Миссионерская православная газета. 2004 г. № 6. Июнь.

8 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ---------------------------------- \ Протоиерей Владимир Жолов Продолжение. Начало в Nq 4 за 2004 год. 13 апреля 1966 г. Светлая Среда. БЫТИЕ гл. 4, ст. 1-26. Пусть ничто и никогда не огорчает тебя. Прочь всякое уныние! Мрачные мыс­ ли нередко таят в себе причины непоправимых бедствий. Творец даровал человеку полное совер­ шенство и силы для добрых дел, для борьбы со злом во всех его проявлениях. В тебе нет места греху. Он вне тебя. Грех лежит у дверей, за порогом твоего сердца, не поддавайся его пагубному влечению, господствуй над ним (Быт. 4,7), потому что «сделанный грех рождает смерть» (Иак.1. 15). Здесь имеется в виду смерть духовная, поги­ бель души, что гораздо ужасней смерти физичес­ кой. Сам Господь сказал: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28. Як. 12, 4-5). Всякий соблазнитель, толкающий человека ко греху, уподобляется братоубийце Каину, навлекая на себя проклятие (Быт. 4. 11). «Невозможно не придти соблазнам; но горе тому, через кого они приходят. Лучше бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтоб он соблазнил одного из ма­ лых сих» (Лк. 17, 1-2). Твой священный долг оберегать от греховного яда окружающих тебя! Рядовые чтения сегодня: Деян. 2, 22-36. Иоан. 1, 35-51. Утром ходил к Литургии, за которой присутство­ вал и наш Архипастырь. По окончании я принимал участие в крестном ходе вокруг собора. Днем пи­ сал ответы на пасхальные поздравления. Вечером ходил в собор к богослужению. Наш Анатолий в Доме Офицеров слушал лекцию по искусству. Но­ чевал он дома. 14 апреля 1966 г. Светлый Четверг. БЫТИЕ гл. 5, ст. 1-32. Пред мысленным взором прошли знаменитейшие потомки Адама, представи­ тели допотопного мира, на вечные времена вписан­ ные в Книгу книг. Среди них особенно привлекает внимание угодивший Богу и восхищенный на небо праведный Енох. Он «ходил пред Богом» (Быт. 5, 22), то есть, постоянно ощущая присутствие Божие, он свято исполнял $акон Божий, всей своей жиз­ нью показывая величайший и важный для тебя пример веры (Евр. 11, 5). Добрые дела, как бы они ни были хороши и полезны, если не будут освяще­ ны верою, не обеспечат тебе личное оправдание и спасение. «Потому что делами закона не оправ­ дается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3, 20). Добрые дела непременно должны иметь органи­ ческую связь с верой. Как «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), так и «без веры угодить Богу невоз­ можно» (Евр. 11, 6 ). «Кто не будет веровать, осуж­ ден будет» (Мр. 16, 16), - говорит Господь Иисус Христос (см, также Ин. 3, 18). Рядовые чтения: Деян. 2, 38-43. Ин. 3, 1-15. Сегодня наш дом посетил Высокопреосвященней- ший Леонид (Поляков), архиепископ Пермский и Соликамский, доктор Церковной истории, со сви­ той. Он прославил Воскресшего Христа и благосло­ вил праздничную трапезу. За обедом присутствовала вся наша семья, кроме Николая, который проходит военную службу под Псковом. Вечером мы с Елизаветой ездили в гости к знакомым. 15 апреля 1966 г. Светлая Пятница. БЫТИЕ гл. 6, ст. 1-22. В поколении благочести­ вого Сифа были истинные СЫНЫ БОЖИИ ПО БЛА­ ГОДАТИ, среди которых почиталось и с благогове­ нием призывать имя Божие (Быт. 4, 25). И нам за­ поведано, призывая в молитве имя Божие, называть Его ОТЦОМ. «Отче наш...» (Мф. 6, 9. Лк. 11, 2). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, что­ бы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3, 1). Древним Израильтянам тоже было сказа­ но: «Вы сыны Господа Бога вашего» (Втор. 14, 1). Но вот потомки Сифа «сыны Божии» стали прельщаться красотой «дочерей человеческих» (Быт. 6, 2), вероятно, из рода убийцы Каина. В результа­ те с течением времени люди стали пренебрегать жизнью духовной, заботясь только о своих удо­ вольствиях, ожесточаясь во зле, оскорбляя смерт­ ными грехами Духа Божия (Мр. 3, 29), навлекая за свои беззакония неотвратимую погибель всего рода человеческого в водах потопа. Только один непо­ рочный Ной отделился от среды нечестивцев. «Ве­ рою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего» (Евр. 11, 7). Ковчег является для тебя прообразом Церкви Христовой. Всей душой стремись в этот ковчег. Не увлекайся порочными развлечениями. «Не обманы­ вайтесь; худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). «С кем поведешься, того и наберешься», - говорит народная пословица. Бере­ гитесь дурного влияния некоторых «друзей». Рядовые чтения сегодня: Деян. 3, 1-8. Флп. 2, 5-11. Ин. 2. 12-22. В соборе я был помогающий за Литургией, участвовал в крестном ходе и в водоосвящении. Вечерня с Утреней в 18 час. совершалась архи­ ерейским служением, весьма торжественно. 16 апреля 1966 г. Светлая Суббота. БЫТИЕ гл. 7, ст. 1-24. Последуй примеру пра­ ведного Ноя. Потрудись войти вместе со своим родным семейством в спасительный ковчег (Бьл. 7,1), именуемый Церковью Христовой. Это самый надеж­ ный корабль на море житейском! В Ноев ковчег, кроме его семейства вошли так­ же главнейшие представители животного царства той эпохи. Большинство из них могли быть молоды­ ми, детенышами, добытыми из укрытий, взятыми из гнезд и, наконец, отобранными из чистых и нечис­ тых животных и птиц, пригнанными разбушевавшей­ ся стихией прямо к ковчегу. Святая Церковь воспитывает в твоем сердце ласковое отношение ко всем живым существам. «И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, царь мой и Бог мой! Бла­ женны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс. 83, 4-5). Люби природу. Никогда не будь жестоким к животным и птицам. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12, 10). Грубость нечестивцев вынуждает страдать, бояться и мучиться всякую бессловес­ ную тварь. Примеры же святых людей зовут тебя любить и защищать многообразную жизнь природы. Действуй! «Ибо тварь с надеждою ожидает откро­ вения сынов Божиих» (Рим. 8, 14 и 19-22). Рядовые чтения: Деян. 3, 11-16. Ин. 3, 22-33. Сегодня я совершал Литургию в домовой церкви Высокопреосвященного Архиепископа Леонида. В соборе поздняя Литургия и всенощное бдение вече­ ром совершались архиерейским служением. 17 апреля 1966 г. В оскресение (о Фоме). БЫТИЕ гл. 8, ст. 1-22. После того, как земля омылась водою потопа и голубь мира с масличной ветвью в клюве возвестил Ною о пробуждении новой жизни на земле, Господь повелел обитателям ковчега выйти на сушу, для расселения и размно­ жения их по лицу всей вселенной. Первым делом праведного Ноя было построение жертвенника и принесение на нем жертвы от всего мира и за весь мир. Находясь в храме и взирая на алтарь, где при­ носится бескровная жертва «о всех и за вся», вспоминай самый первый послепотопный жертвен­ ник Ноя и познай величие новозаветной жертвы, принесенной на Кресте Господом нашим Иисусом Христом. «Он... явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9, 26). «Он есть умилос­ тивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2, 2). Все ветхоза­ ветные жертвоприношения были прообразом иску­ пительной жертвы, принесенной Спасителем мира на Кресте. Голгофская жертва, принесенная однажды, стала началом жертвоприношения Евхаристического, ко­ торое со времени установления его Спасителем на Тайной Вечери, будет совершаться на бесчислен­ ных жертвенниках мира до Второго пришествия Христова. Христианская Литургия, называемая так­ же Евхаристией (греч. - благодарение), является не только священной трапезой, но и величайшей жер­ твой, в воспоминание крестных страданий Христо­ вых, заменившей собою все виды древних жертв. Рядовые чтения: Утро. Мф. 28, 16-20. Литург.- Деян. 5, 12-20. Ин. 20, 19-31. Позднюю Литургию совершал наш Архипастырь Я был в числе сослужащих. Вечернее богослуже­ ние—соборне, с акафистом Воскресению Христову. 18 апреля 1966 г. Понедельник. БЫТИЕ гл. 9, ст. 1-29. После всемирного потопа людям было позволено употребление мясной пищи, за исключением крови (Быт.9, 3-4). Богоизбранному народу Израильскому заповедано не употреблять в пищу некоторых «нечистых» животных и птиц (Лев. гл. 11). Нам, христианам из язычников по проис­ хождению, как писали Апостолы, особенно необхо­ димо «воздерживаться от идоложертвенного и крови (в любых ее приготовлениях. - о. В. Ж.), и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сде­ лаете. Будьте здравы» (Деян. 15, 29). В лице Ноя, от которого происходит весь нынеш­ ний род людской, дан пример ужасной опасности пьянства. Вино свалило Ноя с ног, довело его до неприличия, что ввело в грех сына и навлекло проклятие на потомков Хама. (Быт. 9, 21-25). «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыка­ ется, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21 и 1 Кор. 8, 13). Соблюдай посты! Нарушите­ лей постов 69-е Апостольское правило велит отлу­ чать от Церкви. В толкованиях этого правила ска­ зано: «...никому, даже на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено Церковью»... «Есть мясо в Четы- редесятницу не может быть дозволено и тем, которые находятся при последнем издыхании» (Правила Правосл. Церкви... Еп. Никодима. С.-Пб.. 1911. Т. 1. С. 149). «Ядый мясо или сыр в Великую Четыредесятницу или в среду и пяток лета два да не причастится» (Номоканон). Рядовые чтения Слова Божия: Деян.З, 19-26. Ин. 2 , 1 - 11 . Сегодня день Ангела и день рождения незабвен­ ного родителя моего Платона Матфеевича (В), кото­ рый был стойким трезвенником. Не пил вина, не курил и совсем не ел мяса. Утром я поминал его за проскомидией в Соборе, затем совершил требы на домах по приглашению верующих (Исповедь, Причащение, Соборование). Вечером - всенощное бдение архиерейским служением. Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Редактор иерей Василий Вольский. Адрес: 1830І0, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 25-53-24. E-mail: mispaper@mail.ru П р и п е р е п е ч а т к е Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № Г13448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Мурманское областное книжное издательство». Тираж 7.000 экз. с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм, г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz