Миссионерская православная газета. 2004 г. № 2. Февраль.

2 МИССИ0Н6РСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА ВОСПИТАТЬ верность РОДНЫМ святыням Перед нашим поколением стоит задача восстановить историческую преемственность русской жизни, прерван­ ную большевиками в 1917 году, заложить в души хотя бы тех нескольких детей, которые посещают наш храм, осно­ вы Православия, верность родным святыням, любовь к России. На месте разрушенного в дни богоборчества хра­ ма Рождества Иоанна Предтечи руками наших детей была разбита клумба, чтобы таким образом обозна­ чить алтарную часть снесенной церкви. Теперь люди могут поклониться этой святыне. Мы уверены, что все люди, а не только дети из воскресной школы должны знать, что места, где некогда стояли храмы, остаются святыней. Там, где разрушена церковь, до конца дней находится ангел ради Той Бескровной Жертвы, которая приносилась в храме. С благогове­ нием надо относиться даже и к развалинам церкви! Все это мы стараемся объяснить детям. Не все знают, как порой трудно бывает подгото­ виться к занятиям, чтобы увлечь детей, предать им боль за поруганную Россию, вдохнуть любовь к богослужению и желание трудиться в храме. На протяжении нескольких лет мы с детьми знакомились не только с тем, как пришло Право­ славие на Кольскую землю, но и с жизнеописани­ ями новомучеников и исповедников Российских. Еще до прославления царя-мученика у нас про­ водились уроки о царской семье, мы собрали много материалов о жизни царственных мучеников, в том числе фотографии и видеофильмы. Рассказывали на уроках детям и о преподобномученице великой княгине Елизавете Феодоровне Романовой. У нас даже было создано общество «Милосердие», члены которого - дети из воскресной школы и их родители - оказывали помощь нашим престарелым прихожа­ нам. К сожалению, это начинание не получило у нас развития, но мы рады, что две наши воспитан­ ницы учатся в медицинском колледже при Марфо- Мариинской обители на сестер милосердия. Наде­ емся, что искорка нашей благотворительной органи­ зации снова затеплится среди прихожан, которые постараются, чтобы наши старики не ушли в мир иной без благодатного церковного напутствия. Конечно же, продолжая знакомить детей с не­ давним прошлым, мы не обошли и Соловки, где тысячи людей приняли мученичество за Христа и откуда сеть лагерей раскинулась по всей России. Дни, проведенные на Соловках, очень сплотили детей и взрослых. Побывали на Секирной горе, поклонились кресту у печально знаменитой лестни­ цы (в сталинские времена с нее сбрасывали заклю­ ченных). поразились тому, как много гнезд свито на ветвях деревьев на самой Секирке у начала лестницы. Дети потрудились - чистили подсвечники и кадильницы в Спасо-Преображенском соборе (туда собрали церковную утварь из всех храмов), мыли полы в церкви. Кто-то ухаживал за болящими, кто- то помогал в гостинице. Уезжать не хотелось, мно­ гие украдкой смахивали слезы. И вот что удиви­ тельно: большинство из этой паломнической группы теперь ежегодно посещают Соловки. По приезде с Соловков мы начали собирать ма­ териал о том, что происходило в Кандалакше в годы богоборчества. Ведь не только северная Карелия, но и весь Кольский полуостров были покрыты концлаге­ рями. К сожалению, удалось узнать немного... И вот в октябре 2002 года вновь собрались вместе. В том году первый урок у нас был на месте разрушенного храма Рождества Пресвятой Богородицы, туда мы с детьми шли крестным ходом с иконами в руках. Придя на святое место, затеп­ лили свечу, пропели тропарь и величание, расска­ зали детям о поруганной святыне. Кроме того, мы ходили к памятнику жертвам интервенции, но рассказ прозвучал о том, как в Кандалакшском депо в 1918 году было организова­ но национальное ополчение для борьбы с больше­ визмом, которое враждебно настроенные рабочие называли «Иисусовой ротой», а тех, кто записывал­ ся в него, «крестиками». Рассказали нашим учени­ кам о том, что спецпереселенцами (а мы знаем, кого ссылали на Север в качестве переселенцев - раскулаченных крестьян) и заключенными были построены Кандалакшский алюминиевый завод (Кан- далакшинский исправительно-трудовой лагерь - стро­ ительство Кандалакшинского алюминиевого завода, Кандалакшстрой), ГЭС (1930-1934 годы), больница, столовая, баня (1931 год), ГЭС-2, ГЭС-3 (подзем­ ная), обводной канал (1939-1940 годы). Мало кто знал, например, о том, что в школе № 19 (она находится недалеко от обводного канала) не могли работать сторожа, так как по ночам было жутко: раздавались стоны, скрипы, шаги. И только после того, как там отслужили панихиду и освятили зда­ ние, все успокоилось. Были и на месте разрушенного монастыря, кото­ рый находится на левом берегу реки, где услышали интересный рассказ о преподобном Феодорите Коль­ ском, о подвиге монахов, принявших мученическую смерть в 1589 году во время нападения шведов. Мы помянули игумена Сильвестра с братией. Очень жаль, что мы так мало знаем о прошлом нашего города. А еще в наших сердцах печаль о том, что много храмов и монастырей открываются, мощи святых выходят из-под спуда, но даже в последние годы ни в одном храме земли Кольской не было мощей новомучеников и исповедников Российских. Между тем на Мурмане пострадало столько новомучени­ ков и исповедников! Однако не так давно мы узна­ ли, что по милости Божией в Варзугу иеромонахом Митрофаном (Баданиным) привезены частицы мо­ щей преподобномучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Сразу же решили с ребятами: едем! Ведь так важно показать детям, что подвиг веры можно совершить и в наши дни, на примере так недавно от нас ушедших и источающих чудеса исцелений всем, с верою притекающим. Мы хотим, чтобы дети на­ учились жертвенному служению, милосердию и со­ страданию. Они должны строить свою жизнь по Закону Божию, а падения врачевать покаянием. Отец Митрофан поведал нам историю обретения мощей и жизни преподобномучениц. Потом дети поднялись на колокольню. Посетили мы и могилу Безымянного инока Терского. Конечно же, все ис­ поведались и причастились. В этом году мы тоже знакомили детей с жизне­ описаниями новомучеников. Сколько горя и скорби в нашем прошлом! Страданиями и мужеством рус­ ских людей мы, их потомки, не должны пренебречь. Нам не будет оправдания, если мы не воспользуем­ ся предоставленной нам возможностью, мы должны донести до детей рассказ о трудах наших предков по созданию Державы и сохранению Православия. И мы только поражаемся, как быстро новомучени- ки нас слышат и приходят на помощь, и влагают в наши сердца благие намерения! Мы рассказывали детям о житии священномучени- ка иерея Василия (Надеждина), который накануне революции, в 1916 году, поступил в Духовную Акаде­ мию, выступал с проповедями еще до своего рукопо­ Соловки. Июнь 2002 года. ложения. Василий, не боясь репрессий, уже в совет­ ское время принял священный сан: был рукоположен святителем Тихоном во иерея 7 июля 1921 года. В эти трудные годы иерей Василий сумел привлечь в храм молодежь, создал церковный хор. Он вел про­ светительскую деятельность, была организована на­ чальная школа для детей, где иерей Василий вел Закон Божий и общеобразовательные дисциплины. 28 октября 1929 года был арестован. Сначала содержал­ ся в Бутырке, потом был сослан в Кемь, где и скончался 19 февраля 1930 года. Иерей Василии Надеждин причислен к лику святых в 2000 году. На осенних каникулах мы поехали в Кемь, в монастырь новомучеников и исповедников Российс­ ких. Именно оттуда заключенные отправлялись на Соловки, и мы решили проделать этот путь. В день отъезда почему-то захотелось попросить молитвен­ ного заступничества у священноисповедника Романа (Медведя). Мы захватили с собой и брошюрку с жизнеописанием протоиерея Романа (дома не успе­ ли прочитать). Поезд прибыл в Кемь рано утром, мы пришли в храм еще до начала литургии. Все дети исповедовались в приделе преподобного Варлаама Керетского, нашего земляка. Мы приложились к иконе преподобномучениц Елизаветы Феодоровны и иноки­ ни Варвары с частицами мощей. И вдруг мы увидели в храме икону священноисповедника Романа (Мед­ ведя), которому молились накануне отъезда, а также икону священномученика Василия (Надеждина). Для нас это было чудо! Значит, они живые, нас видят, нас слышат, нам помогают! Мы побывали во все> приделах храма, прикладывались к древним иконам, дышали воздухом вечности. Посетили свечной завод и познакомились с изготовлением свечей, дети даже помогали их упаковывать. После обеда пошли на хоздвор (это довольно далеко). Мы проделали именно тот путь, которым шли заключенные. По дороге увидели старинную тюрьму барачного типа с массивными решетками, останови­ лись и поклонились. Напротив тюрьмы находится соляной склад, рассказывают, что в нем и теперь еще хранится соль, не вывезенная с 1930-х годов. Затем взошли на гору, где воздвигнут крест в память о новомучениках и исповедниках Российс­ ких. С этой горы виден причал, с которого заклю­ ченных отправляли на Соловки и печально извест­ ный Попов остров, где долгое время находился в заключении священноисповедник Роман (Медведь) и еще много других священнослужителей. Там про­ пели тропарь новомученикам Российским и Соло­ вецким, сфотографировались на память. На сердце были мир и тишина. Уезжали поздно вечером. Зашли в храм прило­ житься к иконе преподобных Зосимы и Савватия, с которой стекали струйки мира. Память о священнослужителях и мирянах, пост­ радавших в Кеми, будет жить в наших сердцах. Святые новомученики и исповедники Российс­ кие, молите Бога о нас! Мы рассказали лишь о малой части той работы, которая ведется в воскресной школе храма Иоанна Предтечи г. Кандалакши. Хотелось бы, чтобы пре­ подаватели школ других приходов поделились на страницах «Православной газеты» своим опытом работы по воспитанию детей. Людмила Вильчинкова. Фото из архива воскресной школы г. Кандалакши.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz