Миссионерская православная газета. 2004 г. № 8. Август.
МИОСИОНбРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА № 8, август, 2004 3 МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРУМ (Начало на стр. 1) оклад архиепископа Симона, которым была открыта теоретическая часть Форума, содержал в себе немало ценного и важ ного. Приводим его из ложение: «Наш форум открылся собор ной молитвой. В век разоб щенности и вражды любое доброе объединение людей имеет особую ценность. В современном обществе про исходит постоянное разруше ние традиций, это неизбеж но коснулось и вопросов вос питания. Можно сказать уверенно, что на сегодняш ний день надлежащего вос питания нет. Мы этот печаль- ный факт наблюдаем ежедневно. Различные обще ственные институты, которые так или иначе занимались этими вопросами: семья, школа, общественные организации, претерпели су щественные изменения. Некоторые оказались разру шенными, некоторые - несостоятельными. И самое страшное, что общество в целом оказалось разобще но и разобщается всё более и более. Почему это происходит? В обществе отсутствует главный, объединяющий стержень - духовное единение. Плюрализм мнений, плюрализм идей и плюрализм религий, наконец, при вел к тому, что все распадается на разные части. Каждый со своим кусочком свободы в руках. Но без скрепляющего единого начала человек становится, как это ни парадоксально, всё более и более несво боден, всё более зависим и всё более несчастен в конечном итоге. Может быть, кто-то захочет сказать, а где же свобода, равенство и братство? Как быть с ними? Однако так положил Господь, что все мы рождаемся разными, мужчинами и женщинами, с разными характерами, способностями и болезнями. Говорить о равенстве без Бога, говорить о равен стве по плоти, без духа и души немыслимо, глупо. Есть только одно равенство - равенство души перед Богом. Есть только одна свобода - свобода души в Боге и есть только одно братство - истинное братство в Боге. Все остальные равенства и свободы сурро- гатны, надуманны и неестественны. От этого они недолговечны, слабы и в конечном их завоевании и применении вызывают только язвы наших душ. Стрем ление достигнуть свободы внешним образом, без упорного духовного труда, без молитвы, без Бога - есть стремление безумства. Почему так настойчиво об этом следует гово рить? Потому что больная и безумная душа никогда не приобретёт себе счастья и, разумеется, она не способна сообщить его другим. Молодежь, это люди, которые имеют впереди гораздо больший запас вре мени жизни, чем старшее поколение. Они обладают большей энергией и способностями усваивать себе опыт и знания. Но становится ли она счастливее и крепче от того, что имеет якобы равные права? Нет. Мы наблюдаем рост алкоголизма, наркомании и про ституции. Становится ли наша молодежь счастливее и сильнее от того, что мы дарим им дорогие вещи или другие блага, над которыми они ещё не труди лись, которых не выстрадали, которых не заслужили? Нет. Напротив, это только развращает всё: и тело, и дух, и душу. Чему мы учим? Что мы даём? Какое мы сами имеем лицо? А, между тем, детский взгляд безоши бочен, точен и беспощаден. Его не обмануть. Ещё жива в нем душа, которая предчувствует свое назна чение на этой земле. Только очень жаль, что в последнее время дети всё раньше и раньше приоб ретают бесчувствие души. В противоположность подходу светскому хотелось бы обозначить подход православный, христианский. Пришел в этот мир человек, вглядитесь в него. Ка кая это пришла душа? Чем одарена? Что она может принести в этот мир прекрасного и удивительного, что никто другой так не сумеет. Найдите в ней жем чужину - талант от Господа и взрастите его. Не тем, какая профессия престижнее и денежнее следует определяться, но тем, к чему расположена душа и способности ребенка, подростка. Согласно Еван гельских слов, зарывший талант в землю лишается и того, что имеет. Христианин слушает Бога и исполня ет его слова в повседневной жизни, в том числе и в деле воспитания своих детей. Что проку от блестя щего престижного образования, если подросток или юноша от духовной тоски сядет на иглу и не будет иметь никаких физических, душевных и духовных сил с этой иглы слезть. Однако образованием ни в коем случае не следует пренебрегать. Только получать его нужно в соответствии с наделенным от Господа да ром. Но как же мешает нам, взрослым, тщеславие и страх. Панический, совершенно не Божий страх за завтрашний день. Один молодой человек написал такое четверостишие: И пусть не страшны нам ни голод, ни плаха, Упрямо обилен пугливости пот. И вот мы уже умираем от страха За масло дрожа, и трясясь за компот. Юноше этому было не более 18 лет, но он очень верно уловил этот наш взрослый, животный страх, убивающий душу и всё остальное вокруг. Христианс кие истины учат нас не страшится жизненных невзгод, но страшится Бога. Страх Божий - особенный страх, дающий жизнь и силу душе. Не раб трясущийся, но почтительный сын, страшащийся огорчить своего Отца безобразной жизнью, уничтожением его даров, жес токой неблагодарностью за них. Думается, что принципиальный подход к воспита нию должен быть изменен. Беда в том, что во всех этих попытках отсутствует должное основание. Фунда ментом пытаются сделать одни только нравственные идеалы без Бога, идеалы светские. Этот камень никог да не устоит, потому что не укоренён в Боге, в душе человеческой. Кратковременность бытия никогда не станет верной опорой душе. Все её попытки опереть ся внутри на преходящее и временное в конечном итоге оборачиваются тоской, которую не могут уже заглушить ни алкоголь, ни наркотики. Фундаментом души человеческой, рожденной Богом, может стать только Бог, а всё остальное Он сам заботливо прило жит и одарит, и проведёт по жизни, пусть не простым, но очень верным и счастливым путём. И в конце своего земного путешествия, обогащённая и сильная душа может покойно вернуться к своему Творцу с чувством хорошо исполненного долга. Основой воспи тания безусловно должно стать православие как на стоящий и крепкий фундамент человеческой жизни. А вот как это сделать, какие усилия к этому необходи мо приложить - это тот вопрос, та насущная задача, которую мы попытаемся разрешить, в том числе и с помощью общения и обменом опытом. Окончить своё выступление мне хотелось бы ци татой из Ф. М. Достоевского: «Боже, да у нас имен но важнее всего хоть какой-нибудь, да свой, нако нец, порядок. В том заключалась надежда и, так сказать, отдых; хоть что-нибудь, наконец, построен ное, а не вечная эта ломка, не летающие повсюду щепки, не мусор и сор, из которых вот уже двести лет ничего не выходит». Как бы продолжая мысли владыки, представитель Областного Комитета по образованию Любовь Рома новна Вертинская говорила о том, как необходима молодой душе вера и крепкая опора. Начальник Уп равления по делам молодёжи Администрации Мур манской области Леонид Леонидович Мостовой в своём выступлении на форуме сказал: «Надеюсь, что мы сообща сможем постепенно решать проблемы моло дёжи, особенно те духовно-нравственные вопросы, которые осветил архиепископ Симон». На форуме выступлений было много. Наша газета в последую щих номерах опубликует наиболее яркие и интерес ные доклады и выступления участников. Форум продолжил работу на следующий день: его гости приняли участие в освящении голубца (поклон ного креста) с иконой святого преподобного Трифона Печенгского, которое совершил на сопке иерей Алек сандр Козачук, настоятель Свято-Никольского кафед рального собора. Затем хор девочек из программы «Дети Кольской земли» и певчие архиерейского хора выступили с концертом. В храме преподобного Три фона Вдадыка Симон произнёс заключительное сло во. Он выразил удовлетворение работой состоявше гося Форума и благодарность всем его участникам и организаторам. По итогам работы Форума право славной молодежи была принята официальная резо люция, которая была направлена не только участни кам Форума, но и в правительство Мурманской об ласти, в областную думу, Святейшему Патриарху и Президенту России В. В. Путину. Р Е З О Л Ю Ц И Я Форума православной молодежи | (проведенного по инициативе Мурманской і и Мончегорской епархии в Мурманской области) г. Мурманск, 3 августа 2004 года J Участники форума православной молодежи отметили | [крайне необходимым и насущным воспитание подраста- і ; ющего поколения в традициях Православной Церкви, | [ которая является хранительницей духовных основ рус- | I ского народа, фундаментом его патриотических чувств, j 8 своих докладах и выступлениях участники форума | і единодушно согласились в том, что воспитание молоде- ! I жи неразрывно связано с воспитанием взрослого поко- | ! ления и проистекает одно из другого. Основополагаю- j I щим принципом должно стать воспитание личным при- | ! мером. Личность, не являющаяся носителем здорового I духа, не имеет способности сеять здоровые семена в | [ душах детей и подростков. j Стереотипы западного образа жизни, психологи- | j ческие основы западного человека для русских людей j I с православным сознанием являются разрушительным j [началом. Чрезмерная свобода поведения, незаеиси- | I мость, многодозволенность, ориентация на лидерство | I и личный успех противостоит православным нравствен- j j ным ценностям, таким как: самоограничение, умение j [довольствоваться необходимым, самодисциплина, ува- ! іжение прав других личностей, личная скромность. От- j [ мечено, что внешняя свобода без ограничивающих, j [дисциплинирующих начал порождает внутреннюю не- J [свободу и является причиной стрессового состояния,! [ выпивающихся как агрессией, так и употреблением j ; алкоголя и наркотических средств. Участники отметили нарастающую тенденцию в мо- j [ лодежной среде к употреблению алкоголя и наркоти- j I ков, причиной которых является общее духовное ос- і [ лабление. Следствие этого - постоянное ухудшение j [ физического здоровья, увеличение случаев заболева- j і ний, передающихся половым путем, в том числе СПИ- j [Дом. набирает силу среди подростков и детей так! [ называемый пивной алкоголизм. j Особую озабоченность вызывает предупреждение рас- [ j пространения вич-инфекции. Остро востребована в на- | ! стоящее время духовная помощь больным СПИДом, ча- і [ сто длительно болеющим, нуждающимся в достойном за- I [ вершении жизни. В духовной поддержке нуждаются не ■ I только сами больные, но и члены их семей. і Отмечая острую потребность общества в духовном і I возрождении и укреплении, участники молодежного пра- і ! вославного форума считают целесообразным: j 1. Объединить усилия Православной Церкви, государ- j ! ственных и общественных институтов деле воспитания j [ подрастающего поколения. Для этого определить, что j [ платформой для совместной деятельности могут реально j і являться такие сферы государственного попечения, как j [ патриотическое воспитание, культура и образование, j 2. Считать необходимым в объединении усилий Пра- і [ вослаеной Церкви и государственных институтов разра- | ботку и реальное осуществление совместных программ, j [ направленных на духовное возрождении нации, а также j [ выделения бюджетного финансирования для осуществ- j [ ления данных программ. j 3. Предложить Комитету по образованию и Управ- j [ лению, по делам молодежи Администрации Мурманс- ; [ кой области изучить, поддержать и распространить опыт j ! работы православных скаутов-разведчиков Мурманс- | [ кой и Мончегорской епархии, а также опыт работы j [ воскресных школ. [ 4. Поддержать усилия Государственной Думы в зап- [ рещении рекламы пива, алкоголя, табачных изделий. | 5. Внести предложения в Областную Думу, Админис- | [ трацию Мурманской области, Мурманский горсовет и в | [ администрацию города Мурманска о запрете употребле- j [ ния спиртных напитков, в том числе пива на улицах і I города Мурманска и городов области. Ужесточить конт- j [ роль за продажей спиртных напитков несовершеннолет- \ \ ним в соответствии с действующим законодательством, і 6. Предложить Комитету по образованию и Управле- j і нию по делам молодежи Мурманской области предостав- j [ пять данные о несовершеннолетних, замеченных в упот- | [ реблении наркотических средств, о семьях, в которых j І родители употребляют наркотические средства, а также о ! ; лицах, вовлекающих несовершеннолетних в употребление I і наркотических средств в Управление Федеральной служ- [ [ бы по контролю за незаконным оборотом наркотиков. ] Участники форума выражают надежду, что реаль- j [ ная консолидация сил Православной Церкви, органов [ ! государственной власти и управления, а также обще- j [ственных институтов способна не формально, но эф- j I фективно и радикально изменить ситуацию в духов- j [ ном здоровье общества. ! От имени участников Форума резолюцию подписал j : архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон. Б приемной архиепископа Симона 24 августа раздался официальный звонок из Администрации Президента Российской Федерации. Звонил советник Президента Лукичев Борис Михайлович. Он выразил благодарность участникам и сообщил, что резолюция Форума право славной молодежи представляет большой интерес, под робно интересовался составом участников форума и выразил пожелания, чтобы такой Форум проводился ежегодно. Также он сказал и о том, что мероприятия и общая направленность Форума свидетельствуют о необ ходимости совместных усилий светских властей и Пра вославной Церкви, и их следует всячески развивать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz