Миссионерская православная газета. 2004 г. № 2. Февраль.
ИЗДАЛИ© МУРМАНСКОЙ И МОНЧ6ГОРСКОЙ еп лр хии МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона П Р Ш Ш Я Я Ш О Т МИООИОНвРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ г а з е т а номер 2, год 2004, февраль ПРШМНЫЙ ТРИФОН НЧУДО ІТОШНИЯ Недавно вышла в свет книга председателя комиссии по канонизации и историографии Мурманской и Мончегорской епархии иеромонаха Митро фана (Баданина) «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное на следие». Ее презентация состоялась 17 февраля в литературной гостиной областной научной библиотеки. Интерес к жизни и подвигу нашего мур манского святого, просветителя лопарей все более возрастает. Наверное, поэтому литературная гостиная была переполнена. Услышать о новых исследованиях, касающихся жития святого Трифона, пришли представите- іи мурманской культурной элиты: священники, преподаватели вузов, ли тераторы, журналисты, библиотекари, краеведы. Ведущим на презентации был поэт и радиожур налист Дмитрий Ермолаев. Вначале он напомнил собравшимся канонический вариант жития, соглас но которому Трифон еще в юные годы отличался благочестием, а в 25 лет по особенному Промыслу Божию был призван идти в Кольскую землю про поведовать Евангелие лопарям. Но есть и другая версия начала жизненного пути Преподобного. Ео и изложил в своей книге отец Митрофан: - Многие из присутствующих здесь еще не успели прочитать книгу и потому не знакомы с доводами, которые в ней приводятся. Сомнения в правдивости жития зародились давно: еще в нача ле XX века об этом говорила историческая наука. К сожалению, в нашей агиографии было взято за правило начиная с XVII века не заниматься ис следованием фактической жизни подвижника, а создавать некие умозрительные построения, «пле тение словес». Подвижник должен был быть обя зательно измлада благочестивым, «первым об ретаться в церкви», услышать в юности глас JJ Божий - и уйти от мира. Я не хочу сказать, что таких примеров у нас нет. Именно такой была жизнь преподобного Феодорита Кольско го. Но далеко не все святые начинали свой путь таким образом. У каждого своя дорога к Богу, кто-то идет прямым путем с самого детства, никуда не уклоняясь, а бывает и по- другому: кто-то падает и вновь поднимается. У большинства из здесь присутствующих, на верное, именно такой путь. Когда пять лет назад я рассказал владыке о своих сомнениях по поводу существующего жи тия прп. Трифона Печенгского, он заметил на это: «Здесь есть влияние протестантизма». Дей ствительно, такое влияние было, в частности в агиографической практике. В чем это вырази лось? Есть у протестантов догмат о Боже ственном предопределении. Они считают, что люди изначально предопределены к спасению или к погибели, и эта предопределенность вид на в человеке сразу. Протестанты много вре мени уделяют бездомным, алкоголикам, нарко манам: они возятся с бомжами, кормят их, отмывают, одевают. Но... оказывая помощь заб лудшим, они вовсе не считают, что эти люди могут спастись, они таким образом спасают самих себя, ухаживая за такими вот «не пре допределенными ко спасению». Это понятие «предопределенности» совершенно противоположно истинному евангельскому уче нию. Ведь совсем недаром первым в рай во шел... разбойник, который был распят по пра вую сторону от Господа. Для нас очень важно держаться православ ного понимания: «Господь есть Бог кающихся». Бог кающихся, а не Бог «праведных». «предопределен ных ко спасению». Самый убедительный аргумент, _______ _____ _ подтверждающий факт того, что юность Трифона была не благочестивой, находится в историческом документе - сообщении Симона Ван Саплингена, в котором этот путешественник и дипломат приводит свою беседу с Трифоном. Сал- линген пишет: «Трифон рассказал мне, что он много крови пролил на границе, что он очень раскаивается в этом и именно потому пришел сюда, принял монашеские обеты, перестал есть мясо, пить хмельное». Очень убедительно и аргументированно автор изложил собравшимся версию о том, что в молодые К О Г Д А В Е Р С Т А Л С Я НОМЕ Награждение архиереев 29 февраля, по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II огласил указы о награждении ряда архиереев Русской Православной Церкви. Во вниманию к усердному служению Церкви Хри стовой возведены в сан митрополита архиепископы Аргентинский и Южноамериканский Платон, Оренбур гский и Бузулукский Валентин, Вятский и Слободской Хрисанф, Калужский и Боровский Климент. В сан архиепископа возведены епископы Пензенс кий и Кузнецкий Филарет, Чимкентский и Акмолинс кий Елевферий, Вологодской и Великоустюжский Мак симилиан, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Мур манский и Мончегорский Симон, Томский и Асинский Ростислав, Орехово-Зуевский Алексий. Передавая поздравления награжденным архиереям, Его Святейшество, в частности, отметил: «Патриар ших наград удостоены архиереи епархий, большинство из которых я посещал сам. Я знаю, сколько трудов положено по восстановлению епархиальной жизни и уверен, что архипастыри достойны Патриарших на град, которые они получили в День Тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви». SEDMITZA.RU Коллектив редакции сердечно поздравляет Его Высокопреосвященство архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона и желает ему многая и благая лета. Молитва перед началом презентации. годы Трифон (тогда еще Митрофан) был атаманом шайки разбойников, повинным и в убийствах, и в грабежах. Затем Господь обратил разбойника к покаянию, и тот, приняв постриг, провел долгие годы в молитвах, посте и покаянии и достиг свято сти. Этот вариант жизнеописания Трифона и был отражен в новой книге. Особый взгляд у отца Митрофана и на историю разорения Трифонова Печенгского монастыря шведс ким отрядом в 1589 году. По мысли отца Митрофана, мы почитаем мучеников Печенгских не за безукориз ненность, праведность всей их жизни, а за безро потную мученическую кончину, так как они по благословению игумена Гурия не оказали напа давшим сопротивления, но приняли мучения и смерть за Христа. Темы, поднятые иеромонахом Митрофаном, вполне можно назвать острыми и болезненны ми. Такой же острой и неоднозначной была и реакция на освещение этих тем. Автору книги задавали вопросы, порой «неудобные», он же старался как можно более убедительно отве тить на них. Как мог суровый разбойник стать кротким, любвеобильным старцем, святым7! Мы прихо дим в смущение и недоумение и не можем найти ответ. А его и не отыскать, если все внимание ограничить только человеком, его спо собностями, добродетелями или пороками, его делами и словами. Преображение разбойника в святого - это чудо Божие, тайна, известная только Богу. Это чудо покаяния, где усилия человека важны, но ничего не значат сами по себе без благодати Божией. Как в проповеди объяснял владыка Симон, мы неправильно понимаем слово «святой». Свя тые в земной жизни не были безгрешными (вспом ним равноапостольного Владимира или препо добную Марию Египетскую). Они были грешни ками, но глубина покаяния и милосердие Божие соделали их святыми. Таков жизненный путь святого Трифона, гаков и наш путь к Богу. Галина Сиротинская . Фото С. Филиппова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz