Миссионерская православная газета. 2004 г. № 11. Ноябрь.
№11, НОЯБРЬ, 2004 Миссионерская прлеослмыля глзетл АРХИЕПИСКОП СИМОН ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ - Уважаемый владыка Симон! В июльском но мере «Православной газеты» я прочла в статье «В МГТУ - новая специальность» такие строки: «Справедливо и то, что в последние годы епар хии Русской Православной Церкви остро нужда ются в молодых ... журналистах, издателях, биб лиотекарях, преподавателях». Скажите, а не пла нируется ли у нас открыть хотя бы небольшую пра вославную библиотеку, например, при храме Спа- са-на-водах? Ведь многие интересные, хорошо из данные православные книги сейчас дороги, и ча сто купить больше одной-двух не хватает средств (особенно у пенсионеров, мам с детьми и т.д.). Я с удовольствием отдала бы часть своих книг и большее число людей смогли бы их прочесть. А пишу еще и потому, что я по образованию библио текарь, и могла бы безвозмездно поработать в такой библиотеке (на всё воля Божия, конечно). Как Вы думаете, действительно у нас в Мур манске когда-то будут нужны православные биб лиотекари? И если они нужны сейчас, куда мож но обращаться? Простите за вопросы. С уважением Алевтина, 32 года. P.S. Напечатайте, если возможно, житие свя того благоверного князя Владислава Сербского. - Алевтина! Небольшая православная библиотека существует в Свя- то-Никольском кафедральном соборе. В храме Спаса-на-во- дах со временем она тоже бу дет. Сейчас решается вопрос с помещением. Поскольку наши прихожа не и студенты остро нуждают ся в открытии православной библиотеки, это становится од ним из самых неотложных вопросов. Большое спасибо за Ваше письмо, за предложен ную помощь. Мы обратимся к Вам, как только удастся ре шить вопрос с помещением. Может быть, предложен ные сведения о небесном покро вителе Вашего сына, святом благоверном князе Владиславе Сербском, Вам уже известны. Они заимствованы из статьи архиепископа Филарета (Гуми левского), посвященной свя тым сербским князьям. Св. Владислав был сыном св. короля сербского Стефана. Из четырех сыновей его трое: Родослав (с октября 1224 г.). Владислав (с февраля 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.). - один за другим, были венчанными королями Сербии. Сын, король Владислав, как и отец, чтится в числе свя тых. Ему пришлось потер петь довольно тревог от люд- Икона св.Владислава Сербского. ских слабостей. Брат его Ро дослав, сведенный с ума бес путною женою, венецианкою, за беспутства выгнан был из Сербии, и Владислав объявлен был преемником его. По Ро дослав грамотою от 4 февра ля 1234 г. объявил из Дубров ника, что он - король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишен бра том. Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество. Едва окончились эти тревоги, как Владимир, граф Омышский, со своими омышанами, привык шими к морскому разбою, опу стошил приморские зем ли Сербии. Расправившись оружи ем с грабителями. Владислав обязал рагузян грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действи я х неприязненных для Сербии. Заботясь о внутреннем ус тройстве Сербии, король В ла дислав отыскал серебряные рудники в стране своей и раз работкою их обогатил Сер бию. ГІо известию Даниила , «желая достигнуть небесных селений, он построил на зем ли храмы прекрасные и снаб дил их дарами (з ем л ями ) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называе мый Милешев, в который он перенес из Тернова тело вели кого архиерея Саввы». Благо творения же его нищим, стран ным, больным неисчислимы. Королевствовав семь лет, пе решел в вечность с радостию о Господе. Тело его положено было в его монастыре Миле- иіеве. На монетах писался он: «раб Христов Владислав», и изображался: «стоящий король с венцем на главе, в длинной одежде, опоясанный, с держа вою в правой руке». В Миле- иіевской обители еще цело на стене изображение с надписью: «обретение мощем. святаго Стефана». В древнем Сербс ком уставе под 30 июля ска зано: «бысть объявление мо щем краля Владислава, хти- тора Милешевскаго, въ дьни многокраснаго царя Уроша». Дорогой Владыко, мы с под ругой живем в одном городе, а в храм на службу ездим на машине в другой. Можем ли мы так делать. Наш батюшка ругает нас за это. Р. Б. Алла. Наверное, у батюшки есть основания «ругать» Вас и Вашу подругу. Выполняйте то, что он вам благословляет. Владыка Симон, объясните, пожалуйста, нужно ли во время каждения прихожанам повора чиваться за диаконом или стоять лицом к алтарю. Мы были в раз ных храмах, и везде делают по- разному. Галина, Мончегорск. Поворачиваться так, чтобы быть спиной к алтарю, нельзя. Кроме того, при пово рачивании в храме (так же, как при других движениях и разговорах) возникают сума- тошность и беспорядок. Если я перед Причастием не успел прочитать все молитвы из «Правила ко Святому Причаще нию», то могу ли я дочитать их во время службы? Р. Б. Александр, 35 лет. Если Вы не выполнили пе ред Божественной литургией, за которой готовились прича щаться, свое молитвенное пра вило, то скажите об этом на исповеди. Священник, может быть, разрешит Вам причас титься, а правило закончить благословит Вас после служ бы. Во время службы выпол нять его не следует. У моей дочери частые голов ные боли, ей бывает очень пло хо. Врачи не могут ничего сде лать. Мы обратились к целите лю. Он прописал ей метод ле чения, после которого ей сразу на некоторое время стало очень плохо, но потом состояние ста билизировалось, и голова те перь редко болит. Я редко хожу в церковь, но все же прислу шиваюсь к ее мнению. Я знаю, что Церковь осуждает целителей и экстрасенсов, но как мне быть, ведь дочери же помогло? Галина Алексеевна, 55 л. Сейчас вашей дочери стало лучше, но неизвестно, как бу дет она чувствовать себя в бу дущем. Обычно после лечения у «целителей» приходит ухуд шение состояния. Обращение к ним - грех. Поэтому и Вам, и дочери Вашей рекомендую поисповедаться. Не могу разобраться, в чем принципиальная разница между Православием и старообрядче ством. Почему крестное знамение они совершают двумя перстами? Р. Б. Виктор, 32 года. Старообрядцы - православ ные. Но они пребывают в рас коле. Совершение крестного знамения «двумя перстами» - это их традиция. В разное время я исповедо валась трем священникам. Те перь по возможности стараюсь подойти под благословение сразу к трем. Могу ли я считать их всех моими духовниками? Р. Б. Галина, 64 года. Исповедь - это еще не дос таточный критерий для поня тия «духовник», «духовный отец». Трех духовников быть не может. Ведь настоящий отец - это тот, кто рождает и при водит нас к вещам вечным, Бо жественным, кто открывает нам врата (один раз), которые иначе остались бы закрытыми. Его мы можем найти не всегда и не везде. Иногда приходится ждать очень долгое время, пока Бог пошлет нам такого чело века. Брать благословение у каждого из трех священников Вам можно. Это очень прилич но. Но не «сразу» (одновре менно) у трех, как Вы пишете и как я понимаю. Фрагмент иконы Страшного Суда сизображением Благоразумного разбойника (справа). - В сентябрьском выпуске епархиальной газеты увидела икону Благоразумного разбойни ка, которую до этого нигде не встречала. Хотелось бы попод робнее узнать об этой иконе. Р. Б. Валентина. - Всем известно евангель ское повествование о том, как по обе стороны Иисуса Хрис та были распяты два разбой ник а . Р а сп я ты й по левую руку хулил Господа и повто рял фарисейское: «если ты Христос, спаси Себя и нас». А тот, который был распят по правую руку, укорял его, говоря: «...мы осуждены спра ведливо, потому что достой ное по делам нашим приня ли; а Он ничего худого не сде лал» . И ск а зал Иисусу: «Помяни меня, Господи, ког да приидешь в Царствие Твое!» И Господь отвечает ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк., 23, 39-43). С древ нейших времен хри сти ан е считают, что первым с Госпо дом в рай вошел Благоразум ный разбойник (согласно пре данию, его имя было Рах). История Благоразумного раз бойника оставила глубокий след в русской культуре. В средние века на Руси бытова ло множество апокрифических преданий. В них, например, рассказывалось, как в детстве его кормила грудью Сама Бо ж и я Матерь, что его крест был сделан из райского дре ва, и т. п. О чудесном спасе нии Благоразумного разбойни ка повествуют некоторые ико ны «Воскресения и сошествия во ад». На них можно видеть следующие сцены. Спаситель вручает Благоразумному раз бойнику крест и отправляет с посольством в рай, однако у ворот рая херувимы отка зы ваю тся пропустить его. Тогда он показывает им Крест Христов и входит под райс кие кущ и . Здесь пророки Енох и Илия расспрашивают его о том, как он попал в рай, и в ответ слышат рассказ о событиях, происшедших на земле. Нередко образ Благо разумного разбойника можно видеть в- иконостасе, на север ных дверях, на том месте, где обычно изображается перво мученик архидиакон Стефан. На них мы видим мужчину средних лет, остриженного по-русски «под горшок», с не большой бородой, босого, по луобнажённого, одетого в бе лые порты. В этом евангельском сюже те русский человек почувство вал нечто глубоко созвучное ему самому: все мы в той или иной степени разбойники ... Недаром в русской литерату ре XIX в. тема Благоразум ного разбойника находит свой отклик в таких шедеврах, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевс кого (известно, что писатель всю жизнь вынашивал план грандиозного романа «Житие великого грешника»). Тема покаяния и спасения падше го человека тревожила душу Н. В. Гоголя, во втором томе его знаменитой поэмы «мёрт вые души» должны были вос кре снуть . Конечно, н ель зя обойти молчанием и любимую всеми быль Н.А.Некрасова о двенадцати разбойниках в по эме «Кому на Руси жить хо рошо» . Отчего же столь дорог рус ской культуре, русской душе Благоразумный разбойник? В основе этого чувства лежит благоговейное сострадание, жалость верующего сердца к человеку, «сотворенному по образу и подобию непостижи мого Бога» (свт. Григорий Нисский). Даже в самом рас последнем грешнике может внезапно открыться высочай шее благородство духа. Как бы н и зк о ни пал человек, никто не измерит бездны Бо- жией милости. «...Да не одо леет моя злоба Твоей неизг- лаголанной благости и мило сердия », - молимся мы на сон грядущий словами преподоб ного Иоанна Дамаскина. К этим безднам-высотам Бог зо вёт верующих в Него, поэто му отношение народного Пра вославия к тайне человечес кой лично сти можно о х а р ак тери зова ть ка к в высо чайшей степени антифарисей- ское, порой это доходит даже до нигилизма. Перед лицом милосердия Божия все мы - разбойники и каждую мину ту нуждаемся в покаянии. И порой всего лишь шаг отде ляет нас от самых высот жи з ни, «скрытой со Христом в Боге» (Кол., 3, 3). Благора зумный разбойник столь до рог, потому что он первым из нас дерзнул совершить шаг на встречу Богу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz