Миссионерская православная газета. 2004 г. № 5. Май.
издание м у рм а н с к о й и М о н ч е г о р с к о й епАРХии м о с к о в с к о г о п а т ри а р х а т а ____________ По благословению Высокопреосвященнейшего Симона, Архиепископа Мурманского и Мончегорского П Р А В О С Л А В Н А Я газета МИСОИОНвРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА номер 5, год 2004, май 1Л ы слышим эти слова жизни за Божественной / \ \ литУРгией в день праздника Пятидесятницы. I l l Господь стоит посреди храма в окружении Своих учеников, призывая жаждущих истины присту пить к Нему. Пресвятой и всевышний Бог нисходит к человеку, чтобы наполнить Собой все творение. Ис точник святости и любви, Он раздает Себя в снедь верным, и мы становимся Его плотью и кровью. Прежде чем Пятидесятница стала свершением Пасхи Господа нашего Иисуса Христа, она была ветхозаветным праздником. По традиции, отмечалась по истечении семи седмиц, на 50-й день после Пасхи, и заключала в себе два момента. В этот день Господь предпи сал сынам Израиля приносить в жертву хваления начатки урожая и первенцев ско- і . Это была жертва благодарения за те дары, которые Бог посылал своему народу в земле обетованной. С другой стороны, этот праздник был воспоминанием о том, как на Синайской горе через Моисея наро ду был дарован Закон. На 50-й день после исхода из страны Египетской, после первой Пасхи, народу был открыт смысл Завета и преподаны Божии заповеди. Божественный Закон и щедроты земли обетованной, где текут мед и молоко, - это небесные дары, знак союза и любви, которые отныне со единяют Бога и избранный народ. «После дний же великий день праздника» в Еванге лии - это 50-й день после Пасхи, день завершения праздника Кущей. Этот празд ник напоминал о сорока годах, которые сыны Израиля провели в скитаниях по пус тыне, живя в шатрах. Именно в завершение того праздника посреди Иерусалимского храма в окружении разношерстной толпы паломников и учеников Господь громоглас но восклицает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей...» Это потрясающе дерзкие слова, и они не остались без внимания. Еврейская литургия в этот день вспоминает, как в пустыне народ погибал от жажды. Тогда Моисей попросил у Бога воды, и Господь произвел воду из «неплодного» камня. Именно в этот день Христос открывается как ис тинная Скала, источающая полноводные по токи жизни. Эта вода - Святой Дух, дар воскресшего Христа Своей Церкви. Господь говорит о Духе, «Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 8, 39). Что мо гут значить эти слова? Святой Дух сопровождал избранный народ на протяжении всей истории, Он говорил устами пророков, направлял судей и царей Израиля. Он всегда был и с апостолами, потому что с ними был Иисус, на котором почил и через которого Святой Дух творил чудеса. В день пятиде сятый воскресший Христос посылает Святого Духа на Своих учеников. Со дня той первой, новозавет ной Пятидесятницы и до конца времен Он пребыва ет в Церкви и в каждом, кто принял дар Духа при Крещении. Церковь в Святых Таинствах наполняет нас Духом. «Он научит вас всему», - говорит Господь (Ин. 14, 26). Его благодатью верующий по знает Христа не так, как познает плоть, а в духе и истине. Это дух послушания, Он дает силу слы шать волю Божию, это дух Сына, который был послушен Отцу до самой смерти. Дух соединяет в единое тело детей Небесного Отца, искупленных Кровью Сына. Православное Богослужение выразило эту мысль, противопоставляя дар языков в день Пятидесятницы Вавилонскому столпотворению. В жажде самоутвер ждения люди возводят башню до самого неба, чтобы по ней взобраться к Богу - имя Вавилона буквально означало «врата неба». Но гордыня непременно сеет разделение, и люди перестают понимать друг друга, посему дано имя месту сему Вавилон, ибо там смешал Господь языки (Быт. 11, 9). А в день Пятиде сятницы Святой Дух, нисшедший на апостолов в П Щ Ш Т Щ А «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”» (Ин. 7, 37-38). виде огненных языков, даровал им благодать быть понятыми всеми народами и в каждом народе возве щать на его наречии о чудесах Божиих. На вечернем Богослужении в этот праздник вспоминается история из книги Чисел: избранник Моисея, Иисус Навин, возревновал о том, что и не призванные к пророческому служению люди про рочествуют в стане. И Моисей отвечает ему: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь по слал Духа Своего на них!» (Числ. 11, 27-29). Эту молитву Моисея Бог услышал в день пятидесятый: Святой Дух даруется всей Церкви. Его невозмож но, говоря современным языком, «приватизиро вать», Он не является собственностью только сильных личностей, харизматических лидеров. Дух священства, царства и пророчества, Он даруется без исключения всем верующим для того, чтобы собрать их воедино в божественной гармонии и братской любви. Снисшествием обещанного Спасителем Духа-Уте- шителя на апостолов, на Церковь, на всех нас Бог открывает Себя как Любовь трех Ипостасей, как единство трех личностей: Отца, Сына и Святого Духа. И на второй день праздника - Духов День - Господь, исходящий от Отца, вместе с Отцом и Сыном сотворивший этот мир, ныне открывает себя как другой Утешитель; через него воскресший Сын Божий присутствует и действует в мире до конца времен: «И се Аз с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Но Дух - это не просто присут ствие Сына и, следовательно, Отца в мире. Он Сам - Личность, как Отец и Сын. Он - Личность, ибо способен любить и быть любимым, остава ясь при этом свободен; ибо способен давать и принимать, творить и открывать нам сво им действием истину о Боге, о мире и о нас самих. Через Таинство Крещения мы все причастны Пятидесятнице апостолов, все мы были крещены в Святом Духе. И с этого момента Он живет в нас, и мы живем в Нем. При этом мы должны признаться, что из трех Божественных Ипостасей Дух для нас остается труднее всего различим, более всего неуловим, нам трудно себе предста вить его как Личность. Уже сами слова «Отец» и «Сын» говорят о личностях, а «Дух» может показаться некой абстрактной невидимой силой. И тем не менее, Иисус Его называет Утешителем, то есть Тем, Кого зовут на помощь, надеясь на Его покрови тельство. Защитить, утешить нас может Одна- единственная Личность. Апостол Павел го ворит, что это может сделать только Дух, который кричит в глубинах нас самих: «Авва - Отче!» Любовь Бога Отца излилась в наши сердца Духом Святым, Который был нам дан; и с этого момента уже ничто не может нас отлучить от этой любви Божией (Рим. 5, 5; 8, 39). Итак, Бог Дух - это одновременно и личность, и сила; Он любит, заступается за нас, утешает, к Нему мы можем обра титься с молитвой, и Он обращается к нам. Из трех Божественных Лиц Он наибо лее неприметен, смирен. И тем не менее, Он вездесущ, все наполняет Собой и все приводит к своему завершению. Незримое присутствие Духа в нашей жизни мы мо жем сравнить с присутствием матери в жизни своего ребенка. Она повсюду с ним, она его растит, она ведет его в жизни, учит отличать и любить истину. И чаще всего она дей ствует втайне, просто своим присутствием, самим своим бытием. Точно так же и Святой Дух: мы не слышим Его голоса, не видим Его лица, но узнаем Его по плодам, в Его детях. Это Дух жизни, Он как воздух, который мы вдыхаем и который нас живот ворит, но мы замечаем его только тогда, когда его начинает не хватать. Он - свет, который нам по зволяет видеть вещи такими, какие они есть - то есть в их истине; это кроткий свет, который не заслоняет собой сами предметы. Этот смиренный Царь Небесный, Дух истины, везде сущий и все наполняющий Собой, очищает и животворит. Итак, да исполнимся Духом Христа, в Которого мы кре стились, Который невидимым образом нас взращи вает и преображает по образу Сына Божия. Будем призывать Его на всякое время. Опустимся на самые глубины нашего сердца, чтобы найти Там Того, Кто взывает к нашему Отцу и Кто по образу Христа творит нас истинными сынами Света. Дмитрий Сизоненко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz