Миссионерская православная газета. 2004 г. № 10. Октябрь.

№10, ОКТЯБРЬ , 2004 Миссионерская прдёослдеиля глзетл СТРАСТИ ПО ГИБСОНУ Сразу же после выхода в свет фильм Мэла Гибсона «Страс­ ти Христовы» вызвал бурю откликов: было впечатление, что я уже увидел этот фильм ещё до того, как посмотрел его в кинозале. Трудно было пе­ ред просмотром освободиться от всего услышанного, чтоб от­ нестись беспристрастно. Мне всегда нравился М. Гибсон как актер и как режиссер за его упоённость жизнью —доста­ точно вспомнить великолеп­ ный фильм «Храброе сердце». Тем острее было чувство уд­ ручённости после просмотра так называемых «Страстей Христовых» —фильм оказал­ ся куда хуже, чем я ожидал. Споры о достоинстве этой ленты так или иначе ведутся в трёх регистрах: историко­ критическом, эстетическом и богословском. Прежде всего, затронем тему «исторической достоверности». Многие превоз­ носят М. Гибсона за смелую ре­ конструкцию того, как имен­ но всё происходило. В связи с этим хочется отметить одну особенность российской мен­ тальности в сравнении с запад­ ной. Намбывыает иногда не­ легко представить себе, что Иисус Христос был человеком. Говоря языком богословов, русское православие надёжно защищено от несторианских тенденций, но бывает безза­ щитно перед соблазном моно- физитства. Поэтому весьма по­ казательна, например, тактика, которую избирает безбожие в России, в отличие от Европы. Первая мысль, которая прихо­ дит на ум западному атеисту: Христос не был Богом, это был один из выдающихся персона­ жей истории человечества, вы­ дающийся проповедник, кото­ рого звали Иешуа. А в России, наоборот, атеисты догматизиро­ ван!, что он был только Богом и человеком никогда не был. Это воображаемый мифологи­ ческий персонаж, один из бо­ гов, который ходил не иначе как с нимбом и в каком-то осо­ бом иконном пространстве. Фильм замечателен тем, что напоминает православному зри­ телю: в личности Иисуса Хри­ ста Бог стал человеком и жил в конкретную историческую эпоху, в среде конкретного на­ рода, с его обычаями и нрава­ ми. И этим не следует пренеб­ регать, если мы действитеьл- но хотим читать Евангелие глазами православной веры. Однако при всех притяза­ ниях на историзм фильм гре­ шит иллюзорностью, и вот не­ сколько замечаний. Меня за­ интересовал вопрос, откуда взялось имя сотника Абенедер, его ведь нет в Евангелии. Ве­ роятно, оно заимствовано из книги экстатических видений «Скорбные страсти Господа нашего Иисуса Христа» гер­ манской монахини Анны Ка­ тарины Эммерик (1774-1824). Тогда многое становится на свои места. Недаром эстетичес­ ки фильм выдержан в тяж е­ лых барочных красках , что всецело соответствует мисти­ ческим умонастроениям опре­ делённых католических кру­ гов. То почтение, с которым в фильме иудеи относятся к кро­ ви Иисуса, с исторической точ­ ки зрения - совершенная не­ лепость. Даже самым близким ему людям и в голову бы не пришло вытирать, собирая, словно на память, кровь с ме- Когда видишь, какое место занимает этот фильм в рейтингах, не говоря о восторженных отзывах официальных представителей Церкви, кажется, что всё это происходит во сне ста бичевания. Однако эта сце­ на совершенно оправданна в свете таинственных видений «мюнстерской девы». Откро­ венная юдофобия, которая при­ писывается современникам Иисуса, - абсурдный анахро­ низм, это всецело продукт но­ вого времени. Евангелие ниче­ го не говорит о том, что Пи­ лат предат Иисуса бичеванию якобы для того, чтобы задоб­ рить евреев, а те, конечно же, оказались непреклонны и же­ стокосердны. Никто из еванге­ листов не указывает на то, что именно евреи во главе со сво­ им первосвященником злосло­ вили Спасителя у Креста, а не те же самые эллины и римля­ не, например. На фоне доброй и совершенно неисторичной Ве­ роники со своим «платом» ис­ ключительно омерзительной представлена толпа евреев, ко­ торые травят Иисуса. И, на­ конец, зачем на роль Иисуса и Марии М. Гибсон пригласил актёров с европейской внешно­ стью, а апостола Петра играет актёр с явно семитской наруж­ ностью? В фильме Спаситель - европеец среди семитов. А что, извините, хотел сказать автор сценой самоубийства Иуды? В фильме он бежит из города, за ним увязались урод­ цы, которые глумятся над ним. Иуда в Евангелии кончает с собой, потому что гордыня по­ мешала ему принять прощение, дарованное Иисусом. А в филь­ ме его доводят до самоубийства его же единоплеменники. Евангелисты подробно опи­ сывают события последних дней жизни Иисуса, Его боре­ ние в Гефсиманском саду - до кровавого пота. Но всё пред­ ставлено в совершенно ином свете. Все детали повествова­ ния о неправедном суде и рас­ пятии сообщаются не для того, чтобы вызвать жалость или чувство негодования у читате­ ля, а чтобы подчеркнуть цар­ ское достоинство Христа. О терновом венце говорится не для того, чтобы читатель пред­ ставил в своём воображении капли крови, но чтобы удос­ товерить: Бог даже неверую­ щих побуждает свидетельство­ вать о том, что Иисус - Царь. Режиссер, конечно, не обя­ зан быть богословом. Однако сомнительная в своей основе идея неминуемо отражается и на эстетических каче ств ах фильма. В нём много неудобо­ варимого, актёры на каждом шагу переигрывают: то слиш­ ком неподвижны, то слишком экспансивны, в сцене бичева­ ния они словно позируют пе­ ред мольбертом. Зритель бук­ вально каменеет от страха и ужаса. Перед глазами разыгры­ ваются сцены неслыханного и неправдоподобного насилия. Кадры, снятые крупным пла­ ном, выглядят почти макрофо­ тографией: никто не должен уйти, не насмотревшись вдо­ воль на кровь и раны! То вдруг всё оборачивается дешёвым фарсом (чего стоит, например, сцена, в которой дьявол про­ гуливается со змеем). Это не просто дурной вкус - некоторые кадры до омерзения напомина­ ют фильмы ужасов. Картина отвратительной мясобойни идёт под аккомпанемент еван­ гельский цитат. Фильм при этом не просто лишен всякого духовного измерения, но и на­ меренно представляет всё в пре­ дельно упрощённом виде. Ужас­ но, что эти кадры предназначе­ ны для всемирного просмотра. Вообще говоря, глупость бывает двух видов. Одна про­ исходит просто от врождённой недалёкости ума, неспособно­ сти самостоятельно мыслить, или душевной лени. Это пе­ чальная вещь, но она не таит в себе прямой опасности для окружающих. Однако есть и такая разновидность глупос­ ти, которая ни за что не со­ гласится тихонько прозябать в своем ничтожестве, она в совершенстве владеет искусст­ вом упрощать вещи для того, чтобы манипулировать массо­ вым сознанием, например, ис­ кусственно возбуждая в других ненависть или страх. И она в высшей степени опасна имен­ но потому, что стремится ма­ нипулировать сознанием! Какое бы отвращение ни вызывали, например, персона­ жи фильма «Догвиль», его эмо­ циональная механика проста: зритель надеется, что жертва всё-таки не погибнет, а палачи своё получат сполна. В случае фильма М. Гибсона первое не имеет смысла, поскольку конец заранее известен. Что же оста­ ётся зрителю, когда на винов­ ных ему указывают пальцем?.. Постоянное напряжение, эксцессы садизма и террор стра­ ха, как кажется, преследуют единственную цель: чтобы зри­ тель вышел из кинозала дру гим человеком. Все разновид­ ности фашизма, расизма, опас­ ных сект прибегают к той же технике - превратить своих адептов в зомби. Это срабаты­ вает безотказно, потому что на человека проще простого воз­ действовать, опираясь на при­ сущие его естеству фрустрацию и невежество. Вместо заповеди любви и надежды на воскресе­ ние сердцем зрителя овладева­ ет ненависть и всепожирающая жажда мщения. Чувство спра­ ведливости при виде насилия - тем более насилия над невин­ ным праведником - мгновенно оборачивается банальным че­ ловеконенавистничеством и даже бунтом против Бога. Дья­ вол - изощренный ловец чело­ веков и искусно пользуется этой ловушкой... Мизансцена, в которой народ по-арамейски кричит: «Кровь его на нас», - при всей притензии на много­ значительность вопиюще неле­ па! Её можно сравнить только с дешёвым телевизионным шоу. Другое надёжное орудие дьявола в погоне за душой че­ ловека - всевозможные стерео­ типы, клише, расхожие исти­ ны. Чем проще, тем лучше. Когда видишь, какое место занимает этот фильм в рейтин­ гах, кажется, что это всё про­ исходит во сне. После этой «исторической» версии имеет смысл обратиться к Евангелию и к нашим православным ико­ нам. Почему же от общения с ними испытываешь чувство, со­ вершенно противоположное тому, с которым выходишь из зала после гибсоновского сеан­ са? Почитание икон имеет сво­ им основанием глубокую инту­ ицию о том, что Бог есть свет. Икона представляет мир и со­ бытия Священной истории в Божественном свете. По кон­ трасту с барочной избыточнос­ тью фильма насколько лику­ юще звучит золото русских икон. Струящиеся линии рас­ пятого Тела, небольшие фигу­ ры рыдающих ангелов у Крес­ та создают ощущение парения в пространстве. Образы скор­ бящей Богородицы, благочес­ тивых жен, Иоанна Богосло­ ва, кладущего руку на грудь, своей гармоничностью напоми­ нают движения торжественно­ го ритуального танца. В иконе зримой реальностью становят­ ся таинственные слова Спаси­ теля о Своём распятии: “Дол­ жно вознесену быть Сыну Че­ ловеческому". Созерцая иконы, мы непосредственно переживаем всю парадоксальность мисти­ ческой перспективы, в которой Страсти Христовы — это мо­ мент победы, в которой Страс­ ти и Пасха неразделимы. Если фильм «Страсти Хри­ стовы» привёл кого-то ко Хри­ сту — слава Богу! Только же­ лательно не «зацикливаться» на таком прочтении, не забы­ вать о том, что последнее сло­ во в Евангелии принадлежит Пасхальному ликованию. Дмитрий Сизоненко ФШШНИё П р и С вя то -Н и к о л ь ск ом каф ед р ал ь н ом соборе г. М у р м а н с к а по субботам работает в о с к р е с н а я ш к о л а д л я в зр о слы х . П р и г л аш аю т ся все ж е л ающ и е. З а н я т и я п ровод и т б а к а л а в р б ого сл ови я Муренец С ерафим а Н и к о л аев н а. Н а ч а л о з а н я т и й в 16 ч. Информация От автобусной остановки «Ули­ ца Марата» до Свято-Никольс- кого кафедрального собора кур­ сирует микроавтобус. Отправ­ л е н и е а в т о б у с а по мере загрузки пассажиров. Расписа­ ние движения в ноябре: 3 — 1 7 . 0 0 - 1 8 . 0 0 4 — 7.45 8.45 5 - 17.00 18.00 6 — 7.45 - 8.45 17.00 18.00 7 — 7.45 - 8.45 13 - 1 7 . 0 0 - 1 8 . 0 0 14 — 7.45 - 8.45 20 — 17.00 18.00 21 — 7.45 - 8.45 27 — 17.00 18.00 28 7.45 - 8.45. Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010. Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 25-53-24. И-mail: murmansk_eparchy(a mail.ru И.о. редактора Дмитрий Сизоненко. П р и п е р е п е ч а т к е Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Мурманское областное книжное издательство». Тираж 7.000 экз. с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм, г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz