Миссионерская православная газета. 2004 г. № 3. Март.

ИЗДАНИе МУРМАНСКОЙ И МОНЧѲГОРСКОЙ вПАРХИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА По благословению Высокопреосвященнейшего Симона, Архиепископа Мурманского и Мончегорского _______ П Р А В О С Л А В Н А Я ■ ш е т л МИООИОНвРОКЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА номер 3, год 2004, март шшт ш р з и т двери, жианодш- Великий пост - это время, когда каждый пра­ вославный христианин старается очистить свою душу в Таинстве Покаяния (Исповеди). Очень часто покаяние ассоциируется у нас с «собира­ нием» грехов, а при этом зачастую теряется смысл таинства и не происходит преображения человека, примирения его души с Богом. Статья иеромонаха Митрофана (Баданина) знакомит нас со святоотеческим опытом покаяния, который будет полезен в дни Великого поста и клирикам, и мирянам. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу­ чите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38), - так наставлял жителей Иерусалима первоверховный апостол Петр в День Святой Пятидесятницы. В первохристианской Церкви Таинство Покаяния яв­ лялось непременным условием Крещения как вра­ чующее и освобождающее человека от греха и его последствий. Однако потребность и после Креще­ ния облегчить душу в Покая­ нии, очиститься от допущенных грехов и прегрешений привело к появлению отдельного Таин­ ства Покаяния. Святые отцы с глубокой древ­ ности указывали на богоустанов- ленность этого спасительного средства врачевания духовного. В книге «Пастырь» (I век), Ерм научает нас словами Ангела Гос- подня: «Люди слабы и по науще­ нию диавола могут пасть. Поэто­ му Господь положил Покаяние». Мы «все согрешили и лише­ ны славы Божией» (Рим. 3, 23), напоминает нам другой перво­ верховный Апостол. Вслед за ним и святые отцы подчеркива­ ют всеобщую обязательность и внутреннюю потребность в по­ каянии для всех христиан. «Нуж­ но каяться всем, - пишет бла­ женный Симеон Солунский, - мирским и монашествующим, клирикам, иереям и архиереям, и никому не устраняться от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем и должны каяться все». Человеку, прошедшему школу богоборчества, когда каждый был «сам кузнец своего счастья», бывает весьма трудно признать свое ничтожество перед лицом Божиим, дабы прочувствовать спаси­ тельную, врачующую силу Таинства Покаяния. Немало должно быть испытано гордой челове­ ческой натурой горя, скорбей, болезней, прежде чем в душе возникнет понимание того, что истин­ ный христианский (а значит, и общечеловечес­ кий) дух - дух покаянный. Потребность в покая­ нии есть мерило верного исполнения нашего жиз­ ненного предназначения, истинности нашего движения по пути спасения. «Всякое попечение о Небе, если оно не одушевлено покаянием, - мер­ тво и неистинно», - учит святитель Игнатий Брян­ чанинов. ся видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Покаянное видение и чувствование грехов сво­ их, слезное сокрушение о них развивается в душе кающегося непрестанным духовным трезвением, бодрствованием. Но, кроме того, и понуждением себя к частой Исповеди и Святым Причащением. Отсутствие желанной скорби, сердечного сокруше­ ния, покаянного плача не должно останавливать христианина на пути к Исповеди. Если есть в душе благие расположения к чистой жизни, уст­ ремление к Богу, то, как говорит святитель Фео­ фан Затворник, «Господь милует и благие намере­ ния, если они связаны с желанием удаляться от зла и творить благо». Но, с другой стороны, каю­ щийся должен быть исполнен решимости преодо­ леть стыд исповедания «неудобного» греха, дабы не усугубить положение утаиванием. Как далее наставляет Святитель, «чем больше будет стыда и страха, тем спасительнее. Желая сего Таинства, желай большего устыжения и большего трепета». Дух современного мира с его одержимостью в поиске все но­ вых наслаждений, оголтелой рек­ ламной проповедью: «Бери от жизни все» - и потаканием низ­ менным инстинктам стремится всеми силами удержать чело­ века под своей властью. На­ сильственно прерванная тради­ ция воспитания людей на еван­ гельских заповедях лишила современных людей надежных нравственных ориентиров. Мно­ гие из тех, кто почувствовал духовную пагубу этих прелес­ тей мира и попытался обрести иные духовные ценности, обра­ тившись к Богу, бывает не го­ тов решительно отказаться от греховных наклонностей и ма­ лодушно пытается «служить двум господам». Но выбор все равно придется сделать, и наиважней­ шей ступенью покаянного под­ вига должна стать твердая решимость кающегося оставить прежнюю греховную жизнь. «Невозможно человеку оставить навык греховный прежде стяжа­ ния вражды к нему, - предупреждает об этом препо­ добный Исаак Сирин, - и невозможно получить прощение прегрешений прежде исповедания их». Завершающей ступенью в покаянии, по святым отцам, является обращение кающегося к Богу с молитвой о прощении и помиловании за все, что было открыто и исповедано, «с твердым упованием на милосердие и благость Божию. «Такое упование, - наставляет преподобный Никодим Святогорец, - непрестанно должно исполнять сердца ревнующих достигнуть высших степеней христианского совер­ шенства. Оно оживляет и приводит в напряжение все силы души и духа». Иеромонах Митрофан (Баданин). Фото Г. Буздугана. Святые отцы учат нас видеть в покаянном про­ цессе некие ступени восхождения, этапы углубле­ ния этого спасительного делания возвращения к Богу. Трудно в этом обезумевшем от повседнев­ ной гонки мире углубиться в себя, задуматься о смысле нашей столь быстротечной жизни. Но дру­ гого пути нет, и начало его лежит через возвраще­ ние в свой личный внутренний мир. «Войди в себя, - призывает преподобный Ефрем Сирин, - и обра­ тись к Господу всем сердцем». Вхождение в со­ кровенные глубины своей души - непременное ус­ ловие начала покаяния и по преподобному Симео­ ну Новому Богослову: «Войдя в нее, он увидит свое тяжелое внутреннее состояние, почувствует, что душою он болен, темен и страждет». Следующим шагом в покаянном делании должно стать непростое для гордого человека примирение с ближним, взаимное прощение. «Пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 24). Решившись исповедать пред Господом грехи сво­ ей жизни и принеся «достойный плод покаяния», современный человек неизбежно сталкивается со следующей проблемой. Грехи очевидные, тяжкие и «вопиющие к небу» исповеданы, да и мелкие тща­ тельно вспомянуты и названы. В чем же еще каяться? Да, действительно, как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «зрение своих согрешений... и сердечное исповедание их есть особенный дар Божий и испрашивается усердною молитвою». Ви­ дение своей поврежденное™ грехом, своей глубо­ чайшей греховности и недостоинства пред Госпо­ дом есть тяжелейший труд по познанию самого себя. Величайший знаток глубин человеческого духа преподобный Исаак Сирин говорит о высоте и трудности этого познания в своем 41-м слове: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто мо­ литвою своею воскрешает мертвых; кто сподобил­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz