Миссионерская православная газета. 2004 г. № 9. Сентябрь.

6 № 9, сентябрь, 2004 АШССИОНбРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА Слово проповедника ш щ ш т Сон Иакова. Борьба с Ангелом. Фреска XIII в. Мория означает «Господь виден», «Господь видит». На этой горе видения ему снится вещий сон. Предание добавляет некоторые детали. Иаков видит ангелов, ко­ торые посланы погубить Содом и Гоморру, видит всю будущую историю своих потомков: вели­ кие откровения на горе Синай, удивление Илии, видит трёх от­ роков в печи Навохудоносора. Камень, который он положил себе под голову, станет престолом сла­ вы в Храме Бога Всевышнего, сам Храм - всегда отверстые врата, через которые молитвы возносятся к небу, он увидел всю славу его и весь ужас разо­ рения. И вот он просыпается, охваченный страхом. Столь не­ исповедимы и неизреченны пути Божией Премудрости, открывшей- L % -\ ■ ся ему в этом видении... M L \ j i P M i Сегодня в доме праведных ѵjfe*. ' -• Д Ѵ Н Иоакима и Анны мы с вами ока- Ш — — ..Г£1 И — ^ ^ зываемся в самом эпицентре свя­ щенной истории. У них рождается ■'' / дочь , которой суждено стать из- ~ бранницей Бога Всевышнего. Так * Л было установлено от века. Им Т.* ‘ * самим ещё не вполне открылось, Рождество Богородицы. Худ. Т. Нефф. что лествица, которую видел их — — — —----- -------------------- -------- — праотец Иаков во сне как знак великого и страшного обетования, было таинствен­ ным пророчеством о Марии. Господь избрал их род орудием Божественного воплощения, Господь избрал их семью, чтобы облечься плотью и родиться чело­ веком. Три лица Божества участвуют в созидании чертога, сияющего первозданной чистотой, в кото­ рый вселится Слово Божие. Лествица Иакова осно­ ванием стоит на земле, потому что Мария рождает­ ся как дочь земли, и вершиной уходит ввысь, потому что ее сын родится свыше, чтобы вознести на небо помраченное тварное естество. Тайна Пре­ чистой Непорочной Девы, честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, заключена в том, что она становится вместилищем Святого Духа, который все животворит, воссоздает и осеняет сво­ ей силой, который очищает любую скверну. И в этом событии как во вспышке молнии нам предстает величие того призвания, которое уготова­ но каждой христианской душе: стать ковчегом Бога живого, принять благословение и благодать Святого Духа. В этот день у колыбели Божьей Матери мы с вами рождаемся для Бога. Аминь. Д. Сизоненко. За вечерним богослужением в день Рождества Пресвятой Богордицы нам для молитвенного размышления предлагается удивительный пассаж из первой книги Священных Писаний. Само её заглавие содержит в себе идею Начала, Происхожде­ ния, Рождества. Это Книга Бытия. Она названа так, потому что повествует о самых истоках. Итак, а что же было в начале, тогда, когда еще ничего не было? Ответ на этот вопрос нам позволит глубже познать смысл происходящего сегодня. Рождество, рождение челове­ ка в мир убеждает нас в том, что сам по себе момент рожде­ ния не является абсолютным на­ чалом. Ему предшествует таин­ ственная жизнь в утробе матери, псалмопевец обращается к Богу со словами: «Ты устроил внут­ ренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138,13-16). Бог нас видел тогда, когда мы еще и не появились на свет, ког­ да нас еще никто не видел. В этой паремии мы видим Иако­ ва, который бежит из родительского дома. Ковар­ ством ему удалось залучить благословение отца. О чем, собственно, идёт речь, когда говорят о «благо­ словении»? Вспомним первые стихи Книги Бытия, историю сотворения мира, когда Господь благослов­ ляет свое творение, и это благословение становится синонимом жизни. Не зря мудрые проповедники учи­ ли. что Господь сотворил мир с помощью буквы «буки», с которой начинается и слово «бытие», и слово «благословение»... В странствиях наших праотцев в вере благосло­ вение становится знаком избранничества, знаком завета, неявленной полнотой обещанных благ. Исаак хранил это благословение для своего старшего сына Исава, но вот хитроумный Иаков коварно заполуча­ ет то, что предназначалось не ему, а брату. Если бы он украл жену или дом, всё можно вернуть обратно, выкупить, отнять, на худой конец сжечь, чтобы не досталось никому. Но благословение превосходит собой все материальные блага, и обратно его не вернуть. Слово благословения необратимо. Можно себе представить гнев Исава. Иаков вынужден спа­ саться бегством, его преследуют люди Исава. И вот на его пути оказывается странная местность. Древ­ нее предание добавляет к библейскому повествова­ нию выразительные детали: был полдень, Иаков спешит, и чтобы задержать его здесь на ночь, Господь приказывает солнцу зайти раньше срока. Так, Иаков вынужден остановиться на ночлег имен­ но в этом месте. Спускается ночь - момент, когда человек теряет ощущение реальности, когда его взору открывается невидимый мир. И вы только что слышали, что же происходило дальше. Это странный час ночного бдения, на грани сна и бод­ рствования, час божественного откровения. О нём говорится в Песне песней: Я сплю, а сердце моё бодрствует; вот, голос моего Возлюбленного, кото­ рый стучится: «Сестра моя, возлюбленная Моя, горлица Моя, отвори Мне, чистая Моя, отвори Мне! Глава моя покрыта росою, и в кудрях моих - влага ночи» (Песн. 5, 2). Эта ночь была полна чудес. Библия говорит, что взору Иакову предстает высокая лестница-башня, по которой спускаются и поднимаются ангелы. Со­ гласно легенде имя этой местности - Мория, на этой горе его дед Авраам вел на заклание Исаака. Отвечаем на вопросы наших читателей - У меня впечатление, что я никому не причи­ няю зла и поэтому никогда не знаю, что сказать священнику, когда прихожу на исповедь. р. Б. Димитрий . - Если Вам действительно удается не грешить или мужественно противостоять козням Лукавого, это замечательно! Но следует помнить также, что грех состоит не только в причинении зла своему ближнему. От лени или из эгоизма не ответить на просьбу о помощи, не сотворить доброе дело, которое лично вам ничего не стоит, неисполнение долга - это тоже разновидности греха. В том, что касается наших отношений с ближними, Господь ждет преображения не только наших поступков, но и наших слов и даже наших мыслей, и согласи­ тесь. это куда труднее! В то же время исповедь призвана служить исправлению того, что было фаль­ шивым или ложным и в наших отношениях с Богом и в отношении нас самих. Посторонний человек не может судить о глубине Вашей веры и Вашей надежды. Никто со стороны не может судить ни насколько Вы трезвенны в молитве, ни насколько Вы внимательны к своим словам, ни о каких других признаках Вашей принадлежности к Церк­ ви, которая является мистическим телом Христа. Если всерьез принимать наше призвание к хри­ стианской святости, увы, не надо долго искать, чтобы обнаружить свои грехи! Проблема в том, что чаще всего мы оказываемся слепы к самим себе, а взгляд тех, кто нас любит и заботится о нашем нравственном развитии, бывает спасителен, потому что помогает нам увидеть собственный грех. Первым в числе любящих, конечно, стоит сам Бог. Слово Божие открывает нам глубину Его любви и на этом фоне можно увидеть всё несовер­ шенство нашего ответного порыва, которое и при­ нято называть грехом. - На фресках и на иконах нередко можно видеть изображения четырех евангелистов в виде животных. Откуда происходит эта традиция ? р. Б. Евгения. - Четьіре животных, о которых говорится в книге Откровения Иоанна Богослова (Откр. 4,7), суть те же животные, которых упоминает в своей книге пророк Иезекииль (Иез. 1,10) Уже во времена св. Иринея Лионского (II в.) в церковном предании они считались символами четырех евангелистов: ангел - Матфей, лев - Марк, бык ■- Лука и орел - Иоанн. Некоторые толкователи связывают это с тем, как каждый из них начинает свое повествова­ ние. Так, евангелие от Матфея начинается расска­ зом о благовещении, отсюда - ангел. Марк начина­ ет с проповеди Иоанна Крестителя в пустыне, то есть лев в данном случае - символ пустыни, В начале евангелия от Луки действие происходит в храме, а бык - это животное, которое приносили в жертву. И наконец, величественный пролог к чет­ вертому евангелию с таких высот взирает на мир, что орел оказывается наиболее подходящим симво­ лом евангелиста Иоанна. - Если Иисус был без греха, зачем он прихо­ дит к Иоанну Предтече креститься «во оставле­ ние грехов»? р. Б. Серафима. - Иоанн Креститель первым удивился и, как рассказывает евангелист Матфей (Мф. 3, 14), даже попытался разубедить Иисуса делать это. Его та­ инственный ответ наводит на мысль о том, что Он хотел, смешавшись с толпой грешников, пророчес­ ки указать на самый смысл своего земного служе­ ния: призвать и спасти грешников. Иисус пришел по воле Отца, чтобы «исполнить всю правду». Несомненно, Он «праведен», и приходит на берег Иордана из смирения и солидарности с теми, кто покаялся и обратился в веру, кто принял благове­ стив Царствия. А может и для того, чтобы сам Иоанн Креститель поверил в правду о смиренном Мессии, брате грешного человечества!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz