Миссионерская православная газета. 2004 г. № 7. Июль.
2 л л и о с и о н е р о к л я п ра вославная г д з е т а АРХИЕПИСКОП СИМОН ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ Дорогой Владыко! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: можно ли молиться в церкви и писать имена в записках за дядю, погибшего во время войны (родился он примерно в 20-е годы) и за дедушку, если не знаешь, крещены ли они были? Раба Божия Ольга. Молитесь и подавайте на поминовение в запис ках о упокоении душ и дяди, и дедушки. Почему почернели крестик и цепочка, куплен ная в храме? (Цепочка и крестик - серебро). Тамара Рогулина. Это результат обычной химической реакции. Се- ребряные предметы в результате их употребления темнеют. Уважаемый батюшка, верно ли, что, веруя, во имя Отца, Сына, Святого Духа, можно веровать в Божественную энергию, которая исходит из цент ра Вселенной? Мой друг (имя неразборчиво) вос принимает ее как Божественную силу. Я верую в Святого Духа, но он считает, что эта энергия двигала и Христом. Христос для меня Бог. Болящий Павел. Зачастую бывает так, что в разные периоды жизни человек верит то в одно, то в другое. Он ищет. И если он нашел не Истинное, то через определенный промежуток времени он отказывает ся от того, во что уверовал прежде. Но этот путь человек должен пройти сам, потому что никто не ответит вместо него перед Господом. То, что для Вас Христос - Бог, это верно. Но еще вернее помнить, что вера Православная исповедует Бога - Пресвятую Троицу. Во имя Отца, Сына и Святого ДуХа. АМИНЬ. Многоуважаемый Владыко! Я являюсь прихо жанкой храма Спас-на-водах и начинаю изучать Богослужебный Устав. У меня возникли к Вам вопросы по поводу хода службы. 1. Почему с некоторых пор на утрене не читается Псалом 50? 2. Я узнала полный текст Многолетия, кото рое поется в конце Божественной литургии. И у меня возник вопрос: почему не поются строки «богохранимую страну нашу Российскую»? С уважением, раба Божия Екатерина. Продолжайте дальше изучать Богослужебный Устав. Вы найдете ответ на поставленные Вами вопросы. Дорогой, уважаемый Владыко! Действительно ли нельзя проходить между центральным анало ем и алтарем? Переверзева Татьяна, г. Мурманск. Центральный аналой расположен непосредственно вблизи Царских врат, перед которыми переходить категорически нельзя. Это крайне неблагоговейно. Почему бы не ввести в наших российских школах хотя бы по одному часу в неделю обще ния со священником или изучения Закона Бо жия? Мы же в России, и это наша вера. Думаю, хуже от этого не станет никому. С уважением, ваша читательница. Введение обязательного общения со священни ком или изучения Закона Божия в общеобразова тельных школах зависит от светской власти и, конечно же, от Воли Божией. Молитесь. Владыка, простите, что беспокою. Вчера не сумела четко выразить мысль о том, почему употребление имени «Иисус» по отношению ко Второму Лицу Пресвятой Троицы некорректно, невозможно или неприемлемо, а именно некор ректно, т. к. это не согласуется с догматом о Воплощении. Имя «Иисус» говорит нам о чело веке. Но Сын Божий был не просто человеком, а Богочеловеком. Сойдя на землю, Божествен ный Логос воспринимает, воипостазирует в Свою Единую Ипостась человеческую природу. И, со гласно оросу IV Вселенского Собора, природы соединяются «неслитно, неизменно, нераздель но, неразлучно». И это «нераздельно, неразлуч но» относится и к именованию Сына Божия не просто Иисусом (человеком), а Иисусом Хрис том, Мессией (Богочеловеком). Божество и чело вечество неотделимы друг от друга. И это мы исповедуем: Иисус есть Христос, Бог-Слово есть Иисус Христос. И если евангелисты называют обычно Сына Божия Иисусом, то нужно помнить, что тайна Его Божества во всей полноте открылась для них уже позже, по окончании земной жизни Господа. А вся жизнь Христа была для них жизнью чело века, а не Богочеловека. Тайна Троичности Боже ства для апостолов, иудеев, которые были строги ми монотеистами, открылась не сразу. Для нас есть еще одна причина, по которой мы не можем называть Бога-Слова просто Иисусом. Вследствие «communication idiomatum» (общения свойств) человечество во Христе было обожено (хотя осталось человечеством - «неизменно»), по этому внутренняя жизнь Иисуса во всех ее прояв лениях для нас недоступна, а значит, тайна опять разрешается только если мы уточним, что Иисус есть Христос, т. е. Богочеловек. Фраза автора статьи: «Дух Святый был с апо столами, потому что с ними был Иисус, на Котором почил и через Которого Святый Дух творил чудеса» - требует строгого уточнения и пояснения в дальнейшем контексте, чтобы ос таться в рамках православной догматики. Есть в статье еще одно предложение, которое не совсем ясно, возможно, вследствие описки или потери мысли: «... да исполнимся Духом Христа, в Которого мы крестились (в Кого - Духа?), Который невидимым образом нас взра щивает и преображает по Образу Сына Божия». (Получается, что мы крестились в Духа Святаго? - Неточность). Владыка благословил ответить Дмитрия Сизо- ненко - автора статьи, о которой идет речь в этом вопросе. Дорогая читательница! Сердечно Вам признателен за то, что Вы столь скромную статью о Пятидесятнице скрупулезно исследовали с догматической точки зрения. Несу разности, на которые Вы справедливо обратили внимание, это не более чем стилистический прием, рассчитанный на то, чтобы пробудить внимание читателя, чтобы взглянуть на реалии духовной жиз ни и на парадоксы нашей веры, отряхнувшись от установившихся штампов. Я понимаю Ваше недо умение: этот текст написан «не нашим человеком». И при этом меня изумляет готовность благочести вого человека с чувством папской непогрешимости в собственных суждениях уже не только своему архиепископу, но и самим апостолам и евангелис там прямо указать на их неосведомленность «во всей полноте» в тайнах Божества Господа нашего и в «тайне Троичности Божества», Но позвольте, ведь Четвероевангелие возникло уже много после вос кресения Господа Иисуса Христа, Евангелие от Матфея заканчивается словами, хорошо знакомыми каждому православному человеку: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Значит, эти «иудеи, строгие моноте исты», все-таки кое-что знали.,, Автор статьи, уверяю Вас, свято признает опре деления IV Вселенского собора, а вот, почему всякий употребляющий имя «Иисус» (что по-еврей- ски означает «Бог спасает») без мессианского ти тула Христос (что является греческим переводом еврейского слова «мессия», то есть «помазанник») по Вашей логике «не согласен» с халкидонским догматом, -- остается загадкой. Вы ведь не хуже меня знаете, что слово «Христос» в псалмах упот ребляется и к личности царя Давида, но при этом никому не приходило в голову усматривать в этом посягательство на Божественное достоинство. Да не смущает Вас, возлюбленная о Господе безымянная читательница, и заключительная фраза статьи. И меня, и Вас крестили во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Слово «который» синтакси чески относится ко Христу. Надеюсь, слова апосто ла Павла: «Елицы по Христа крестистеся» - не вызывают у Вас нареканий в некорректности. В статье одновременно имеется в виду и прямое значение слова «креститься», которое в славянс ком языке означает «погрузиться в воду» и вообще «утонуть». В этом смысле на Пятидесятницу проис ходит и крещение Духом Святым. Мысль о том, что в этот день человек как бы утопает в океане Божественной благодати, - общее место православ ных проповедников. Искренне желаю, чтобы это чувство Вас никогда не оставляло. Еще раз спаси бо за отклик и за Вашу ревность о чистоте веры. Дмитрий Сизоненко. П И С Ь М А Н А Ш И Х Ч И Т А Т Е Л Е Й Благословен Бог наш! Какую трогательную помощь во многих случаях мы получаем от наших святых угодников, находя щихся в небесных чертогах. На одной ноге возле больного пальца стала у меня расти косточка (подагра). Со временем она стала причинять мне мучения. Зима - не только в сапогах, но в домашних тапочках было непросто ходить. Не прибегая к медицине, решила помощь искать Свыше. Приобрела в Благовещенском хра ме маслице, освященное от мощей прп. Серафима Саровского, иконочку с молитвой к нему (об из бавлении болей в ногах). Мазала косточку на ночь каждый вечер, читала молитву и с верой ложилась спать. Так через три дня у меня прошли боли, а через неделю я заметила, как моя косточка умень шилась в размере. Больше уже не растет. Слава Богу за все! Чудеса и дальше продолжались. В марте этого года уехал в отпуск на Украину мой супруг. Когда он собирался в дорогу, попросил выбрать из нашей духовной библиотеки несколько книжечек на свое усмотрение, чтобы было что читать в дороге и в отпуске. Среди них была книжечка «Преподобный Серафим Саровский. Ду ховные наставления. Беседа о цели христианской жизни». На светло-зеленом фоне изображен прп. Серафим, коленопреклоненный, на камне среди леса, молящийся перед иконой «Умиление». Од нажды, поздно вечером, я позвонила своему Нико лаю (как раз была на ночном дежурстве). На мой вопросы он даже не стал отвечать, а принялся мне восторженно рассказывать, как он после ве черней молитвы, сосредоточенно читая эту кни жечку, почувствовал ни с чем не сравнимое бла гоухание и обнаружил на своих пальцах масляни стый состав. А на книжечке, где среди леса стоит прп. Серафим, проступили маленькие капельки мас ла. «Танюша, я такого запаха нигде на земле не встречал»! — кричал он мне в трубку. А у меня комок в горле стоит, сказать ничего внятного не могу, только: «Да, да. Это хорошо». После разго вора слезы потекли сами собой. Так до утра просидела под неописуемым впе чатлением. Слышала, что иконы мироточат, мощи святых, кресты, но чтобы книжки?! У Господа все возможно. Как я потом корила себя, что не спро сила тогда у мужа, какого числа это произошло, а сам он потом не мог точно вспомнить дату. Сей час святынька находится на Украине у моих роди телей. Они очень болеют, особенно отец страдает от разных недугов. Пусть читают и молятся наше му ходатаю перед Господом прп. Серафиму, и, я верю, он облегчит их скорби и укрепит здоровье. Потом мне Николай рассказывал, как он растерял ся в тот момент, как долго не мог сообразить, что делать, кому что говорить , ведь в то время все родные уже спали. Утром книжечка стала как прежде: запах и капельки масла исчезли. Раба Божия Татьяна Наумчук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz