Миссионерская православная газета. 2004 г. № 8. Август.

МИОСИОНбРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА № 8, август, 2004 3 МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРУМ (Начало на стр. 1) оклад архиепископа Симона, которым была открыта теоретическая часть Форума, содержал в себе немало ценного и важ­ ного. Приводим его из­ ложение: «Наш форум открылся собор­ ной молитвой. В век разоб­ щенности и вражды любое доброе объединение людей имеет особую ценность. В современном обществе про­ исходит постоянное разруше­ ние традиций, это неизбеж­ но коснулось и вопросов вос­ питания. Можно сказать уверенно, что на сегодняш­ ний день надлежащего вос­ питания нет. Мы этот печаль- ный факт наблюдаем ежедневно. Различные обще­ ственные институты, которые так или иначе занимались этими вопросами: семья, школа, общественные организации, претерпели су­ щественные изменения. Некоторые оказались разру­ шенными, некоторые - несостоятельными. И самое страшное, что общество в целом оказалось разобще­ но и разобщается всё более и более. Почему это происходит? В обществе отсутствует главный, объединяющий стержень - духовное единение. Плюрализм мнений, плюрализм идей и плюрализм религий, наконец, при­ вел к тому, что все распадается на разные части. Каждый со своим кусочком свободы в руках. Но без скрепляющего единого начала человек становится, как это ни парадоксально, всё более и более несво­ боден, всё более зависим и всё более несчастен в конечном итоге. Может быть, кто-то захочет сказать, а где же свобода, равенство и братство? Как быть с ними? Однако так положил Господь, что все мы рождаемся разными, мужчинами и женщинами, с разными характерами, способностями и болезнями. Говорить о равенстве без Бога, говорить о равен­ стве по плоти, без духа и души немыслимо, глупо. Есть только одно равенство - равенство души перед Богом. Есть только одна свобода - свобода души в Боге и есть только одно братство - истинное братство в Боге. Все остальные равенства и свободы сурро- гатны, надуманны и неестественны. От этого они недолговечны, слабы и в конечном их завоевании и применении вызывают только язвы наших душ. Стрем­ ление достигнуть свободы внешним образом, без упорного духовного труда, без молитвы, без Бога - есть стремление безумства. Почему так настойчиво об этом следует гово­ рить? Потому что больная и безумная душа никогда не приобретёт себе счастья и, разумеется, она не­ способна сообщить его другим. Молодежь, это люди, которые имеют впереди гораздо больший запас вре­ мени жизни, чем старшее поколение. Они обладают большей энергией и способностями усваивать себе опыт и знания. Но становится ли она счастливее и крепче от того, что имеет якобы равные права? Нет. Мы наблюдаем рост алкоголизма, наркомании и про­ ституции. Становится ли наша молодежь счастливее и сильнее от того, что мы дарим им дорогие вещи или другие блага, над которыми они ещё не труди­ лись, которых не выстрадали, которых не заслужили? Нет. Напротив, это только развращает всё: и тело, и дух, и душу. Чему мы учим? Что мы даём? Какое мы сами имеем лицо? А, между тем, детский взгляд безоши­ бочен, точен и беспощаден. Его не обмануть. Ещё жива в нем душа, которая предчувствует свое назна­ чение на этой земле. Только очень жаль, что в последнее время дети всё раньше и раньше приоб­ ретают бесчувствие души. В противоположность подходу светскому хотелось бы обозначить подход православный, христианский. Пришел в этот мир человек, вглядитесь в него. Ка­ кая это пришла душа? Чем одарена? Что она может принести в этот мир прекрасного и удивительного, что никто другой так не сумеет. Найдите в ней жем­ чужину - талант от Господа и взрастите его. Не тем, какая профессия престижнее и денежнее следует определяться, но тем, к чему расположена душа и способности ребенка, подростка. Согласно Еван­ гельских слов, зарывший талант в землю лишается и того, что имеет. Христианин слушает Бога и исполня­ ет его слова в повседневной жизни, в том числе и в деле воспитания своих детей. Что проку от блестя­ щего престижного образования, если подросток или юноша от духовной тоски сядет на иглу и не будет иметь никаких физических, душевных и духовных сил с этой иглы слезть. Однако образованием ни в коем случае не следует пренебрегать. Только получать его нужно в соответствии с наделенным от Господа да­ ром. Но как же мешает нам, взрослым, тщеславие и страх. Панический, совершенно не Божий страх за завтрашний день. Один молодой человек написал такое четверостишие: И пусть не страшны нам ни голод, ни плаха, Упрямо обилен пугливости пот. И вот мы уже умираем от страха За масло дрожа, и трясясь за компот. Юноше этому было не более 18 лет, но он очень верно уловил этот наш взрослый, животный страх, убивающий душу и всё остальное вокруг. Христианс­ кие истины учат нас не страшится жизненных невзгод, но страшится Бога. Страх Божий - особенный страх, дающий жизнь и силу душе. Не раб трясущийся, но почтительный сын, страшащийся огорчить своего Отца безобразной жизнью, уничтожением его даров, жес­ токой неблагодарностью за них. Думается, что принципиальный подход к воспита­ нию должен быть изменен. Беда в том, что во всех этих попытках отсутствует должное основание. Фунда­ ментом пытаются сделать одни только нравственные идеалы без Бога, идеалы светские. Этот камень никог­ да не устоит, потому что не укоренён в Боге, в душе человеческой. Кратковременность бытия никогда не станет верной опорой душе. Все её попытки опереть­ ся внутри на преходящее и временное в конечном итоге оборачиваются тоской, которую не могут уже заглушить ни алкоголь, ни наркотики. Фундаментом души человеческой, рожденной Богом, может стать только Бог, а всё остальное Он сам заботливо прило­ жит и одарит, и проведёт по жизни, пусть не простым, но очень верным и счастливым путём. И в конце своего земного путешествия, обогащённая и сильная душа может покойно вернуться к своему Творцу с чувством хорошо исполненного долга. Основой воспи­ тания безусловно должно стать православие как на­ стоящий и крепкий фундамент человеческой жизни. А вот как это сделать, какие усилия к этому необходи­ мо приложить - это тот вопрос, та насущная задача, которую мы попытаемся разрешить, в том числе и с помощью общения и обменом опытом. Окончить своё выступление мне хотелось бы ци­ татой из Ф. М. Достоевского: «Боже, да у нас имен­ но важнее всего хоть какой-нибудь, да свой, нако­ нец, порядок. В том заключалась надежда и, так сказать, отдых; хоть что-нибудь, наконец, построен­ ное, а не вечная эта ломка, не летающие повсюду щепки, не мусор и сор, из которых вот уже двести лет ничего не выходит». Как бы продолжая мысли владыки, представитель Областного Комитета по образованию Любовь Рома­ новна Вертинская говорила о том, как необходима молодой душе вера и крепкая опора. Начальник Уп­ равления по делам молодёжи Администрации Мур­ манской области Леонид Леонидович Мостовой в своём выступлении на форуме сказал: «Надеюсь, что мы сообща сможем постепенно решать проблемы моло­ дёжи, особенно те духовно-нравственные вопросы, которые осветил архиепископ Симон». На форуме выступлений было много. Наша газета в последую­ щих номерах опубликует наиболее яркие и интерес­ ные доклады и выступления участников. Форум продолжил работу на следующий день: его гости приняли участие в освящении голубца (поклон­ ного креста) с иконой святого преподобного Трифона Печенгского, которое совершил на сопке иерей Алек­ сандр Козачук, настоятель Свято-Никольского кафед­ рального собора. Затем хор девочек из программы «Дети Кольской земли» и певчие архиерейского хора выступили с концертом. В храме преподобного Три­ фона Вдадыка Симон произнёс заключительное сло­ во. Он выразил удовлетворение работой состоявше­ гося Форума и благодарность всем его участникам и организаторам. По итогам работы Форума право­ славной молодежи была принята официальная резо­ люция, которая была направлена не только участни­ кам Форума, но и в правительство Мурманской об­ ласти, в областную думу, Святейшему Патриарху и Президенту России В. В. Путину. Р Е З О Л Ю Ц И Я Форума православной молодежи | (проведенного по инициативе Мурманской і и Мончегорской епархии в Мурманской области) г. Мурманск, 3 августа 2004 года J Участники форума православной молодежи отметили | [крайне необходимым и насущным воспитание подраста- і ; ющего поколения в традициях Православной Церкви, | [ которая является хранительницей духовных основ рус- | I ского народа, фундаментом его патриотических чувств, j 8 своих докладах и выступлениях участники форума | і единодушно согласились в том, что воспитание молоде- ! I жи неразрывно связано с воспитанием взрослого поко- | ! ления и проистекает одно из другого. Основополагаю- j I щим принципом должно стать воспитание личным при- | ! мером. Личность, не являющаяся носителем здорового I духа, не имеет способности сеять здоровые семена в | [ душах детей и подростков. j Стереотипы западного образа жизни, психологи- | j ческие основы западного человека для русских людей j I с православным сознанием являются разрушительным j [началом. Чрезмерная свобода поведения, незаеиси- | I мость, многодозволенность, ориентация на лидерство | I и личный успех противостоит православным нравствен- j j ным ценностям, таким как: самоограничение, умение j [довольствоваться необходимым, самодисциплина, ува- ! іжение прав других личностей, личная скромность. От- j [ мечено, что внешняя свобода без ограничивающих, j [дисциплинирующих начал порождает внутреннюю не- J [свободу и является причиной стрессового состояния,! [ выпивающихся как агрессией, так и употреблением j ; алкоголя и наркотических средств. Участники отметили нарастающую тенденцию в мо- j [ лодежной среде к употреблению алкоголя и наркоти- j I ков, причиной которых является общее духовное ос- і [ лабление. Следствие этого - постоянное ухудшение j [ физического здоровья, увеличение случаев заболева- j і ний, передающихся половым путем, в том числе СПИ- j [Дом. набирает силу среди подростков и детей так! [ называемый пивной алкоголизм. j Особую озабоченность вызывает предупреждение рас- [ j пространения вич-инфекции. Остро востребована в на- | ! стоящее время духовная помощь больным СПИДом, ча- і [ сто длительно болеющим, нуждающимся в достойном за- I [ вершении жизни. В духовной поддержке нуждаются не ■ I только сами больные, но и члены их семей. і Отмечая острую потребность общества в духовном і I возрождении и укреплении, участники молодежного пра- і ! вославного форума считают целесообразным: j 1. Объединить усилия Православной Церкви, государ- j ! ственных и общественных институтов деле воспитания j [ подрастающего поколения. Для этого определить, что j [ платформой для совместной деятельности могут реально j і являться такие сферы государственного попечения, как j [ патриотическое воспитание, культура и образование, j 2. Считать необходимым в объединении усилий Пра- і [ вослаеной Церкви и государственных институтов разра- | ботку и реальное осуществление совместных программ, j [ направленных на духовное возрождении нации, а также j [ выделения бюджетного финансирования для осуществ- j [ ления данных программ. j 3. Предложить Комитету по образованию и Управ- j [ лению, по делам молодежи Администрации Мурманс- ; [ кой области изучить, поддержать и распространить опыт j ! работы православных скаутов-разведчиков Мурманс- | [ кой и Мончегорской епархии, а также опыт работы j [ воскресных школ. [ 4. Поддержать усилия Государственной Думы в зап- [ рещении рекламы пива, алкоголя, табачных изделий. | 5. Внести предложения в Областную Думу, Админис- | [ трацию Мурманской области, Мурманский горсовет и в | [ администрацию города Мурманска о запрете употребле- j [ ния спиртных напитков, в том числе пива на улицах і I города Мурманска и городов области. Ужесточить конт- j [ роль за продажей спиртных напитков несовершеннолет- \ \ ним в соответствии с действующим законодательством, і 6. Предложить Комитету по образованию и Управле- j і нию по делам молодежи Мурманской области предостав- j [ пять данные о несовершеннолетних, замеченных в упот- | [ реблении наркотических средств, о семьях, в которых j І родители употребляют наркотические средства, а также о ! ; лицах, вовлекающих несовершеннолетних в употребление I і наркотических средств в Управление Федеральной служ- [ [ бы по контролю за незаконным оборотом наркотиков. ] Участники форума выражают надежду, что реаль- j [ ная консолидация сил Православной Церкви, органов [ ! государственной власти и управления, а также обще- j [ственных институтов способна не формально, но эф- j I фективно и радикально изменить ситуацию в духов- j [ ном здоровье общества. ! От имени участников Форума резолюцию подписал j : архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон. Б приемной архиепископа Симона 24 августа раздался официальный звонок из Администрации Президента Российской Федерации. Звонил советник Президента Лукичев Борис Михайлович. Он выразил благодарность участникам и сообщил, что резолюция Форума право­ славной молодежи представляет большой интерес, под­ робно интересовался составом участников форума и выразил пожелания, чтобы такой Форум проводился ежегодно. Также он сказал и о том, что мероприятия и общая направленность Форума свидетельствуют о необ­ ходимости совместных усилий светских властей и Пра­ вославной Церкви, и их следует всячески развивать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz