Миссионерская православная газета. 2004 г. № 5. Май.
6 м и с о и о н е р о к л я п ра в о с л а в н а я гдзетА СОБАКА В ДОМЕ Серьезный разговор об отношении к животным, и особенно к собакам, давно назрел. Вот уже два года Мурманск будоражит возмутительная история, когда огромная собака, вследствие преступного невнимания своего хозяина, покалечила девочку-школьницу. Областная Дума после этого попыталась разработать и принять закон о содержании собак, о данной проблеме писал «Мурманский вестник». Мы знаем, что преподобный Сергий Радонежский сам кормил лесного медведя, делясь с ним последней краюхой хлеба. А наш северный святой преподобный Трифон Печенгский, увидев в своей келье медведя, поедавшего квашню, помолившись, изгнал воришку, запретив приближаться к келье. Русские люди воспитаны в христианской, православной культуре, потому они так любят собак, кошек и разную живность. Да, все это твари Божии, но в отношении к ним надо соблюдать меру и помнить про иерархию ценностей. Нельзя жестоко обращаться с животными, но тем более надо помнить о милосердии к людям, живущим рядом с нами. У автора свой взгляд на проблему «человек и собака». Вы можете согласиться или поспорить с ней. УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ, ЗДРАВСТВУЙТЕ! Мне захотелось написать вам после того как я прочел в последнем номере вашей газе ты отзывы о книге отца Митрофана (Баданина) «Преподобный Трифон Печенгский и его духов ное наследие». В большей степени побудитель ным мотивом послужило именно первое письмо критического содержания от Ирины. К сожале нию, такие письма основываются на чьих-то отзывах (в данном случае это была статья о презентации). Среди критиков, которые повстре чались мне, не оказалось НИ ОДНОГО, кто сам прочел бы книгу отца Митрофана и на основе прочитанного составил бы свое мнение. В свое время я оказался в несколько схо жей ситуации относительно другого публициста, известного современного церковного писателя диакона Андрея Кураева. В то время, как, собственно, и сейчас, было популярно критико вать о. Андрея. В основном, конечно, эта кри тика исходила со стороны так называемых ультраправославных наших собратьев по вере (к сожалению, появилось такое название «уль траправославные»). В одной из православно патриотических газет была опубликована ста тья одного из мирян Украинской Церкви, где он «разбирал по костям» книгу диакона Андрея «Второе пришествие апокрифов, или проповедь о порче вместо проповеди о Христе». Крити ческий расклад был очень эмоционален и как будто бы правилен с точки зрения общеприня той православной терминологии. Да и газета была на тот момент мною чрез мерно уважаема - стало быть, такое солидное издание не пропустило бы чего-то крамольного. На той статье я, к сожалению, сформировал не очень лестное мнение об отце Андрее. Через некоторое время совершенно промыс- лительным образом мне в руки попалась та самая книга. Она выложена на сайте отца Андрея, это позволило мне распечатать ее, чтобы прочесть самому и дать другим. После прочтения я был буквально поражен, насколько актуальна эта книга в наши дни. Тем, кто не прочел ее до сих пор, настоятельно рекомен дую это сделать. Надо отдать должное отцу Андрею, наверняка, он знал на что шел, изда вая эту книгу, наверняка, он догадывался, ка кой шквал критики на него обрушится. Я помо лился о здравии диакона Андрея, покаялся в том грехе осуждения, который совершил по отношению к нему. С того времени я решил для себя однознач но: насколько это возможно, пока не прочту сам, не приму ничьего мнения, предлагаемого или навязываемого. То есть принцип схож с реакцией апостола Фомы. Правильно это или нет, рассудит Бог. Тем не менее, именно так я и поступил, когда узнал о выходе книги отца Митрофана и начавшейся критике. Поступил и не пожалел: книгу я прочел запоем за один день. Интереснейший труд, который был понесен именно во славу преп. Трифона, но никак не для очернения его образа. У нас есть риск впасть во мнение, что святой - это некий образ с лубочной картинки, и труд отца Митрофана - один из немногих, но нужных шагов, направлен ных на изживание этого стереотипа. Кстати, дорогая Ирина, если бы Вы прочли эту книгу, прежде чем собрались писать в редакцию, мно гие Ваши вопросы отпали бы сами собой. Завершая свое письмо, хотелось бы сказать следующее. История Церкви - дело серьезное и ответственное. И даже в ней могут оказываться темные пятна, источники которых как объектив ные, так и субъективные. Поэтому не нужно бить в набат, если вдруг какая-то страничка приоткроется и мы увидим нечто, что на первый взгляд претит нашим идеализированным взгля дам на церковную жизнь. Церковь наполняют люди, потомки падшего Адама, стремящиеся к небу. И у каждого своя мера падения и своя высота для вознесения. Все это, на мой взгляд, прекрасно показано в книге иеромонаха Митро фана (Баданина) «Преподобный Трифон Печенгс кий и его духовное наследие». Николай Васильев, г. Кировск. Года три или четыре назад по телевидению шла какая-то передача, вроде бы «Моя семья», и посвя щена она была собакам. Точнее, взаимоотношениям людей и их отношению к «братьям нашим мень шим». На передачу был приглашен священник, кото рый безапелляционно заявлял, что в православном доме и лапы собачьей быть не должно! Вот кошка - да, можно, а собака - это грех... Так ли обстоит дело в действительности? ...Каждый православный христианин знает о су ществовании в нашей Церкви Священного Предания. Но, к сожалению, почти каждому из нас приходи лось сталкиваться с так называемым «околоцер ковным» преданием, которое к Православной Церк ви не имеет решительно никакого отношения, но тем не менее живет возле нее. Увы, далеко не все верующие имеют достаточно зна ний, чтобы отличить действи тельно церковное учение от псевдоцерковного, и, вмес то того, чтобы решительно отвергнуть последнее, не вольно становятся его рас пространителями. К числу подобных «око лоцерковных» преданий от носится и мнение о недопу стимости нахождения собак в квартирах и иных поме щениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут соба ки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново ос вятить. Возникает вполне ре зонный вопрос: а в чем же виновата собака и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что, поскольку в Священном Пи сании Ветхого Завета собака названа нечистым жи вотным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню. Нелишне будет узнать, что говорят святые отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых, а также в чем именно заключа ется эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константино польский (память 6 февраля ст.ст. ) пишет об этом следующее: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из- за собственной природы, но из-за порочности пользу ющихся... Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из- за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтя не, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хо роши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не при писал бессловесным божеское почитание, в законо дательстве справедливо назвал их нечистыми—не потому, что нечистота была присуща им от созда ния, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользова лось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Мои сей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рас суждением или с собственными целями. Назвав что- то из боготворимого ими мерзостью, а другое пре дав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им Редакция. и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился... Если же кто-то скажет: «Тогда почему Ною, когда еще не был дан закон Моисеев, предписывается в Писании разделить чистых и нечистых и ввести их в ковчег (см.: Быт. 7, 2)?», пусть знает, что никакого противоречия нет. Ибо... если животные именуются не по тем признакам, по которым они распознава лись тогда, но по тем, которые стали известны позже, то ничто не опровергает вышеприведенное рассуждение. Ведь и книгу Бытия пишет не Ной, который жил до закона, а Моисей, положивший за кон о чистых и нечистых. Если же то, что впослед ствии вошло в закон, было предвозвещено Ною, ничего удивительного, потому что и когда еще не наступило всеобщее крушение, он, получив знание о нем, не усом нился. Тогда как же он. услышав о различении чис тых и нечистых, сообразил произвести их разделение? Только что сказанное от вечает и на это: тот, кто узнал о всемирном круше нии прежде, чем оно на ступило, и обрел благодать от Бога сохранить семя че ловеческого рода, никоим образом не замедлил и по лучить свыше распознава ние чистого и нечистого, хотя употребление этих наи менований еще не было в обычае» (Свт. Фотий. Ам- филохии. Альфа и Омега. № 3 (14), 1997. С. 81-82). Таким образом, взгляд святого отца на пробле му нечистых животных вполне очевиден: дело не в естестве твари, по естеству, по природе все живот ные весьма хороши. Нечистыми некоторых живот ных Моисей назвал, стремясь оградить свой народ от поклонения им. В наше время (да и уже во время земной жизни Христа) такой угрозы не суще ствует. Поэтому «дискриминация» собак православ ными христианами не имеет под собой основания. Нужно сказать, что в канонических правилах Пра вославной Церкви есть постановление, запрещаю щее вводить животных в храм, поскольку пребыва ние их в храме не является уместным в силу присущих животным особенностей (запах, беспокой ное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т. д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятству ет благодати Божией пребывать в храме. Соответ ственно и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, ос вободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки. Поэтому никакого препятствия для освяще ния квартиры наличие в ней собаки не представля ет, хотя с точки зрения здравого смысла держать собаку в квартире не всегда оправданно. Но это уже вопрос целесообразности, а отнюдь не церков ной дисциплины. Стоит обращаться к святоотеческому наследию, к этой поистине неисчерпаемой сокровищнице ду ховной мудрости, ведь только там мы сможем найти правильный ответ на те или иные вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Светлана Постнова. Фото А. Филиппова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz