Миссионерская православная газета. 2004 г. № 3. Март.
МИССИОНбРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА 5 ДУХ«БН«ГФ эпизодическими, а повсеместными и жестокими, а временами чрезвычайно жестокими... Вполне сформировавшаяся жажда материального благополучия, пообещав которое в самом ближай шем будущем, большевики пришли к власти, затми ла духовные очи народа, помрачила его разум. В России начинает строиться новое государство, ис ключающее как факт веру в бытие Бога, бессмер тие души. И такой перелом осуществляется не только не без участия народа, а его руками. При совершенно разнузданном безбожии (атеизме) од них, преступном попустительстве и малодушии дру гих малому стаду верных овец паствы Христовой оказалось невозможно физически защитить святы ню Церкви от поругания. Материальное благополучие всех во всем мире, которое вот-вот должно было наступить, стало немыслимо без исповедания безбожия (атеизма) как новой религии. Вера в Бога и в Церковь как носительницу иных ценностей стали воспринимать ся препятствием на пути к всеобщему счастью народа, не уничтожив которое, невозможно достиг нуть цели. Христиане и теперь, как некогда во времена Римской империи, не желая изменять своих религи озных принципов, ценность которых для безбожни ков (как тогда для язычников) стала непонятна, автоматически навлекали на себя обвинения в про- Сотрудники Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ: заместитель председателя комиссии игумен Дамаскин (Орловский) и секретарь комиссии священник Максим Максимов (слева). тивлении общественному благополучию, на них кле ветали, обвиняя во всех общественных бедствиях, объявляли носителями старых идей, враждебных всему «общечеловеческому» и «прогрессивному»... Положение христиан в России XX века было гораздо хуже положения первохристиан в том смысле, что язычники не стремились вторгаться во внутрен нюю жизнь самой Церкви, для них это было неваж но. В России же гонителями были вчерашние хрис тиане, и они предприняли не просто меры к физи ческому уничтожению Церкви, но и организовали массу церковных расколов, чтобы развалить зда ние Церкви изнутри, ускорив тем самым ее конец на земле. Если раньше литургическая жизнь Церкви была недоступна язычникам в силу закрытости христиан ского общества, то теперь гонители, рожденные и выросшие в христианской традиции, обнаруживают сознательную личную неприязнь (проще говоря, са танинскую ненависть) ко Христу и Его Церкви. Если в Римской империи отречение от Христа являлось условием оправдания человека и сохраня ло ему жизнь, имущество, а иногда еще и сулило ему большие жизненные блага, то в России отрек шиеся от Христа оказывались со временем в тех же лагерях и тюрьмах, расстреливались на тех же полигонах, что и истинные чада Церкви... Вот почему сам по себе факт, что человек пост радал в годы гонений даже по имени (то есть как служитель религиозного культа), еще не поставляет его в один ряд с мучениками Христовыми». Многие из выступавших на этой секции говорили о том, что новое поколение пришедших в Церковь людей не осознало умом и не приняло сердцем подвиг новомучеников и исповедников Российских. Большинство людей остаются безучастными к этой теме. Об этом сказал в заключение своего выступ ления и отец Максим: - Работа по изучению подвига новомучеников и исповедников Российских состоит не в том, что бы прославлено было как можно больше святых, а в том, чтобы ныне живущие люди могли двигаться в направлении этих святых, могли благодаря этим маякам двигаться по пути в Царство Небесное. Если же этого не происходит, то массовая канони зация становится бесполезной и начинает приобретать абсур дный характер. В самом деле, чтобы только обозначить мар шрут в вечность со Христом, достаточно сотни маяков, если их больше - то тем яснее путь, но если они останутся невостребованными, то будут сданы в кладовку человечес кой истории, где сложен вся кий ненужный людям скарб... Теперь дело за народом Бо- жиим - правильно воспользо ваться этим великим даром Христовым и даром самих свя тых, надеюсь, в этом помо жет и нынешняя конференция. Да, точное количество по страдавших за веру в России в XX не будет установлено никогда. И несомненно, что к этой работе по изучению го нений на Церковь призыва ются люди по особому вдох новению Божию. Дай Бог, что бы в эту работу вместе с епархиальной комиссией по ка нонизации святых во главе с иеромонахом Митрофаном (Ба- даниным) включились истори ки, учителя, студенты, школь ники, работники музеев и ар хивов. И со временем этот труд принесет благодатные плоды. Сколько храмов было разрушено и закрыто в Мур манской области! Сколько свя щеннослужителей и мирян (особенно на Терском берегу) репрессированы! Большое количество ИТЛ и спецпоселений, в том числе отделения «Бело- морбалтлага», были в 1930-1950-е годы в Мурман ске, Кировске, Мончегорске, Апатитах, Коле, Мур- машах, Ревде... Тысячи и тысячи священников, монашествующих, раскулаченных крестьян, офице ров царской армии, просто рабочих и служащих прошли через них, самые крепкие духом сохрани ли веру. Многие были расстреляны, замерзли или погибли от различных эпидемий. Живы сейчас дети и внуки репрессированных, мы также ждем их писем и рассказов о событиях тех лет. Иерей Василий Вольский, сотрудник епархиальной комиссии по канонизации святых и историографии. Фото Е. Анциферовой и Г. Быстровой. П О Э Т И Ч Е С К А Я К О Л О Н К Советы вредные глупцов - Порой бывают, как отрада... Но всё старей, старей лицо Неторопливого уклада. И вот - повыцвели глаза, Не те, не те спина и руки... И встанешь ты под образа, Заплачешь от душевной муки. Замрешь с восторгом, не дыша, И враз поймешь свою убогость, Что кроме тела - есть душа, И плохо ей вдали от Бога. Нет, святошей я быть не хочу И святым, очевидно, не стану. Лишь у Бога прошу непрестанно: Сохрани и спаси, уврачуй. Чтобы, Боже, и к старости лет Мое сердце любить не остыло. С пресвятой Богородицей, Сыне, Огради от болезней и бед. И в конце уходящего дня, И у нового в самом начале Помози, чтобы не удручали Ни тоска, ни унынье меня. Укрепи и в студеную рань Приведи на церковные плиты, Чтоб прославить святою молитвой Мне твою милосердную длань. Евгений Алексеев, г. Оленегорск. Позабыт-позаброшен ГУЛАГ, Опустели его острова, Сном становится «архипелаг»: В сердце память проснется едва... Но проснется - о бедных рабах, Что лежат в заполярной земле, И на Мурмане, и в Магадане, Под снегами на Колыме. Бесконечны лихие будни На канале, и воздух сер: Землю роют и возят люди. Кто крестьянин, кто офицер? Кто епископ и кто псаломщик? Все обриты и голодны, И какой-нибудь уголовник Безопаснее для страны - Так решили и подписали Оголтелые «тройки» тех, Кого ссылали и убивали, Не считая за смертный грех Извести, погубить Россию. И мучениям нет конца, Но прервет их однажды выстрел, От земли не поднять лица... Расстреляют и в яму сбросят, Кто здесь вор и священник кто? Видно, сами мы вольной волей Из-под гнета пустили зло, И пошло оно черной тучей Погулять по Святой Руси Да пролиться дождем кровавым! Боже Правый, народ спаси! Как приплыли, не знаем сами, В этот страшный «архипелаг». Позабытый, огромный, страшный, Затаился в снегах ГУЛАГ. Галина Сиротинская.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz