Миссионерская православная газета. 2004 г. № 5. Май.

миссионерская православная глзетл 7 Детская страничка Л И Г Е А - Х Р А И И Т Е А ' і Ш іні н«льекий ИЗ ГЛУБИНЫ Ш Б Давным-давно это было. Пришли на юг Кольского по­ луострова в Средние века вольные новгородцы. Увиде­ ли, что богата эта земля и треской, и сельдью, и семгой, и жемчугом, и пустынно на ней - только лопари кочуют по лесам и тундрам со своими огромными стадами оленей. Пришлые люди занимались летним ловом рыбы, устраивая «живущие тони» - летние поселения лов­ цов семги. А затем стали из этих временных тоней вырастать селения, жителей которых назвали помо­ рами. Примерно в XVI веке возникла тоня, которая позже и стала селом Оленицей. Росло и процвета­ ло это село. Шумели вокруг могучие сосны, плеска­ лись прозрачные волны Белого моря. Жители Оле- ницы в основном занимались ловом семги. В 1857 году оленицкие крестьяне по благословению архан­ гельского епископа Варлаама всем миром построи­ ли храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Ико­ ностас создали на деньги, выделенные правитель- твом. Каждый из жителей Оленицы старался внести свою лепту на построение храма Божия. В юности помогал в этом святом деле и рыбак Никита Ко­ жин. Через 10 лет родился у него долгожданный сын, которому спустя полвека довелось послужить в храме родного села и пострадать за веру... НА Ш Б Ш Соловки... Обитель иноческих трудов и непрес­ танных молитв. Сюда стремились и стремятся бого­ мольцы со всей России. Но после окончания нави­ гации нет на Соловках многочисленных паломни­ ков: только молчаливая братия монастырская да мужички-трудники, давшие обет год поработать на обитель бесплатно, получая от обители трапезу. Перенесемся в самое начало XX века: вот труд- ники чинят сети на берегу, один из них спрашивает о чем-то у молодого, лет тридцати, иеромонаха. Вид у него строгий и изнуренный, но на вопрос он ітвечает кротко, дружелюбно и очень подробно. Это иеромонах Моисей (Кожин), совсем недавно, в 1896 году, его рукоположили в сан священника за благочестие и трудолюбие, за требовательность к себе и смирение. Теперь отец Моисей по большей части совершает Богослужения в храме, но порой, бывает, беседует и с трудниками, особенно теми, кто из поморов. Вспоминает, как в детстве помогал на рыбной ловле батюшке. Как-то поживает там старик Никита? День и ночь возносит его сын молитвы о спасении души родителей и всех братьев и сестер, молитвенник он за весь род Кожиных, и за живых, и за усопших. Несколько лет назад совсем еще молодым 20-летним парнишкой по бла­ гословению приходского священника и родителей приплыл юный паломник на Соловки. Был год труд- ником, ловил треску для братской трапезы и па­ ломников, потом определили его в послушники с тем же занятием, а через три года постригли в монахи с именем Моисей. Иное имя, иная жизнь... Монах Мо­ исей с любовью относился и к стар­ шим, и к младшим, не превозносился ни перед кем, трудился с утра вечера и очень любил церковные службы. В обители он овладел грамотой и усерд­ но читал Евангелие, святоотеческие наставления инокам, часто молился по Псалтири. Он стремился к свету, к просвещению души и молитвой, и по­ стом, и смиренными трудами, и чтени­ ем духовных книг. Молитва, постоян­ ное общение с Богом и труды во славу Божию казались ему самым счастли­ вым уделом, какой только может вы­ пасть человеку. Хорошо ему было в обители. Лет через восемь после прихода в монас­ тырь его рукоположили во иеродиакона, а затем - в иеромонаха. На глазах отца Моисея родная Соловецкая оби­ тель, основанная в XV веке преподобными Герма­ ном, Зосимой и Савватием, росла и развивалась. Сам монастырь располагался на острове Соловец­ ком, на остальных островах - скиты и пустыни. В XIX веке на Соловках находилось 19 церквей и три часовни, самый знаменитый храм - Спасо-Преобра- женский собор. Святые мощи преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, к которым приезжали при­ ложиться паломники со всей Руси, находились в Троицко-Зосимо-Савватиевском соборе. Обширным было и хозяйство монастыря. В начале XX века на Соловках действовало 6 заводов (салото­ пенный, свечной, лесопильный, кирпичный, кожевен­ ный, гончарный), мукомольная мельница и многочис­ ленные мастерские (сапожная, переплетная, портняж­ ная, кузница, слесарная). Монастырь из своих доходов выплачивал пособие в Архангельскую Духовную се­ минарию в размере 2000 рублей. До 1915 года Солов­ ки выделяли также 7000 рублей нашему Трифонову Печенгскому монастырю. Да и возобновителем Три­ фоновского монастыря стал постриженник Соловец­ кой обители архимандрит Ионафан (Баранов). В поморских крестьянских семьях был обычай посылать на некоторое время по обету мальчиков- подростков на Соловки, чтобы потрудились на оби­ тель. Еще в 1859 году специально для малолетних трудников было открыто училище, в нем обучалось до 80 мальчиков, посещение было добровольным. Неграмотные обучались там письму и чтению. В соловецкие монахи шли в основном крестьяне. Многие паломники отмечали «мужицкий состав» со­ ловецкой братии, и это давало окраску всему строю жизни на Соловках. В монастыре ни один монах не вел праздной жизни, начиная от настоятеля и кон­ чая последним послушником, - все трудились на пользу обители. Первые рейсы на Соловки пароходы совершали в конце мая, последние - в сентябре. В зимние месяцы Соловецкие острова были отрезаны от материка. Жизнь становилась тихой и уединен­ ной, монахи могли усерднее молиться. Все это радовало сердце иеромонаха Моисея. Как трудолюбивая пчела среди своих собратьев, так и он собирал мед духовный молитв, постов, чтения книг и трудов. Мед этот становился досто­ янием и его души, и всей братии. Но вот пришли тяжелые времена. Сначала - война с Германией, на которую призвали многих послушников. Потом - мятеж в столицах, сверже­ ние и мученическая смерть Государя Николая Алек­ сандровича. Соловки - далеко на Севере России, но и до них докатилось неумолимое и страшное «красное колесо». В феврале 1920 года Архан­ гельск был оставлен Белой армией. В 1923 году на Соловках разгорелся большой пожар, пострадали многие храмы. Монастырь закрыли, монахам пона­ чалу оставили кладбищенскую церковь преподобно­ го Онуфрия. Иноки организовали рыболовецкую артель, ловили рыбу, молились в маленьком храме. Но скоро соловецких монахов разогнали, советская власть устроила на месте иноческой обители страш­ ный концлагерь СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). В 1926 году, когда изгоняли монахов, пришлось отцу Моисею покинуть любимую обитель и уйти в неизвестность. ш б л б шице Современный вид Соловецкого монастрыря. Отец Моисей приехал в родное село Оленицу, стал служить в церкви Иоанна Предтечи. Вокруг бушевали перемены. Повсеместно на Терском бе­ регу закрывались и осквернялись храмы. Новая власть всячески старалась отлучить поморов от храма. Над верующими смеялись, их презирали, унижали, сажали в тюрьму. Пытались помешать крестьянам крестить детей, отпевать усопших, ис­ поведоваться, причащаться. Хотели разрушить в человеческих душах веру в Бога, доказать, что люди - всего лишь умные животные, произошед­ шие от обезьян, что никакой души у них нет. Отец Моисей не боялся безбожников. Он крестил мла­ денцев, исповедовал, причащал, отпевал усопших, ободрял и утешал поморов, убеждая их хранить верность Христу и не боятся врагов Церкви. Люди верили ему и не оставляли храм Божий. Безбож­ никам это очень не нравилось. Они не могли за проповедь обвинить и посадить отца Моисея в тюрьму, так как советские руководители утверж­ дали, что никого в СССР за веру не преследуют. Тогда Тройка НКВД (советская милиция) в апреле 1931 года арестовала священника и обвинила его в том, что он критиковал колхозы. Однако отец Моисей отрицал это обвинение. «Колхоз - дело добровольное», - в насмешку говорили в то время, так как колхозы были насто­ ящим мучением для крестьян. У поморов отбирали почти все имущество, многих пытались загнать в колхоз силой. Недовольных арестовывали. Но отец Моисей вовсе не призывал крестьян возмущаться колхозным строем и восставать протии властей, он же знал, что жестокая власть послана Богом в наказание за грехи русских людей, ее надо тер­ петь. Однако он также знал, что в одном только нельзя подчиняться советским властям - нельзя отрекаться от Христа. Этому он и учил прихожан. Отец Моисей был настоящим духовным вождем для жителей своего родного села, за это его замучили. Храмы на Терском берегу разрушили, кладбища осквернили. Воцарилось запустение в некогда цве­ тущих и многолюдных поморских селах. УЗНИК Совершенно безвинно священника Моисея при­ судили к трем годам концлагеря. В лагере люди умирали очень часто, мало кто мог длительное время выдерживать советскую каторгу. В суровой тайге шестидесятилетний батюшка должен был вместе с остальными заключенными валить лес, прокладывать дороги. Узников почти не кормили: дадут в обед и вечером небольшой кусок черного хлеба, миску каши на воде - и все! Почти никогда не давали овощей, и заключенные умирали от цинги, у них распухали и кровоточили десна, шелушилась кожа. Длинный дощатый дом - барак, в котором жило несколько десятков человек, проду­ вало ветрами. Над заключенными издевались уго­ ловники и начальство. Изнуренный каторжной работой, голодом и холо­ дом отец Моисей смертельно заболел. Его привез­ ли в Ленинградскую больницу имени Гааза и поста­ вили диагноз «скорбут (цинга), язвенный колит». Вскоре батюшка скончался. Умер он 7 сентября 1931 года от недоедания и тяжелых лагерных усло­ вий. Его земные горькие скитания закончились, он пришел в землю, обещанную Богом - в Царствие Небесное, куда при жизни вел за собой людей. В 2003 году преподобномученик Моисей был прославлен в лике святых новомучеников и испо­ ведников Российских. И мы молимся ему: «Препо- добномучениче Моисее, моли Бога о нас!». Страницу подготовила послушница Галина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz