Миссионерская православная газета. 2004 г. № 7. Июль.
4 миссионерская православная гдзетд МЕРА ГОШ Т П Щ Щ ТШ Й Какими вырастут дети? Каким станет будущее России? Многих сегодня мучит этот вопрос. Есть и подвижники из числа духовенства, православных журналистов и педаго гов, которые по благословению священноначалия трудятся в сфере образования, выпус кают православные учебники, издают газеты и журналы, организуют курсы для подго товки православных педагогов. В Троице-Сергиевой Лавре с 20 по 27 июня этого года при Московском государствен ном открытом педагогическом университете имени Михаила Шолохова на базе Москов ской Духовной Академии прошли курсы повышения квалификации для преподавателей духовной культуры в средних и высших учебных заведениях. Мне посчастливилось учиться на них. Такие курсы проводятся в Троице-Сергиевой Лавре уже третий год. Целью курсов является подготовка преподавателей по предмету «Основы православной культуры», который на вполне законных основаниях уже можно вести в средних школах и высших учебных заведениях. Ш ИКАКУЧАТ Бода? Учебное расписание было достаточно плотным, а распорядок трудового дня - напряженным. Выпус кники курсов получили удостоверения установлен ного образца, свидетельствующие о том, что они закончили обучение по программе повышения ква лификации преподавателей «Основ духовной куль туры». Программа эта состояла из нескольких бло ков: богословского, психолого-педагогического, куль турологического и методического. Приведу названия лишь нескольких дисциплин, изучавшихся на кур сах: богословие, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, катехизис, представление ряда разноуров невых программ по курсу «Духовная культура», знакомство с авторами учебников по этому курсу, освоение специфики преподавания ПК в младших, средних и старших классах, дидактические матери алы в образовательной области «Духовная культу ра», изобразительное искусство, православная ли тература, православный взгляд на российскую ис торию, история отечественной педагогики, психология, христианская антропология, управление и организа ция учебного процесса в школе, государственная политика в области образования, образовательная концепция Русской Православной Церкви. Лекции читали ведущие преподаватели Московской Духов ной Академии: профессор основного богословия Алексей Ильич Осипов (многим хорошо известны его беседы в аудиозаписях и книга «Путь разума в поисках истины», а также ясность мысли, безуко ризненная логика и чувство юмора уважаемого богослова); известный ученый, крупный специалист в области истории Церкви протоиерей Валентин Асмус, окончивший МГУ им. М. В. Ломоносова, а затем - Духовную Академию (его лекция очень заинтересовала меня: он рассказывал о периодиза ции святоотеческого наследия); преподаватель нрав ственного богословия архимандрит Платон (Игум нов) (его можно было назвать старцем-монахом, и говорил он о том, что по лезно знать всем - о борь бе со страстями). Было ясно, что курсы пользуются большой попу лярностью - на учебу съе хались более 300 человек почти отовсюду: из Архан гельска, Вологды, Коми, Петрозаводска, Мурманска, Владимира, Краснодара, Ростова и даже из Магада на. В основном получить дополнительное педагоги ческое образование поже лали учителя истории и литературы, были учителя ОБЖ, преподаватели обла стных университетов и кол леджей. Из Мурманской об ласти было пять человек: двое - из областного цент ра и по одному из Поляр ного, Мончегорска, Поляр ных Зорей. Получилось так, что из нашей области на курсы приехали только пре подаватели воскресных школ. Жаль, что не было ни одного учителя сред ней школы, техникума или вуза. ft НАИМ ЖНТЬб-БЬПМ Жили слушатели курсов в аудиториях МДАиС (семинаристы сейчас на каникулах). За питание, проживание и обучение взималась плата - 2.400 рублей. Распорядок дня был достаточно насыщен ным и напряженным: после завтрака в 8 утра шли лекции с 8. 30 до 22 часов с перерывом на обед, экскурсию и ужин. День начинался с молитвы. Можно было прийти в 5.30 на братский молебен в Троицкий собор. Просыпаться в такую рань с не привычки мирянам трудновато, но именно во время братского молебна мощи святого Сергия открывают (в другое время они закрыты стеклянной крышкой), так что можно приложиться прямо к зеленому по крову, скрывающему святыню. Заканчивался день тоже молитвой - все приходили в домовую церковь Покрова Пресвятой Богородицы, расположенную на 2-м этаже Академии (вот бы и в нашем МГПУ был свой домовой храм!). Вечернее правило слушатели читали по очереди. Каждый раз после вечерних молитв руководитель курсов, редактор газеты «Вос кресная школа» иеромонах Киприан (Ященко) очень задушевно произносил проповедь, в основном он говорил о смирении и очищении души от греховных привычек. Тут же отец Киприан исповедовал тех, кто желал утром причаститься. Бог сподобил нас с трепетом и радостью прило житься к мощам Преподобного. Акафисты святому Сергию читаются здесь ежедневно с утра до вече ра (с 8. 30 до 19), один оканчивается, следующий начинается. И весь день со всей Руси и даже из других стран идет и идет нескончаемым потоком люд приложиться к святым мощам. Приводят сюда и тяжело больных, в том числе отчаянно кричащих одержимых (среди таких есть даже дети). Одержи мые очень боятся подходить к святыне, родные тащат их силком, а потом болящие как-то утихают. Между Успенским и Троицким собором - красивый навес над святым источником. В центре - крест, с перекладин которого стекают две струйки воды. Возле него всегда полно паломников, которые на бирают святую воду во фляжки, умываются или пьют прямо из пригоршней. На Успенский собор - не наглядеться. Синие купола с золотыми звездами радуют взор. Этот собор построен в XVI веке царем Иваном Грозным в благодарность Богу за взятие Казани. Он представляет собой увеличен ную копию Успенского собора Кремля. Возле собо ра находится усыпальница Годуновых. Внутри со бор поражает своими размерами и благолепием, древними фресками. Особенно запомнился мне глу бокий и неотмирный взгляд Божией Матери на большой мозаичной иконе слева. Запомнилась яркая лекция автора учебно-мето- дического комплекта по духовной культуре для начальной школы Людмилы Шевченко. В програм ме, разработанной ею, акцент делается на эстети ку, но эстетику в лучших отечественных традициях. Здесь есть и художественная литература, образцы русской классической живописи, дается основное представление о шедеврах русского зодчества и иконографии. Учебник содержит яркие иллюстрации и хорошо разработанные проверочные тесты (есть вопросы и для детей, и для совместной работы родителей и школьников). К учебнику прилагаются аудиокассеты с записями классических музыкаль ных произведений. На обложке этого нарядного учебника - памятник славянским просветителя Ки риллу и Мефодию. И Щ РАЗ №у ш Вкусы и оценки у всех разные, скажу о том, что больше всего запомнилось мне. Очень понравилась лекция проректора Елецкого университета Евгения Петровича Белозерцева «Культурная среда малого города России». С какой любовью, как вдохновен но рассказывал о Ельце Евгений Петрович! О хра мах Ельца, о его истории, о классической гимназии и, конечно, о прекрасном русском поэте Иване Алексеевиче Бунине, родившемся в Воронеже и учившемся в Елецкой гимназии. Своенравный Бу нин был, оказывается, двоечником и второгодником и ушел из гимназии после четвертого класса (полу чил потом домашнее образование). А вот Михаила Пришвина исключили позже из той же гимназии благодаря докладной, которую написал на него пре подававший здесь географию известный русский философ Василий Розанов. Непоседа Пришвин во обще доставал своих учителей. Чашу терпения пе реполнил случай, когда Миша попытался уплыть в Америку по местной речушке, притоку Дона. Ярким было выступле ние молодого священника Олега ЧебаноВа из Курс ка. Батюшка не только кан дидат педагогических наук, не только руководитель отдела образования Курс кой епархии, но он еще и работает в департаменте образования Курска и пре подает в Курском госуни- верситете. Он рассказал о замечательном опыте ку рян: уже несколько лет в большинстве школ области на родине преподобного Се рафима Саровского препо дают «Основы православ ной культуры». Но особен но мне понравилась православная трактовка сказки «Буратино», что прозвучало из уст отца Олега весьма весело и не принужденно. Много вопросов задава ли слушатели иеромонаху Анатолию (Берестову), лек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz