Миссионерская православная газета. 2004 г. № 8. Август.
4 N° 8, август, 2004 миооионерскля православная газгга и с п о в е д н и к (Начало на стр.1) Ж жизни Степана Васильевича в Ки- ровске мало что известно. Одна- ко мы знаем самое главное: тяжё лые испытания не сломали его, а только закалили его веру, очистили душу. Про мыслом Божиим ему было предназначе но стать пастырем, и он уже в преклон ных годах принял священный сан. - Мама, папа и мы (все 9 детей) жили в Ленинградской области, в селе Сясьские Рядки Волховского района, - вспоминает Вера Белова. Отец - Сте пан Васильевич, мать - Наталья Заха ровна - жили очень бедно, да и в де ревне нашей богачей не было. У нас в Волховстрое земля давала маленькие урожаи, потому что там был один песок. Отец работал в рыболовецкой артели, а по вечерам пел на клиросе в церкви. Мама и мы все работали по хозяйству. Колхоза у нас не было, потому что зем ля не позволяла быть колхозу. Но на нашу деревню пришла разнарядка на выселение определённого количества се мей. Так как отец пел в храме, то наша семья попала под выселение. Нас по везли до Волховстроя на подводе. Один из братьев умер, а старшая сестра вышла замуж, и на выселение попали мы - папа, мама и семь человек детей. По дороге делали остановки, но ещё в де ревне нас предупредили, чтобы не сле зали с подводы, а не то обольют керо сином и сожгут. И вот как очередная остановка, то папа и мама схватят нас в охапку, и все ревём. Так и ехали до Волховстроя. Там нас посадили в то варные вагоны и привезли на 4-е сутки на станцию Апатиты, а потом в г. Ки- ровск на 16-й км, где был палаточный городок. В палатке нас было 60 человек, нам на 9 человек выделили на нарах 2 ме ста. Мы, дети, спали поперёк, а мама с папой вдоль нас. По очереди топили печку. Папа стал работать на лошади возчиком. Потом на железной дороге обходчиком. Бесплатно строил город, фабрику, рудники. С нас высчитывали по 20% от зарплаты из-за того, что мы были спецпереселенцами. Через неко торое время начали приезжать строи тели по комсомольским путёвкам, им выдавали подъёмные и сразу заключа ли трудовые договора, после 6 месяцев работы платили полярные надбавки, а с нас всё высчитывали 20%. Отпуска для вольнонаёмных были по 2-3 месяца, а нам - 12 дней без выезда. Сами после работы стали строить бараки для себя. Выстроили для себя щитовой барак, в нём нам дали комнату - 12 метров на 9 человек. Сделали сами стол, скамей ки и раскладные нары. Спали на фуфай ках, пальтишках. Ночью спим на одеж де, а днём её на себя одеваем. Так жили до войны. Началась вой на, и нас, младших, несовершеннолет них детей в семье вместе с родителя ми (им было уже по 59 лет) эвакуиро вали в Татарскую АССР, Кузнечихинский район, село Апаково. А трёх старших братьев и сестру взяли на войну в первый же её день несмотря на то, что они были из раскулаченных. Братья Кон стантин Степанович и Василий Степа нович Машурины погибли, защищая Родину. В 1945-м, после окончания войны, мы вернулись в Кировск. Наша комната была уже занята, то, что оставалось, что нажили до войны (кой-какие крова ти, тумбочки, одежда) - того уже не было. Нам дали другую комнату в бара ке. Кое-кто снабдил старой мебелью, са модельными кроватью и столом, и стали жить опять с нуля. Отец пошёл работать в желдорцех обходчиком, а я устрои лась работать проводником вагонов на ветке Кировск-Апатиты. С меня уже не высчитывали 20%, но и полярных над- ТИХАЯ ВЕРА БОГУ бавок не было. Оклад был 385 рублей старыми деньгами, из них высчитывали подоходный налог, налог за бездетность и заём. Я получала аванс - 50 рублей, а за получку иногда только расписыва лась. Когда я вышла замуж, мой муж смог представить справку о том, что он получает полярные надбавки, тогда и со мной заключили трудовой договор. Мои родители умерли в 1960-е годы, они так никогда и не стали получать полярных надбавок, не получали они и пенсии. Страдания свои и своей семьи Вера Степановна описала в письме, которое примерно в 1990 году направила в Вер ховный Совет СССР. А закончила она это письмо так: - Квартиру я получила только в 50 лет, так как долгое время моё заявле ние даже и рассматривать не хотели. Теперь живём как люди, имеем кварти ру под старость. Мне уже 66 лет, я на пенсии. Но обидно, что те, кто в войну были на трудовом фронте, имеют теперь какие-то медали, пользуются льготами, а мы ни на какие льготы не имеем права. Я как-то ходила в собес, разговаривала с начальником. Он мне ответил, что льгот не положено, так как мои родители были спецпереселенцы. Выходит, и мы, дети, были наказаны вместе с родителями. Ра ботали без «полярок», без отпусков. Триж ды начинали жизнь с нуля. Мой муж участник войны и инвалид I! группы. По Священник Стефан Машурин квартире ходит только с палочкой, на улицу не выходит уже несколько лет. Я никакими льготами не пользуюсь. Хотя бы зубы вставили вне очереди: за пос ледние два года выпали зубы, а на оче реди 12500 человек, то есть ждать не менее 5 лет, а я вряд ли доживу. Вот воспоминания, собранные об отце Стефане рабой Божией Алевтиной: Когда открыли в 1947 году в Киров- ске храм в честь Казанской иконы Бо жией Матери, Степан Васильевич стал диаконом, потом - священником. Сердце его и душа были открыты человеческому горю, потому что сам он прошел через такие же страдания и сохранил верность Церкви Святой, верность Богу нашему. Умер отец Стефан 19 февраля 1962 года. Дочь его работала на железнодо рожном вокзале города Кировска кас сиром. Так обычньій русский крестьянин, рыбак, не получивший богословского об разования, но искренне возлюбивший Господа, пронёс верность Церкви через все испытания. Он пострадал за любовь к Дому Божию, за пение на клиросе, он исповедовал веру в те страшные годы, и его дети и жена вместе с ним прошли этим тесным, скорбным путём. Господь увидел его веру и терпение и соделал его Своим избранным сосудом - свя щеннослужителем. Отец Стефан похоро нен в пригороде Кировска. Царствие Не бесное ему и Вечная Память. Материал для статьи собран Алевтиной Александровной Ляпинской, г. Кировск. « ПЛАТОЧКИ е колько уже в православной и околоправославной среде ведётся разговоров о том, почему женщине нельзя при ходить на территорию храма, а тем более в сам право славный храм в брюках и с непокрытой головой. Так уж случается, что по сравнению со свободным поведением про тестантских конфессий православные правила выглядят как-то уж непомерно строго и патриархально. И действительно: какая разница Богу, как человек одет, когда Ему гораздо важнее то, что происходит у человека в душе. На дворе гудит, шумит и кружится современный век с его свободными и торопливыми минутами. Была на работе в брю ках, забежать по дороге в храм, свечку поставить. Ну нет с собой платочка или шарфика. Ничего. Какая Богу разница, и так сойдет. А если остановиться на минуту и подумать о том, почему Православная Церковь так упорно держится казалось бы, дав но отживших правил: женщина в храме должна быть с покры той головой, в пристойной юбке, без декольте, без обилия косметики, особенно с ненакрашенными губами, без резкого запаха духов. Мужчинам предписывается головной убор на территории церкви снимать и ни в шортах, ни в майках, ни в спортивных костюмах в храм Божий не появляться. Оказывается, что так называемая «форма одежды» имеет под собой вполне духовные и очень важные основания. Возьмём известные слова апостола Павла из его первого послания к Коринфянам (глава 11, 7-13): «Итак, муж не дол жен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо нет мужа от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Поэтому жена и должна иметь над головой своей знак власти над нею для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?». Поговорим об этих словах. Поклонение Богу, богослужение всегда состоит из особых знаков, символов. Особенно много наполненных содержанием символов в православном богослужении. На протяжении бо лее двухтысячелетнего существования Церковь выработала и оправдала временем богослужебный чин, каждый элемент которого, включая песнопения, крестные знамения, поклоны, возгласы священников и диаконов, богослужебные тексты, имеет своё четко определенное место и назначение. С помощью этих элементов раскрывается вся история человечества, исто рия его грехопадения и спасения. В них языком символов вмещается суть земного существования человеческой души, от отчаяния до надежды, от сокрушения и печали до самой высокой радости. Спросят, почему мы этого не видим, не знаем, не понима ем. Да и как знать и понимать? Раньше, в дореволюционной России даже в самых захолустных школах и гимназиях препо давался Закон Божий и церковнославянский язык. Дети с раннего возраста, не говоря уже о взрослых, были религиозно образованными людьми, особенно в православной вере. Бо гослужение не представлялось чем-то непонятным и закры тым. Любой присутствующий в церкви не был простым наблю дателем, статистом, он являлся полноценным соучастником, сослужителем всего Таинства, всеобщей мистерии Литургии, Все прихожане участвовали в ней и телом, и духом, и душой, объединяясь мистическим образом в Живую Церковь. Конеч но, не всегда и не везде происходило всё так идеально. И ближе к концу XIX столетия повеяли упрощающие лютеранские ветры, протестантизм, новые свободные идеи, которые не только ослабили православие, но и привели в конечном итоге к глубоким социальным и политическим переменам. Итоги этих перемен сейчас у нас перед глазами. Свободная мысль пере росла во вседозволненность, свободу нравов, проституцию, наркоманию, насилие. И вот нас уже тошнит самих от этих последствий, и мы страдальчески вздыхаем по тем благосло венным временами, когда строгие рамки культуры и этикета (которые несомненно и всегда произрастают из религиозных принципов) давали не только действительно свободно дышать, но и уважать себя и друг друга. Давали, как это ни странно, истинную свободу. Это длинное отступление было сделано для того, чтобы в конечном итоге подвести-таки к «платочкам и юбочкам». Платок на голове женщины - знак для Ангелов, что она не блудница, а вполне добропорядочная супруга или вдова, или намеревающаяся иметь мужа. Знак её тихой и добровольной покорности, смирения и скромности перед Богом. Правосла вие не ценит, и никогда не будет ценить женщину упрямую, своевольную, выставляющую напоказ своё «я» и своё тело, потому что всё это явные признаки больной души. Души, поражённой тщеславием, гордыней, эгоизмом и блудом. Такая женщина, хотя и служит для наслаждений, плохо пригодна для супружеской жизни, в основе которой лежит терпение, пони мание, уступчивость, а вовсе не капризы и вздорность. Муж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz