Миссионерская православная газета. 2004 г. № 3. Март.

лшссионерокля п р а в о сл а в н а я глзетл 3 о т р о и т е л ь н и ц л х р а м о в Уже традицией для общины Спасо-Преображенс- кого собора и прихода Спаса-на-водах стали еже­ годные поездки в часовню святой Ксении на тур­ базу «Лесная». На этот раз мы побывали там 10 февраля. Были люди разного возраста, несколько семей с детьми, но всех объединяла одна забота - усерднее помо­ литься святой Ксении о помощи в строительстве так необходимого нам всем Преображенского собо­ ра. Настоятель храма Спаса-на-водах отец Андрей Амелин должен был задержаться в Мурманске. Днем приехали певчие, потом отец Андрей с матуш­ кой Софией и тремя маленьким сыновьями. Ксения блаженная, как же ты молилась, Ты за всех молилась в поле по ночам, Укрепи в терпении, матушка Ксения, Помоги мне вынести тяжкую печаль... Мало кто может молиться с такой любовью и жертвенностью, как блаженная Ксения, вот мы, немощные, и вручали наши слезные прошения ма­ тушке Ксении, она-то уж донесет их ко Господу. Поминали в записках священников, мужей, доче­ рей, внуков, друзей, молились о болящих, о тех, кто скорбит и чает утешения. Горе в семье, потеря любимых людей, печаль о неразумных детях, просьба помочь учащимся отрокам, скорбь о пьющем муже или сыне, моление о занемогшем младенце, отсут­ ствие заработка - со всеми этими житейскими бедами идут и идут люди к блаженной Ксении уже 00 лет, а она, испытавшая в земной жизни тяжкое горе, понимает чужие страдания и молится о нас. И все вместе мы молились о возведении Преображен­ ского кафедрального собора. Вспомним, как нищая, убогая Ксения в Петербурге по ночам не только молилась, но и терпеливо носила тайком кирпичи на верх строящегося Смоленского храма. Строите­ ли удивлялись, что им помогает какой-то тайный помощник. И у нашей Преображенской общины есть такая незримая помощь - заступничество святой Ксении. По воле Божией самое первое собрание Преображенского прихода состоялось три года на­ зад 6 февраля, то есть в день памяти Ксении Петербургской. Она «силу Божию смирением крес­ тным восприяла», и нам да подаст Бог со смирени­ ем нести крест этого святого и многотрудного дела - строительства нашего главного храма. После водосвятного молебна в часовне настоя­ тель Преображенского прихода и храма Спаса-на- юдах протоиерей Андрей Амелин обратился к об­ щине с такими словами: - Блаженная Ксения - это святая, которая, можно сказать, живет с нами, с нашей общиной. Первое собрание нашего прихода состоялось три года назад в Трифоновском храме на улице Зеленой именно 6 февраля, в день памяти блаженной Ксе­ нии. С помощью Божией, молитвами святой Ксении, молитвами и трудами членов общины и благотвори­ телей был построен храм Спаса-на-водах. Часто го­ ворят, что храм построил мэр города, но подобные высказывания не совсем верны. У мэра таких денег не было, если средства и выделялись какими-либо финансовыми или промышленными магнатами, то это также фактически не их капиталы, а деньги простых людей, которые накоплены предприятиями и банка­ ми и которые были пожертвованы на благое дело. А мэр, Олег Петрович Найденов (Царствие ему Небес­ ное), все-таки смог организовать строительство хра­ ма. Этот его поступок, конечно, отзовется в вечно­ сти. Люди, которые оказыва­ ют такую серьезную помощь Церкви, всегда будут под осо­ бым попечением Божиим. Олег Петрович скончался от тяже­ лой болезни, и в этом тоже есть особый Промысел Божий. Господь призывает к Себе че­ ловека, когда он уже в боль­ шей степени готов прейти в мир иной. Например, когда бла­ гочестивый человек успел пол­ ностью раскрыть здесь, на земле, весь свой духовный по­ тенциал. Блаженная Ксения Петер­ бургская была причислена к лику святых в 1988 году, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Но еще со времени кончины подвиж­ ницы непрестанно служились о ней панихиды, шли и шли люди на Смоленское кладбище, чтобы попросить заступничества матушки Ксении. Почитали Ксению и у нас на Мурмане. Многие православные, конечно, давно уже знали о заступнице Северо-Запада Руси. А в 1990 году, через два года после ее канонизации, протоиерей Георгий Козак, тогда настоятель Свято- Никольского собора г. Мурманска, выпустил неболь­ шую тонкую книжечку «Новые святые Руси. Блажен­ ная Ксения Петербургская». Книжка была отпечата­ на попечением отца Георгия в городе Львове тиражом 50.000 экземпляров и продавалась в Мурманске. Так что мурманчане в последние годы с особым усердием обращаются к угоднице Божией Ксении. С помощью Божией и ее молитвами под руководством протоиерея Георгия Козака удалось построить ка­ менный Свято-Никольский собор в Мурманске на улице Зеленой в 1984 году, а затем, уже под омо­ фором нашего епископа, - возвести церковь Спаса- на-водах. Однако речь идет о создании в центре города Спасо-Преображенского морского кафедраль­ ного собора, главного храма Мурманска, И это по­ нятно. Если мы приезжаем в Москву, Петербург. Великий Новгород или Псков, то везде в центре мы видим православный собор. Русский город, в сердце которого не сверкают кресты кафедрального собора, самого величественного и большого из городских храмов, - такое сегодня встречается все реже (храмы восстанавливаются), а до революции и вовсе не бывало! И если в центре собора нет, то бьется ли сердце города, жива ли в нем его православная душа? Или же Мурманск (а значит, и всех нас) нельзя назвать православным и русским в полном смысле этих слов? Свято-Никольский собор разре­ шили построить только «на задворках», чтобы и не слыхать было православного русского духа. Наш храм на Зеленой больше подходит по своему уеди­ ненному положению, для монастыря. В Мурманске кафедральный собор в центре надо строить заново, так как революция 1917 года помешала нашим пред­ кам возвести его. Святая блаженная Ксения помогает во многих житейских скорбях, в семейных несчастьях. А что темные силы в наше время всю свою ярость обру­ шили на «малую Церковь» - российскую семью, это совершенно ясно. Если в центре жизненных устремлений наших семей встанет святыня, право­ славный собор, совместная молитва Богу, Испо­ ведь и Причастие, то многое постепенно изменится. На все воля Божия, мы можем лишь просить и надеяться, что Господь сподобит нас построить собор в ближайшие несколько лет, например, к 100- летию Мурманска. Мы публикуем счет для сбора пожертвований на строительство в центре Мурман­ ска нашего главного православного храма - Спасо- Преображенского кафедрального морского собора. Галина Сиротинская. Фото из архива прихода. Фото на память. ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА УШАКОВА 2-3 марта 2004 года состоялась первая научно­ краеведческая межрегиональная конференция, по­ священная памяти замечательного историка, пре­ подавателя МГПУ, профессора Ивана Федоровича Ушакова. ...Каюсь людям, каюсь Богу, Что неправильно живу, Что тружуся понемногу, А работником слыву. Такие стихотворные строки написал о себе Иван Федорович. На самом деле этот человек был великим тру­ жеником. Скольким юношам и девушкам он привил любовь к истории России, к истории нашего Коль­ ского края. В МГПУ Иван Федорович проработал всю жизнь, он преподавал российскую историю дореволюционного периода. Любовь Ивана Федоровича к Отечеству была выстрадана: он прошел войну - четыре года воевал в Великую Отечественную. И потом всю жизнь служил Отечеству и ближним, а через них - Богу. Господь привел меня на отпевание раба Божия Иоанна (оно состоялось в храме Спаса-на-водах). На отпевании было много молодежи лет 18-22: студенты Ивана Федоровича пришли проститься со своим учителем. 3 марта мне довелось побывать на Ушаковских чтениях, которые проходили в Государственном обла­ стном архиве, где часто работал профессор. На чте­ ниях присутствовал председатель комиссии по кано­ низации святых и историографии Мурманской епар­ хии иеромонах Митрофан (Баданин), автор книг о святых Феодорите Кольском и Грифоне Печенгском. Молодой петербургский историк Алексей Викто­ рович Крайковский представил на чтениях свой доклад о рыбных промыслах Соловецкого монасты­ ря на Кольском Севере в XVIII веке. Мое внимание привлек тот факт, что миряне, наемные работники монастыря, на промысел по воскресеньям в море не выходили и другими работами не занимались, а отдавали время молитве. Татьяна Федоровна Мельник, член Архангельско­ го общества архивистов, рассказала о своих иссле­ дованиях жизни поморов села Ворзагоры Архангель­ ской губернии. Ее работа была посвящена теме случаев смерти архангельских рыбаков на промысле в Белом и Баренцевом морях. Она приводила архи­ вные данные (из церковных книг) - прошения родных о заочном отпевании погибших на море, сведения о совершенных отпеваниях, завещания поморов перед уходом на промысел. Запомнился рассказ об одном поморе, который перед плаванием исповедался и причастился, очевидно, в то время так поступало перед выходом в море большинство. Я не историк, но как человек, любящий исто­ рию России и с увлечением читающий книги по истории могу сказать о своих впечатлениях. По- моему, у мурманских историков, а также у их питерских и архангельских коллег есть большой потенциал. Их исторические изыскания касаются в основном средневековья и, конечно, связаны с историей Церкви. Ведь все стороны жизни русского человека всегда были связаны с Церковью, его быт от рождения до смерти был воцерковлен. Может, я ошибаюсь, но как русскому человеку мне хотелось бы видеть в русской истории помень­ ше «белых пятен». И, наверное, найдутся талантли­ вые и трудолюбивые исследователи, которые напи­ шут труды о репрессированных кольских священнос­ лужителях, о сталинских ГУЛАГах на Кольском полуострове, о священниках и мирянах, отбывавших там срок, о строительстве Кировска, Мончегорска. Наш корр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz