Миссионерская православная газета. 2004 г. № 9. Сентябрь.
S № 9, сентябрь, 2004 миссионерская православная газета Богословский клуб « Нам не дано предугадать... » в о п р о с у ф и л и о к в е «Два Рима, латинский и греческий, по-разно- му восприняли и интерпретировали христианс кую весть». Выбрав в качестве отправной точки эту идею проф. А. С. Панарина, автора книги «Православная цивилизация в глобальном мире», сразу же обозначу свое видение сути различия. На мой взгляд, всё упирается в филиокве, в отступническое - в догматическом смысле - до полнение, принятое западным христианством по отношению к восьмому члену Символа веры. Идея об исхождении Святого Духа «от Отца и Сына» стала овладевать умами западных отцов ещё в IV в. Восточные богословы отвергали её, исходя уже из простого соображения: не может творение быть равным Творцу. Однако в теологических спо рах филиокве упорно пробивало себе дорогу, пока не закрепилось в католической догматике. Подобная ситуация, безусловно, свидетельству ет в пользу целеустремленности, гибкости и откры тости европейского ума, но давайте проанализиру ем, какими последствиями всё обернулось. «Уравнивая» Бога-Сына с Богом-Отцом в вопро се об исхождении Святого Духа, вместо устремлен ной ввысь тринитарной вертикали православия, на Западе выстраивается тяготеющая к земле католи ческая горизонталь. Тем самым закладываются пред посылки совершенно иного, чем на христианском Востоке, типа сознания, формируется принципиально иной менталитет. Вместо абсолютизма-релятивизм, т. е. признание относительности всего в этом мире. Следы филиокве можно увидеть в знаменитом антропологическом перевороте эпохи Возрождения. Именно тогда картина мира из теоцентричной (в цен тре - Бог) становится антропоцентричной (в центре - человек). Строго говоря, именно гуманизм и стал главным творческим импульсом эпохи, явившей миру всю мощь и величие человеческого разума. Из идеи создания человека по образу и подобию Божию гума нисты выводят идею равенства человека Богу (та же самая логика, что ранее уравнивала Бога-Отца и Бога-Сына). При этом идея «человек - раб Божий» просто снимается. А зачем трепетать перед Богом, если страх подавляет бьющую через край творчес кую энергию? Но ведь эта энергия может быть уст ремлена как к горним высям, так и к мрачным безднам. Не стану пугать рассказами о коварстве Чезаре Борджиа или Микеланджело. Впрочем, рас пять человека, чтобы реалистичнее изобразить стра сти Христовы, - вполне в духе эпохи Возрождения, где эстетическое чувство нередко брало верх над этическим. Но ведь этот примат эстетики над этикой - тоже следствие равенства человека и Бога. Эпоха Просвещения идёт по обозначенному пути дальше, и вот мы наблюдаем торжество того, о чём Ницше сказал: «Человеческое, слишком человечес кое». Происходит секуляризация (т. е. обмирщение) картины мира. Миру, работающему как заведённые часы, Бог становится не нужен. Идея Бога все-таки присутствует в идеологии Просвещения. Он допус кается как электрическая батарейка, поддерживаю щая бесперебойную работу часов. Такова версия пантеизма: Бог есть природа. Идея Бога присут ствует и в деизме - это часовщик, который завел часы и «умыл руки», это первопричина, Создатель, но не Промыслитель мира. В основе деизма лежит проблема теодицеи. А именно: как совместить идею всеблагого и премудрого Бога с существованием зла в мире? Первым этот вопрос поставил Г. Лей бниц в «Опытах теодицеи о благости Божией, сво боде человека и первопричине зла» (1710). Эта работа является первоисточником деизма. Новый всплеск деизм получает после Лиссабонского зем летрясения 1755 г., когда была почти уничтожена столица Португалии. Именно тогда в сознании евро пейцев со всей остротой встал вопрос: «Как Бог смог допустить ЭТО?» Проблема теодицеи могла возникнуть только в европейском интеллектуальном пространстве. В рус ском уме она родиться не могла, ведь мы не так сосредоточены на земном, на мирском, как евро пейцы. Устремленная ввысь вертикаль Св. Троицы позволяет православному человеку увидеть за злом и несовершенством окружающего мира высшую, вечную, эсхатологическую реальность Царствия Небесного. И когда в «Братьях Карамазовых» мы читаем, как Иван Карамазов - с его холодной, европейской рациональностью - предельно заост ряет проблему теодицеи, рассказывая Алёше о затравленном собаками мальчике, то за этим про сматривается попытка западного ума подчинить себе русскую душу. Икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева являет нашему взору гармонию трёх Ипостасей Божества, образующих собою Единое. Опосредованно из филиокве можно вывести тре тью составляющую идеологии Просвещения - ате изм. В XIX в. всё больше ощущается его влияние в новоевропейской культуре. В этом нет ничего уди вительного: эпоха первоначального накопления ка питала, с присущим ей состоянием «войны всех против всех», диктует новые нормы человеческих отношений. Короче говоря, «если Бога нет, то всё дозволено». И в XX в. французский религиозный философ Жак Эллюль с тревогой пишет о том, что логика западноевропейского развития неуклонно ведет к вытеснению христианской духовности языческим тяготением к земному успеху любой ценой, к опас ному торжеству бездуховной одномерности. Исследовав эффект филиокве в общей истории, обращусь к истории церковной. Превращенной фор мой католического плюрализма стала Реформа ция, породившая протестантизм. На этом вопросе следует остановиться подробнее по причине оби лия у нас протестантских сект. Вследствие приня тия филиокве, давшего импульс к работе пытливой европейской мысли, и католицизм, и вышедший из него протестантизм как религиозные доктрины очень рациональны. Если православие обращено прежде всего к душе человека, то западные христианские конфессии апеллируют к уму. Однако протестан тизм рекрутирует в свои ряды не просто рациона листов, он делает ставку на индивидуалистов. Пра вославие и католичество едины в главном - в идее коллективного спасения. Протестантизм упо вает на индивидуальное спасение. Однако иногда суровая повседневная мораль начинает слишком тяготить, и вчерашние протестанты приходят в лоно Православной Церкви. А степень свободы в Православии намного выше, чем в Протестантиз ме. И тогда бывшие сектанты уже не вспоминают об индивидуальном спасении, не думают они и о спасении коллективном, а стремятся лишь к само утверждению любой ценой. Конечно, выводить та кое стремление из филиокве было бы большой натяжкой, хотя через разветвленную систему при чинно-следственных связей и это можно доказать. Из круга проблематики церковной истории, пе рейдем к учению о человеке - антропологии. И зададим вопрос: обогащает или обедняет, гармонизи рует или раскалывает внутренний мир человека филиокве? Вот интуитивный, идущий из глубины души отклик на выступление архиерейского хора нашей епархии в Италии, опубликованный в одном из ита льянских изданий и воспроизведенный в предыду щем номере нашей газеты: «Все присутствующие, и прихожане и туристы, себя почувствовали как будто под сводами просторного православного собора, оку танные таинственным духом русского православия». Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а я в этом отзыве чувствую подсознательную носталь гию западных христиан по светлой мистике, таин ственности и загадочности религиозного чувства. Они, наши инославные братья и сестры, лишены таинственного духа. Ибо, следуя логике филиокве, они привыкли все упорядочивать, анализировать, раскладывать по полочкам. И в этом стремлении подогнать под схему сложный, многообразный и по определению не формализуемый мир как далеко ушли они от евангельского духа! Православие ближе к евангельскому духу, чем католичество, которое в силу своего рационализ ма скорее сориентировано на Ветхий Завет, на этику Законности и Справедливости, чем на ново заветную этику Любви и Благодати. Поэтому люди Запада привыкли моделировать свою судьбу, по лагаясь в большей степени на себя и на свои силы, чем на Божий Промысел. Архетипически, в первооснове своей, такая жизненная стратегия свя зана с образом Фауста, героя немецкого городско го фольклора и знаменитой трагедии Гете. Я ду маю, вы помните, чем заканчивается его история, и при каких обстоятельствах он произносит роко вые слова: «Остановись, мгновение, ты прекрас но!», означающие, что спор между Богом и дьяво лом выиграл дьявол, и душа Фауста должна отпра виться в ад. Он произносит эти слова, когда слышит стук лопат. Герою кажется, что на принад лежащем ему острове строят дамбу, которая дол жна навсегда защитить остров от разрушительных набегов морской стихии, то есть стать символом победы человека над природой и обстоятельства ми. Однако насколько горька и беспощадна ирония Гете над богоборческой самоуверенностью запад ного человека! Стук лопат означает не строитель ство дамбы. Это фантастические существа лемуры роют Фаусту могилу. А что же спасает душу Фауста от ада? Ее спасает любовь Гретхен, не счастной, загубленной героем девушки. Душу Фа уста спасает Божий Промысел. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзо вется». Настаивая на внесении в Символ веры филиокве, западные богословы вряд ли предполага ли, какие последствия будет иметь этот шаг. В своей работе я говорила, в основном, об отрица тельной стороне эффекта филиокве. О светлых сто ронах, полагаю, скажут мои оппоненты. Мне оста ется лишь подвести общий итог своего небольшого исследования. Как хорошо, что, выбирая конфес сию для Руси, Владимир Святой остановился на христианстве греческого, а не латинского обряда! Татьяна Рябинина (кандидат философских наук, доцент МГТУ, прихожанка Свято-Никольского собора. Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010. Мурманск, ул.Зеленая. 11, тел. 25-53-24. E-mail: murrnansk_eparchy@mail.ru И.о. редактора Дмитрий Сизоненко. П р и п е р е п е ч а т к е Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Мурманское областное книжное издательство». Тираж 7.000 экз. с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм, г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz