Миссионерская православная газета. 2004 г. № 6. Июнь.
4 миссионѳрская православная гд зетд АРХИЕПИСКОП СИМОН ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕИ Владыко! Объясните мне, неразумному, что такое «свадих», конечно, я сам мог бы найти это слово в полном словаре церковнославянского языка протоиерея Дьяченко. Но я не понимаю, почему перестали поступать вопросы в «Мисси онерскую православную газету». По крайне мере, в номерах за 2004 г. их нет. Неужели православ ные верующие Вашей епархии перестали интере соваться глубочайшими тайнами Слова Божьего, которое дороже «злата, сребра», жемчугов и г д . ? Где можно найти сварголит от гр. « свар - гое» - крест? С глубочайшим уважением. Виктор, 33 года. Свадих - ссорился, в старину глагол «свадити» означал смущать кого-либо, ссориться, враждовать. Я не знаю, что такое «сварголит», но крест по- гречески - «ставрос». Вероятно, речь идет о став ролите. Его еще называют крест-камень. Этот ми нерал отличается своеобразной формой: при соеди нении двух кристаллов под прямым углом на поверхности получается изображение креста. Это му кристаллу, естественно, всегда приписывались мистические свойства, его использовали в каче стве амулета, а в народе его иногда называют «камнем счастья». Владыко! Объясните, пожалуйста, выражение А. С. Пушкина «поп, толоконный лоб». Виктор, 33 года, прихожанин Свято-Никольского кафедрального собора. Толоконный лоб означало «дурак, неотесанный болван или пустомеля». В. И. Даль в своем «Слова ре» приводит множество пословиц, в которых ис пользуется слова «і*олочь» и «толокно». Как изве стно, толокном на Руси называли немолотую муку из подсушенных и слегка поджаренных толченых зерен овса. Потом из этой муки варили кашу. В знаменитой сказке А. С. Пушкина скупой поп, кото рый кормил своего работника Балду полбой, полу чает прозвище «толоконный лоб». А полбой называ лось злаковое растение, нечто среднее между пше ницей и ячменем. Из нее варили грубую на вкус кашу, которой питались бедняки. Владыка! Объясните, пожалуйста, что такое «царь южский» и «царь северский» и какие от ношения между этими двумя царями будут суще ствовать в будущем. И какое это отношение имеет к последним дням ? Виктор, 33 г. О противоборстве царя южного и царя северного рассказывается в книге пророка Даниила. Следует не забывать, что эта книга, как и Откровение Иоанна Богослова, относится к библейскому жанру апокалипсической литературы. В обыденной речи слово «апокалипсис», к сожалению, употребляется в значении катастрофы, в результате которой поги бает мир. Но христиане испокон века молятся о пришествии Христа и установлении мессианского царства, то есть о кончине этого мира. Эти апока липсисы написаны в кризисные эпохи, мир в них пессимистически представлен под властью «князя мира сего». Но в то же время они заключают в себе мощный заряд оптимизма, возвещая, что в конце времен придет Господь и сотворит новое небо и новую землю. Никто не знает, что в точно сти произойдет в будущем. Для пророков важнее донести благую весть о том, что Бог не оставит своих верных в беде. Поскольку эти пророчества были адресованы только избранным, они написаны с помощью зашифрованного языка символов, недо ступного для постороннего читателя. Само выражение «север и юг» (как и «от восто ка до запада») в Библии прежде всего выражает идею полноты всего пространства, заключенного между двумя крайними точками (см. Пс. 88, 12; Иез. 21, 4). Тогда два царя символизируют собой вообще все земные царства. В то же время проро ки нередко предупреждают народ, что опасность грядет с севера (Иер.1, 14). Как известно, вавилон ские войска нападали на Палестину именно с севе ра, поэтому север ассоциировался с божеством Ваалом, символом бесовской гордыни, претендую щей на божественное всемогущество (сегодня мы бы назвали это тоталитаризмом). А юг ассоцииро вался с Египтом и фараоном, то есть символизиро вал человеческую гордыню, не признающую власть Бога. В 11 главе книги пророка Даниила говорится о том, как единоборство севера и юга в конце времен сменяется их политическим союзом против «святой горы», о победе свыше и конце северного царства. Следует иметь в виду, что пророк не пишет о конкретных исторических событиях, на языке символов и аллегорий он стремится донести до читателя вечные истины о духовной судьбе народа Божия. Владыко, объясните, пожалуйста: «Исаиа Тя Жезл нарече, Чистая, Даниил же Гору Несеко- мую, Иезекииль же Дверь...» Где это найти в Писании (глава, стих)? Имею старославянскую Библию. Заранее благодарю. Виктор, 33 года. В этом тексте, взятом из канона Чинопоследо- вания по исходе души от тела, упоминаются ветхо заветные пророки с предметами, которые христиан ская традиция истолковала как пророческие симво лы божественного материнства Приснодевы Марии. Не только в песнопениях, но и на иконах нередко представлены Моисей перед неопалимой купиной или со скрижалями Завета, Аарон с процветшим жезлом, Давид со Скинией Завета, Исайя с жезлом из корня Иессеева (Ис. 11, 1), горящим углем или свитком со словами «Се Дева зачнет во чреве», Иеремия с миндальным жезлом, Иезекииль с зат воренными вратами, через которые войдет Христос (Иез. 44, 1-2), Даниил с горой, к которой не прика салась рука человека (Дан. 2, 35). Дорогой Владыка! В последнее время появля ются брошюры и публикации в газетах о ливан ском святом Шарбеле, публикуются его фотогра фии, люди молятся ему, прикладывают фотогра фии к больным участкам тела и говорят, что получают исцеление. Можно ли молиться этому святому и пользо ваться этими изображениями? Прихожанка грешная Надежда. Уважаемая Надежда, наша пресса (в частности, газеты «Лекарь» и «Ай, болит!») спекулирует на истории монаха-маронита Шарбеля. Публикации о нем прежде всего направлены на то, чтобы спрово цировать нездоровый интерес у своих читателей. Но к православной вере, к почитанию христианских святых (не только Православной, но и Католичес кой Церкви) публикации г-на Баюканского никакого отношения не имеют. Изображения св. Шабреля, о которых Вы упоминаете в письме, не являются иконами, поэтому молиться перед ними не имеет смысла; это продукция туристической и издательс кой индустрии. Запретить келейную молитву тем, кого Вы лично почитаете святыми угодниками Бо жьими, никто не может, однако молитва христиани на об исцелении должна быть именно молитвой, а не магическим заклинанием. СПРАВКА О СВЯТОМ ШАРБЕЛЕ В Ливане, неподалеку от древнейшего города Библоса, находится монастырь преподобного Маро на, основанный в IV в., куда сегодня стекаются миллионы паломников. Он принадлежит так называ емой маронитской церкви. В VII в. в нем нашли приют христиане, изгнанные из Константинополя по обвинению в ереси монофелитства (это учение ут верждало, что в личности Иисуса Христа соедини лись две природы, божественная и человеческая, но единая воля - божественная). Когда в XII в. в Ливане крестоносцы основали латинское княжество, марониты были вынуждены признать власть Римс кого Папы. Одна из святынь этой обители - мощи святого Католической Церкви схимонаха Шарбеля (1828- 1898). Его жизнь была примером праведности. От казавшись принять должность настоятеля прихода в Бейруте, он принял схиму и обет молчания, в горах построил своими руками скит, где жил в полном уединении. В рождественскую ночь 1898 года, через несколько месяцев после его смерти, над могилой отшельника люди наблюдали мерцаю щие огни. При вскрытии гробницы обнаружили, что его мощи остались нетленными. В монастыре рас сказывают о множестве исцелений и других чудес, совершенных по молитвам св. Шарбеля: прозрения слепых, исцеление от глухоты, паралича, душевных недугов. Одна женщина, считавшаяся неизлечимо больной, утверждает, что святой явился к ней во сне и руками извлек злокачественную опухоль, - наутро она увидела на этом месте лишь небольшой шрам. 2 декабря 1965 года Шарбель причислен к лику блаженных Римо-Католической Церковью, а 9 октября 1977 года - к лику святых. В России он стал известен после выхода в свет книги «Феномен Святого Шарбеля, или Приоб щение к чуду» Анатолия Баюканского. В ней рас сказывается о его жизни и чудесах. Там же напе чатано несколько его портретов с пояснением: около 20 тысяч больших и малых чудес, из кото рых сотни в России, Ливане, Франции, Англии, Бенине, на Украине. Из письма одной читательницы: «Прочитав эту книгу, меня замучили сомнения. С одной стороны, в ней описываются чудеса и жизнеописание свято го человека, автор описывает также и свою па ломническую поездку в Ливан, к мощам Шарбеля, письма благодарности от людей с разных концов России, которые исцелились с помощью портретов Шарбеля, напечатанных ранее в газете «Лекарь». Но, с другой стороны, во-первых, он (Шарбель), как я понимаю, хоть и христианской веры, но не православный, а во-вторых, автор с таким востор гом живописует о нем, что складывается впечат ление, что это единственный чудотворец на земле. Но ведь у нас в христианстве сотни мучеников, блаженных и святых, которые всегда помогали и будут помогать всем, кто к ним обращается. По этому после прочтения этой книги у меня оста лось двойственное впечатление и даже некая не приязнь. Я много читала книг о наших, православ ных святых, но нигде авторы мне не навязывали поклонение и чтение их, превознося и выделяя их среди других. И прав ли автор, призывая людей к лечению портретами Шарбеля и молению ему, ведь он не православный? Прошу Вас, ответьте мне, пожалуйста, и разрешите мои сомнения, может, это я не права?» Уважаемые читатели! Задать свои вопросы в редакцию вы можете в своих приходах, отпустив их в специальные ящики с пометкой «Миссионерская православная газета» или прислав по почте на адрес редакции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz