Миссионерская православная газета. 2004 г. № 11. Ноябрь.
Миссиоиерскля ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗеТА №11, НОЯБРЬ, 2004 Пост в свете Слова Божия 28 ноября начинается Рождественский пост 28 ноября (14 ноября - по ста рому стилю), начинается Рож дественский пост, который так же называют Филипповым по стом. По просьбам читателей этой теме мы посвящаем специ альную рубрику. В чём для христиан состо ит смысл соблюдения поста? Это способ последовать за Христом и вместе с Ним в пустыню, чтобы там сразить ся с дьяволом. В Библии не редко упоминается о том, что цари, пророки, благочестивые простолюдины постятся ин дивидуально или вместе. Сре ди них Иоанн Креститель, его ученики, а также и фа рисеи. Евангелие рассказыва ет о том, что Господь наш, прежде чем выйти на пропо ведь, удаляется в пустыню, чтобы отразить искушения лукавого. Если мы д ей стви т ел ьно хотим, чтобы подвиг поста принес благодатные плоды, чрезвычайно важно помнить том, что говорит о этом jcnoflb, потому что пост со пряжен с опасностью: он мо жет по сл уж и т ь духовной пользе, но может привести и к падению, удалению от Бога. Первый урок, который пре подносит Евангелие: пост ис ключительно важен для вос хож д ени я по духовному пути. Не случайно первое ис кушение Христа в пустыне касается именно пищи, по тому что человеческое тело не может бесконечно долго об ходиться без неё. Когда на сороковой день Он «взалкал» , когда Его тело утомлено голодом, подступа ет сатана. Лукавый дух пыта ется внушить идею утолить олод, прибегнув к силе Бо- ией, которая и камни может превращать в хлеба, ссылаясь при этом на слова Священно го Писания. Господь отвечает известными словами из книги Второзакония: «Не одним хле бом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Гос пода» (Втор., 8, 3). «Хлеб» в данном случае означает не столько пищу, в которой нуждается челове ческое тело для того, чтобы выжить , но, прежде всего, то, что «питает» чувства. В широком смысле «хлеб» - это весь сотворенный мир, который питает ум и душу ч ел о в е к а . Короче г о в о р я , всё, кроме самого Бога. Для того, чтобы человеческое ес тество обрело свою истинную сущность, стало образом и подобием Божиим, человеку нужна духовная пища, Сло во Божие. Ответ Иисуса изобличает лукавство сатаны, который внушает, будто человек мо жет обрести вечную жизнь, к которой он призван, пита ясь сотворенными вещами, но не самим Богом. Ту же са мую западню искуситель рас ставляет Еве; «Нет, не умре те, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, от кроются глазь ваши , и вы будете, к а к боги, знающие добро и зло» (Быт., 3, 4-5). Первый Адам доверился лу кавому и пал, Новый Адам Христос разоблачает ложь са таны и наставляет человека на правильный путь, угодный Богу от вечности: чтобы че ловек обрел свою пищу в Са мом Боге, воистину стал «сы ном Божиим», сопричастни ком Божественной жизни. Пост как духовная брань Д уховный смысл поста раскрывается через образ пу стыни. Пустыня - это место кой пост может привести к падению. Господь, в частно сти, предупреждает об иску се тщ е сл ави я , честолюбия, когда человек ждёт, что на его подвиги обратят внима ние другие люди. Поститься следует перед Богом, а не пе ред людьми, поскольку пост - это добровольное приношение Богу, а не людям. В Евангелии фарисеи уп рекают Иисуса за то, что Его ученики не соблюдают поста, тогда к а к уч еники Иоанна Крестителя и фарисеи постят ся (Лк., 5, 33-35). Не отве ч а я прямо на эти упр еки , молиться, чтобы Бог послал силу нести бремя поста, и вме сте с тем подвиг воздержания о ткры в ает дверь молитвы , которая, по определению аввы Евагрия, становится «собесе дованием ума с Богом». Радость для души Однажды в день великого праздника, один из братьев вкушал пищу в церкви Кел- лий. И когда поставили пе ред ним варёное блюдо, авва Е лладий А л ек с ан д рий ск ий начал плакать. Авва Иаков говорит ему: «Отчего ты пла чешь, отче?». И тот ответил: Четыре наставления о посте из Евангелия Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Мф„ 4, 1-4). Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. (Мк„ 9, 25-29). Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф„ 6, 16-18). Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисей ские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. (Лк., 5, 33-35). «Потому что закончилась ра дость души - пост, и теперь начинается ублажение тела». Некогда в скиту дано было повеление: поститесь эту не делю, и сделайте Пасху. Слу чилось же братиям из Егип та прийти к авве Моисею. Старец приготовил им немно го вареного. Соседи его, уви дев дым, сказали клирикам: вот Моисей преступил заповедь отцев и приготовил варёное. Они сказали: когда он придет, мы скажем ему. По наступле нии субботы клирики , зная великую жизнь аввы Моисея, говорят ему пред народом: «Авва Моисей! ты преступил заповедь человеческую и ис полнил заповедь Божию». Авва Иосиф спросил авву Пимен а: «Как должно по ститься»? Авва Пимен отве чал ему: «Надобно, по моему мнению, есть каждый день, но есть немного, не досыта. Как же ты, авва, в юности своей сам постился по два дня? - сказал авва Иосиф. «Точно постился по три дня и по четыре, и даже по неде ле, - отвечал старец, - но всё это испытали отцы, как сильные в добродетели, и на шли, что лучше есть каждый день понемногу, и показали путь царский, ибо он удобнее для нас». Авва Исидор-пресвитер из Келлий говори'1'! «Если вы соблюдаете у ст ановл енный пост, то не наполняйтесь гор дыней. Ибо спасительнее чело веку есть мясо, чем наполнять ся гордыней и тщеславием». Спросил однажды авва Лон гин авву Лукия о трех помыс лах, говоря: «Я хочу стран ствовать». Сказал авва Лукий ему: «Если ты пойдешь в лю бое место, но не удержишь сво его языка, ты не странник». Сказал он ему еще: «Я хочу поститься по два (дня)». Ска зал авва Лукий ему: «Сказал Исайя пророк: «Если ты скло няешь свою шею подобно коль цу, не будет назван пост по стом угодным». Но лучше обуз дай помыслы дурные». Сказал он еще в третий раз: «Я хочу бежать от людей». Сказал он ему: «Если ты прежде не на учишься жить хорошо с людь ми, то, даже если будешь один, ты не сможешь направить себя хорошо». Говорили о другом старце, что он провел семьдесят не дель, постясь, и вкушал один раз в неделю, причем он про сил об одном слове Писания, но Бог не открыл ему. Сказал же он в себе: «Я предпринял великий труд и не получил никакой пользы. Пойду тогда к брату и спрошу его». Когда же он запирал дверь, чтобы идти, был послан к нему ан гел Господа, говорящий : «Эти семьдесят недель, что ты постился, не приблизили те бя к Богу. Когда же ты сми рился, чтобы пойти к твоему брату, я был послан сказать тебе слово». И он удовлетво рил его относительно слова и отошел от него. ПодготовилД.Сизоненко. Н о вго р о д с к а я и к о н а «И л и я -п р о р о к в пустыне». безводное, уединенное, вда ли от городов и людей, где почти нет ни растений , ни воды, где нас ничто не «от влекает» от Бога. В физичес ком смысле пустыней может стать наша комната, а в ду ховном - внутренние покои нашего сердца, где мы вдали от развлечений готовимся к встрече с Богом. Смысл Рож дественского поста состоит в ожидании встречи. Итак, пу стыня - это место встречи, где человек остаётся наедине с Богом. Но это и место ис куш ений , поэтому, присту пая к посту, следует приго товиться к битве. Господь учит нас соеди нять пост с молитвой. Если мы действительно хотим очи ститься, изгнать нечистых ду хов, которые хотят поселить ся в нас: «Сей род не может выйти иначе, как от молит вы и поста» (Мк., 9, 25-29). В дни поста человек питает ся в Боге и соединяется с Ним в молитве. Слова Нагорной пропове ди нас предостерегают ещё от одного рода искушений. Пост не должен стать самоцелью. Множество людей постятся по самым разным причинам, которые не имеют ничего об щего с духовной жизнью. Та Иисус спрашивает, подобает ли друзьям жениха поститься в те дни, когда жених рядом с ними, то есть в преддверии близкой свадьбы. Напрашива ется ответ: «Нет!» Ученики Иисуса будут поститься потом, когда Жениха с ними уже не будет. Жених - это Сам Хри стос, и, пока Он с ними, они питаются и насыщаются са мим Его присутствием. Он на сыщает их хлебом жи зни , Словом Божьим. Пост имеет смысл только когда знаешь, Кто есть истинный Хлеб жиз ни, Которого алчет всё живу щее, когда томишься от раз луки с Ним. Итак, всему своё время, время поститься и вре мя воздержаться от поста когда Жених с нами. В литургическом календа ре вспоминаюся события зем ной жизни Спасителя, Божи- ей Матери и святых, и в не которые дни , в некоторые периоды Церковь предписы вает по с ти т ь с я , когда мы ждём Жениха, а в некоторые дни пост неуместен - когда Господь с нами (это прежде всего великие праздники и каждое воскресенье, день Вос кресения Христова). Итак, самое важное со единять пост с молитвой. С одной стороны, необходимо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz