Миссионерская православная газета. 2004 г. № 11. Ноябрь.

№11, НОЯБРЬ, 2004 Миссионерская прлеослмыля глзетл АРХИЕПИСКОП СИМОН ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ - Уважаемый владыка Симон! В июльском но­ мере «Православной газеты» я прочла в статье «В МГТУ - новая специальность» такие строки: «Справедливо и то, что в последние годы епар­ хии Русской Православной Церкви остро нужда­ ются в молодых ... журналистах, издателях, биб­ лиотекарях, преподавателях». Скажите, а не пла­ нируется ли у нас открыть хотя бы небольшую пра­ вославную библиотеку, например, при храме Спа- са-на-водах? Ведь многие интересные, хорошо из­ данные православные книги сейчас дороги, и ча­ сто купить больше одной-двух не хватает средств (особенно у пенсионеров, мам с детьми и т.д.). Я с удовольствием отдала бы часть своих книг и большее число людей смогли бы их прочесть. А пишу еще и потому, что я по образованию библио­ текарь, и могла бы безвозмездно поработать в такой библиотеке (на всё воля Божия, конечно). Как Вы думаете, действительно у нас в Мур­ манске когда-то будут нужны православные биб­ лиотекари? И если они нужны сейчас, куда мож­ но обращаться? Простите за вопросы. С уважением Алевтина, 32 года. P.S. Напечатайте, если возможно, житие свя­ того благоверного князя Владислава Сербского. - Алевтина! Небольшая православная библиотека существует в Свя- то-Никольском кафедральном соборе. В храме Спаса-на-во- дах со временем она тоже бу­ дет. Сейчас решается вопрос с помещением. Поскольку наши прихожа­ не и студенты остро нуждают­ ся в открытии православной библиотеки, это становится од­ ним из самых неотложных вопросов. Большое спасибо за Ваше письмо, за предложен­ ную помощь. Мы обратимся к Вам, как только удастся ре­ шить вопрос с помещением. Может быть, предложен­ ные сведения о небесном покро­ вителе Вашего сына, святом благоверном князе Владиславе Сербском, Вам уже известны. Они заимствованы из статьи архиепископа Филарета (Гуми­ левского), посвященной свя­ тым сербским князьям. Св. Владислав был сыном св. короля сербского Стефана. Из четырех сыновей его трое: Родослав (с октября 1224 г.). Владислав (с февраля 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.). - один за другим, были венчанными королями Сербии. Сын, король Владислав, как и отец, чтится в числе свя­ тых. Ему пришлось потер­ петь довольно тревог от люд- Икона св.Владислава Сербского. ских слабостей. Брат его Ро­ дослав, сведенный с ума бес­ путною женою, венецианкою, за беспутства выгнан был из Сербии, и Владислав объявлен был преемником его. По Ро­ дослав грамотою от 4 февра ля 1234 г. объявил из Дубров­ ника, что он - король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишен бра­ том. Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество. Едва окончились эти тревоги, как Владимир, граф Омышский, со своими омышанами, привык шими к морскому разбою, опу­ стошил приморские зем ли Сербии. Расправившись оружи­ ем с грабителями. Владислав обязал рагузян грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действи­ я х неприязненных для Сербии. Заботясь о внутреннем ус­ тройстве Сербии, король В ла ­ дислав отыскал серебряные рудники в стране своей и раз­ работкою их обогатил Сер­ бию. ГІо известию Даниила , «желая достигнуть небесных селений, он построил на зем­ ли храмы прекрасные и снаб­ дил их дарами (з ем л ями ) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называе­ мый Милешев, в который он перенес из Тернова тело вели­ кого архиерея Саввы». Благо­ творения же его нищим, стран­ ным, больным неисчислимы. Королевствовав семь лет, пе­ решел в вечность с радостию о Господе. Тело его положено было в его монастыре Миле- иіеве. На монетах писался он: «раб Христов Владислав», и изображался: «стоящий король с венцем на главе, в длинной одежде, опоясанный, с держа­ вою в правой руке». В Миле- иіевской обители еще цело на стене изображение с надписью: «обретение мощем. святаго Стефана». В древнем Сербс­ ком уставе под 30 июля ска­ зано: «бысть объявление мо­ щем краля Владислава, хти- тора Милешевскаго, въ дьни многокраснаго царя Уроша». Дорогой Владыко, мы с под­ ругой живем в одном городе, а в храм на службу ездим на машине в другой. Можем ли мы так делать. Наш батюшка ругает нас за это. Р. Б. Алла. Наверное, у батюшки есть основания «ругать» Вас и Вашу подругу. Выполняйте то, что он вам благословляет. Владыка Симон, объясните, пожалуйста, нужно ли во время каждения прихожанам повора­ чиваться за диаконом или стоять лицом к алтарю. Мы были в раз­ ных храмах, и везде делают по- разному. Галина, Мончегорск. Поворачиваться так, чтобы быть спиной к алтарю, нельзя. Кроме того, при пово­ рачивании в храме (так же, как при других движениях и разговорах) возникают сума- тошность и беспорядок. Если я перед Причастием не успел прочитать все молитвы из «Правила ко Святому Причаще­ нию», то могу ли я дочитать их во время службы? Р. Б. Александр, 35 лет. Если Вы не выполнили пе­ ред Божественной литургией, за которой готовились прича­ щаться, свое молитвенное пра­ вило, то скажите об этом на исповеди. Священник, может быть, разрешит Вам причас­ титься, а правило закончить благословит Вас после служ­ бы. Во время службы выпол­ нять его не следует. У моей дочери частые голов­ ные боли, ей бывает очень пло­ хо. Врачи не могут ничего сде­ лать. Мы обратились к целите­ лю. Он прописал ей метод ле­ чения, после которого ей сразу на некоторое время стало очень плохо, но потом состояние ста­ билизировалось, и голова те­ перь редко болит. Я редко хожу в церковь, но все же прислу­ шиваюсь к ее мнению. Я знаю, что Церковь осуждает целителей и экстрасенсов, но как мне быть, ведь дочери же помогло? Галина Алексеевна, 55 л. Сейчас вашей дочери стало лучше, но неизвестно, как бу­ дет она чувствовать себя в бу­ дущем. Обычно после лечения у «целителей» приходит ухуд­ шение состояния. Обращение к ним - грех. Поэтому и Вам, и дочери Вашей рекомендую поисповедаться. Не могу разобраться, в чем принципиальная разница между Православием и старообрядче­ ством. Почему крестное знамение они совершают двумя перстами? Р. Б. Виктор, 32 года. Старообрядцы - православ­ ные. Но они пребывают в рас­ коле. Совершение крестного знамения «двумя перстами» - это их традиция. В разное время я исповедо­ валась трем священникам. Те­ перь по возможности стараюсь подойти под благословение сразу к трем. Могу ли я считать их всех моими духовниками? Р. Б. Галина, 64 года. Исповедь - это еще не дос таточный критерий для поня­ тия «духовник», «духовный отец». Трех духовников быть не может. Ведь настоящий отец - это тот, кто рождает и при­ водит нас к вещам вечным, Бо­ жественным, кто открывает нам врата (один раз), которые иначе остались бы закрытыми. Его мы можем найти не всегда и не везде. Иногда приходится ждать очень долгое время, пока Бог пошлет нам такого чело­ века. Брать благословение у каждого из трех священников Вам можно. Это очень прилич­ но. Но не «сразу» (одновре­ менно) у трех, как Вы пишете и как я понимаю. Фрагмент иконы Страшного Суда сизображением Благоразумного разбойника (справа). - В сентябрьском выпуске епархиальной газеты увидела икону Благоразумного разбойни­ ка, которую до этого нигде не встречала. Хотелось бы попод­ робнее узнать об этой иконе. Р. Б. Валентина. - Всем известно евангель­ ское повествование о том, как по обе стороны Иисуса Хрис­ та были распяты два разбой­ ник а . Р а сп я ты й по левую руку хулил Господа и повто­ рял фарисейское: «если ты Христос, спаси Себя и нас». А тот, который был распят по правую руку, укорял его, говоря: «...мы осуждены спра­ ведливо, потому что достой­ ное по делам нашим приня­ ли; а Он ничего худого не сде­ лал» . И ск а зал Иисусу: «Помяни меня, Господи, ког­ да приидешь в Царствие Твое!» И Господь отвечает ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк., 23, 39-43). С древ­ нейших времен хри сти ан е считают, что первым с Госпо­ дом в рай вошел Благоразум­ ный разбойник (согласно пре­ данию, его имя было Рах). История Благоразумного раз­ бойника оставила глубокий след в русской культуре. В средние века на Руси бытова­ ло множество апокрифических преданий. В них, например, рассказывалось, как в детстве его кормила грудью Сама Бо­ ж и я Матерь, что его крест был сделан из райского дре­ ва, и т. п. О чудесном спасе­ нии Благоразумного разбойни­ ка повествуют некоторые ико­ ны «Воскресения и сошествия во ад». На них можно видеть следующие сцены. Спаситель вручает Благоразумному раз­ бойнику крест и отправляет с посольством в рай, однако у ворот рая херувимы отка­ зы ваю тся пропустить его. Тогда он показывает им Крест Христов и входит под райс­ кие кущ и . Здесь пророки Енох и Илия расспрашивают его о том, как он попал в рай, и в ответ слышат рассказ о событиях, происшедших на земле. Нередко образ Благо­ разумного разбойника можно видеть в- иконостасе, на север­ ных дверях, на том месте, где обычно изображается перво­ мученик архидиакон Стефан. На них мы видим мужчину средних лет, остриженного по-русски «под горшок», с не­ большой бородой, босого, по­ луобнажённого, одетого в бе­ лые порты. В этом евангельском сюже­ те русский человек почувство­ вал нечто глубоко созвучное ему самому: все мы в той или иной степени разбойники ... Недаром в русской литерату­ ре XIX в. тема Благоразум­ ного разбойника находит свой отклик в таких шедеврах, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевс­ кого (известно, что писатель всю жизнь вынашивал план грандиозного романа «Житие великого грешника»). Тема покаяния и спасения падше­ го человека тревожила душу Н. В. Гоголя, во втором томе его знаменитой поэмы «мёрт­ вые души» должны были вос­ кре снуть . Конечно, н ель зя обойти молчанием и любимую всеми быль Н.А.Некрасова о двенадцати разбойниках в по­ эме «Кому на Руси жить хо­ рошо» . Отчего же столь дорог рус­ ской культуре, русской душе Благоразумный разбойник? В основе этого чувства лежит благоговейное сострадание, жалость верующего сердца к человеку, «сотворенному по образу и подобию непостижи­ мого Бога» (свт. Григорий Нисский). Даже в самом рас­ последнем грешнике может внезапно открыться высочай­ шее благородство духа. Как бы н и зк о ни пал человек, никто не измерит бездны Бо- жией милости. «...Да не одо­ леет моя злоба Твоей неизг- лаголанной благости и мило­ сердия », - молимся мы на сон грядущий словами преподоб­ ного Иоанна Дамаскина. К этим безднам-высотам Бог зо­ вёт верующих в Него, поэто­ му отношение народного Пра­ вославия к тайне человечес­ кой лично сти можно о х а ­ р ак тери зова ть ка к в высо ­ чайшей степени антифарисей- ское, порой это доходит даже до нигилизма. Перед лицом милосердия Божия все мы - разбойники и каждую мину­ ту нуждаемся в покаянии. И порой всего лишь шаг отде­ ляет нас от самых высот жи з­ ни, «скрытой со Христом в Боге» (Кол., 3, 3). Благора­ зумный разбойник столь до­ рог, потому что он первым из нас дерзнул совершить шаг на­ встречу Богу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz