Миссионерская православная газета. 2004 г. № 6. Июнь.

2 ллиссионерокля прлкооллкнля глзвтл ФЕСТИВАЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРОВ В день празднования памяти святых равноапос­ тольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, 24 мая, состоялся традиционный для Мурманской и Мончегорской епархии фестиваль церковных хоров. Проходил он в городе Полярном. Надо сказать, что Полярный заслуженно выделяется из всех городов епархии тем. что и отдел образования, и отдел культуры каждый год по-особенному и с большим благоговением готовятся и проводят День славянс­ кой культуры и письменности. Празднование начи­ нается за неделю до памятной даты. В программу торжеств было включено множество ин­ тересных, полезных и важных мероп­ риятий. А венчал праздник фестиваль церковных хоров. Для того, чтобы принять фестиваль, работникам городского отдела культу­ ры и городского культурного центра пришлось немало потрудиться. Началь­ ник отдела культуры Марина Валерь­ евна Дюбина и директор ГКЦ «Север» Ирина Георгиевна Филянина вместе с другими сотрудниками составляли сце­ нарий фестиваля, решали задачу, как разместить хоры, как оформить сцену, кто и как будет вести фестиваль. Мэр города Полярного Владимир Александрович Черепов и его помощник Ольга Николаевна Гарагуля заботились о том. чтобы пропуска для въезда в город были готовы вовремя, чтобы уча­ стников фестиваля принять и накормить. Город нашел средства, чтобы все учас­ тники могли подкрепиться перед обрат- -----------—— ной дорогой. Силами сотрудников столовой школы № 1 был приготовлен замечательный, вкусный ужин. Особенно хочется отметить, что сам губернатор Юрий Алексеевич Евдокимов проявил заботу о том, чтобы выделить автобусы для участников фестива­ ля. Огромное ему спасибо! Также благодарим со­ трудников автоколонны №1118, которые были точ­ ны. внимательны и безупречно исполнительны. Хочется выразить самые искренние и теплые слова благодарности всем, кто принял нас с таким радушием и теплом, кто добротой и чистотой сер­ дечной одухотворял всю атмосферу фестиваля. Фестиваль открыл архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон, совершив молебен вместе с настоятелем Никольского храма иеромонахом Ни­ колаем (Шмыковым), со всеми присутствующими в зале. После молебна владыка обратился со слова­ ми приветствия к участникам фестиваля. В частно­ сти, он сказал: «Слово и музыка. Слово наполняет музыку смыслом, обогащает ее. Сочетая звук речи с музыкальным тоном, мы получаем нечто третье, невыразимое и доступное восприятию не только слуха и ума, но также и сердца». Торжественное закрытие фестиваля. В фестивале приняли участие семь коллективов. Это хоры Свято-Никольского кафедрального собора и храма Спаса-на-водах города Мурманска, Возне­ сенского кафедрального собора города Мончегорс­ ка, Благовещенской церкви города Колы, Свято- Иоанно-Предтеченской церкви города Кандалакши, церкви Архистратига Михаила поселка Росляково и церкви св. вмч. Георгия Победоносца города Снеж- ногорска. Все хоры были разными. Например, хоры из Кандалакши и Колы отличалась немногочисленнос­ тью и сугубо мужским составом певчих. Пели все замечательно! Зал слушал затаив дыхание. Духов­ ные песнопения перемежались выразительным чте­ нием выдержек из произведений духовной поэзии, которые подобрала его ведущая Ольга Кулик. Ду­ маю, что в зале не осталось ни одного равнодуш­ ного человека. Прекрасная церковная музыка, яв­ ляющаяся сокровищницей не только Православия, но и всей русской культуры, нашла прямую дорогу к нашим сердцам, заставляя их воспарять к высо­ там души. Всем хорам без исключения удалось раскрыть и выразить ее свет и милосердие. Слушатели всей душой выражали бла­ годарение регентам хоров и певчим Поначалу все робели и не знали, можно аплодировать или нет после таких воз­ вышенных песнопений, но потом зал ос­ мелел. И в заключительной части фести­ валя звучали уже просто овации. Осо­ бенной высотой и мастерством исполнения поразил сводный хор под управлением регента архиерейского хора Геннадия Буздугана. Ярким и незабываемым было исполнение стихир Пасхи знаменного распева. Нужно сказать, что Геннадии Буздуган приложил немало сил и време­ ни. проводя репетиции сводного хора и подготавливая ноты для исполнения пес­ нопений. Ему замечательно все удалось. Одним словом, фестиваль прошел удивительно, оставив свой след в серд­ цах не только его участников и подгото­ вителей, но и жителей замечательного города Полярного. Да и певчие церков- ных хоров имели нечастую возможность оценить мастерство друг друга, что в певческой практике имеет немаловажное значение. Надеюсь, следующий фестиваль пройдет также замечательно. Те, кто участвовал, приедут еще раз. а те, кто не участвовал, - присоединятся. Огромное спасибо всем вам, поющим и помога­ ющим петь, за то, что сохраняете жемчуга духа и не даете им пропасть, раствориться в суете совре­ менной жизни. Спаси, Господи! Монахиня Васса. Фото Г. Буздугана. АЛЯСКА ГСМИИТ 4111 РУССКОЙ В Свято-Никольском соборе Мурманска, у пра­ вой стены, недалеко от клироса, стоит большая икона святителя Иннокентия, митрополита Москов­ ского, с житием и частицей мощей святого. Святи­ тель Иннокентий (Вениаминов) - родом из Сибири, из духовного сословия. Звали его в миру Иоанном, он был женатым священником и вместе с женой отправился по благословению священноначалия в начале XIX века на Аляску - в Русскую Америку. Многих коренных жителей: эскимосов, индейцев- алеутов - просветил он светом православной веры. Овдовев, отец Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий, Со временем он был рукополо­ жен во епископа. А когда в Москве скончался митрополит и надо было решать, кто станет пред­ стоятелем Церкви, взоры всех: и Синода, и Царя - обратились на самого достойного архиерея - под­ вижника. просветителя, миссионера. Возжигал потом Господь и другие светильники в Америке: несколько лет там служили святитель Тихон, впоследствии Патриарх всея Руси и испо­ ведник. священник Иоанн Кочуров, после револю­ ции в России - первомученик Церкви, убитый в Царском Селе. Их трудами вырастали православ­ ные храмы в Нью-Йорке, Чикаго и других городах. Первая волна русской эмиграции принесла в Аме­ рику тоску по России и стремление не забыть веру отцов. Эмигранты строили церкви, монастыри. Многое на Аляске напоминает и сейчас Русскую Америку. Об этом рассказал нам настоятель Свя­ то-Никольского собора Мурманска иерей Александр Козачук. который в мае побывал на Аляске в городе Анкоридже: - Впечатлений очень много. Запомнилось, ко ­ нечно. радушие американцев, их гостеприимство. Это было доброе отношение к нам не только как к гостям, но и доброе отношение к нам как к право­ славным. Благодаря дружеским контактам нашей епархии с пресвитерианами, многие пресвитериане или уже перешли в Православную Церковь, как в более древнюю и глубокую традицию, как в насто­ ящую Церковь, многие - на пути к этому. Интерес­ ный факт: по словам Дэвида Доблера. главного пресвитера пресвитериан Аляски, нет уже там ни одного пресвитерианского храма, где не было бы православных икон. Основная часть времени была посвящена зна­ комству с программами социального служения пре­ свитериан. У них очень интересно построена рабо­ та в воскресных школах. Дети разделены по возрастным категориям на 5 групп. Хорошие мето­ дики обучения привлекают в воскресные школы и малышей, и подростков. Социальных программ там очень много. Напри­ мер, программа помощи тем людям, которые потеря­ ли работу, кто опустился, может быть, в результате своей безнравственной жизни. Эта программа наце­ лена на то, чтобы вывести таких людей из состоя­ ния деградации, вернуть к нормальной жизни. - Есть ли в Анкоридже православные храмы? - В городе два православных храма, которые принадлежат Автокефальной Американской Право­ славной Церкви. Один храм - кафедральный собор, а второй - небольшого размера. Во втором я спо­ добился петь на клиросе на всенощной. Это было очень отрадно. Тем более, что там служит русский священник - отец Даниил, а его матушка Вера - регент хора. Православие вызывает большой интерес у аме­ риканцев, но особенно любят православную службу на русском языке коренные жители Аляски - эски­ мосы. Их предки были просвещены русскими мис­ сионерами, они сами с детства были воспитаны в Православии и потому тянутся к той вере, в кото­ рой были просвещены. Основная часть прихожан небольшого русского храма - эскимосы. - Довелось ли Вам общаться с другими жи­ телями Анкориджа? - В пресвитерианском приходе Анкориджа 300 с небольшим человек, и я общался со многими из них. Это люди со своими судьбами, проблемами. Их очень интересует Россия. Известно, что мы долгое время были отделены друг от друга «желез­ ным занавесом», потому американцы сейчас стре­ мятся как можно больше узнать о нашей жизни. - Есть ли в Анкоридже потомки русских эмиг­ рантов ? - Есть. В городе живет три тысячи русских. Они тоже ходят в православные храмы. Однако должен сказать, что основная часть прихожан православ­ ных церквей - это американцы. И не только эски­ мосы, но и другие американцы, сознательно при­ нявшие Православие. - Кто же там служит в православных храмах? Наверное, внуки наших эмигрантов 7 - Нет, все православные священники Анкориджа - чистокровные американцы. И только один из них, отец Даниил, - русский. Год назад он был направ­ лен в Анкоридж Святейшим Патриархом Алексием по просьбе епископа Николая Аляскинского. Аме­ риканская Православная Церковь давно получила автокефалию, но, естественно, связи не нарушают­ ся, потому что Русская Православная Церковь для них - это Мать-Церковь. Беседовала Галина Сиротинская.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz