Миссионерская православная газета. 2004 г. № 11. Ноябрь.
№11, НОЯБРЬ, 2004 Миссионерски православная газета «... И во всём —любовь» «В главном - единство, во вто ростепенном - свобода, и во всем - любовь», - идея блажен ного Августина, на мой взгляд, очень точно отражает не только принцип устройства Церкви Христовой, но и дух истинной ре лигиозности. Эти слова и стали эпиграфом к семинару «Сред невековое монашество и мона стыри на Руси и в Западной Ев ропе», прошедшему недавно у теологов. Нетрадиционная форма за нятия - ролевая игра - впол не обоснована. Во-первых, наши богословы будут встре чаться с представителями иных конфессий и религий, поэтому очень важно уже сей час формировать у студентов культуру диалога. Во-вторых, свидетельствую с позиций сво его педагогического опыта, тем из ребят, кто станет работать в школе или в вузе, придется иногда попадать в столь нео жиданные коллизии, что вый ти из них можно только бла годаря навыкам адаптации в разных жизненных ситуациях. Исходная ситуация, кото рая была предложена студен там заранее, при всей услов ности достаточно остра. Дей ствие разворачивается в конце XVI века. К православным мо нахам и монахиням приезжа ют инославные братья и сест ры из Западной Европы, ох ваченной религиозными вой нами эпохи Реформации. Но не для того, чтобы обрести тихую пристань, появляются на Руси католики. Не буду раскрывать вам, уважаемые читатели , всех хитросплетений сюжета. Оста новлюсь на двух ключевых ли ниях семинара. Первая связа на с орденом босоногих кар мелиток. Студенты познако мились с деяниями женской части Братства св. Кармеля, вдохновляемыми и направля емыми св. Терезой Авильской. В то время, когда папы римс кие вели такой образ жизни, о котором в «Православной га зете» лучше не рассказывать, Тереза и ее подруги являли собой пример подвижничества и аскетизма. В открытых те легах - в стужу и в зной, под дождем и снегом -- они ездили по дорогам Испании и откры вали новые обители. Это были женские монастыри с исклю чительно строгим уставом. «Дочери мои, заклинаю вас любовью Отца и кровью Сына, берегитесь строить большие и великолепные обители. Малы ми и бедными должны быть наши обители. Будем в этом подобны нашему Царю, имев шему в мире только две оби тели - Вифлеемские ясли, где он родился, и Крест, где он умер», - таге напутствовала Тереза своих сподвижниц. Ребята не оспаривали мас штаб деяний св. Терезы Авиль ской, считающейся небесной покровительницей Испании. Дискуссию вызвало другое. Как-то сам по себе возник воп рос: «Можно ли было канони зировать женщину, которая до сорока лет много раз нару шала седьмую заповедь Мои сееву?» Внесу небольшое по яснение. Тема греховности Терезы подробно раскрыта в книге Д.С. Мережковского «Испанские мистики. Святая Тереза Авильская». Там пи сатель приводит весьма убеди тельные оправдательные моти вы. Да и среди наших студен тов нашлись адвокаты Терезы в этом отношении, хотя пре обладающая часть ребят была на стороне обвинения. Спор относительно католи ческой святой разгорелся и по другому поводу. Дело в том, что после сорока лет Тереза была буквально одержима иде ей Богосупружества, представ л яя своим Женихом Христа. Объятие мира. Апостол Петр традиционно почитается как святой покровитель церкви христианского Запада, апостол Андрей Первозванный - христианского Востока. Эта икона была подарена Патриархом Константинопольским Афинагором I Папе Римскому Павлу VI во время их встречи в Иерусалиме 5 января 1964 года. Братские объятия двух апостлов символизируют собой примирение двух церквей-се стёр , которое произошло после стольких веков горького разделения и вражды. И слова, с которыми она ушла из земной жизни, звучали так: «О Бог мой, Супруг мой, на конец-то я тебя увижу!» Надо сказать, что подобное кощун ственное для православных стремление «приватизировать» Бога подчас отличает католи ков. Оно, как мне кажется, вызвано одной тенденцией, которую выявил Дмитрий Си- зоненко в статье «Страсти по Гибсону» (см. предыдущий но мер «Православной газеты»). Режиссер фильма «Страсти Христовы» католик Мэл Гиб сон, акцентируя человеческую природу Спасителя, в общем- то продолжает традицию, обо значенную испанской святой. Проведя тонкий богословский анализ темы Богосупружества Терезы Авильской с позиций Православия, Татьяна Лисо- ва нашла корни этого явле ния в гордыне и в прелести. Вторая ключевая линия се минара заключала в себе, по жалуй , больший драматизм, чем первая. Она называлась «Иезуит на распутье». Мастер ство, с которым выстроил эту линию Алексей Кулешов, выз вало у меня искреннее восхи щение. Итак, брат Алисио, как и любой молодой человек, ищет в Церкви не только путь к личному спасению, но еще и сферу реализации своей энер гии, своих жизненных сил. Вдохновленный страстностью и размахом реформаторской де ятельности Мартина Лютера, он приходит к протестантам. Однако очень скоро тонко чув ствующий и аналитически мыс лящий юноша разочаровыва- ва учения народам Азии, Аф рики, Америки. Индейцы бу дут сбрасывать их - распяты ми на крестах - в водопад, будут сдирать с них скальп, заж а р и в а т ь на медленном огне, но ничто не остановит иезуитов в миссионерском подвиге. Стремление к само пожертвованию , готовность отдать жизнь во имя Христа сближ ают Алисио с Обще ством Иисуса. Однако, вступив в орден, он сразу же сталкивается с его оборотной стороной. Это иезу итская мораль. «Цель оправ дывает средства». У нравствен ного максималиста Алисио по добная установка вызвает отторжение. Он по природе своей не может хитрить, инт риговать, м анипулировать людьми, к аки е бы высокие цели при этом ни ставились. ется в Протестантизме. В этой конфессии он не может при нять идею предопределенности, ограничивающую свободу воли, и принцип личной веры, про тиворечащий принципу собор ности, который объединяет Ка толичество и Православие. И тогда выбор брата Алисио на дает на орден иезуитов. «Черная гвардия Ватика на» пока еще только форми руется, обретая свое неповто римое лицо. Но брат Алисио уже уловил главную характе ристику ордена. Это железная воля. Юноша вступает в Об щества Иисуса, предчувствуя будущий «триумф воли». Тот «триумф воли», являя кото рый последователи Игнатия Лойолы понесут свет Христо Кроме того, юноша понима ет, что неправедные средства извращают и саму цель. Нет, с Игнатием Лойолой ему не по пути! Но может быть, его духовный путь ведет в Пра вославие? И тогда за заблудшего бра та начинают бороться пред ставители двух направлений средневекового русского мона шества - иосифляне и нестя- жатели. Первых из них ве ликолепно представила Гали на Сиротинская. Я думаю, нет необходимости, уважаемы е читатели, раскрывать все ас пекты деятельности адептов преподобного Иосифа Волоц- кого - наверное, это вам хо рошо знакомо. Скажу толь ко, что мотив социального служения и волевой фактор воплощены у иосифлян, по ж алуй , не менее рельефно, чем у иезуитов. Однако Али сио не может принять излиш ней, на его взгляд, жесткос ти и категоричности этого на п р а в л е н и я русского мон а шества. Гораздо мягче и терпимей нестяжатели, от имени кото рых выступил Сергей Нарож- ный. Заблудший брат пленен е в ан г е л ь с к о й кротостью и всепрощающей любовью, от личающими последователей св. преподобного Нила Сорс- кого . О стан авлив ает лиш ь одно. К а к , ж и в я в ски ту , Алисио будет р е а ли зов а ть свою невероятную энергию? Как он сможет проявить себя в социальном служении? Решение проблемы нахо дит Г алин а С иро тин ск а я . Преодолевая временные рам ки XVI века, она предлагает рассмотреть Оптину Пустынь к а к оп тим ал ьны й в ари ан т синтеза иосифлянской и не стяжательской традиций мо нашества. По лицу Алисі пробегает тень над ежды . Пока он еще на распутье, но православные братья и сест ры указали ему выход из ту пика, и возможно, духовный кризис будет преодолен. Размышляя об итогах се минара, хочу отметить сопут ствующее всему занятию оп тимистическое настроение на ших теологов. Такая жизне радостность подкрепля ется не только знаниями и скла дом мыш л ен и я реб я т , но прежде всего их христианс ким мироощущением , суть которого раскрыта в н азва нии статьи. А теперь о сверхзадаче к а толиков на нашем семинаре. Ради чего же они пришли на Русь? Ради того, чтобы обр* сти в лице православных бра тьев и сестер союзников для борьбы с протестантами. До биться этого им не удалось. Более того, ситуация с бра том Алисио оставляет ощу щение отрытого финала. Воз можно, он перейдёт в Право славие. Ведь в главном мы все-таки едины. ТатьянаРябинина. ШМШШ Информация От автобусной остановки «Улица Марата» до Свято-Никольского ка федрального собора курсирует микроавтобус. Отправление автобу са по мере загрузки пассажиров. Расписание движения в декабре: 3 — 17.00 - 18.00 4 — 7.45 - 8.45 17.00 - 18.00 5 — 7.45 - 8.45 11 — 17.00 - 18.00 12 — 7.45 - 8.45 18 — 17.00 - 18.00 19 — 7.45 - 8.45 25 — 17.00- 18.00 26 — 7.45 - 8.45 27 — 17.00 - 18.00 28 — 7.45 - 8.45. ІШШІ ШкШ шшш Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11. тел. 25-53-24. E-mail: murmansk_eparchy(a ;mail.ru И.о. редактора Дмитрий Сизоненко. 1азета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Мурманское областное книжное издательство». Тираж 7 000 экз. Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz