Миссионерская православная газета. 2004 г. № 2. Февраль.
2 МИССИ0Н6РСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА ВОСПИТАТЬ верность РОДНЫМ святыням Перед нашим поколением стоит задача восстановить историческую преемственность русской жизни, прерван ную большевиками в 1917 году, заложить в души хотя бы тех нескольких детей, которые посещают наш храм, осно вы Православия, верность родным святыням, любовь к России. На месте разрушенного в дни богоборчества хра ма Рождества Иоанна Предтечи руками наших детей была разбита клумба, чтобы таким образом обозна чить алтарную часть снесенной церкви. Теперь люди могут поклониться этой святыне. Мы уверены, что все люди, а не только дети из воскресной школы должны знать, что места, где некогда стояли храмы, остаются святыней. Там, где разрушена церковь, до конца дней находится ангел ради Той Бескровной Жертвы, которая приносилась в храме. С благогове нием надо относиться даже и к развалинам церкви! Все это мы стараемся объяснить детям. Не все знают, как порой трудно бывает подгото виться к занятиям, чтобы увлечь детей, предать им боль за поруганную Россию, вдохнуть любовь к богослужению и желание трудиться в храме. На протяжении нескольких лет мы с детьми знакомились не только с тем, как пришло Право славие на Кольскую землю, но и с жизнеописани ями новомучеников и исповедников Российских. Еще до прославления царя-мученика у нас про водились уроки о царской семье, мы собрали много материалов о жизни царственных мучеников, в том числе фотографии и видеофильмы. Рассказывали на уроках детям и о преподобномученице великой княгине Елизавете Феодоровне Романовой. У нас даже было создано общество «Милосердие», члены которого - дети из воскресной школы и их родители - оказывали помощь нашим престарелым прихожа нам. К сожалению, это начинание не получило у нас развития, но мы рады, что две наши воспитан ницы учатся в медицинском колледже при Марфо- Мариинской обители на сестер милосердия. Наде емся, что искорка нашей благотворительной органи зации снова затеплится среди прихожан, которые постараются, чтобы наши старики не ушли в мир иной без благодатного церковного напутствия. Конечно же, продолжая знакомить детей с не давним прошлым, мы не обошли и Соловки, где тысячи людей приняли мученичество за Христа и откуда сеть лагерей раскинулась по всей России. Дни, проведенные на Соловках, очень сплотили детей и взрослых. Побывали на Секирной горе, поклонились кресту у печально знаменитой лестни цы (в сталинские времена с нее сбрасывали заклю ченных). поразились тому, как много гнезд свито на ветвях деревьев на самой Секирке у начала лестницы. Дети потрудились - чистили подсвечники и кадильницы в Спасо-Преображенском соборе (туда собрали церковную утварь из всех храмов), мыли полы в церкви. Кто-то ухаживал за болящими, кто- то помогал в гостинице. Уезжать не хотелось, мно гие украдкой смахивали слезы. И вот что удиви тельно: большинство из этой паломнической группы теперь ежегодно посещают Соловки. По приезде с Соловков мы начали собирать ма териал о том, что происходило в Кандалакше в годы богоборчества. Ведь не только северная Карелия, но и весь Кольский полуостров были покрыты концлаге рями. К сожалению, удалось узнать немного... И вот в октябре 2002 года вновь собрались вместе. В том году первый урок у нас был на месте разрушенного храма Рождества Пресвятой Богородицы, туда мы с детьми шли крестным ходом с иконами в руках. Придя на святое место, затеп лили свечу, пропели тропарь и величание, расска зали детям о поруганной святыне. Кроме того, мы ходили к памятнику жертвам интервенции, но рассказ прозвучал о том, как в Кандалакшском депо в 1918 году было организова но национальное ополчение для борьбы с больше визмом, которое враждебно настроенные рабочие называли «Иисусовой ротой», а тех, кто записывал ся в него, «крестиками». Рассказали нашим учени кам о том, что спецпереселенцами (а мы знаем, кого ссылали на Север в качестве переселенцев - раскулаченных крестьян) и заключенными были построены Кандалакшский алюминиевый завод (Кан- далакшинский исправительно-трудовой лагерь - стро ительство Кандалакшинского алюминиевого завода, Кандалакшстрой), ГЭС (1930-1934 годы), больница, столовая, баня (1931 год), ГЭС-2, ГЭС-3 (подзем ная), обводной канал (1939-1940 годы). Мало кто знал, например, о том, что в школе № 19 (она находится недалеко от обводного канала) не могли работать сторожа, так как по ночам было жутко: раздавались стоны, скрипы, шаги. И только после того, как там отслужили панихиду и освятили зда ние, все успокоилось. Были и на месте разрушенного монастыря, кото рый находится на левом берегу реки, где услышали интересный рассказ о преподобном Феодорите Коль ском, о подвиге монахов, принявших мученическую смерть в 1589 году во время нападения шведов. Мы помянули игумена Сильвестра с братией. Очень жаль, что мы так мало знаем о прошлом нашего города. А еще в наших сердцах печаль о том, что много храмов и монастырей открываются, мощи святых выходят из-под спуда, но даже в последние годы ни в одном храме земли Кольской не было мощей новомучеников и исповедников Российских. Между тем на Мурмане пострадало столько новомучени ков и исповедников! Однако не так давно мы узна ли, что по милости Божией в Варзугу иеромонахом Митрофаном (Баданиным) привезены частицы мо щей преподобномучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Сразу же решили с ребятами: едем! Ведь так важно показать детям, что подвиг веры можно совершить и в наши дни, на примере так недавно от нас ушедших и источающих чудеса исцелений всем, с верою притекающим. Мы хотим, чтобы дети на учились жертвенному служению, милосердию и со страданию. Они должны строить свою жизнь по Закону Божию, а падения врачевать покаянием. Отец Митрофан поведал нам историю обретения мощей и жизни преподобномучениц. Потом дети поднялись на колокольню. Посетили мы и могилу Безымянного инока Терского. Конечно же, все ис поведались и причастились. В этом году мы тоже знакомили детей с жизне описаниями новомучеников. Сколько горя и скорби в нашем прошлом! Страданиями и мужеством рус ских людей мы, их потомки, не должны пренебречь. Нам не будет оправдания, если мы не воспользуем ся предоставленной нам возможностью, мы должны донести до детей рассказ о трудах наших предков по созданию Державы и сохранению Православия. И мы только поражаемся, как быстро новомучени- ки нас слышат и приходят на помощь, и влагают в наши сердца благие намерения! Мы рассказывали детям о житии священномучени- ка иерея Василия (Надеждина), который накануне революции, в 1916 году, поступил в Духовную Акаде мию, выступал с проповедями еще до своего рукопо Соловки. Июнь 2002 года. ложения. Василий, не боясь репрессий, уже в совет ское время принял священный сан: был рукоположен святителем Тихоном во иерея 7 июля 1921 года. В эти трудные годы иерей Василий сумел привлечь в храм молодежь, создал церковный хор. Он вел про светительскую деятельность, была организована на чальная школа для детей, где иерей Василий вел Закон Божий и общеобразовательные дисциплины. 28 октября 1929 года был арестован. Сначала содержал ся в Бутырке, потом был сослан в Кемь, где и скончался 19 февраля 1930 года. Иерей Василии Надеждин причислен к лику святых в 2000 году. На осенних каникулах мы поехали в Кемь, в монастырь новомучеников и исповедников Российс ких. Именно оттуда заключенные отправлялись на Соловки, и мы решили проделать этот путь. В день отъезда почему-то захотелось попросить молитвен ного заступничества у священноисповедника Романа (Медведя). Мы захватили с собой и брошюрку с жизнеописанием протоиерея Романа (дома не успе ли прочитать). Поезд прибыл в Кемь рано утром, мы пришли в храм еще до начала литургии. Все дети исповедовались в приделе преподобного Варлаама Керетского, нашего земляка. Мы приложились к иконе преподобномучениц Елизаветы Феодоровны и иноки ни Варвары с частицами мощей. И вдруг мы увидели в храме икону священноисповедника Романа (Мед ведя), которому молились накануне отъезда, а также икону священномученика Василия (Надеждина). Для нас это было чудо! Значит, они живые, нас видят, нас слышат, нам помогают! Мы побывали во все> приделах храма, прикладывались к древним иконам, дышали воздухом вечности. Посетили свечной завод и познакомились с изготовлением свечей, дети даже помогали их упаковывать. После обеда пошли на хоздвор (это довольно далеко). Мы проделали именно тот путь, которым шли заключенные. По дороге увидели старинную тюрьму барачного типа с массивными решетками, останови лись и поклонились. Напротив тюрьмы находится соляной склад, рассказывают, что в нем и теперь еще хранится соль, не вывезенная с 1930-х годов. Затем взошли на гору, где воздвигнут крест в память о новомучениках и исповедниках Российс ких. С этой горы виден причал, с которого заклю ченных отправляли на Соловки и печально извест ный Попов остров, где долгое время находился в заключении священноисповедник Роман (Медведь) и еще много других священнослужителей. Там про пели тропарь новомученикам Российским и Соло вецким, сфотографировались на память. На сердце были мир и тишина. Уезжали поздно вечером. Зашли в храм прило житься к иконе преподобных Зосимы и Савватия, с которой стекали струйки мира. Память о священнослужителях и мирянах, пост радавших в Кеми, будет жить в наших сердцах. Святые новомученики и исповедники Российс кие, молите Бога о нас! Мы рассказали лишь о малой части той работы, которая ведется в воскресной школе храма Иоанна Предтечи г. Кандалакши. Хотелось бы, чтобы пре подаватели школ других приходов поделились на страницах «Православной газеты» своим опытом работы по воспитанию детей. Людмила Вильчинкова. Фото из архива воскресной школы г. Кандалакши.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz