Миссионерская православная газета. 2004 г. № 9. Сентябрь.
л ѵ и с с и о н е р с к д я православная г а з е т а № 9, сентябрь, 2004 5 Лица Православия из вирного ипишпго Архимандрит Спиридон (Кисляков) (1875-1930) - выдающийся проповедник-миссионер. Его книги стоят в одном ряду с «Откровенными рассказами русского странника» и «Записками из мертвого дома». С их страниц предстает светоносный лик священника, преисполненного состраданием к своей пастве-узникам Читинской тюрьмы, Нерчинских рудников, обездоленных представителей корен ных народов Сибири. Это не философ и не богослов, это просто пастырь, который живет одной жизнью с отверженными, умеет найти верные слова утешения и своим милосердием приводит их ко Христу, в лоно Церкви. Он прожил жизнь, укорененную в вере его детства, тоске русского народа по вселенской общности, в которой бы воскрес дух первохри стиан, Его дневники -это воздыха ние сердца, пламенеющего любовью к Богу, мысленно участвуем в диа логах. потрясающих душу. Сранне го детства он был склонен «к оди ночному созерцанию Бога и при роды», которое сопровождалось слезами умиления от красоты со творенного мира. Рассказы бого мольцев. беседы с юродивыми и жития святых питают его веру. Образы апостолов Петра и Павла, св. Пантелеймона, Оригена, пер вых мучеников, отцов-пустынников занимают его мысли. Услышав од нажды историю свт. Стефана Перм ского, он обретает свое подлинное призвание - миссионерство. По до роге в Киево-Печерскую лавру один богомолец открывает ребёнку свою душу: «Для меня муки не так страш ны, страшно лишь то, что Бог ли шит грешников Своей милости. Я как об этом подумаю, то мне ста новится очень страшно, Я готов просить Бога не только о всех христианах, но и о тех, которые не крещеные. Мне их всех становит ся очень жалко. Жалко мне самоубийц, жалко мне некрещеных младенцев умерших, всех мне жаль, даже и дьявола жаль». Эти слова перевернули его детскую душу: «Мне становилось как-то легко и светло на душе, я минутами плакал... Ты знаешь, дедушка Семен, я от Бога ничего не желаю, даже и не желаю быть таким праведником, чтобы сиять подобно солнцу, но я желал бы всем своим суще ством любить Его так, чтобы больше меня Его никто не мог любить. Пусть я и не наследую Царствия Божия, пусть я и никогда не увижу Хри ста на том свете, но я хотел бы быть не человеком, а одною к Нему любовью...» Читинская тюрьма , 1917 год Это о ь і л магометанин. Не было случая, чтобы он оставлял духовно-нравственные беседы и церков ную службу. В церкви он начинал молиться по- своему, потом постепенно переходил и на наш христианский обычай молиться. Молился он всегда искренне и горячо. Один раз он пожелал видеть меня, чтобы по душе, как он говорил, побеседовать со мной. Его звали Али. Али начал со мной гово рить о том, как ему нравилось, когда я в беседе с арестантами говорил, что, кроме нашего земного мизерного мирка, существует и бесчисленное мно жество миров с их солнцами, которые имеют бес конечное множество оттенков разных цветов. И все эти миры, если бы были населены, подобно нам, разумным существам, то они, жители бесконечных миров, не могли бы иметь более чистой и совер шенной по святости и по своему моральному совер шенству религии, как христианство. Али заинтересовали мои слова, и как-то он спра шивает: «Если христианство есть такая великая вера во Христа, что она самая святая и совершеннейшая во всей вселенной, то разве, когда мы умрем, так будем верить по-христианскому? А где же будет тог да наш пророк Магомет?»--«Добрый Али. и Магомет ваш получит там по своим делам, я, дорогой мои, не думаю, чтобы он Богом был окончательно отвергнут. Бог, как Истинный Отец людей и Творец вселенной, всех любит, кормит, и по делам всем воздает». - «Батюшка, а наш мулла говорит, что только одни магометане спасутся и после смерти к Богу пой дут, а другие, как христиане, евреи, китайцы, пойдут шайтану». - «Милый Али, ты - женатый?» - «Да, женатый. У меня три жены есть». - «Скажи мне, Али, если у тебя от всех трех жен были бы дети и из них два, три были бы слепы, как думаешь, всех бы ты их считал своими детьми или нет?» - «Конечно, все мои дети ия, как отец, любил бы всех, а слепых ещё больше». - «Так, Али. и Бог нас всех, без исключения народно стей и вероисповедания, любит такою бесконечною любовью, что наша самая сильнейшая любовь, сравнительно с любовью Божией, то же, что осколок льда с солн цем!» Али при этих словах мо литвенно поднял руки и медлен но произнес: «Аллах! Это так учит христианство?» - «Да»,- от ветил я. «Подождите, батюшка, я еще хочу вас спросить. Почему же вы, христиане, не лучше нас живете? Мы водку не пьём, а вы почти все. Мы более вас спра ведливы, верны, а вы почти все сделались самые жестокие, не верные, лживые и обманщики. Наши бабы так скверно не живут, как ваши. Наши муллы не пьян ствуют, не ругаются матерью, а ваши попы, вы, батюшка, из вините меня, как свиньи напи ваются. Почему же вы так жи вете? Почему же вы не живёте по своей христианской вере?» Мне было сказать ему нече го. «Знаешь, Али, у всякого есть своя воля и свобода, и поэтому каждый живет так, как ему хо чется». - «Нет, батюшка, так могут жить одни звери. Для человека прежде всего должен быть Бог. Я думаю, - продолжал магомета нин, - у Бога больше воли и свободы, а Он не грешит, знает, что Он Бог. Так и христианин дол жен не грешить, зная, что он христианин. Ты мне батюшка, достань ваше Евангелие на татарском языке, такое Евангелие есть?»-«Есть», - ответил я. Простившись с ним, поехал в библейское общество, купил на татарском языке Евангелие и через учени ка миссионерской школы отправил ему в тот же самый день. Приезжаю опять в тюрьму. Нет моего Али. Толь ко через месяц приходил он в церковь, молится по- магометански. По окончании Литургии магометанин подошел ко мне: «Батюшка, мне можно у вас покаять ся?» - «Можно», - говорю. - «Ну, так я хочу покаяться». Арестант с горячими словами высказывал свои грехи. Наконец вздохнул и сказал: «Мне учение Христа очень нравится: пожалуй, я скоро буду христианин». - «Нет, Али ты мой дорогой, подожди креститься, а вот постарайся хоть один месяц так ■жить среди арестантов, как вот учит Евангелие». - «Хорошо, - ответил Али. - Я так и буду жить; будут меня бранить, ругать, а я за них буду мо литься, буду им все приносить, убирать, не буду сердиться, буду всех любить и пойду со своими арестантами мириться. Я вот месяца два как с ними побранился; значит, пока креститься не сто ит?» - «Да, пока повремени, дорогой Али». Али вышел из церкви и отправился в свою камеру. Проходит месяц, другой, а я Али не вижу. Как-то служу вечерню, смотрю: Али стоит в церкви. Кончилась вечерня, Али ждет меня: «Я, батюшка, ещё хочу покаяться». Когда кончилась исповедь, Али поднялся на ноги и промолвил мне: «Я скоро буду христианином. Я как стал жить этот месяц по Евангелию, то куда и скорби, и печаль девались, мне хочется всех любить ивсем делать только добро». Через месяц после этого я его крестил... Икона Благоразумного разбойника. Аннушка У центрального подсвечника в Свято-Ни- кольском кафедральном соборе «дежурит» бодрая пожилая женщина. Взгляд карих глаз добрый и пытливый. Улыбка на лице - частый гость. О ней говорят: «Сколько ее знаем, никогда ни одного худого или грубого слова не произнесла. Ко всем вни мательна, ко всем приветлива». Аннушка - так зовут эту удивительную жен щину. И занимается эта удивительная женщина тем, то вот уже около двадцати лет трудится во славу Божию. Что это означает? А означает это то, что строила вместе с другими прихожа нами она этот храм, что на Зеленой, а потом изо дня в день убирала его. Раньше всех при ходила, позже всех уходила. И всё бесплатно. Только последние три года получает от прихода немного денег за свой труд. Да и здоровье стало подводить, нет уже тех сил. Поэтому и приходит теперь Аннушка в храм не каждый день, а как Господь силы даст. С супругом со своим, Александром, живут они, почитай, пятьдесят пять лет. Дружно жи вут, в верности и согласии. Двоих детей хоро ших воспитали. Внуки растут. Подошла к ней, попросила написать что- нибудь о себе. Смущается, но все-таки написа ла она автобиографию. Подает тетрадный лис точек. И немного в нем написано. Но все-таки написано так много... Чекмарева Анна Сергеевна. « Автобиография. Я, Чекмарева Анна Сергеевна, родилась 20 мая 1927 года в селе Елантово Нижнекамс кого района республики Татарстан, русская. Моя мать умерла, когда мне было восемь лет, отец погиб на войне в 1941 году. М ы оста лись четверо детей с двумя тетками (одна из которых, кстати говоря, была слепая от рожде ния и сама нуждалась в помощи. - Прим. редак тора,), они были очень набожные и нам привили любовь к Богу. В то время церкви были закры ты, и у нас в доме проходили службы. В 1949 году я вышла замуж, а в 1954 году, после службы в армии моего мужа, мы перееха ли в Мурманск. Воспитала двух сыновей. Рабо тала с 14 лет сначала в колхозе дояркой во время войны, за что дважды награждена меда лями «За доблестный труд в годы войны», а затем в Мурманске до ухода на пенсию - на швейной фабрике портнихой. Когда строился Свято-Никольский храм, мы с мужем участвова ли в его строительстве с первого и до последне го дня, и с его открытия работаю в нем до сего времени. Благодарю Господа за то, что Он нам помогал в нашей жизни во всех делах». Переписываю эти строки и думаю: «Что мо жет быть в мире сильнее и терпеливее русской православной души? Что может быть выше не приметного и повседневного подвига?» Добрых и благих тебе дней жизни, дорогая наша Аннушка! И пусть будут здоровы и счастливы все родные тебе люди! Монахиня Васса. Фото Геннадия Буздугана. ѵ _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz