Миссионерская православная газета. 2004 г. № 3. Март.

6 м и с о и о н е р с к л я п р авославная г л з е т А Н О В О М У Ч Е Н И К И И И С П О В Е Д Н И К И Р О С С И Й С К И Е sm a пршрнмшсврцл лннд Открываешь православный календарь за 2002 или 2003 год и видишь огромное количество имен новых святых и годы их кончины: 1918, 1920, 1937... Это наши русские мученики за Христа, пострадав­ шие в советские годы: расстрелянные и замучен­ ные в концлагерях и ссылках епископы, священни­ ки, монахи и монахини, миряне разных сословий (от царя до простого крестьянина). Всем нам они родные по духу и как соотечественники, но многим нашим современникам кто-то из постра­ давших в годину гонений за веру Христову приходится дедами, отцами или родствен­ никами по отцовской или материнской ли­ нии А сведения о новомучениках все про­ должают поступать, новых страдальцев при­ числяет Церковь к лику святых. Имена, имена... За каждым из них стоит свой жизненный путь, страдания и победа доб­ ра над злом, жизни над смертью, веры над неверием, любви над ненавистью. Они были всегда со Христом, потому мы и чтим их сегодня как победителей. Особенно много среди пострадавших за веру монахов, иноков, послушников. Люди пламенной любви к Богу, они посвятили Ему всю свою жизнь. Во время гонений иноки, чистые сердцем, не отрекались от обетов, данных Господу. Недавно на одной из служб в Свято- Никольском кафедральном соборе мы по­ знакомились со священником Казанского храма села Срезнево Шиловского района Рязанской области. Предлагаем вниманию читателей его рассказ о преподобноиспо- веднице схимонахине Анне (Столяровой): - Прославление в лике новоисповедни- ков схимонахини Анны (в миру Анисии Столяровой) состоялось в Казанском хра­ ме села Срезнево 16 августа 2003 года (Святейший Патриарх Алексий II благосло­ вил канонизацию преподобноисповедницы Анны 7 мая 2003 года), службу возглавлял в этот день епископ Рязанский и Каси­ мовский Павел. 2 ноября этого года в Срезнево были торжества по случаю обре­ тения святых мощей исповедницы. Откры­ тие святых мощей (а их вынимали 30 ок­ тября) сопровождалось необычными явле­ ниями: на голени схимонахини Анны отпечатался кусочек от схимы, осталась надпись из белых букв. Схимонахиня была похоронена бо­ лее 40 лет назад, и кто-то тогда на похоронах положил живой цветок в могилу. При открытии мощей оказалось, что цветок чудесным образом сохранился. Сохранились также крест в руках угод­ ницы Божией, ее кожаный пояс, причем вещи испо­ ведницы благоухают. К нам в Казанский храм села Срезнево приезжа­ ют паломники из Москвы, Рязани. Они едут помо­ литься пред особо почитаемой в нашем храме ико­ ной «Споручница грешных». Эта икона чудотворная, она мироточит. Люди по молитвам Божией Матери получают исцеления. Так, одна паломница исцели­ лась от рака, другая больная девушка - от беснова­ ния, еще было исцеление от кожного заболевания. Долгие годы хранительницей этой иконы была схимо­ нахиня Анна, сейчас ее хранит сподвижница и сомо- литвенница матушки Анны - схимонахиня Мариамна. Схимонахиня Анна родилась в деревне Ржевс­ кая села Заполье Спасского уезда на Рязанщине 5 января 1896 года в семье благочестивых крестьян Гурия и Марии. С юных лет она отличалась крото­ стью, смирением и необыкновенной любовью к людям. В 1913 году, то есть в 17 лет, девушка поступила в женскую Крестовоздвиженскую Полу- нинскую общину, где основным ее послушанием было клиросное пение. В 1917 году она была пост­ рижена в иночество с именем Анисия архимандри­ том Тихоном (Преображенским), настоятелем Иоан- но-Богословского монастыря. После закрытия общи­ ны в 1920 году монахиня Анна была псаломщицей в церкви своего родного села Заполье. Настоятелем храма там был ныне прославленный Церковью как преподобномученик иеромонах Сергий (Срезневс­ кий). В это же время в соседнее село Срезнево в храм Казанской иконы Божией Матери святым стар­ цем игуменом Филаретом (Срезневским) (ныне он также канонизирован) была принесена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Сам игумен Филарет остался служить в Казанском хра­ ме, храня чудотворную икону. Матушка стала ду­ ховной дочерью игумена Филарета и вместе с ним стояла за православную веру. Отец Филарет пост­ риг ее в мантию с именем Агния. В 1931 году матушку Агнию и отца Сергия арес­ товали и приговорили к трем годам концлагерей по делу «филаретовцев». Отбыв срок, оба они стали подвизаться в Казанском храме села Срезнево. Матушке была передана на хранение икона «Споруч­ ница грешных». В 1937 году отца Сергия и матушку вновь арестовали, предъявив обвинение в антисовет­ ской агитации. На этот раз матушке дали десять лет концлагерей. Много натерпелась она в лагерях и пересылках: отбывала срок в Казахстане, на Кам­ чатке, на Дальнем Востоке, в Сибири. Но долгие годы каторжного труда не сломили матушку духовно. Память о схимонахине Анне благоговейно хра­ нит матушка Мариамна. Она помнит рассказ испо­ ведницы об одном чудесном событии, происшедшем с ней в заключении, о том, как хранил ее Промы­ сел Божий. В 1942 году матушка Агния умирала в концлагере от истощения и попросила священника из заключенных исповедовать и причастить ее. Он, обладая даром прозорливости, поведал ей о том, что ему самому открыл Господь: монахиня Агния останется в живых, выйдет из лагеря, встретит на своем жизненном пути девицу Марию (будущую схимонахиню Мариамну) и через несколько лег после освобождения скончается у нее на руках. Все предсказанное сбылось. Матушка Агния верну­ лась в Срезнево в 1950 году и восемь пет служила при храме вместе с другими монахинями. Они жили по монастырскому уставу. Во всем была строгость и вместе с тем истинная христианская любовь. Господь открыл матушке духовные очи. Монахини неоднократно видели, как она разговаривала с Бо­ жией Матерью. Заболела матушка Агния внезапно и через три месяца угасла. Во время болезни она приняла великую схиму с именем Анна. 23 декабря 1958 года схимонахиня Анна отошла ко Господу. По воспоминаниям матушки Мариамны, схимона­ хиня Анна была очень строгой к себе. Она любила детей, шила им куклы из тряпок. Всегда усердно молилась, в том числе за своих родных. Сейчас еще жива племянница схимонахини Анны, за которую она тоже очень много молилась. В родном Заполье по молитвам исповедницы был восстановлен храм. Матушка Анна много потрудилась для Казанского храма в Срезнево: они вместе с матушкой Мариамной пели на клиросе, пекли просфоры, шили облачения. И ма­ тушка Мариамна (а она уже в очень пре­ клонных летах) до последнего времени, пока были силы, все старалась делать сама, говоря, что так ее учила схимонахиня Анна. 16 августа этого года, в день прослав­ ления в лике святых схимонахини Анны, когда ее икона была вынесена из алтаря, матушка Мариамне на клиросе было ви­ дение: ей явилась преподобноисповедни- ца Анна и сказала, что надо обрести мощи. Это и было совершено владыкой Павлом 2 ноября. Казанский храм села Срезнево, где до самой своей кончины подвизалась схимо­ нахиня Анна, был построен в 1905 году на средства военного инженера, рязанского помещика Константина Измайлова. До этого времени в селе был деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы, который построили еще в XVII веке. В советское время в Казанском храме проводились службы, он был закрыт только с 1939 по 1941 годы (некому было служить), а в войну снова возобновились богослужения. С 1919 по 1931 год в храме служил ново- мученик игумен Филарет (Срезневский), а с 1934 по 1937 год - новомученик иеромо­ нах Сергий (Срезневский). Оба они погиб­ ли в концлагерях. У них окормлялась ду­ ховно матушка Анна. Слава Богу, что теперь повсюду на Руси прославляют пострадавших за веру священни­ ков, монахов и монахинь, мирян. И у нас в Мур­ манской области недавно причислены к лику ново- мучеников и исповедников преподобномученики Моисей (Кожин) и Феодор (Абросимов). Жизненный путь послушника Феодора из села Чаваньга очень похож на путь рязанской исповедницы Анны. Даже и год ухода в монастырь совпадает: Анисия посту­ пила в Крестовоздвиженскую общину, а Феодор - в Трифонов Печенгский монастырь в 1913, ей было 17, а ему - 16 лет. Оба не нарушили верности Богу и своим святым обителям после революции. И Анна, и Феодор претерпели лагерное заключение, а Феодор и скончался в концлагере. Оба отличались смирением, твердой верой, кротостью и трудолюби­ ем. Оба сподобились пострадать за Христа и на­ следовать Царствие Небесное. Хочется также вспомнить и о том, что и в Мурманской области тоже были монахини-подвиж­ ницы во время гонений на Церковь. Например, схимонахиня Херувима (Александра Куршева), мно­ го лет подвизавшаяся в Свято-Никольском соборе и препятствовавшая его закрытию в советское вре­ мя. Это и монахиня Евдокия (Волкова) из ссыль­ ных, первая староста Казанского храма Кировска, Мы обращаемся с просьбой к тем, кто что-нибудь может рассказать о них, прислать свои воспомина­ ния в редакцию «Православной газеты». Надо забо­ титься и о могилах священников и монахинь, потру­ дившихся в кольских храмах. Молитвами наших новомучеников и исповедников мы теперь и живем, и строим церкви, и спасаемся. Статью подготовила раба Божия Галина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz