Миссионерская православная газета. 2004 г. № 3. Март.
ИЗДАНИе МУРМАНСКОЙ И МОНЧѲГОРСКОЙ вПАРХИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА По благословению Высокопреосвященнейшего Симона, Архиепископа Мурманского и Мончегорского _______ П Р А В О С Л А В Н А Я ■ ш е т л МИООИОНвРОКЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА номер 3, год 2004, март шшт ш р з и т двери, жианодш- Великий пост - это время, когда каждый пра вославный христианин старается очистить свою душу в Таинстве Покаяния (Исповеди). Очень часто покаяние ассоциируется у нас с «собира нием» грехов, а при этом зачастую теряется смысл таинства и не происходит преображения человека, примирения его души с Богом. Статья иеромонаха Митрофана (Баданина) знакомит нас со святоотеческим опытом покаяния, который будет полезен в дни Великого поста и клирикам, и мирянам. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу чите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38), - так наставлял жителей Иерусалима первоверховный апостол Петр в День Святой Пятидесятницы. В первохристианской Церкви Таинство Покаяния яв лялось непременным условием Крещения как вра чующее и освобождающее человека от греха и его последствий. Однако потребность и после Креще ния облегчить душу в Покая нии, очиститься от допущенных грехов и прегрешений привело к появлению отдельного Таин ства Покаяния. Святые отцы с глубокой древ ности указывали на богоустанов- ленность этого спасительного средства врачевания духовного. В книге «Пастырь» (I век), Ерм научает нас словами Ангела Гос- подня: «Люди слабы и по науще нию диавола могут пасть. Поэто му Господь положил Покаяние». Мы «все согрешили и лише ны славы Божией» (Рим. 3, 23), напоминает нам другой перво верховный Апостол. Вслед за ним и святые отцы подчеркива ют всеобщую обязательность и внутреннюю потребность в по каянии для всех христиан. «Нуж но каяться всем, - пишет бла женный Симеон Солунский, - мирским и монашествующим, клирикам, иереям и архиереям, и никому не устраняться от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем и должны каяться все». Человеку, прошедшему школу богоборчества, когда каждый был «сам кузнец своего счастья», бывает весьма трудно признать свое ничтожество перед лицом Божиим, дабы прочувствовать спаси тельную, врачующую силу Таинства Покаяния. Немало должно быть испытано гордой челове ческой натурой горя, скорбей, болезней, прежде чем в душе возникнет понимание того, что истин ный христианский (а значит, и общечеловечес кий) дух - дух покаянный. Потребность в покая нии есть мерило верного исполнения нашего жиз ненного предназначения, истинности нашего движения по пути спасения. «Всякое попечение о Небе, если оно не одушевлено покаянием, - мер тво и неистинно», - учит святитель Игнатий Брян чанинов. ся видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Покаянное видение и чувствование грехов сво их, слезное сокрушение о них развивается в душе кающегося непрестанным духовным трезвением, бодрствованием. Но, кроме того, и понуждением себя к частой Исповеди и Святым Причащением. Отсутствие желанной скорби, сердечного сокруше ния, покаянного плача не должно останавливать христианина на пути к Исповеди. Если есть в душе благие расположения к чистой жизни, уст ремление к Богу, то, как говорит святитель Фео фан Затворник, «Господь милует и благие намере ния, если они связаны с желанием удаляться от зла и творить благо». Но, с другой стороны, каю щийся должен быть исполнен решимости преодо леть стыд исповедания «неудобного» греха, дабы не усугубить положение утаиванием. Как далее наставляет Святитель, «чем больше будет стыда и страха, тем спасительнее. Желая сего Таинства, желай большего устыжения и большего трепета». Дух современного мира с его одержимостью в поиске все но вых наслаждений, оголтелой рек ламной проповедью: «Бери от жизни все» - и потаканием низ менным инстинктам стремится всеми силами удержать чело века под своей властью. На сильственно прерванная тради ция воспитания людей на еван гельских заповедях лишила современных людей надежных нравственных ориентиров. Мно гие из тех, кто почувствовал духовную пагубу этих прелес тей мира и попытался обрести иные духовные ценности, обра тившись к Богу, бывает не го тов решительно отказаться от греховных наклонностей и ма лодушно пытается «служить двум господам». Но выбор все равно придется сделать, и наиважней шей ступенью покаянного под вига должна стать твердая решимость кающегося оставить прежнюю греховную жизнь. «Невозможно человеку оставить навык греховный прежде стяжа ния вражды к нему, - предупреждает об этом препо добный Исаак Сирин, - и невозможно получить прощение прегрешений прежде исповедания их». Завершающей ступенью в покаянии, по святым отцам, является обращение кающегося к Богу с молитвой о прощении и помиловании за все, что было открыто и исповедано, «с твердым упованием на милосердие и благость Божию. «Такое упование, - наставляет преподобный Никодим Святогорец, - непрестанно должно исполнять сердца ревнующих достигнуть высших степеней христианского совер шенства. Оно оживляет и приводит в напряжение все силы души и духа». Иеромонах Митрофан (Баданин). Фото Г. Буздугана. Святые отцы учат нас видеть в покаянном про цессе некие ступени восхождения, этапы углубле ния этого спасительного делания возвращения к Богу. Трудно в этом обезумевшем от повседнев ной гонки мире углубиться в себя, задуматься о смысле нашей столь быстротечной жизни. Но дру гого пути нет, и начало его лежит через возвраще ние в свой личный внутренний мир. «Войди в себя, - призывает преподобный Ефрем Сирин, - и обра тись к Господу всем сердцем». Вхождение в со кровенные глубины своей души - непременное ус ловие начала покаяния и по преподобному Симео ну Новому Богослову: «Войдя в нее, он увидит свое тяжелое внутреннее состояние, почувствует, что душою он болен, темен и страждет». Следующим шагом в покаянном делании должно стать непростое для гордого человека примирение с ближним, взаимное прощение. «Пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 24). Решившись исповедать пред Господом грехи сво ей жизни и принеся «достойный плод покаяния», современный человек неизбежно сталкивается со следующей проблемой. Грехи очевидные, тяжкие и «вопиющие к небу» исповеданы, да и мелкие тща тельно вспомянуты и названы. В чем же еще каяться? Да, действительно, как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «зрение своих согрешений... и сердечное исповедание их есть особенный дар Божий и испрашивается усердною молитвою». Ви дение своей поврежденное™ грехом, своей глубо чайшей греховности и недостоинства пред Госпо дом есть тяжелейший труд по познанию самого себя. Величайший знаток глубин человеческого духа преподобный Исаак Сирин говорит о высоте и трудности этого познания в своем 41-м слове: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто мо литвою своею воскрешает мертвых; кто сподобил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz