Миссионерская православная газета. 2004 г. № 2. Февраль.
МИССИ0Н6РСКАЯ п р а в о с л а в н а я г д з е т А 7 Детская страничка А А Г Е Л - К Р А А ' Т Е А ш н и ц л б ш Великий пост можно срав нить с лестницей, а его сед мицы (недели) - со ступень ками. Нам в жизни часто приходится взбираться по ка кой-нибудь лестнице. Быва ет, зимой и ветер в лицо, и снег, и ступени скользкие, ледя ные, а карабкаемся к своему дому по крутому склону сопки. Измучаешься, устанешь, а идти-то надо, никто за тебя этот путь не пройдет! Вот так и здесь - взбираемся по лестнице Великого поста. А прежде чем вступить на нее, просим прощения у папы и мамы, у братьев и сестер и тех, кого чем- то обидели. Прощеное воскресенье в этом году - 22 февраля. Оно назы вается еще и воспоми нанием Адамова изгна ния. Непослушание и на рушение поста закрыли }ля наших прародителей Адама и Евы двери рая, а пост и покаяние «две ри райские отверзают»! В этот день вечером во всех храмах совершает ся особый чин прощения, все священнослужители и миряне просят прощения друг у друга. Попросил прощения - и на душе стало легче! Теперь можно попробо вать взобраться на пер вую ступень Великого по ста. Готовиться к нему мы начинаем еще до Прощеного воскресенья, на Сырной седмице (мас ленице). На масленице в церквях по средам и пят ницам уже читают вели копостную молитву пре подобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота1 моего, дух праздности, уныния, любонача- лия2 и празднословия не даждь ми...», и все в храме кладут земные поклоны. Первая седмица - очень строгая, особенно первые три дня. В конце ее многие исповедуются и причащаются. Храмы в пятницу, субботу и воскресенье переполнены наро дом. Верующие желают соединиться со Христом в Таинстве Причастия. К Исповеди и Причастию усердно готовятся - во всех церквях с понедельника по четверг вечером читают покаянный канон святого преподобного Андрея Критского. Святой Андрей был епископом острова Крит в VII веке. Удивительна его судьба. В детстве до семи лет Андрей не мог говорить, но когда родите ли привели его ко Причастию, то после принятия Святых Таин Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа мальчик обрел дар речи! Покаянный великопостный канон - это обраще ние человеческой души к Богу с плачем и просьбой о прощении. «Откуда начну плакатися окаянного моего жития?» (С чего начну оплакивать мою ока янную жизнь?) - вопрошает Андрей, и мы вместе с ним. Далее греховность человеческой души сравни вается с историей рода человеческого, начиная от грехопадения Адама и Евы. Сколько людей прохо дит пред нами! И Адам, и Ева, и Авель, и Каин, Ной с сыновьями, Авраам и Лот, Исаак и Иаков, Иосиф и его братья, царь и пророк Давид... Сколь- ан^рои крнтскж РТЫк ко грехов и преступлений, но и сколько покаяния! Покаяние ветхозаветных праотцев - это пример для нас. Святой Андрей говорит о том, что и в наших душах есть те же злые, греховные чувства - страсти, которые толкали людей на жестокость, убийства, обман, предательство, измену. Чтобы наши греховные помыслы не выросли и не стали страш ными и греховными делами, мы должны разбивать их о камень - веру во Христа. Об этом поется на всенощном бдении: «Блажен, кто возьмет и разбиет младенцы твои о камень!» (Псалом 136). Слово «младенцы» употреблено здесь в переносном зна чении. Это исчадия «дщери Вавилони окаянной» (дочери Вавилона), то есть это наши злые по мыслы - порождения лукавого. А пока мы не разобьем наши греховные помыслы, мы в плену у Вавилона, то есть у дья вола. В конце великого ка нона вспоминается пока яние преподобной Марии Египетской. Она была великой грешницей, но потом покаялась и со рок лет провела в пале стинской пустыне, опла кивая свои грехи. Так и мы на всенощ ном бдении молимся ве ликопостной молитвой: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, ут- ренюет бо дух мой ко храму святому Твоему» (Отвори мне двери пока яния, Податель жизни, мой дух стремится к святому Твоему храму). Венчает первую сед мицу Великого поста не деля (воскресенье) Тор жества Православия. Православные - это те, которые право славят Бога, у кого вера истинная, неизменная. Много столетий корабль Церкви пы тались потопить громадные волны всевозможных ересей (ложных учений). Но ничего у них не вышло. Уверенно ведет по бурному житейскому морю Спаситель Свой Корабль-Церковь. На этом корабле - Матерь Божия, святые ангелы и угод ники Божии и весь православный народ. На служ бе в то воскресенье Церковь провозглашает ана фему (отлучение) еретикам3 и молится о всех благочестивых правителях-защитниках Правосла вия Византии и России: имена благоверных рус ских царей и цариц Екатерины II, Павла I, Алек сандра I, Николая I, Александра II, Александра III и других поминаются в этот день во всех русских православных церквях. Второе воскресенье Великого поста - память святителя Григория Паламы, архиепископа города Фессалоники. Он жил в Византии (Греции) в XIV веке и раскрыл учение о нетварном свете. Помни те, как Евангелие рассказывает нам о Преображе нии Господнем? Христос преобразился пред учени- 1 Ж ивота - жизни. 2 Любоначалие - желание быть начальником, честолюбие. 3 Церковь провозглашает анафему еретикам, то есть отлучает, изгоняет из своей среды лжеучителей и их последователей. Придет пост, всем прижмет хвост! Не все коту млсденицл, кудет и Великий пост. ками на горе Фавор, Его осиял дивный свет, а одежды Спасителя стали белыми, как снег. Апосто лы узрели Божественную природу Своего Наставни ка, поняли, что Он не просто один из пророков. Вот о таком нетварном Фаворском свете и учил святи тель Григорий. Просветиться божественным светом можем и мы - постясь, люди постепенно становят ся чище и светлее. Вот и первые ступени Великого поста. Трудно? Да! Но зато какой ясной и чистой становится душа, когда идешь и идешь по лестнице, ведущей в Небо... Страничку подготовила Галина Сиротинская. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ Воспоминания святые - Софии храм передо мной, Светильник веры, Византия. Высок твой купол голубой. Святые Константин, Елена, Угодников незримый сонм... Здесь жили люди вдохновенно, Слагая в пламенный канон Свои молитвы и страданья. Иконы, образ Красоты, От поруганий и гонений Навеки сохранила ты! Пора пришла - Кирилл, Мефодий. Два Ангела явились нам, Чтоб просветить познаньем Бога Во тьме сидящий род славян. Край православный, Византия. Нет, не мертва ты, а жива! Пусть времена теперь другие, В славянах снова ожила Страна Григория Паламы, Над ней всегда нетварный свет! Мы Бога чтим, мы верим право. Средь поражений и побед. Великомученик Димитрий. В руке сияющей - копье. Солунь. Тепло. Струится миро. И дышит благодатью все. Раба Божия Галина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz