Миссионерская православная газета. 2004 г. № 11. Ноябрь.

№11, НОЯБРЬ, 2004 ЛЛисоионеРскАя прлеослленая г л з е т л Д с ■■ И вот, пришел человек, именем » ^ Иаир, который был начальником си­ нагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на вра­ чей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикос­ нулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты го­ воришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Жен­ щина, видя, что она не утаилась, с трепе­ том подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причи­ не прикоснулась к Нему и как тотчас исце­ лилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бой­ ся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кро­ ме Петра, Иоанна и Иакова, и отца деви­ цы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились роди­ тели ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. И ко н а «Исцеление к р о вот о чи во й жены». X V I в. Вера твоя спасла тебя! «Дерзай дщи , вера твоя спасе тя: иди в мире»! С таки­ ми словами Господь наш об­ ращается к кровоточивой жене, такими словами Слово Жизни пробуждает внутрен­ ние силы души, внутренние ресурсы веры, любви и дове­ рия, которые погребены в глу­ бине каждого человека. То же самое Он повторяет и началь­ нику синагоги, у которого при смерти дочь: «Не бойся, ток­ мо веруй, и спасена будет» (Лк., 8, 50). Страх, болезнь, страдание и смерть - вот те язвы греха, которые Спаситель исцеляет Своим прикосновением и ког­ да из сострадания к людям Он приносит в жертву Свою Жизнь. В обмен Он просит только одного - веры. От нас не требуется ничего сверхъес­ тественного, Господь ждёт и просит только верить в Него, довериться Ему до конца. Но эта простая вещь оказывает­ ся не по силам огрубевшему сердцу, ибо повседневная жизнь приучает нас быть ос­ мотрительными и ко всему относиться с недоверием. На каждом шагу нас поджидают разочарования, обманутые на­ дежды, которые любого могут привести на грань отчаяния, это своего рода духовные кро­ вотечения, которые истощают силы души и сердца. Но без нашей веры, без на­ шего доверия Христос не мо­ жет войти под крои души, что­ бы исцелить и согреть её Сво­ им присутствием. Итак , Господь нага спешит к умира­ юще!! девочке, но вот по до роге Его задерживает одно со­ бытие. Евангелист рассказывает нам о чуде, которое соверша­ ется без всякой мольбы, толь­ ко потому, что для веры в Бо­ жественную любовь и силу ничего невозможного нет. Кто эта несчастная женщина? На протяжении 12 лет она стра­ дает кровотечениями, и ник­ то не в силах исцелить её. При этом следует иметь в виду, что этот недуг, столь мучительный сам по себе, усу­ губляется религиозной пробле­ мой. Согласно предписаниям о чистоте, которым неукосни­ тельно следовали благочести­ вые люди, кровотечение дела­ ет человека нечистым. Более того, несчастная женщин а даже случайным прикоснове­ нием оскверняет других. Кни­ га Левит подробно излагает об­ ряд омовения, который следу­ ет совершить после того, когда проходит недуг, и только по прошествии нескольких дней скверна считается снятой. Итак, помимо физических страданий, эта женщина в те­ чение 12 лет непрестанно не­ сёт на себе бремя ритуальной нечистоты. И вот несчастная услышала о Господе нашем или увидела воочию, как Он исцеляет других, и поверила в Иисуса. Она приближается к Нему сзади и украдкой при­ касается к краям одежд. Учи­ тывая религиозный контекст того времени, столь дерзновен­ ный поступок грозил ей суро­ вым наказанием, ибо, прика­ саясь к Учителю, она осквер­ няет Его. И конечно лее она знает, что все остальные рав­ вины, книжники и фарисеи, строго соблюдают эти предпи­ сания. Поэтому, чтобы остать­ ся незамеченной, она прячется в толпе, которая со всех сто­ рон теснит Иисуса. Она убеж­ дена, что Иисус наделён Боже­ ственной силой. Она верит, что через Него действует Дух Бо­ жий, и достаточно лишь ма­ лейшего незаметного прикосно­ вения, чтобы исцелиться. При этом текст уточняет: она прик аса ет ся к кр а ям одежд, то есть к тем кистям, которые иудеи носили по че­ тырём углам гиматия или по­ крывала для молитвы, как это предписано в книге Второза­ кония: «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрыва­ ешься» (Втор., 22, 12). Затем это предписание объясняется в Книге Чисел: «И сказал Гос­ подь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кис­ ти на к р а ях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспомина­ ли все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ва­ ших , которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помни­ ли и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Числ., 15, 37-40). Таким образом, эти края одежд имеют высочайший ду­ ховный и священный смысл: это не что иное, как символ Завета, заключённого во вре­ мя Исхода из Египта, символ послушания заповедям Божи- им и знак принадлежности к богоизбранному народу. Разумеется, прикасаясь к этим кистям, она как могла по­ старалась остаться незамечен­ ной, и Иисус ничего бы и не заметил, поскольку, если мож­ но так сказать, она не касает­ ся Его лично. В смирении эта женщина хо­ чет остаться незамеченной, но она уверена в том, что, когда она прикоснётся к Господу, всё произойдёт совершенно иначе: она не осквернит Его (в отли­ чие от всех других, к кому она может прикоснуться), а, на­ оборот, Он очистит её. Он на­ делён искупительной Б ож е ­ ственной силой, которая исце­ ляет и без мольбы. Дерзновение этой женщины безмерно, ибо она рискует сво­ им прикосновением осквернить часть одежды, которая освя­ щает собой повседневную жизнь благочестивого иудея. Но в тот момент, прикасаясь к кистям, она взывает к един­ ственной в своём роде святос­ ти единородного Сына Божия, Спасителя и Подателя Жизни. Этот вопль творения, кото­ рый возносится из бездны от­ чаяния к своему Творцу, ус­ лышан , молитва исполнена. Отчаянный вопль о милости потрясает благоутробие Бога, сила этой мольбы такова, что в ответ совершается чудо, - столь велико было доверие! Евангелие говорит: «Цар­ ство Небесное силою берется, и употребляющие усилие вос­ хищают его» (Мф., 11, 12). Именно на такое усилие, на та­ кую дерзость и решается эта женщина. Может быть, един­ ственный смысл человеческих страданий в том и состоит, что­ бы сложить оружие, чтобы научиться всецело предать себя Богу в доверии и в вере? Той же веры Господь наш просит и у начальника синаго­ ги, потерявшего дочь. И опять посреди слёз и горя являет себя Божественная сила. Подобно Илии и Елисею, Иисус воскре­ шает ребёнка, но если великие пророки воскресают силой сво­ ей молитвы, Господь наш дей­ ствует как Господин Жизни, ибо Он - возлюбленный Сын Отца, воплощенное Слово, равный Отцу и Святому Духу в есте­ стве, силе и чести. За каждой Божественной литургией Церковь ходатай­ ствует за своих усопших. Это Евангелие открывает нам тай­ ну нашей надежды и наших мо­ литв за них. Добровольной смертью и воскресением Своим Господь нам дарует вечную жизнь, в Нём мы усыновлены Богу и становимся наследника­ ми небесной благодати, сооте­ чественниками святых, члена­ ми семьи Единого Отца. Чтобы жить в этой сопричастности Отцу, Сыну и Святому Духу, нам нужно открыть сердце в вере и в любовном доверии к Господу, по любви отдавшего Свою жизнь за каждого из нас. Точно так-же наша молитва за живых и усопших братьев - это проявление братской любви, ко­ торая потрясает благоутробие Бога. В ней мы уподобляемся начальнику синагоги, чья скорбь заставляет Господа вос­ кресить умершее дитя. В тот момент, когда мы приблизимся к Святому При­ частию, к Телу и Крови Гос­ пода нашего и Спасителя, от­ кроем наше сердце навстречу Его Божественному милосер­ дию с доверчивой любовью и твёрдой верой. Мы прикоснём­ ся не просто к к р а ям Его одежд, но примем пречистое Тело и честную Кровь, мы вку­ сим Глагол Жизни, соединим­ ся с Ним и преобразимся Им. Испросим у Господа через заступничество Пресвятой Ма­ тери Божией быть Его прича­ стниками, чтобы стать живым храмом Духа Святого во сла­ ву Бога Отца. Аминь. Д.В.Сизоненко. Ж Жители Кесарии считали, что евангельская кровоточивая была родом из их города, они показывали её дом и памятник: «На высоком камне у дверей её дома высится бронзовая женская статуя. Коленопреклоненная женщина, простирающая руку в молитвенном исступлении; напротив неё - отлитая из того же материала фигура стоящего мужчины, красиво окутанного плащом и протягивающего руку женщине. У ног его, на самом пьедестале, растёт неизвестная трава, доходящая до подола бронзового плаща: это - целебное лекарство от всех болезней. Эта статуя, говорили, изображает Иисуса...» Евсевий. Церковная История, 18. Иисус и кровоточивая. Фреска из катакомб св. Марцеллина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz