень любили: он вни мательно относился к любым вопросам,просьбам. Статья по явилась в газете: «... поп своей дочери купил фортепьяно». Отец в семье был на первом месте. Если он днём отдыхал, т иш и н а в доме соблюдал а с ь полнейшая. Для матушки б а тюшка - это её жизнь. Когда отец ушёл из жизни, мама гово рит: «Теперь-то я совсем одна ос талась». Она только для него жила всю жизнь: «Как Володень ка?» Он для неё был всё. Мама весёлая была, отец ей ещё до свадьбы сказал: «Имей в виду, я могу стать священником». Дед наш, Платон Матвеевич, был специалистом по обработ ке металлов, работал в 30-е годы на Путиловском заводе. Как-то на заводе он сказал: «Немцы не хуже нас лафеты делают». И его арестовали и репрессировали — так и скончался в заключении. Он состоял в обществе «чуриков- цев» (трезвенников), не ел мяса и не пил вина. Отец и сам 8 лет мяса не ел. Когда папе было 7 лет, он строил макеты церквей (они сохранились в семье Жохо вых) и, накинув на себя кусок материи, играл в священника. Папа имел художественный вкус, чистота всегда была иде альная, очень любил аккурат ность. Конечно, отец очень хо тел, чтобы кто-то из сыновей был священником, но делал это без насилия. В семье у нас поощря лось, если ребёнок исповедовал ся и причастился, старались со здать атмосферу праздника — ка к ой -т о маленький подарок приготовить. Рассказ о семейных традици ях продолжает Анатолий Влади мирович: — Огромное значение прида вал батюшка регулярному чте нию Священного Писания, ко торое хорошо знал. Ск о л ь к о себя помню, с раннего детства в Протоиерей Владимир Жохов. Добрая память о первом настоятеле Николаевского храма г. Мурманска протоиерее Владимире Жохове осталась у са мыхразных людей во многих городах нашей страны: в Моск ве, где у него было много друзей и почитателей среди творчес кой интеллигенции, в Мурманске, где ему довелось заново воз рождать церковную жизнь после 22-летнего отсутствия храма, в Котласе, где он восстанавливал храм, в Коми, где он развеял страх перед богоборческой властью и достойно про нёс крест исповедника, в Перми, где он завершил жизненный путь. Мне не пришлось встречаться с отцом Владимиром при его земной жизни, но те чудесные встречи, которые были да рованы мне Богом после его ухода в вечность, ясно свидетель ствуют о том, что общение между живыми и усопшими не прекращается — оно становится ещё более тесным. Отец Василий Вольский (в центре) с детьми и внуками протоиерея Владимира Жохова: Анатолий (слева), Ольга (справа). семейном кругу читали каждый день Новый Завет с разбором текста и к омм е н т а р и ям и б а тюшки. Причём он очень по ощрял вопросы по поводу про читанного, задаваемые детьми. За особо хороший вопрос даже премировал какой-нибудь сла достью или игрушкой. Замеча тельная семейная традиция. Наказания у батюшки были интересные. Для меня, напри мер, самым страшным наказа ни ем было л иш е н и е ч тения книг. Бы в а л о , о т ец скажет : «Анатолий! Два дня без книг». Один из методов наказания — переписывание книг, преиму щественно духовного содержа ния (ведь религиозная литера тура тогда не издавалась). По мню, брат Ванечка переписывал «Размышления о Божественной литургии» Н. В. Гоголя. Двой ная польза: и воспитание по слушания, и для развития. Батюшка очень тщательно часами готовился к проповедям —библиотека у нас была очень богатая. Он никогда не читал проповедь по бумажке. Много для него значило искусство. Отец Владимир любил музыку, пение, знал классический опер ный репертуар, много опер знал наизусть, любую партию мог ис полнить. По вечерам, если не было поста, в доме звучала му зыка. Батюшка часто пел, играл на фисгармонии и лютне. Отец обладал и искусством слова, всю жизнь писал стихи, оставил л и тературоведческий анализ пере водов Шекспира разными по этами. Батюшка увлекался жи вописью, он хотел, чтобы кто-то из сыновей стал художником. Он был настоящим пасты рем. Умел слово сказать и про стому человеку, и образованно му. Скольких людей он к Богу обратил и окрестил! В нашем доме чуть ли не каждый день были гости. Приходили и бап тисты, и католики, и атеисты — кого только не было. И он си лой своего слова приводил лю дей к истинной вере. Был такой священник —отец Александр Ватулин, в прошлом протестант. Он через батюшку не тол ько со знательно принял Православие, но и стал священником , пре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz