Миссионерская православная газета. 2004 г. № 7. Июль.

4 миссионерская православная гдзетд МЕРА ГОШ Т П Щ Щ ТШ Й Какими вырастут дети? Каким станет будущее России? Многих сегодня мучит этот вопрос. Есть и подвижники из числа духовенства, православных журналистов и педаго­ гов, которые по благословению священноначалия трудятся в сфере образования, выпус­ кают православные учебники, издают газеты и журналы, организуют курсы для подго­ товки православных педагогов. В Троице-Сергиевой Лавре с 20 по 27 июня этого года при Московском государствен­ ном открытом педагогическом университете имени Михаила Шолохова на базе Москов­ ской Духовной Академии прошли курсы повышения квалификации для преподавателей духовной культуры в средних и высших учебных заведениях. Мне посчастливилось учиться на них. Такие курсы проводятся в Троице-Сергиевой Лавре уже третий год. Целью курсов является подготовка преподавателей по предмету «Основы православной культуры», который на вполне законных основаниях уже можно вести в средних школах и высших учебных заведениях. Ш ИКАКУЧАТ Бода? Учебное расписание было достаточно плотным, а распорядок трудового дня - напряженным. Выпус­ кники курсов получили удостоверения установлен­ ного образца, свидетельствующие о том, что они закончили обучение по программе повышения ква­ лификации преподавателей «Основ духовной куль­ туры». Программа эта состояла из нескольких бло­ ков: богословского, психолого-педагогического, куль­ турологического и методического. Приведу названия лишь нескольких дисциплин, изучавшихся на кур­ сах: богословие, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, катехизис, представление ряда разноуров­ невых программ по курсу «Духовная культура», знакомство с авторами учебников по этому курсу, освоение специфики преподавания ПК в младших, средних и старших классах, дидактические матери­ алы в образовательной области «Духовная культу­ ра», изобразительное искусство, православная ли­ тература, православный взгляд на российскую ис­ торию, история отечественной педагогики, психология, христианская антропология, управление и организа­ ция учебного процесса в школе, государственная политика в области образования, образовательная концепция Русской Православной Церкви. Лекции читали ведущие преподаватели Московской Духов­ ной Академии: профессор основного богословия Алексей Ильич Осипов (многим хорошо известны его беседы в аудиозаписях и книга «Путь разума в поисках истины», а также ясность мысли, безуко­ ризненная логика и чувство юмора уважаемого богослова); известный ученый, крупный специалист в области истории Церкви протоиерей Валентин Асмус, окончивший МГУ им. М. В. Ломоносова, а затем - Духовную Академию (его лекция очень заинтересовала меня: он рассказывал о периодиза­ ции святоотеческого наследия); преподаватель нрав­ ственного богословия архимандрит Платон (Игум­ нов) (его можно было назвать старцем-монахом, и говорил он о том, что по­ лезно знать всем - о борь­ бе со страстями). Было ясно, что курсы пользуются большой попу­ лярностью - на учебу съе­ хались более 300 человек почти отовсюду: из Архан­ гельска, Вологды, Коми, Петрозаводска, Мурманска, Владимира, Краснодара, Ростова и даже из Магада­ на. В основном получить дополнительное педагоги­ ческое образование поже­ лали учителя истории и литературы, были учителя ОБЖ, преподаватели обла­ стных университетов и кол­ леджей. Из Мурманской об­ ласти было пять человек: двое - из областного цент­ ра и по одному из Поляр­ ного, Мончегорска, Поляр­ ных Зорей. Получилось так, что из нашей области на курсы приехали только пре­ подаватели воскресных школ. Жаль, что не было ни одного учителя сред­ ней школы, техникума или вуза. ft НАИМ ЖНТЬб-БЬПМ Жили слушатели курсов в аудиториях МДАиС (семинаристы сейчас на каникулах). За питание, проживание и обучение взималась плата - 2.400 рублей. Распорядок дня был достаточно насыщен­ ным и напряженным: после завтрака в 8 утра шли лекции с 8. 30 до 22 часов с перерывом на обед, экскурсию и ужин. День начинался с молитвы. Можно было прийти в 5.30 на братский молебен в Троицкий собор. Просыпаться в такую рань с не­ привычки мирянам трудновато, но именно во время братского молебна мощи святого Сергия открывают (в другое время они закрыты стеклянной крышкой), так что можно приложиться прямо к зеленому по­ крову, скрывающему святыню. Заканчивался день тоже молитвой - все приходили в домовую церковь Покрова Пресвятой Богородицы, расположенную на 2-м этаже Академии (вот бы и в нашем МГПУ был свой домовой храм!). Вечернее правило слушатели читали по очереди. Каждый раз после вечерних молитв руководитель курсов, редактор газеты «Вос­ кресная школа» иеромонах Киприан (Ященко) очень задушевно произносил проповедь, в основном он говорил о смирении и очищении души от греховных привычек. Тут же отец Киприан исповедовал тех, кто желал утром причаститься. Бог сподобил нас с трепетом и радостью прило­ житься к мощам Преподобного. Акафисты святому Сергию читаются здесь ежедневно с утра до вече­ ра (с 8. 30 до 19), один оканчивается, следующий начинается. И весь день со всей Руси и даже из других стран идет и идет нескончаемым потоком люд приложиться к святым мощам. Приводят сюда и тяжело больных, в том числе отчаянно кричащих одержимых (среди таких есть даже дети). Одержи­ мые очень боятся подходить к святыне, родные тащат их силком, а потом болящие как-то утихают. Между Успенским и Троицким собором - красивый навес над святым источником. В центре - крест, с перекладин которого стекают две струйки воды. Возле него всегда полно паломников, которые на­ бирают святую воду во фляжки, умываются или пьют прямо из пригоршней. На Успенский собор - не наглядеться. Синие купола с золотыми звездами радуют взор. Этот собор построен в XVI веке царем Иваном Грозным в благодарность Богу за взятие Казани. Он представляет собой увеличен­ ную копию Успенского собора Кремля. Возле собо­ ра находится усыпальница Годуновых. Внутри со­ бор поражает своими размерами и благолепием, древними фресками. Особенно запомнился мне глу­ бокий и неотмирный взгляд Божией Матери на большой мозаичной иконе слева. Запомнилась яркая лекция автора учебно-мето- дического комплекта по духовной культуре для начальной школы Людмилы Шевченко. В програм­ ме, разработанной ею, акцент делается на эстети­ ку, но эстетику в лучших отечественных традициях. Здесь есть и художественная литература, образцы русской классической живописи, дается основное представление о шедеврах русского зодчества и иконографии. Учебник содержит яркие иллюстрации и хорошо разработанные проверочные тесты (есть вопросы и для детей, и для совместной работы родителей и школьников). К учебнику прилагаются аудиокассеты с записями классических музыкаль­ ных произведений. На обложке этого нарядного учебника - памятник славянским просветителя Ки­ риллу и Мефодию. И Щ РАЗ №у ш Вкусы и оценки у всех разные, скажу о том, что больше всего запомнилось мне. Очень понравилась лекция проректора Елецкого университета Евгения Петровича Белозерцева «Культурная среда малого города России». С какой любовью, как вдохновен­ но рассказывал о Ельце Евгений Петрович! О хра­ мах Ельца, о его истории, о классической гимназии и, конечно, о прекрасном русском поэте Иване Алексеевиче Бунине, родившемся в Воронеже и учившемся в Елецкой гимназии. Своенравный Бу­ нин был, оказывается, двоечником и второгодником и ушел из гимназии после четвертого класса (полу­ чил потом домашнее образование). А вот Михаила Пришвина исключили позже из той же гимназии благодаря докладной, которую написал на него пре­ подававший здесь географию известный русский философ Василий Розанов. Непоседа Пришвин во­ обще доставал своих учителей. Чашу терпения пе­ реполнил случай, когда Миша попытался уплыть в Америку по местной речушке, притоку Дона. Ярким было выступле­ ние молодого священника Олега ЧебаноВа из Курс­ ка. Батюшка не только кан­ дидат педагогических наук, не только руководитель отдела образования Курс­ кой епархии, но он еще и работает в департаменте образования Курска и пре­ подает в Курском госуни- верситете. Он рассказал о замечательном опыте ку­ рян: уже несколько лет в большинстве школ области на родине преподобного Се­ рафима Саровского препо­ дают «Основы православ­ ной культуры». Но особен­ но мне понравилась православная трактовка сказки «Буратино», что прозвучало из уст отца Олега весьма весело и не­ принужденно. Много вопросов задава­ ли слушатели иеромонаху Анатолию (Берестову), лек­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz