Миссионерская православная газета. 2004 г. № 9. Сентябрь.
6 № 9, сентябрь, 2004 АШССИОНбРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА Слово проповедника ш щ ш т Сон Иакова. Борьба с Ангелом. Фреска XIII в. Мория означает «Господь виден», «Господь видит». На этой горе видения ему снится вещий сон. Предание добавляет некоторые детали. Иаков видит ангелов, ко торые посланы погубить Содом и Гоморру, видит всю будущую историю своих потомков: вели кие откровения на горе Синай, удивление Илии, видит трёх от роков в печи Навохудоносора. Камень, который он положил себе под голову, станет престолом сла вы в Храме Бога Всевышнего, сам Храм - всегда отверстые врата, через которые молитвы возносятся к небу, он увидел всю славу его и весь ужас разо рения. И вот он просыпается, охваченный страхом. Столь не исповедимы и неизреченны пути Божией Премудрости, открывшей- L % -\ ■ ся ему в этом видении... M L \ j i P M i Сегодня в доме праведных ѵjfe*. ' -• Д Ѵ Н Иоакима и Анны мы с вами ока- Ш — — ..Г£1 И — ^ ^ зываемся в самом эпицентре свя щенной истории. У них рождается ■'' / дочь , которой суждено стать из- ~ бранницей Бога Всевышнего. Так * Л было установлено от века. Им Т.* ‘ * самим ещё не вполне открылось, Рождество Богородицы. Худ. Т. Нефф. что лествица, которую видел их — — — —----- -------------------- -------- — праотец Иаков во сне как знак великого и страшного обетования, было таинствен ным пророчеством о Марии. Господь избрал их род орудием Божественного воплощения, Господь избрал их семью, чтобы облечься плотью и родиться чело веком. Три лица Божества участвуют в созидании чертога, сияющего первозданной чистотой, в кото рый вселится Слово Божие. Лествица Иакова осно ванием стоит на земле, потому что Мария рождает ся как дочь земли, и вершиной уходит ввысь, потому что ее сын родится свыше, чтобы вознести на небо помраченное тварное естество. Тайна Пре чистой Непорочной Девы, честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, заключена в том, что она становится вместилищем Святого Духа, который все животворит, воссоздает и осеняет сво ей силой, который очищает любую скверну. И в этом событии как во вспышке молнии нам предстает величие того призвания, которое уготова но каждой христианской душе: стать ковчегом Бога живого, принять благословение и благодать Святого Духа. В этот день у колыбели Божьей Матери мы с вами рождаемся для Бога. Аминь. Д. Сизоненко. За вечерним богослужением в день Рождества Пресвятой Богордицы нам для молитвенного размышления предлагается удивительный пассаж из первой книги Священных Писаний. Само её заглавие содержит в себе идею Начала, Происхожде ния, Рождества. Это Книга Бытия. Она названа так, потому что повествует о самых истоках. Итак, а что же было в начале, тогда, когда еще ничего не было? Ответ на этот вопрос нам позволит глубже познать смысл происходящего сегодня. Рождество, рождение челове ка в мир убеждает нас в том, что сам по себе момент рожде ния не является абсолютным на чалом. Ему предшествует таин ственная жизнь в утробе матери, псалмопевец обращается к Богу со словами: «Ты устроил внут ренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138,13-16). Бог нас видел тогда, когда мы еще и не появились на свет, ког да нас еще никто не видел. В этой паремии мы видим Иако ва, который бежит из родительского дома. Ковар ством ему удалось залучить благословение отца. О чем, собственно, идёт речь, когда говорят о «благо словении»? Вспомним первые стихи Книги Бытия, историю сотворения мира, когда Господь благослов ляет свое творение, и это благословение становится синонимом жизни. Не зря мудрые проповедники учи ли. что Господь сотворил мир с помощью буквы «буки», с которой начинается и слово «бытие», и слово «благословение»... В странствиях наших праотцев в вере благосло вение становится знаком избранничества, знаком завета, неявленной полнотой обещанных благ. Исаак хранил это благословение для своего старшего сына Исава, но вот хитроумный Иаков коварно заполуча ет то, что предназначалось не ему, а брату. Если бы он украл жену или дом, всё можно вернуть обратно, выкупить, отнять, на худой конец сжечь, чтобы не досталось никому. Но благословение превосходит собой все материальные блага, и обратно его не вернуть. Слово благословения необратимо. Можно себе представить гнев Исава. Иаков вынужден спа саться бегством, его преследуют люди Исава. И вот на его пути оказывается странная местность. Древ нее предание добавляет к библейскому повествова нию выразительные детали: был полдень, Иаков спешит, и чтобы задержать его здесь на ночь, Господь приказывает солнцу зайти раньше срока. Так, Иаков вынужден остановиться на ночлег имен но в этом месте. Спускается ночь - момент, когда человек теряет ощущение реальности, когда его взору открывается невидимый мир. И вы только что слышали, что же происходило дальше. Это странный час ночного бдения, на грани сна и бод рствования, час божественного откровения. О нём говорится в Песне песней: Я сплю, а сердце моё бодрствует; вот, голос моего Возлюбленного, кото рый стучится: «Сестра моя, возлюбленная Моя, горлица Моя, отвори Мне, чистая Моя, отвори Мне! Глава моя покрыта росою, и в кудрях моих - влага ночи» (Песн. 5, 2). Эта ночь была полна чудес. Библия говорит, что взору Иакову предстает высокая лестница-башня, по которой спускаются и поднимаются ангелы. Со гласно легенде имя этой местности - Мория, на этой горе его дед Авраам вел на заклание Исаака. Отвечаем на вопросы наших читателей - У меня впечатление, что я никому не причи няю зла и поэтому никогда не знаю, что сказать священнику, когда прихожу на исповедь. р. Б. Димитрий . - Если Вам действительно удается не грешить или мужественно противостоять козням Лукавого, это замечательно! Но следует помнить также, что грех состоит не только в причинении зла своему ближнему. От лени или из эгоизма не ответить на просьбу о помощи, не сотворить доброе дело, которое лично вам ничего не стоит, неисполнение долга - это тоже разновидности греха. В том, что касается наших отношений с ближними, Господь ждет преображения не только наших поступков, но и наших слов и даже наших мыслей, и согласи тесь. это куда труднее! В то же время исповедь призвана служить исправлению того, что было фаль шивым или ложным и в наших отношениях с Богом и в отношении нас самих. Посторонний человек не может судить о глубине Вашей веры и Вашей надежды. Никто со стороны не может судить ни насколько Вы трезвенны в молитве, ни насколько Вы внимательны к своим словам, ни о каких других признаках Вашей принадлежности к Церк ви, которая является мистическим телом Христа. Если всерьез принимать наше призвание к хри стианской святости, увы, не надо долго искать, чтобы обнаружить свои грехи! Проблема в том, что чаще всего мы оказываемся слепы к самим себе, а взгляд тех, кто нас любит и заботится о нашем нравственном развитии, бывает спасителен, потому что помогает нам увидеть собственный грех. Первым в числе любящих, конечно, стоит сам Бог. Слово Божие открывает нам глубину Его любви и на этом фоне можно увидеть всё несовер шенство нашего ответного порыва, которое и при нято называть грехом. - На фресках и на иконах нередко можно видеть изображения четырех евангелистов в виде животных. Откуда происходит эта традиция ? р. Б. Евгения. - Четьіре животных, о которых говорится в книге Откровения Иоанна Богослова (Откр. 4,7), суть те же животные, которых упоминает в своей книге пророк Иезекииль (Иез. 1,10) Уже во времена св. Иринея Лионского (II в.) в церковном предании они считались символами четырех евангелистов: ангел - Матфей, лев - Марк, бык ■- Лука и орел - Иоанн. Некоторые толкователи связывают это с тем, как каждый из них начинает свое повествова ние. Так, евангелие от Матфея начинается расска зом о благовещении, отсюда - ангел. Марк начина ет с проповеди Иоанна Крестителя в пустыне, то есть лев в данном случае - символ пустыни, В начале евангелия от Луки действие происходит в храме, а бык - это животное, которое приносили в жертву. И наконец, величественный пролог к чет вертому евангелию с таких высот взирает на мир, что орел оказывается наиболее подходящим симво лом евангелиста Иоанна. - Если Иисус был без греха, зачем он прихо дит к Иоанну Предтече креститься «во оставле ние грехов»? р. Б. Серафима. - Иоанн Креститель первым удивился и, как рассказывает евангелист Матфей (Мф. 3, 14), даже попытался разубедить Иисуса делать это. Его та инственный ответ наводит на мысль о том, что Он хотел, смешавшись с толпой грешников, пророчес ки указать на самый смысл своего земного служе ния: призвать и спасти грешников. Иисус пришел по воле Отца, чтобы «исполнить всю правду». Несомненно, Он «праведен», и приходит на берег Иордана из смирения и солидарности с теми, кто покаялся и обратился в веру, кто принял благове стив Царствия. А может и для того, чтобы сам Иоанн Креститель поверил в правду о смиренном Мессии, брате грешного человечества!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz