Миссионерская православная газета. 2004 г. № 6. Июнь.
2 ллиссионерокля прлкооллкнля глзвтл ФЕСТИВАЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРОВ В день празднования памяти святых равноапос тольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, 24 мая, состоялся традиционный для Мурманской и Мончегорской епархии фестиваль церковных хоров. Проходил он в городе Полярном. Надо сказать, что Полярный заслуженно выделяется из всех городов епархии тем. что и отдел образования, и отдел культуры каждый год по-особенному и с большим благоговением готовятся и проводят День славянс кой культуры и письменности. Празднование начи нается за неделю до памятной даты. В программу торжеств было включено множество ин тересных, полезных и важных мероп риятий. А венчал праздник фестиваль церковных хоров. Для того, чтобы принять фестиваль, работникам городского отдела культу ры и городского культурного центра пришлось немало потрудиться. Началь ник отдела культуры Марина Валерь евна Дюбина и директор ГКЦ «Север» Ирина Георгиевна Филянина вместе с другими сотрудниками составляли сце нарий фестиваля, решали задачу, как разместить хоры, как оформить сцену, кто и как будет вести фестиваль. Мэр города Полярного Владимир Александрович Черепов и его помощник Ольга Николаевна Гарагуля заботились о том. чтобы пропуска для въезда в город были готовы вовремя, чтобы уча стников фестиваля принять и накормить. Город нашел средства, чтобы все учас тники могли подкрепиться перед обрат- -----------—— ной дорогой. Силами сотрудников столовой школы № 1 был приготовлен замечательный, вкусный ужин. Особенно хочется отметить, что сам губернатор Юрий Алексеевич Евдокимов проявил заботу о том, чтобы выделить автобусы для участников фестива ля. Огромное ему спасибо! Также благодарим со трудников автоколонны №1118, которые были точ ны. внимательны и безупречно исполнительны. Хочется выразить самые искренние и теплые слова благодарности всем, кто принял нас с таким радушием и теплом, кто добротой и чистотой сер дечной одухотворял всю атмосферу фестиваля. Фестиваль открыл архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон, совершив молебен вместе с настоятелем Никольского храма иеромонахом Ни колаем (Шмыковым), со всеми присутствующими в зале. После молебна владыка обратился со слова ми приветствия к участникам фестиваля. В частно сти, он сказал: «Слово и музыка. Слово наполняет музыку смыслом, обогащает ее. Сочетая звук речи с музыкальным тоном, мы получаем нечто третье, невыразимое и доступное восприятию не только слуха и ума, но также и сердца». Торжественное закрытие фестиваля. В фестивале приняли участие семь коллективов. Это хоры Свято-Никольского кафедрального собора и храма Спаса-на-водах города Мурманска, Возне сенского кафедрального собора города Мончегорс ка, Благовещенской церкви города Колы, Свято- Иоанно-Предтеченской церкви города Кандалакши, церкви Архистратига Михаила поселка Росляково и церкви св. вмч. Георгия Победоносца города Снеж- ногорска. Все хоры были разными. Например, хоры из Кандалакши и Колы отличалась немногочисленнос тью и сугубо мужским составом певчих. Пели все замечательно! Зал слушал затаив дыхание. Духов ные песнопения перемежались выразительным чте нием выдержек из произведений духовной поэзии, которые подобрала его ведущая Ольга Кулик. Ду маю, что в зале не осталось ни одного равнодуш ного человека. Прекрасная церковная музыка, яв ляющаяся сокровищницей не только Православия, но и всей русской культуры, нашла прямую дорогу к нашим сердцам, заставляя их воспарять к высо там души. Всем хорам без исключения удалось раскрыть и выразить ее свет и милосердие. Слушатели всей душой выражали бла годарение регентам хоров и певчим Поначалу все робели и не знали, можно аплодировать или нет после таких воз вышенных песнопений, но потом зал ос мелел. И в заключительной части фести валя звучали уже просто овации. Осо бенной высотой и мастерством исполнения поразил сводный хор под управлением регента архиерейского хора Геннадия Буздугана. Ярким и незабываемым было исполнение стихир Пасхи знаменного распева. Нужно сказать, что Геннадии Буздуган приложил немало сил и време ни. проводя репетиции сводного хора и подготавливая ноты для исполнения пес нопений. Ему замечательно все удалось. Одним словом, фестиваль прошел удивительно, оставив свой след в серд цах не только его участников и подгото вителей, но и жителей замечательного города Полярного. Да и певчие церков- ных хоров имели нечастую возможность оценить мастерство друг друга, что в певческой практике имеет немаловажное значение. Надеюсь, следующий фестиваль пройдет также замечательно. Те, кто участвовал, приедут еще раз. а те, кто не участвовал, - присоединятся. Огромное спасибо всем вам, поющим и помога ющим петь, за то, что сохраняете жемчуга духа и не даете им пропасть, раствориться в суете совре менной жизни. Спаси, Господи! Монахиня Васса. Фото Г. Буздугана. АЛЯСКА ГСМИИТ 4111 РУССКОЙ В Свято-Никольском соборе Мурманска, у пра вой стены, недалеко от клироса, стоит большая икона святителя Иннокентия, митрополита Москов ского, с житием и частицей мощей святого. Святи тель Иннокентий (Вениаминов) - родом из Сибири, из духовного сословия. Звали его в миру Иоанном, он был женатым священником и вместе с женой отправился по благословению священноначалия в начале XIX века на Аляску - в Русскую Америку. Многих коренных жителей: эскимосов, индейцев- алеутов - просветил он светом православной веры. Овдовев, отец Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий, Со временем он был рукополо жен во епископа. А когда в Москве скончался митрополит и надо было решать, кто станет пред стоятелем Церкви, взоры всех: и Синода, и Царя - обратились на самого достойного архиерея - под вижника. просветителя, миссионера. Возжигал потом Господь и другие светильники в Америке: несколько лет там служили святитель Тихон, впоследствии Патриарх всея Руси и испо ведник. священник Иоанн Кочуров, после револю ции в России - первомученик Церкви, убитый в Царском Селе. Их трудами вырастали православ ные храмы в Нью-Йорке, Чикаго и других городах. Первая волна русской эмиграции принесла в Аме рику тоску по России и стремление не забыть веру отцов. Эмигранты строили церкви, монастыри. Многое на Аляске напоминает и сейчас Русскую Америку. Об этом рассказал нам настоятель Свя то-Никольского собора Мурманска иерей Александр Козачук. который в мае побывал на Аляске в городе Анкоридже: - Впечатлений очень много. Запомнилось, ко нечно. радушие американцев, их гостеприимство. Это было доброе отношение к нам не только как к гостям, но и доброе отношение к нам как к право славным. Благодаря дружеским контактам нашей епархии с пресвитерианами, многие пресвитериане или уже перешли в Православную Церковь, как в более древнюю и глубокую традицию, как в насто ящую Церковь, многие - на пути к этому. Интерес ный факт: по словам Дэвида Доблера. главного пресвитера пресвитериан Аляски, нет уже там ни одного пресвитерианского храма, где не было бы православных икон. Основная часть времени была посвящена зна комству с программами социального служения пре свитериан. У них очень интересно построена рабо та в воскресных школах. Дети разделены по возрастным категориям на 5 групп. Хорошие мето дики обучения привлекают в воскресные школы и малышей, и подростков. Социальных программ там очень много. Напри мер, программа помощи тем людям, которые потеря ли работу, кто опустился, может быть, в результате своей безнравственной жизни. Эта программа наце лена на то, чтобы вывести таких людей из состоя ния деградации, вернуть к нормальной жизни. - Есть ли в Анкоридже православные храмы? - В городе два православных храма, которые принадлежат Автокефальной Американской Право славной Церкви. Один храм - кафедральный собор, а второй - небольшого размера. Во втором я спо добился петь на клиросе на всенощной. Это было очень отрадно. Тем более, что там служит русский священник - отец Даниил, а его матушка Вера - регент хора. Православие вызывает большой интерес у аме риканцев, но особенно любят православную службу на русском языке коренные жители Аляски - эски мосы. Их предки были просвещены русскими мис сионерами, они сами с детства были воспитаны в Православии и потому тянутся к той вере, в кото рой были просвещены. Основная часть прихожан небольшого русского храма - эскимосы. - Довелось ли Вам общаться с другими жи телями Анкориджа? - В пресвитерианском приходе Анкориджа 300 с небольшим человек, и я общался со многими из них. Это люди со своими судьбами, проблемами. Их очень интересует Россия. Известно, что мы долгое время были отделены друг от друга «желез ным занавесом», потому американцы сейчас стре мятся как можно больше узнать о нашей жизни. - Есть ли в Анкоридже потомки русских эмиг рантов ? - Есть. В городе живет три тысячи русских. Они тоже ходят в православные храмы. Однако должен сказать, что основная часть прихожан православ ных церквей - это американцы. И не только эски мосы, но и другие американцы, сознательно при нявшие Православие. - Кто же там служит в православных храмах? Наверное, внуки наших эмигрантов 7 - Нет, все православные священники Анкориджа - чистокровные американцы. И только один из них, отец Даниил, - русский. Год назад он был направ лен в Анкоридж Святейшим Патриархом Алексием по просьбе епископа Николая Аляскинского. Аме риканская Православная Церковь давно получила автокефалию, но, естественно, связи не нарушают ся, потому что Русская Православная Церковь для них - это Мать-Церковь. Беседовала Галина Сиротинская.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz