Миссионерская православная газета. 2004 г. № 3. Март.

4 ЛѴИСОИОНбРОКЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗвТЛ Нынешние XII Международные Рожде­ ственские Чтения были посвящены осмыс­ лению подвига новомучеников и исповед­ ников Российских. Секция «Новомученики и исповедники Российс­ кие» была самой многочисленной по количеству докладов, она работала в течение двух дней. В Гостином дворе была развернута выставка «Под­ виг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества» (затем ее пере­ несли в зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя). На ней были представлены святыни из многих епархий: частицы святых мощей новомуче­ ников и исповедников Российских, рукописные требники, которыми пользовались в заключении, частицы облачений, покровов, гробов, в которых были погребены новомученики. Можно было уви­ деть простые, сшитые из подручного материала облачения, в которых служили в лагерях, выточен­ ные и выдолбленные из дерева евхаристические сосуды, складни-иконостасы, нарисованные на до­ щечках простым карандашом. Вспоминается и ма­ ленькая плащаница, вышитая священноисповедни- ком Афанасием (Сахаровым). Знаток Богослуже­ ния и ревностный исполнитель Устава Православной Церкви, владыка Афанасий прожил поистине мно­ готрудную и полную великой скорби жизнь: из 33-х лет архиерейства на епархиальном служении он провел только 33 месяца, остальные годы, по его собственным словам, в «изгнании, в узах и горьких работах». Архиепископ Афанасий постился даже в заклю­ чении и всегда в праздник Благовещения Господь посылал ему рыбное утешение. Но однажды, когда нечего было есть, он покушал рыбы прежде Благо­ вещенья, и в тот год на Благовещенье Господь не послал ему рыбы. Этот случай из его жизни почему-то вспоминает­ ся в дни Великого поста. И здесь вовсе не фари­ сейство, как могут подумать некоторые, а верность Богу и Церкви даже в самом малом - в посте, но и в великом он остался верен. У стенда Алма-Атинской епархии мое внимание привлекла знакомая фотография. На ней - митропо­ лит Николай (Могилевский) и духовенство Свято- Николаевского кафедрального собора Алма-Аты. О владыке Николае мне рассказывал митрофорный протоиерей Георгий Мельник, который был у него иподиаконом (о батюшке мы писали в № 7 за 2003). Представители Алма-Атинской епархии убе­ дительно попросили прислать воспоминания отца Георгия о святителе Николае (Могилевском). Особое место на выставке занимали экспонаты из Марфо-Мариинской обители - частицы святых мощей Великой княгини Елизаветы Феодоровны и преподобномученицы инокини Варвары. Также на выставке были представлены вещи Царской Семьи, фотографии дома Романовых, благоухающая земля из Алапаевской шахты. Выставка словно стерла временные границы и дала почувствовать эпоху невиданных гонений за веру, по своим масштабам, цинизму, коварству и жестокости превосходящим все, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых. Мы знаем о том, что в XX веке одна Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся преды­ дущая история всей Христианской Церкви. Для многих наших современников в России XX век - это время великих побед и открытий. Для нас, христиан, это время неисчислимых бед. Рус­ ская Православная Церковь не знала в своей исто­ рии эпохи мучеников, таким стал для нее XX век. На открытии Рождественских Чтений Святейший Патриарх Алексий II отметил, что именно благодаря новомученикам «не была убита душа народа, ныне Русская Православная Церковь воссоздается их святой кровью». «Наш народ, - говорил Святейший, - нуждает­ ся, как никогда прежде, в проповеди животворного слова Божия, несущего мир, любовь, утешение и надежду каждому человеческому сердцу. Церковь призвана Господом излечивать людские раны и разделения. И нам не обойтись без обращения к подвигу новомучеников и исповедников. Это сила и слава нашей Церкви и нашего народа, неисчерпае­ мый кладезь духа и добродетели, свидетельство «победы, победившей мир». «Канонизация святых в Русской Православной Церкви» -- так назывался доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председате­ ля Синодальной комиссии по канонизации святых. Темой новомучеников и исповедников Российских владыка Ювеналий занимается уже в течение 20 лет, им накоплен большой исследовательский опыт в этом направлении. Владыка рассказал вообще о почитании святых в Церкви Христовой, о критериях канонизации святых. Особое внимание митрополит Ювеналий уделил канонизации Царской Семьи, так как до сих пор многие задают вопрос: «Почему канонизированы члены Царской Семьи, ведь от них не требовали отречения от Христа?». Ответ Владыки был достаточно убедителен: «Ко­ миссия на основе тщаіелы юго рассмотрения обсто­ ятельств гибели Царской Семьи нашла основания РШ Н 8Ш Стенд Марфо-Мариинской обители на выставке. внимательно изу­ чила последние дни Царской Се­ мьи, связанные со страданиями и му­ ченической кончи­ ной ее членов. Почти в пол­ ной изоляции от внешнего мира, ок­ руженные грубыми и жестокими ох­ ранниками, цар­ ственные узники проявили удиви­ тельное благород­ ство и ясность духа. Их истинное величие происте­ кало не из их царского достоин­ для ее канонизации в лике святых страстотерпцев. В Богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово «страстотерпец» упот­ ребляется применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников... В жизни императора Николая II было два не­ равных по продолжительности и духовной значи­ мости периода - время его царствования и время пребывания в за­ точении. Комиссия ства, а от той удивительной нравственной высо­ ты, которую они явили во время 16-месячного пребывания в узах... В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православ­ ных христиан, претерпевших гонения за Христа в XX веке». На сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских прославлено 1538 чело­ век, из них от Мурманской епархии 2 человека преподобномученик Моисей (Кожин) и преподобно- мученик Феодор Абросимов. По словам владыки Ювеналия, «пример мучени­ ков чрезвычайно важен для современного челове ­ ка, окруженного зачастую ложными представления­ ми о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борь­ бы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется-- (Мк. 13, 13), - говорит Христос». О масштабах гонений говорят цифры, которые приводит игумен Дамаскин (Орловский), президент Фонда новомучеников и исповедников Русской ГІрг вославной Церкви XX столетия: «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью «тройки» выносили постановления о рас­ стрелах свидетельствуют данные правительствен­ ной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136.900 православных священнослужителей, из них расстре­ ляно - 85300; в 1938 году арестовано 28300, рас­ стреляно - 21500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно - 900; в 1940 году арестовано 5100. расстреляно - 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно - 1900». Эти цифры касаются только священнослужите­ лей, а сколько погибло церковнослужителей, мона­ шествующих и мирян, ведает один Господь. И не надо думать, что полоса гонений закончилась 1941 годом: аресты священнослужителей имели место еще и в начале 1980-х годов. Таким образом, весь XX век является полосой негірекращающихся гоне ний на Церковь и верующих. Интересное исследование провел секретарь Си­ нодальной комиссии по канонизации священник Мак­ сим Максимов. Его доклад назывался «Особеннос­ ти гонений на христиан в Римской империи и в России в XX веке. Сравнительный анализ». Сравнивая положение христианства в Римской империи с эпохой гонений на христиан в XX веке в России, отец Максим отмечает, что особенностью гонений в России является то, что «и народ (име­ ется в виду та часть его, которая разорвала свою связь с Церковью), и правительство одновременно выступили гонителями христиан. Гонения были не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz