Миссионерская православная газета. 2004 г. № 8. Август.
2 № 8, август, 2004 л л и с с и о н е р с к л я п р а в о с л а в н а я г а з ѳ т л ШРШЛЬНЬШ Н^ІЛМІТИ шит 6 августа. Поселок Бо рисоглебский. В храме свя тых благоверных князей Бо риса и Глеба прошли еже годные торжества, по священные престольному празднику храма. Божествен ную литургию совершил ар хиепископ Симон. ■ш 12 августа. Видяво. Чет вертая годовщина гибели АПЛ «Курск». Архиепископ Симон совершил Божествен ную литургию в Никольской церкви. На причале в Ара- губе панихиду по погибшим морякам служил иерей Сер гий Шерфетдинов. 18 августа. Кировск. Со стоялось освящение колоко лов строящейся церкви Спа са Нерукотворного Образа. Освящение совершал иерей Василий Данилец. Стоимость колоколов около миллиона рублей. Благодарим всех жертвователей и руководство ОАО «Апатит»! шят 19 августа. Мурманск. За богослужением в Свято- Никольском кафедральном соборе присутствовали два представителя епископа лю теранской церкви Норвегии Пэра Оскара Кьелааса. Лю теранского пастора сопро вождала его супруга (по своей профессии - полицей ский), на что супруги остро умно заметили: «благодать и закон». ■ ■ 20 августа. Варзуга. Престольный праздник. В пределе Афанасьевской цер кви в честь святых препо добных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких совер шено всенощное бдение и Божественная литургия. Слу жил архиепископ Симон. ш т 23 августа. Санкт-Пе тербург. Иподиакон Евгений Глухоедов и певчий архи ерейского хора Илья Сла- щенко успешно сдали всту пительные экзамены и были зачислены в Санкт-Петербур- гскую духовную семинарию. Поздравляем, ребята! ■ ■ 25 августа. Мурманск. Архиепископ Симон совер шил молебен в часовне Ка занской Божией матери, ко торая находится в СИЗО (следственном изоляторе). После молебна заключенные и сотрудники изолятора име ли возможность для обще ния с правящим архиереем. м ъ а м и е Православная газета нуждается в средствах на издание. Наш а д р е с : 1 8 3 0 1 0 , М у р м а н с к , ул. З еленая, д. 11, тел. 255-338, б а н к о в с к и е р е к в и з и т ы : И Н Н 5193701986, М у р м а н с ка я Е п а р хия, р/с 407038104 410 2000 016 9, в/с 40703840605000000803, Б ан к С Б Р Ф М у р м а н с к и й б а н к , Б И К ( М Ф О ) 0 4 4 7 0 5 6 1 5 , к /с 3 0 1 0 1 8 1 0 3 0 0 0 0 0 0 0 0 6 1 5 . Адрес: 183602, М урманск, пр.Ле нина, д.37 (с п о м етко й: на П р а восл авн ую газету). Виктор Цылев: ПЕРЕСИЛИТЬ СВОЕ «ХОЧУ» Краткое изложение фрагментов доклада старшего преподавателя кафедры философии и социологии МГПУ Виктора Рюриковича Цылева, посвященного проблемам адаптации детей и подростков в современном мире. Н аверное, один из самых распростра ненных и модных ответов, лежащий в русле процессов либерализации и де мократизации общества, предлагает при социализации детей ориентироваться, в пер вую очередь, на воспитание свободного, раскрепощенного, активного, предприим чивого человека, умеющего ставить цели и добиваться их, знающего и умеющего защитить свои права. Эти ценности явля ются достижением целерациональной за падноевропейской культуры и пришли к нам вместе с другими атрибутами запад ной демократии. Во многом эти ценности находятся в противоречии с теми ориентирами воспи тания, которые были традиционно присущи нашей культуре, в своих корнях связанной с Православной церковью. Это воспитание таких качеств личности как смирение гор дыни, скромность, нравственность, отзыв чивость, готовность помочь ближнему, спо собность служить народу, государству, Богу, готовность следовать своей судьбе и пр. Так какой же выбор делать в воспитании? Трудность ответа на этот вопрос заключа ется так же в том, что когда речь заходит о благополучии, что здесь возникает некая двусмысленность. Что значит благополуч но? Наверное, прежде всего, это состоя ние душевного комфорта, удовлетворенно сти своей жизнью, наличие внутреннего спокойствия и радости от жизни. Но это состояние обычно напрямую связывается с материальным благосостоянием, с поло жением, которое человек занимает в об ществе: создайте мне хорошие, достойные условия жизни, и я буду чувствовать себя счастливым. А чтобы достигнуть такого бла гополучия, кажется очевидным воспитание детей свободными, предприимчивыми, це леустремленными, напористыми. Что же тогда получается: наши традиционные ори ентиры в воспитании, берущие истоки от Православия, направлены на то, чтобы че ловека сделать несчастным, страдающим, подневольным, и получается, что в наше время они безвозвратно устарели? Перейдем к анализу современных тен денций в воспитании детей. Рассмотрим, например, к чему обычно приводит повышенная опека ребенка, на правленная на облегчение его жизни. Если стремиться во всем идти навстречу жела ниям ребенка, не нагружать его обязан ностями, не заставлять подчиняться ка- ким-либо требованиям, ограничениям, пра вилам, то у ребенка непомерно развивается способность к поведению в соответствии с собственным желаниями, с «я хочу», и полное неприятие «надо». В психологии способность ребенка подчинять свое по ведение «надо» называется произвольно стью, и определенный уровень развития произвольности является важным компо нентом готовности ребенка к обучению в школе. Ведь что такое пересилить свое «хочу» и сделать то, что «надо»? Это зна чит, что в организме должны включиться процессы торможения желания (того, что хочется) и соответственно возбудиться процессы, обеспечивающие поведение по типу «надо». И если эти процессы в опре деленный период жизни у ребенка не раз виты, то потом ему крайне сложно оказы вается справляться со своими желания ми. И у таких детей обычно очень тяжело проходит адаптация к школе, и они оттор гают выполнение всяких обязанностей. Конечно, это не означает, что ребенка надо заставлять все делать только через силу, игровая деятельность, идущая от интереса, очевидно, тоже важна и нужна, но способность к выполнению произволь ных действий является необходимым ком понентом гармоничного развития ребен ка, и эту способность следует развивать в той степени, в какой это возможно. Особенно негативно сказывается повы шенная опека ребенка на развитии его психических функций. Заботливые мамы обычно всегда готовы повторить ребенку то, что он не расслышал, по несколько раз повторять одно и то же, напоминать посто янно то, что ему нужно не забыть сделать, и в результате у ребенка должным образом не развиваются ни устойчивость внимания, ни память. Они ему оказываются не нужны ми, так как внешним заменителем внима ния и памяти выступает мама, а развива ется у ребенка, еще раз повторим, только то, что необходимо востребуется условия ми его жизнедеятельности. Если ребенка стремиться оберегать от любой боли, тогда организм не научится справляться с болью, и как следствие - любой маленький ушиб будет приносить ребенку сильнейший болевой шок. То есть всему нужно учиться, ничто само по себе у ре бенка не развивается. Облегчая ребенку условия развития, мы тем самым невольно замедляем его разви тие. Только в достаточно трудных условиях вырастают сильные дети. Рубинштейн пи сал, что только великие дела творят велико го человека. Если мы хотим вырастить силь ное жизнестойкое растение, то нам нужно постоянно помещать его в условия лише ний, с которыми оно может справиться. Если же мы создадим тепличные условия для его роста, то и в дальнейшем такое растение сможет расти только в теплице, нуждаясь в постоянном уходе. Так же и ребенок. Мне кажется, приведенный пример хоро шо соотносится с известным высказыванием Спинозы: «Свобода - это осознанная необ ходимость». И понимать это высказывание можно так, что свободным себя чувствует тот человек, у которого желания возникают в соответствии с имеющейся необходимос тью. То есть если мы хотим быть свободны ми, нам нужно воспитывать свои желания, приучать их к тому, чтобы они появлялись в соответствии с тем, что диктует необходи мость. В противном же случае (как в запад ном обществе) получается, что свободные условия развития воспитывают фактически не человека, чувствующего себя свободным в любой ситуации, а борца за свободу, по стоянно чувствующего ее недостаток. Подобное рассуждение можно привести и по поводу мнения о том, что для воспи тания человека, знающего и умеющего от стоять свои права, надо с детства его на это ориентировать. Сейчас много говорят о правах ребенка, приписывая ему с рож дения такие же права, как и взрослым. Но почему-то в этом случае не говорят о ра венстве обязанностей. И действительно, наверное, глупо наделять ребенка обязан ностями, равными со взрослыми. Тем са мым по отношению к ребенку получается дисбаланс прав и обязанностей. Предос тавляя ребенку прав намного больше, чем обязанностей, мы тем самым способствуем формированию у него неверной психологи ческой установки. У ребенка закрепляется как норма тот факт, что он должен получать все права независимо от имеющихся у него обязанностей. Данное положение, по мое му мнению, является истоком социального потребительства и социального иждивенче ства, которые имеют все большее и боль шее распространение. В заключение хотелось бы остановиться еще на одной современной ценности, кото рая является желанной для многих людей - это достижение высокого уровня матери ального благосостояния. Сейчас нередко можно услышать такое, что хорошее воспи тание ребенку можно только при достаточ но высоком материальном уровне жизни. Но развитие ребенка в условиях высокого материального достатка также имеет скры тые опасности. Но с другой стороны, развитие в услови ях высокого материального достатка оказы вает влияние на становление такой важ нейшей способности человека, как адап тивность. Что это за способность? Адаптивность здесь предстает как способ ность человека приспособиться к тем кон кретным условиям, в которых он живет, со отнести свои желания с реальными воз можностями и чувствовать себя в этих реальных условиях достаточно хорошо. На пример, ребенку что-то захотелось, но нет возможности этого купить, тогда ему при ходится справляться со своим желанием и как-то успокаиваться, так у него постепен но и развивается способность к адаптации. Чем в более привилегированных усло виях живет человек, чем больше у него возможностей изменить условия жизни в соответствии со своими желания, чем в меньшей степени ему самому надо приспо сабливаться к этим условиям, тем менее адаптивным он становится. При работе пси хологом мне неоднократно приходилось стал киваться с такой ситуацией, когда ребенок приходил в школу из льготных условий раз вития, где его баловали и удовлетворяли большинство его желаний. Такому ребенку очень сложно было адаптироваться к школь ным требованиям и вообще справляться со своими желаниями. Любое неудовлетворен ное желание фактически вводило его в состояние стресса. Для таких детей харак терна пониженная стрессоустойчивость. Они не привыкли справляться с неудовлетворен ными желаниями и чувствовали себя в та ких ситуациях действительно очень плохо. Одним из возможных выходов из этой ситу ации в среднем звене для ребенка стано вится уход в алкоголизм или наркоманию. Кстати, подобные проблемы характерны для западного человека, поскольку в мате риальном отношении они живут гораздо обеспеченнее нас. Во многом благодаря снижению адаптивности западный человек становится более изнеженным, менее стрес соустойчивым, более подверженным психи ческим заболеваниям. Для него типичным стали потеря естественности, закрытость, что говорит о серьезных психических пробле мах, о фактически существующем страхе перед миром, наличие которого явно обна жил Э. Фромм в работе “Бегство от свобо ды”. Он постоянно борется за свою свободу и свои права, считая, что их стремятся ущемить. Для западного общества харак терна индивидуализация, поскольку чело век не способен жить в полном душевном согласии и доверии с окружающими. Отно шения скорее носят общепринятый дого ворной внешнеформальный и внешнеблаго получный характер, а спокойно и расслаб лено человек может себя чувствовать в действительности только наедине с самим собой. Самостоятельно справиться со сво ими внутренними проблемами он обычно оказывается не в силах и нуждается в по мощи профессионального психолога, потреб ность в которых растет. Возникает парадок сальная ситуация: с одной стороны, объек тивно человек живет все лучше, а с другой стороны субъективно ему становится жить все труднее. Поводом для расстройств ста новятся такие незначительные причины, на которые адаптивный человек не обратил бы и внимания. У нас про таких людей иногда говорят: «с жиру бесятся», все у них есть, а они еще чем-то не довольны. На самом деле эти люди действительно имеют серьез ные психологические проблемы и не спо собны справиться даже с малейшими вол нениями, поскольку у них не развита спо собность к адаптации. В Православии говорят, что Бог посыла ет человеку лишения и испытания в соот ветствии с имеющимися у него способнос тями, и в этом проявляется Его благость. Наверное, и к детям нужно относиться по добным образом. Наши традиционные ме тоды воспитания, направленные на ограни чение своеволия, на соблюдение правил и норм, на уважение мнения окружающих, на выполнение в первую очередь своих обязанностей, долга в своей основе оказы ваются психологически грамотными и по могают воспитать адаптивного человека, поэтому отбрасывать их еще рано. Ведь в традициях откладывается то, что прошло проверку временем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz