Миссионерская православная газета. 2004 г. № 7. Июль.

2 л л и о с и о н е р о к л я п ра вославная г д з е т а АРХИЕПИСКОП СИМОН ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ Дорогой Владыко! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: можно ли молиться в церкви и писать имена в записках за дядю, погибшего во время войны (родился он примерно в 20-е годы) и за дедушку, если не знаешь, крещены ли они были? Раба Божия Ольга. Молитесь и подавайте на поминовение в запис­ ках о упокоении душ и дяди, и дедушки. Почему почернели крестик и цепочка, куплен­ ная в храме? (Цепочка и крестик - серебро). Тамара Рогулина. Это результат обычной химической реакции. Се- ребряные предметы в результате их употребления темнеют. Уважаемый батюшка, верно ли, что, веруя, во имя Отца, Сына, Святого Духа, можно веровать в Божественную энергию, которая исходит из цент­ ра Вселенной? Мой друг (имя неразборчиво) вос­ принимает ее как Божественную силу. Я верую в Святого Духа, но он считает, что эта энергия двигала и Христом. Христос для меня Бог. Болящий Павел. Зачастую бывает так, что в разные периоды жизни человек верит то в одно, то в другое. Он ищет. И если он нашел не Истинное, то через определенный промежуток времени он отказывает­ ся от того, во что уверовал прежде. Но этот путь человек должен пройти сам, потому что никто не ответит вместо него перед Господом. То, что для Вас Христос - Бог, это верно. Но еще вернее помнить, что вера Православная исповедует Бога - Пресвятую Троицу. Во имя Отца, Сына и Святого ДуХа. АМИНЬ. Многоуважаемый Владыко! Я являюсь прихо­ жанкой храма Спас-на-водах и начинаю изучать Богослужебный Устав. У меня возникли к Вам вопросы по поводу хода службы. 1. Почему с некоторых пор на утрене не читается Псалом 50? 2. Я узнала полный текст Многолетия, кото­ рое поется в конце Божественной литургии. И у меня возник вопрос: почему не поются строки «богохранимую страну нашу Российскую»? С уважением, раба Божия Екатерина. Продолжайте дальше изучать Богослужебный Устав. Вы найдете ответ на поставленные Вами вопросы. Дорогой, уважаемый Владыко! Действительно ли нельзя проходить между центральным анало­ ем и алтарем? Переверзева Татьяна, г. Мурманск. Центральный аналой расположен непосредственно вблизи Царских врат, перед которыми переходить категорически нельзя. Это крайне неблагоговейно. Почему бы не ввести в наших российских школах хотя бы по одному часу в неделю обще­ ния со священником или изучения Закона Бо­ жия? Мы же в России, и это наша вера. Думаю, хуже от этого не станет никому. С уважением, ваша читательница. Введение обязательного общения со священни­ ком или изучения Закона Божия в общеобразова­ тельных школах зависит от светской власти и, конечно же, от Воли Божией. Молитесь. Владыка, простите, что беспокою. Вчера не сумела четко выразить мысль о том, почему употребление имени «Иисус» по отношению ко Второму Лицу Пресвятой Троицы некорректно, невозможно или неприемлемо, а именно некор­ ректно, т. к. это не согласуется с догматом о Воплощении. Имя «Иисус» говорит нам о чело­ веке. Но Сын Божий был не просто человеком, а Богочеловеком. Сойдя на землю, Божествен­ ный Логос воспринимает, воипостазирует в Свою Единую Ипостась человеческую природу. И, со­ гласно оросу IV Вселенского Собора, природы соединяются «неслитно, неизменно, нераздель­ но, неразлучно». И это «нераздельно, неразлуч­ но» относится и к именованию Сына Божия не просто Иисусом (человеком), а Иисусом Хрис­ том, Мессией (Богочеловеком). Божество и чело­ вечество неотделимы друг от друга. И это мы исповедуем: Иисус есть Христос, Бог-Слово есть Иисус Христос. И если евангелисты называют обычно Сына Божия Иисусом, то нужно помнить, что тайна Его Божества во всей полноте открылась для них уже позже, по окончании земной жизни Господа. А вся жизнь Христа была для них жизнью чело­ века, а не Богочеловека. Тайна Троичности Боже­ ства для апостолов, иудеев, которые были строги­ ми монотеистами, открылась не сразу. Для нас есть еще одна причина, по которой мы не можем называть Бога-Слова просто Иисусом. Вследствие «communication idiomatum» (общения свойств) человечество во Христе было обожено (хотя осталось человечеством - «неизменно»), по­ этому внутренняя жизнь Иисуса во всех ее прояв­ лениях для нас недоступна, а значит, тайна опять разрешается только если мы уточним, что Иисус есть Христос, т. е. Богочеловек. Фраза автора статьи: «Дух Святый был с апо­ столами, потому что с ними был Иисус, на Котором почил и через Которого Святый Дух творил чудеса» - требует строгого уточнения и пояснения в дальнейшем контексте, чтобы ос­ таться в рамках православной догматики. Есть в статье еще одно предложение, которое не совсем ясно, возможно, вследствие описки или потери мысли: «... да исполнимся Духом Христа, в Которого мы крестились (в Кого - Духа?), Который невидимым образом нас взра­ щивает и преображает по Образу Сына Божия». (Получается, что мы крестились в Духа Святаго? - Неточность). Владыка благословил ответить Дмитрия Сизо- ненко - автора статьи, о которой идет речь в этом вопросе. Дорогая читательница! Сердечно Вам признателен за то, что Вы столь скромную статью о Пятидесятнице скрупулезно исследовали с догматической точки зрения. Несу­ разности, на которые Вы справедливо обратили внимание, это не более чем стилистический прием, рассчитанный на то, чтобы пробудить внимание читателя, чтобы взглянуть на реалии духовной жиз­ ни и на парадоксы нашей веры, отряхнувшись от установившихся штампов. Я понимаю Ваше недо­ умение: этот текст написан «не нашим человеком». И при этом меня изумляет готовность благочести­ вого человека с чувством папской непогрешимости в собственных суждениях уже не только своему архиепископу, но и самим апостолам и евангелис­ там прямо указать на их неосведомленность «во всей полноте» в тайнах Божества Господа нашего и в «тайне Троичности Божества», Но позвольте, ведь Четвероевангелие возникло уже много после вос­ кресения Господа Иисуса Христа, Евангелие от Матфея заканчивается словами, хорошо знакомыми каждому православному человеку: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Значит, эти «иудеи, строгие моноте­ исты», все-таки кое-что знали.,, Автор статьи, уверяю Вас, свято признает опре­ деления IV Вселенского собора, а вот, почему всякий употребляющий имя «Иисус» (что по-еврей- ски означает «Бог спасает») без мессианского ти­ тула Христос (что является греческим переводом еврейского слова «мессия», то есть «помазанник») по Вашей логике «не согласен» с халкидонским догматом, -- остается загадкой. Вы ведь не хуже меня знаете, что слово «Христос» в псалмах упот­ ребляется и к личности царя Давида, но при этом никому не приходило в голову усматривать в этом посягательство на Божественное достоинство. Да не смущает Вас, возлюбленная о Господе безымянная читательница, и заключительная фраза статьи. И меня, и Вас крестили во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Слово «который» синтакси­ чески относится ко Христу. Надеюсь, слова апосто­ ла Павла: «Елицы по Христа крестистеся» - не вызывают у Вас нареканий в некорректности. В статье одновременно имеется в виду и прямое значение слова «креститься», которое в славянс­ ком языке означает «погрузиться в воду» и вообще «утонуть». В этом смысле на Пятидесятницу проис­ ходит и крещение Духом Святым. Мысль о том, что в этот день человек как бы утопает в океане Божественной благодати, - общее место православ­ ных проповедников. Искренне желаю, чтобы это чувство Вас никогда не оставляло. Еще раз спаси­ бо за отклик и за Вашу ревность о чистоте веры. Дмитрий Сизоненко. П И С Ь М А Н А Ш И Х Ч И Т А Т Е Л Е Й Благословен Бог наш! Какую трогательную помощь во многих случаях мы получаем от наших святых угодников, находя­ щихся в небесных чертогах. На одной ноге возле больного пальца стала у меня расти косточка (подагра). Со временем она стала причинять мне мучения. Зима - не только в сапогах, но в домашних тапочках было непросто ходить. Не прибегая к медицине, решила помощь искать Свыше. Приобрела в Благовещенском хра­ ме маслице, освященное от мощей прп. Серафима Саровского, иконочку с молитвой к нему (об из­ бавлении болей в ногах). Мазала косточку на ночь каждый вечер, читала молитву и с верой ложилась спать. Так через три дня у меня прошли боли, а через неделю я заметила, как моя косточка умень­ шилась в размере. Больше уже не растет. Слава Богу за все! Чудеса и дальше продолжались. В марте этого года уехал в отпуск на Украину мой супруг. Когда он собирался в дорогу, попросил выбрать из нашей духовной библиотеки несколько книжечек на свое усмотрение, чтобы было что читать в дороге и в отпуске. Среди них была книжечка «Преподобный Серафим Саровский. Ду­ ховные наставления. Беседа о цели христианской жизни». На светло-зеленом фоне изображен прп. Серафим, коленопреклоненный, на камне среди леса, молящийся перед иконой «Умиление». Од­ нажды, поздно вечером, я позвонила своему Нико­ лаю (как раз была на ночном дежурстве). На мой вопросы он даже не стал отвечать, а принялся мне восторженно рассказывать, как он после ве­ черней молитвы, сосредоточенно читая эту кни­ жечку, почувствовал ни с чем не сравнимое бла­ гоухание и обнаружил на своих пальцах масляни­ стый состав. А на книжечке, где среди леса стоит прп. Серафим, проступили маленькие капельки мас­ ла. «Танюша, я такого запаха нигде на земле не встречал»! — кричал он мне в трубку. А у меня комок в горле стоит, сказать ничего внятного не могу, только: «Да, да. Это хорошо». После разго­ вора слезы потекли сами собой. Так до утра просидела под неописуемым впе­ чатлением. Слышала, что иконы мироточат, мощи святых, кресты, но чтобы книжки?! У Господа все возможно. Как я потом корила себя, что не спро­ сила тогда у мужа, какого числа это произошло, а сам он потом не мог точно вспомнить дату. Сей­ час святынька находится на Украине у моих роди­ телей. Они очень болеют, особенно отец страдает от разных недугов. Пусть читают и молятся наше­ му ходатаю перед Господом прп. Серафиму, и, я верю, он облегчит их скорби и укрепит здоровье. Потом мне Николай рассказывал, как он растерял­ ся в тот момент, как долго не мог сообразить, что делать, кому что говорить , ведь в то время все родные уже спали. Утром книжечка стала как прежде: запах и капельки масла исчезли. Раба Божия Татьяна Наумчук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz