Миссионерская православная газета. 2004 г. № 8. Август.

2 № 8, август, 2004 л л и с с и о н е р с к л я п р а в о с л а в н а я г а з ѳ т л ШРШЛЬНЬШ Н^ІЛМІТИ шит 6 августа. Поселок Бо­ рисоглебский. В храме свя­ тых благоверных князей Бо­ риса и Глеба прошли еже­ годные торжества, по­ священные престольному празднику храма. Божествен­ ную литургию совершил ар­ хиепископ Симон. ■ш 12 августа. Видяво. Чет­ вертая годовщина гибели АПЛ «Курск». Архиепископ Симон совершил Божествен­ ную литургию в Никольской церкви. На причале в Ара- губе панихиду по погибшим морякам служил иерей Сер­ гий Шерфетдинов. 18 августа. Кировск. Со­ стоялось освящение колоко­ лов строящейся церкви Спа­ са Нерукотворного Образа. Освящение совершал иерей Василий Данилец. Стоимость колоколов около миллиона рублей. Благодарим всех жертвователей и руководство ОАО «Апатит»! шят 19 августа. Мурманск. За богослужением в Свято- Никольском кафедральном соборе присутствовали два представителя епископа лю­ теранской церкви Норвегии Пэра Оскара Кьелааса. Лю­ теранского пастора сопро­ вождала его супруга (по своей профессии - полицей­ ский), на что супруги остро­ умно заметили: «благодать и закон». ■ ■ 20 августа. Варзуга. Престольный праздник. В пределе Афанасьевской цер­ кви в честь святых препо­ добных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких совер­ шено всенощное бдение и Божественная литургия. Слу­ жил архиепископ Симон. ш т 23 августа. Санкт-Пе­ тербург. Иподиакон Евгений Глухоедов и певчий архи­ ерейского хора Илья Сла- щенко успешно сдали всту­ пительные экзамены и были зачислены в Санкт-Петербур- гскую духовную семинарию. Поздравляем, ребята! ■ ■ 25 августа. Мурманск. Архиепископ Симон совер­ шил молебен в часовне Ка­ занской Божией матери, ко­ торая находится в СИЗО (следственном изоляторе). После молебна заключенные и сотрудники изолятора име­ ли возможность для обще­ ния с правящим архиереем. м ъ а м и е Православная газета нуждается в средствах на издание. Наш а д р е с : 1 8 3 0 1 0 , М у р м а н с к , ул. З еленая, д. 11, тел. 255-338, б а н к о в с к и е р е к в и з и т ы : И Н Н 5193701986, М у р м а н с ка я Е п а р ­ хия, р/с 407038104 410 2000 016 9, в/с 40703840605000000803, Б ан к С Б Р Ф М у р м а н с к и й б а н к , Б И К ( М Ф О ) 0 4 4 7 0 5 6 1 5 , к /с 3 0 1 0 1 8 1 0 3 0 0 0 0 0 0 0 0 6 1 5 . Адрес: 183602, М урманск, пр.Ле­ нина, д.37 (с п о м етко й: на П р а ­ восл авн ую газету). Виктор Цылев: ПЕРЕСИЛИТЬ СВОЕ «ХОЧУ» Краткое изложение фрагментов доклада старшего преподавателя кафедры философии и социологии МГПУ Виктора Рюриковича Цылева, посвященного проблемам адаптации детей и подростков в современном мире. Н аверное, один из самых распростра­ ненных и модных ответов, лежащий в русле процессов либерализации и де­ мократизации общества, предлагает при социализации детей ориентироваться, в пер­ вую очередь, на воспитание свободного, раскрепощенного, активного, предприим­ чивого человека, умеющего ставить цели и добиваться их, знающего и умеющего защитить свои права. Эти ценности явля­ ются достижением целерациональной за­ падноевропейской культуры и пришли к нам вместе с другими атрибутами запад­ ной демократии. Во многом эти ценности находятся в противоречии с теми ориентирами воспи­ тания, которые были традиционно присущи нашей культуре, в своих корнях связанной с Православной церковью. Это воспитание таких качеств личности как смирение гор­ дыни, скромность, нравственность, отзыв­ чивость, готовность помочь ближнему, спо­ собность служить народу, государству, Богу, готовность следовать своей судьбе и пр. Так какой же выбор делать в воспитании? Трудность ответа на этот вопрос заключа­ ется так же в том, что когда речь заходит о благополучии, что здесь возникает некая двусмысленность. Что значит благополуч­ но? Наверное, прежде всего, это состоя­ ние душевного комфорта, удовлетворенно­ сти своей жизнью, наличие внутреннего спокойствия и радости от жизни. Но это состояние обычно напрямую связывается с материальным благосостоянием, с поло­ жением, которое человек занимает в об­ ществе: создайте мне хорошие, достойные условия жизни, и я буду чувствовать себя счастливым. А чтобы достигнуть такого бла­ гополучия, кажется очевидным воспитание детей свободными, предприимчивыми, це­ леустремленными, напористыми. Что же тогда получается: наши традиционные ори­ ентиры в воспитании, берущие истоки от Православия, направлены на то, чтобы че­ ловека сделать несчастным, страдающим, подневольным, и получается, что в наше время они безвозвратно устарели? Перейдем к анализу современных тен­ денций в воспитании детей. Рассмотрим, например, к чему обычно приводит повышенная опека ребенка, на­ правленная на облегчение его жизни. Если стремиться во всем идти навстречу жела­ ниям ребенка, не нагружать его обязан­ ностями, не заставлять подчиняться ка- ким-либо требованиям, ограничениям, пра­ вилам, то у ребенка непомерно развивается способность к поведению в соответствии с собственным желаниями, с «я хочу», и полное неприятие «надо». В психологии способность ребенка подчинять свое по­ ведение «надо» называется произвольно­ стью, и определенный уровень развития произвольности является важным компо­ нентом готовности ребенка к обучению в школе. Ведь что такое пересилить свое «хочу» и сделать то, что «надо»? Это зна­ чит, что в организме должны включиться процессы торможения желания (того, что хочется) и соответственно возбудиться процессы, обеспечивающие поведение по типу «надо». И если эти процессы в опре­ деленный период жизни у ребенка не раз­ виты, то потом ему крайне сложно оказы­ вается справляться со своими желания­ ми. И у таких детей обычно очень тяжело проходит адаптация к школе, и они оттор­ гают выполнение всяких обязанностей. Конечно, это не означает, что ребенка надо заставлять все делать только через силу, игровая деятельность, идущая от интереса, очевидно, тоже важна и нужна, но способность к выполнению произволь­ ных действий является необходимым ком­ понентом гармоничного развития ребен­ ка, и эту способность следует развивать в той степени, в какой это возможно. Особенно негативно сказывается повы­ шенная опека ребенка на развитии его психических функций. Заботливые мамы обычно всегда готовы повторить ребенку то, что он не расслышал, по несколько раз повторять одно и то же, напоминать посто­ янно то, что ему нужно не забыть сделать, и в результате у ребенка должным образом не развиваются ни устойчивость внимания, ни память. Они ему оказываются не нужны­ ми, так как внешним заменителем внима­ ния и памяти выступает мама, а развива­ ется у ребенка, еще раз повторим, только то, что необходимо востребуется условия­ ми его жизнедеятельности. Если ребенка стремиться оберегать от любой боли, тогда организм не научится справляться с болью, и как следствие - любой маленький ушиб будет приносить ребенку сильнейший болевой шок. То есть всему нужно учиться, ничто само по себе у ре­ бенка не развивается. Облегчая ребенку условия развития, мы тем самым невольно замедляем его разви­ тие. Только в достаточно трудных условиях вырастают сильные дети. Рубинштейн пи­ сал, что только великие дела творят велико­ го человека. Если мы хотим вырастить силь­ ное жизнестойкое растение, то нам нужно постоянно помещать его в условия лише­ ний, с которыми оно может справиться. Если же мы создадим тепличные условия для его роста, то и в дальнейшем такое растение сможет расти только в теплице, нуждаясь в постоянном уходе. Так же и ребенок. Мне кажется, приведенный пример хоро­ шо соотносится с известным высказыванием Спинозы: «Свобода - это осознанная необ­ ходимость». И понимать это высказывание можно так, что свободным себя чувствует тот человек, у которого желания возникают в соответствии с имеющейся необходимос­ тью. То есть если мы хотим быть свободны­ ми, нам нужно воспитывать свои желания, приучать их к тому, чтобы они появлялись в соответствии с тем, что диктует необходи­ мость. В противном же случае (как в запад­ ном обществе) получается, что свободные условия развития воспитывают фактически не человека, чувствующего себя свободным в любой ситуации, а борца за свободу, по­ стоянно чувствующего ее недостаток. Подобное рассуждение можно привести и по поводу мнения о том, что для воспи­ тания человека, знающего и умеющего от­ стоять свои права, надо с детства его на это ориентировать. Сейчас много говорят о правах ребенка, приписывая ему с рож­ дения такие же права, как и взрослым. Но почему-то в этом случае не говорят о ра­ венстве обязанностей. И действительно, наверное, глупо наделять ребенка обязан­ ностями, равными со взрослыми. Тем са­ мым по отношению к ребенку получается дисбаланс прав и обязанностей. Предос­ тавляя ребенку прав намного больше, чем обязанностей, мы тем самым способствуем формированию у него неверной психологи­ ческой установки. У ребенка закрепляется как норма тот факт, что он должен получать все права независимо от имеющихся у него обязанностей. Данное положение, по мое­ му мнению, является истоком социального потребительства и социального иждивенче­ ства, которые имеют все большее и боль­ шее распространение. В заключение хотелось бы остановиться еще на одной современной ценности, кото­ рая является желанной для многих людей - это достижение высокого уровня матери­ ального благосостояния. Сейчас нередко можно услышать такое, что хорошее воспи­ тание ребенку можно только при достаточ­ но высоком материальном уровне жизни. Но развитие ребенка в условиях высокого материального достатка также имеет скры­ тые опасности. Но с другой стороны, развитие в услови­ ях высокого материального достатка оказы­ вает влияние на становление такой важ­ нейшей способности человека, как адап­ тивность. Что это за способность? Адаптивность здесь предстает как способ­ ность человека приспособиться к тем кон­ кретным условиям, в которых он живет, со­ отнести свои желания с реальными воз­ можностями и чувствовать себя в этих реальных условиях достаточно хорошо. На­ пример, ребенку что-то захотелось, но нет возможности этого купить, тогда ему при­ ходится справляться со своим желанием и как-то успокаиваться, так у него постепен­ но и развивается способность к адаптации. Чем в более привилегированных усло­ виях живет человек, чем больше у него возможностей изменить условия жизни в соответствии со своими желания, чем в меньшей степени ему самому надо приспо­ сабливаться к этим условиям, тем менее адаптивным он становится. При работе пси­ хологом мне неоднократно приходилось стал­ киваться с такой ситуацией, когда ребенок приходил в школу из льготных условий раз­ вития, где его баловали и удовлетворяли большинство его желаний. Такому ребенку очень сложно было адаптироваться к школь­ ным требованиям и вообще справляться со своими желаниями. Любое неудовлетворен­ ное желание фактически вводило его в состояние стресса. Для таких детей харак­ терна пониженная стрессоустойчивость. Они не привыкли справляться с неудовлетворен­ ными желаниями и чувствовали себя в та­ ких ситуациях действительно очень плохо. Одним из возможных выходов из этой ситу­ ации в среднем звене для ребенка стано вится уход в алкоголизм или наркоманию. Кстати, подобные проблемы характерны для западного человека, поскольку в мате­ риальном отношении они живут гораздо обеспеченнее нас. Во многом благодаря снижению адаптивности западный человек становится более изнеженным, менее стрес­ соустойчивым, более подверженным психи­ ческим заболеваниям. Для него типичным стали потеря естественности, закрытость, что говорит о серьезных психических пробле­ мах, о фактически существующем страхе перед миром, наличие которого явно обна­ жил Э. Фромм в работе “Бегство от свобо­ ды”. Он постоянно борется за свою свободу и свои права, считая, что их стремятся ущемить. Для западного общества харак­ терна индивидуализация, поскольку чело­ век не способен жить в полном душевном согласии и доверии с окружающими. Отно­ шения скорее носят общепринятый дого­ ворной внешнеформальный и внешнеблаго­ получный характер, а спокойно и расслаб­ лено человек может себя чувствовать в действительности только наедине с самим собой. Самостоятельно справиться со сво­ ими внутренними проблемами он обычно оказывается не в силах и нуждается в по­ мощи профессионального психолога, потреб­ ность в которых растет. Возникает парадок­ сальная ситуация: с одной стороны, объек­ тивно человек живет все лучше, а с другой стороны субъективно ему становится жить все труднее. Поводом для расстройств ста­ новятся такие незначительные причины, на которые адаптивный человек не обратил бы и внимания. У нас про таких людей иногда говорят: «с жиру бесятся», все у них есть, а они еще чем-то не довольны. На самом деле эти люди действительно имеют серьез­ ные психологические проблемы и не спо­ собны справиться даже с малейшими вол­ нениями, поскольку у них не развита спо­ собность к адаптации. В Православии говорят, что Бог посыла­ ет человеку лишения и испытания в соот­ ветствии с имеющимися у него способнос­ тями, и в этом проявляется Его благость. Наверное, и к детям нужно относиться по­ добным образом. Наши традиционные ме­ тоды воспитания, направленные на ограни­ чение своеволия, на соблюдение правил и норм, на уважение мнения окружающих, на выполнение в первую очередь своих обязанностей, долга в своей основе оказы­ ваются психологически грамотными и по­ могают воспитать адаптивного человека, поэтому отбрасывать их еще рано. Ведь в традициях откладывается то, что прошло проверку временем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz