Миссионерская православная газета. 2004 г. № 11. Ноябрь.

№11, НОЯБРЬ, 2004 Миссионерски православная газета «... И во всём —любовь» «В главном - единство, во вто­ ростепенном - свобода, и во всем - любовь», - идея блажен­ ного Августина, на мой взгляд, очень точно отражает не только принцип устройства Церкви Христовой, но и дух истинной ре­ лигиозности. Эти слова и стали эпиграфом к семинару «Сред­ невековое монашество и мона­ стыри на Руси и в Западной Ев­ ропе», прошедшему недавно у теологов. Нетрадиционная форма за­ нятия - ролевая игра - впол­ не обоснована. Во-первых, наши богословы будут встре­ чаться с представителями иных конфессий и религий, поэтому очень важно уже сей­ час формировать у студентов культуру диалога. Во-вторых, свидетельствую с позиций сво­ его педагогического опыта, тем из ребят, кто станет работать в школе или в вузе, придется иногда попадать в столь нео­ жиданные коллизии, что вый­ ти из них можно только бла­ годаря навыкам адаптации в разных жизненных ситуациях. Исходная ситуация, кото­ рая была предложена студен­ там заранее, при всей услов­ ности достаточно остра. Дей­ ствие разворачивается в конце XVI века. К православным мо­ нахам и монахиням приезжа­ ют инославные братья и сест­ ры из Западной Европы, ох­ ваченной религиозными вой­ нами эпохи Реформации. Но не для того, чтобы обрести тихую пристань, появляются на Руси католики. Не буду раскрывать вам, уважаемые читатели , всех хитросплетений сюжета. Оста­ новлюсь на двух ключевых ли­ ниях семинара. Первая связа­ на с орденом босоногих кар ­ мелиток. Студенты познако­ мились с деяниями женской части Братства св. Кармеля, вдохновляемыми и направля­ емыми св. Терезой Авильской. В то время, когда папы римс­ кие вели такой образ жизни, о котором в «Православной га­ зете» лучше не рассказывать, Тереза и ее подруги являли собой пример подвижничества и аскетизма. В открытых те­ легах - в стужу и в зной, под дождем и снегом -- они ездили по дорогам Испании и откры­ вали новые обители. Это были женские монастыри с исклю­ чительно строгим уставом. «Дочери мои, заклинаю вас любовью Отца и кровью Сына, берегитесь строить большие и великолепные обители. Малы­ ми и бедными должны быть наши обители. Будем в этом подобны нашему Царю, имев­ шему в мире только две оби­ тели - Вифлеемские ясли, где он родился, и Крест, где он умер», - таге напутствовала Тереза своих сподвижниц. Ребята не оспаривали мас­ штаб деяний св. Терезы Авиль­ ской, считающейся небесной покровительницей Испании. Дискуссию вызвало другое. Как-то сам по себе возник воп­ рос: «Можно ли было канони­ зировать женщину, которая до сорока лет много раз нару­ шала седьмую заповедь Мои­ сееву?» Внесу небольшое по­ яснение. Тема греховности Терезы подробно раскрыта в книге Д.С. Мережковского «Испанские мистики. Святая Тереза Авильская». Там пи ­ сатель приводит весьма убеди­ тельные оправдательные моти­ вы. Да и среди наших студен­ тов нашлись адвокаты Терезы в этом отношении, хотя пре­ обладающая часть ребят была на стороне обвинения. Спор относительно католи­ ческой святой разгорелся и по другому поводу. Дело в том, что после сорока лет Тереза была буквально одержима иде­ ей Богосупружества, представ­ л яя своим Женихом Христа. Объятие мира. Апостол Петр традиционно почитается как святой покровитель церкви христианского Запада, апостол Андрей Первозванный - христианского Востока. Эта икона была подарена Патриархом Константинопольским Афинагором I Папе Римскому Павлу VI во время их встречи в Иерусалиме 5 января 1964 года. Братские объятия двух апостлов символизируют собой примирение двух церквей-се стёр , которое произошло после стольких веков горького разделения и вражды. И слова, с которыми она ушла из земной жизни, звучали так: «О Бог мой, Супруг мой, на­ конец-то я тебя увижу!» Надо сказать, что подобное кощун­ ственное для православных стремление «приватизировать» Бога подчас отличает католи­ ков. Оно, как мне кажется, вызвано одной тенденцией, которую выявил Дмитрий Си- зоненко в статье «Страсти по Гибсону» (см. предыдущий но­ мер «Православной газеты»). Режиссер фильма «Страсти Христовы» католик Мэл Гиб­ сон, акцентируя человеческую природу Спасителя, в общем- то продолжает традицию, обо­ значенную испанской святой. Проведя тонкий богословский анализ темы Богосупружества Терезы Авильской с позиций Православия, Татьяна Лисо- ва нашла корни этого явле ­ ния в гордыне и в прелести. Вторая ключевая линия се­ минара заключала в себе, по­ жалуй , больший драматизм, чем первая. Она называлась «Иезуит на распутье». Мастер­ ство, с которым выстроил эту линию Алексей Кулешов, выз­ вало у меня искреннее восхи­ щение. Итак, брат Алисио, как и любой молодой человек, ищет в Церкви не только путь к личному спасению, но еще и сферу реализации своей энер­ гии, своих жизненных сил. Вдохновленный страстностью и размахом реформаторской де­ ятельности Мартина Лютера, он приходит к протестантам. Однако очень скоро тонко чув­ ствующий и аналитически мыс­ лящий юноша разочаровыва- ва учения народам Азии, Аф­ рики, Америки. Индейцы бу­ дут сбрасывать их - распяты­ ми на крестах - в водопад, будут сдирать с них скальп, заж а р и в а т ь на медленном огне, но ничто не остановит иезуитов в миссионерском подвиге. Стремление к само­ пожертвованию , готовность отдать жизнь во имя Христа сближ ают Алисио с Обще­ ством Иисуса. Однако, вступив в орден, он сразу же сталкивается с его оборотной стороной. Это иезу­ итская мораль. «Цель оправ­ дывает средства». У нравствен­ ного максималиста Алисио по­ добная установка вызвает отторжение. Он по природе своей не может хитрить, инт­ риговать, м анипулировать людьми, к аки е бы высокие цели при этом ни ставились. ется в Протестантизме. В этой конфессии он не может при­ нять идею предопределенности, ограничивающую свободу воли, и принцип личной веры, про­ тиворечащий принципу собор­ ности, который объединяет Ка­ толичество и Православие. И тогда выбор брата Алисио на­ дает на орден иезуитов. «Черная гвардия Ватика­ на» пока еще только форми­ руется, обретая свое неповто­ римое лицо. Но брат Алисио уже уловил главную характе­ ристику ордена. Это железная воля. Юноша вступает в Об­ щества Иисуса, предчувствуя будущий «триумф воли». Тот «триумф воли», являя кото­ рый последователи Игнатия Лойолы понесут свет Христо­ Кроме того, юноша понима­ ет, что неправедные средства извращают и саму цель. Нет, с Игнатием Лойолой ему не по пути! Но может быть, его духовный путь ведет в Пра­ вославие? И тогда за заблудшего бра­ та начинают бороться пред­ ставители двух направлений средневекового русского мона­ шества - иосифляне и нестя- жатели. Первых из них ве­ ликолепно представила Гали­ на Сиротинская. Я думаю, нет необходимости, уважаемы е читатели, раскрывать все ас­ пекты деятельности адептов преподобного Иосифа Волоц- кого - наверное, это вам хо­ рошо знакомо. Скажу толь­ ко, что мотив социального служения и волевой фактор воплощены у иосифлян, по­ ж алуй , не менее рельефно, чем у иезуитов. Однако Али­ сио не может принять излиш­ ней, на его взгляд, жесткос­ ти и категоричности этого на­ п р а в л е н и я русского мон а ­ шества. Гораздо мягче и терпимей нестяжатели, от имени кото­ рых выступил Сергей Нарож- ный. Заблудший брат пленен е в ан г е л ь с к о й кротостью и всепрощающей любовью, от­ личающими последователей св. преподобного Нила Сорс- кого . О стан авлив ает лиш ь одно. К а к , ж и в я в ски ту , Алисио будет р е а ли зов а ть свою невероятную энергию? Как он сможет проявить себя в социальном служении? Решение проблемы нахо­ дит Г алин а С иро тин ск а я . Преодолевая временные рам­ ки XVI века, она предлагает рассмотреть Оптину Пустынь к а к оп тим ал ьны й в ари ан т синтеза иосифлянской и не­ стяжательской традиций мо­ нашества. По лицу Алисі пробегает тень над ежды . Пока он еще на распутье, но православные братья и сест­ ры указали ему выход из ту­ пика, и возможно, духовный кризис будет преодолен. Размышляя об итогах се­ минара, хочу отметить сопут­ ствующее всему занятию оп­ тимистическое настроение на­ ших теологов. Такая жизне­ радостность подкрепля ется не только знаниями и скла­ дом мыш л ен и я реб я т , но прежде всего их христианс­ ким мироощущением , суть которого раскрыта в н азва­ нии статьи. А теперь о сверхзадаче к а ­ толиков на нашем семинаре. Ради чего же они пришли на Русь? Ради того, чтобы обр* сти в лице православных бра­ тьев и сестер союзников для борьбы с протестантами. До­ биться этого им не удалось. Более того, ситуация с бра­ том Алисио оставляет ощу­ щение отрытого финала. Воз­ можно, он перейдёт в Право­ славие. Ведь в главном мы все-таки едины. ТатьянаРябинина. ШМШШ Информация От автобусной остановки «Улица Марата» до Свято-Никольского ка­ федрального собора курсирует микроавтобус. Отправление автобу­ са по мере загрузки пассажиров. Расписание движения в декабре: 3 — 17.00 - 18.00 4 — 7.45 - 8.45 17.00 - 18.00 5 — 7.45 - 8.45 11 — 17.00 - 18.00 12 — 7.45 - 8.45 18 — 17.00 - 18.00 19 — 7.45 - 8.45 25 — 17.00- 18.00 26 — 7.45 - 8.45 27 — 17.00 - 18.00 28 — 7.45 - 8.45. ІШШІ ШкШ шшш Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11. тел. 25-53-24. E-mail: murmansk_eparchy(a ;mail.ru И.о. редактора Дмитрий Сизоненко. 1азета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Мурманское областное книжное издательство». Тираж 7 000 экз. Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz