Миссионерская православная газета. 2004 г. № 3. Март.
лшссионерокля п р а в о сл а в н а я глзетл 3 о т р о и т е л ь н и ц л х р а м о в Уже традицией для общины Спасо-Преображенс- кого собора и прихода Спаса-на-водах стали еже годные поездки в часовню святой Ксении на тур базу «Лесная». На этот раз мы побывали там 10 февраля. Были люди разного возраста, несколько семей с детьми, но всех объединяла одна забота - усерднее помо литься святой Ксении о помощи в строительстве так необходимого нам всем Преображенского собо ра. Настоятель храма Спаса-на-водах отец Андрей Амелин должен был задержаться в Мурманске. Днем приехали певчие, потом отец Андрей с матуш кой Софией и тремя маленьким сыновьями. Ксения блаженная, как же ты молилась, Ты за всех молилась в поле по ночам, Укрепи в терпении, матушка Ксения, Помоги мне вынести тяжкую печаль... Мало кто может молиться с такой любовью и жертвенностью, как блаженная Ксения, вот мы, немощные, и вручали наши слезные прошения ма тушке Ксении, она-то уж донесет их ко Господу. Поминали в записках священников, мужей, доче рей, внуков, друзей, молились о болящих, о тех, кто скорбит и чает утешения. Горе в семье, потеря любимых людей, печаль о неразумных детях, просьба помочь учащимся отрокам, скорбь о пьющем муже или сыне, моление о занемогшем младенце, отсут ствие заработка - со всеми этими житейскими бедами идут и идут люди к блаженной Ксении уже 00 лет, а она, испытавшая в земной жизни тяжкое горе, понимает чужие страдания и молится о нас. И все вместе мы молились о возведении Преображен ского кафедрального собора. Вспомним, как нищая, убогая Ксения в Петербурге по ночам не только молилась, но и терпеливо носила тайком кирпичи на верх строящегося Смоленского храма. Строите ли удивлялись, что им помогает какой-то тайный помощник. И у нашей Преображенской общины есть такая незримая помощь - заступничество святой Ксении. По воле Божией самое первое собрание Преображенского прихода состоялось три года на зад 6 февраля, то есть в день памяти Ксении Петербургской. Она «силу Божию смирением крес тным восприяла», и нам да подаст Бог со смирени ем нести крест этого святого и многотрудного дела - строительства нашего главного храма. После водосвятного молебна в часовне настоя тель Преображенского прихода и храма Спаса-на- юдах протоиерей Андрей Амелин обратился к об щине с такими словами: - Блаженная Ксения - это святая, которая, можно сказать, живет с нами, с нашей общиной. Первое собрание нашего прихода состоялось три года назад в Трифоновском храме на улице Зеленой именно 6 февраля, в день памяти блаженной Ксе нии. С помощью Божией, молитвами святой Ксении, молитвами и трудами членов общины и благотвори телей был построен храм Спаса-на-водах. Часто го ворят, что храм построил мэр города, но подобные высказывания не совсем верны. У мэра таких денег не было, если средства и выделялись какими-либо финансовыми или промышленными магнатами, то это также фактически не их капиталы, а деньги простых людей, которые накоплены предприятиями и банка ми и которые были пожертвованы на благое дело. А мэр, Олег Петрович Найденов (Царствие ему Небес ное), все-таки смог организовать строительство хра ма. Этот его поступок, конечно, отзовется в вечно сти. Люди, которые оказыва ют такую серьезную помощь Церкви, всегда будут под осо бым попечением Божиим. Олег Петрович скончался от тяже лой болезни, и в этом тоже есть особый Промысел Божий. Господь призывает к Себе че ловека, когда он уже в боль шей степени готов прейти в мир иной. Например, когда бла гочестивый человек успел пол ностью раскрыть здесь, на земле, весь свой духовный по тенциал. Блаженная Ксения Петер бургская была причислена к лику святых в 1988 году, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Но еще со времени кончины подвиж ницы непрестанно служились о ней панихиды, шли и шли люди на Смоленское кладбище, чтобы попросить заступничества матушки Ксении. Почитали Ксению и у нас на Мурмане. Многие православные, конечно, давно уже знали о заступнице Северо-Запада Руси. А в 1990 году, через два года после ее канонизации, протоиерей Георгий Козак, тогда настоятель Свято- Никольского собора г. Мурманска, выпустил неболь шую тонкую книжечку «Новые святые Руси. Блажен ная Ксения Петербургская». Книжка была отпечата на попечением отца Георгия в городе Львове тиражом 50.000 экземпляров и продавалась в Мурманске. Так что мурманчане в последние годы с особым усердием обращаются к угоднице Божией Ксении. С помощью Божией и ее молитвами под руководством протоиерея Георгия Козака удалось построить ка менный Свято-Никольский собор в Мурманске на улице Зеленой в 1984 году, а затем, уже под омо фором нашего епископа, - возвести церковь Спаса- на-водах. Однако речь идет о создании в центре города Спасо-Преображенского морского кафедраль ного собора, главного храма Мурманска, И это по нятно. Если мы приезжаем в Москву, Петербург. Великий Новгород или Псков, то везде в центре мы видим православный собор. Русский город, в сердце которого не сверкают кресты кафедрального собора, самого величественного и большого из городских храмов, - такое сегодня встречается все реже (храмы восстанавливаются), а до революции и вовсе не бывало! И если в центре собора нет, то бьется ли сердце города, жива ли в нем его православная душа? Или же Мурманск (а значит, и всех нас) нельзя назвать православным и русским в полном смысле этих слов? Свято-Никольский собор разре шили построить только «на задворках», чтобы и не слыхать было православного русского духа. Наш храм на Зеленой больше подходит по своему уеди ненному положению, для монастыря. В Мурманске кафедральный собор в центре надо строить заново, так как революция 1917 года помешала нашим пред кам возвести его. Святая блаженная Ксения помогает во многих житейских скорбях, в семейных несчастьях. А что темные силы в наше время всю свою ярость обру шили на «малую Церковь» - российскую семью, это совершенно ясно. Если в центре жизненных устремлений наших семей встанет святыня, право славный собор, совместная молитва Богу, Испо ведь и Причастие, то многое постепенно изменится. На все воля Божия, мы можем лишь просить и надеяться, что Господь сподобит нас построить собор в ближайшие несколько лет, например, к 100- летию Мурманска. Мы публикуем счет для сбора пожертвований на строительство в центре Мурман ска нашего главного православного храма - Спасо- Преображенского кафедрального морского собора. Галина Сиротинская. Фото из архива прихода. Фото на память. ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА УШАКОВА 2-3 марта 2004 года состоялась первая научно краеведческая межрегиональная конференция, по священная памяти замечательного историка, пре подавателя МГПУ, профессора Ивана Федоровича Ушакова. ...Каюсь людям, каюсь Богу, Что неправильно живу, Что тружуся понемногу, А работником слыву. Такие стихотворные строки написал о себе Иван Федорович. На самом деле этот человек был великим тру жеником. Скольким юношам и девушкам он привил любовь к истории России, к истории нашего Коль ского края. В МГПУ Иван Федорович проработал всю жизнь, он преподавал российскую историю дореволюционного периода. Любовь Ивана Федоровича к Отечеству была выстрадана: он прошел войну - четыре года воевал в Великую Отечественную. И потом всю жизнь служил Отечеству и ближним, а через них - Богу. Господь привел меня на отпевание раба Божия Иоанна (оно состоялось в храме Спаса-на-водах). На отпевании было много молодежи лет 18-22: студенты Ивана Федоровича пришли проститься со своим учителем. 3 марта мне довелось побывать на Ушаковских чтениях, которые проходили в Государственном обла стном архиве, где часто работал профессор. На чте ниях присутствовал председатель комиссии по кано низации святых и историографии Мурманской епар хии иеромонах Митрофан (Баданин), автор книг о святых Феодорите Кольском и Грифоне Печенгском. Молодой петербургский историк Алексей Викто рович Крайковский представил на чтениях свой доклад о рыбных промыслах Соловецкого монасты ря на Кольском Севере в XVIII веке. Мое внимание привлек тот факт, что миряне, наемные работники монастыря, на промысел по воскресеньям в море не выходили и другими работами не занимались, а отдавали время молитве. Татьяна Федоровна Мельник, член Архангельско го общества архивистов, рассказала о своих иссле дованиях жизни поморов села Ворзагоры Архангель ской губернии. Ее работа была посвящена теме случаев смерти архангельских рыбаков на промысле в Белом и Баренцевом морях. Она приводила архи вные данные (из церковных книг) - прошения родных о заочном отпевании погибших на море, сведения о совершенных отпеваниях, завещания поморов перед уходом на промысел. Запомнился рассказ об одном поморе, который перед плаванием исповедался и причастился, очевидно, в то время так поступало перед выходом в море большинство. Я не историк, но как человек, любящий исто рию России и с увлечением читающий книги по истории могу сказать о своих впечатлениях. По- моему, у мурманских историков, а также у их питерских и архангельских коллег есть большой потенциал. Их исторические изыскания касаются в основном средневековья и, конечно, связаны с историей Церкви. Ведь все стороны жизни русского человека всегда были связаны с Церковью, его быт от рождения до смерти был воцерковлен. Может, я ошибаюсь, но как русскому человеку мне хотелось бы видеть в русской истории помень ше «белых пятен». И, наверное, найдутся талантли вые и трудолюбивые исследователи, которые напи шут труды о репрессированных кольских священнос лужителях, о сталинских ГУЛАГах на Кольском полуострове, о священниках и мирянах, отбывавших там срок, о строительстве Кировска, Мончегорска. Наш корр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz