Миссионерская православная газета. 2004 г. № 9. Сентябрь.
А ш с е и о н е р о к д я п раво с ла вна я г а з е т л № 9, сентябрь, 2004 3 «тш*ад т\тж тшт В трапезной епархиального управ ления 30 августа 2004 года состоя лась встреча студентов-теологов пер вого курса МГТУ с Вы со копре - освящ еннейш им а р х и е п и с к о п о м Мурманским и Мончегорским Си моном. Владыка открыл встре чу словами отеческого на ставления к собравшимся. Он сказал, что студенты первого набора - это пио неры, первопроходцы. Им предстоит встать у исто ков традиции преподавания православного богословия в светском вузе, на них бу дут равняться студенты пос ледующих поколений. Кро ме того, на них возлагает ся непростая задача - быть светом христианской веры для других студентов и пре подавателей. Если для свет ского обучения главным яв ляется приобретение зна ний, то для богословского образования самым важным является формирование лич ности в православном хри стианском духе. Мы явля ется наследниками духов ной традиции, которая восходит непосредственно к святым апостолам. Несмотря на все трудности, Право славие, в отличие от других конфес сий, всё же сумело сохранить ту чис тоту и ту полноту веры, которую вооб ще возможно сохранить, учитывая обстоятельства нашей жизни. В Право славии содержится вся полнота Исти ны, хотя и оно с течением времени могло подвергнуться повреждению. - Е сть еще один аспект, сочетаю щий знания и дух, - продолжал вла дыка свою речь, - воцерковление. В учебе и не только в учебе вам будет предоставлена возможность почувство вать церковную жизнь, подвергнуться испытаниям и перенести их. Наряду с теоретическими знаниями необходима практика. Далеко не все решают зна ния. Академик Дмитрий Сергеевич Ли хачев размышлял в своё время о том, кого можно назвать истинным интел лигентом, и определил интеллигента как человека смиренного, человека послушного. Есть у нас бабушки, ко торые не обладают множеством зна ний, но являются самыми настоящими интеллигентными богословами. У них правильное состояние сердца, связь с Богом, с которой они идут по жиз ни. Даже богословски образованный человек не всегда такое имеет. Хотелось бы поговорить о практи ке. Раньше это называлось обществен ной нагрузкой, у нас это называется послушанием. Вы можете себе выб рать послушание по сердцу и по тем способностям, которые имеете. М о ж но петь и читать на клиросе, можно помогать в храме, в издательском отделе, помогать в швейной мастерс кой, прислуживать в алтаре. Молодым людям можно стать моими иподиако нами. Это будет те только учеба, но и работа, и пусть небольшое . но денеж ное подспорье. Кроме того, учеба и исполнение послушания может стать хорошей базой для тех, кто ищет ру коположения в священный сан. Тем более, что праздная жизнь к хороше му не приводит. Очень важным моментом является построение вашего отношения к уни верситету. Он станет вашей «альма матер» на ближайшее будущее. Правильное, уважительное отношение к преподавательскому составу, к другим студентам. Отношение почти тельное, чтобы мы были светом для других. Надеюсь, что вы не будете гордыми, тщеславными, лукавыми. Что эти негативные качества не будут по добны песку, попавшему в подшипник и приводящему его к разрушению. Может быть, уже с третьего курса возникнет в нашей области такая си туация, что некоторым из вас придет ся преподавать в школе, например, такой предмет, как «Основы право славной культуры», или другие пред меты. Есть все основания это предпо лагать. Ведь еще в недавнем прошлом всякий разговор об открытии теологи ческой кафедры считался фантасти ческим, нереальным. А сегодня вы уже являетесь ее студентами.Всякое недоброжелательство, сопротивление и недоумения были преодолены. После выступления архиепископа Симона с краткими словами напут ствия и пожеланиями выступили пре подаватели и другие участники встре чи. В заключение владыка собствен норучно подписал и вручил каждому студенту подарочное издание Библии. Затем все собравшиеся вышли на крыльцо для того, чтобы сделать об щий снимок на память об этой знаме нательной встрече. Никто не знает, как сложатся даль нейшие судьбы первых студентов-тео логов. Впереди их также ждут напря женные сессии, волнения, трудности и радости студенческой жизни. На верняка к ним будут присматривать ся, расспрашивать, почему они все- таки выбрали себе эту специальность. И чем дышат эти молодые православ ные ребята, для которых Бог являет ся не предметом холодного, рассудоч ного познания, а светом самой жизни. В заключение хочется пожелать на шим первым ласточкам, пионерам-пер- вопроходцам здоровья, незабываемых студенческих лет, и прежде всего помощи Божией в их интеллектуаль ном и духовном становлении. Наш. корр. богослужебный опыт архиерейского хора С тараниями певчих ар хиерей с кого хора Свято-Никольского ка федрального собора и издатель с ко го отдела М урманской епар хии вышел в свет новый сборник «Осмогласие». В комплект издания входит нот ный сборник и две аудиокассеты, где озвучены помещённые в нём тексты. Такое издание одновремен но является и богослужебной кни гой, и учебным пособием. Певчие и псаломщики епархии уже знакомы с ранее выпущенны ми «Литургией» и «Всенощным бде нием». Новый сборник предлагает трёхголосное изложение, что даёт возможность пользоваться матери алом средним и малым по составу хорам. Как и его предшественни ки, «Осмогласие» являет собой ре зультат богослужебного опыта ар хиерейского хора Свято-Никольс- кого кафедрального собора. Цепь сборника - не исследова- тельско-историческая работа в сфе ре богослужебного дения, а исклю чительно практическая сторона дела. Вот почему в сборнике нет ссылок на происхождение гласов, как-то: «киевский распев», «сокращённый знаменный распев», «напев придвор ной певческой капеллы» и пр., - но лишь даны простые запоминающие ся мелодии, удобные для пения сти хир, тропарей и ирмосов на приме рах воскресных текстов. Структура сборника такова. Гла сы изложены последовательно с пер вого по восьмой; тексты даны в хронологическом порядке службы. В конце каждого гласа распеты про кимен и, что является новым для большинства приходских хоров, ал- лилуарий литургии. В конце после днего, восьмого гласа помещены 11 евангельских стихир, а в приложе нии - запевы всех гласов, что ви дится нам удобным в практике пе ния за всенощным бдением. Поме щенные здесь напевы, конечно, не претендуют на единственно возмож ные в исполнении стихир и тропа рей, однако материал згот может служить образцом того, как могут быть распеты богослужебные тек сты. В ближайшее время сборники по ступят на клиросы приходов епар хии и станут, надеюсь, серьёзным подспорьем в деле освоения пре мудростей певческого искусства. Регент архиерейского хора Геннадий Буздуган. Владыка Симон собственноручно подписал каждому студенту подарочное издание Библии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz