Миссионерская православная газета. 2004 г. № 10. Октябрь.
№10, ОКТЯБРЬ , 2004 Миссионерская прдёослдеиля глзетл СТРАСТИ ПО ГИБСОНУ Сразу же после выхода в свет фильм Мэла Гибсона «Страс ти Христовы» вызвал бурю откликов: было впечатление, что я уже увидел этот фильм ещё до того, как посмотрел его в кинозале. Трудно было пе ред просмотром освободиться от всего услышанного, чтоб от нестись беспристрастно. Мне всегда нравился М. Гибсон как актер и как режиссер за его упоённость жизнью —доста точно вспомнить великолеп ный фильм «Храброе сердце». Тем острее было чувство уд ручённости после просмотра так называемых «Страстей Христовых» —фильм оказал ся куда хуже, чем я ожидал. Споры о достоинстве этой ленты так или иначе ведутся в трёх регистрах: историко критическом, эстетическом и богословском. Прежде всего, затронем тему «исторической достоверности». Многие превоз носят М. Гибсона за смелую ре конструкцию того, как имен но всё происходило. В связи с этим хочется отметить одну особенность российской мен тальности в сравнении с запад ной. Намбывыает иногда не легко представить себе, что Иисус Христос был человеком. Говоря языком богословов, русское православие надёжно защищено от несторианских тенденций, но бывает безза щитно перед соблазном моно- физитства. Поэтому весьма по казательна, например, тактика, которую избирает безбожие в России, в отличие от Европы. Первая мысль, которая прихо дит на ум западному атеисту: Христос не был Богом, это был один из выдающихся персона жей истории человечества, вы дающийся проповедник, кото рого звали Иешуа. А в России, наоборот, атеисты догматизиро ван!, что он был только Богом и человеком никогда не был. Это воображаемый мифологи ческий персонаж, один из бо гов, который ходил не иначе как с нимбом и в каком-то осо бом иконном пространстве. Фильм замечателен тем, что напоминает православному зри телю: в личности Иисуса Хри ста Бог стал человеком и жил в конкретную историческую эпоху, в среде конкретного на рода, с его обычаями и нрава ми. И этим не следует пренеб регать, если мы действитеьл- но хотим читать Евангелие глазами православной веры. Однако при всех притяза ниях на историзм фильм гре шит иллюзорностью, и вот не сколько замечаний. Меня за интересовал вопрос, откуда взялось имя сотника Абенедер, его ведь нет в Евангелии. Ве роятно, оно заимствовано из книги экстатических видений «Скорбные страсти Господа нашего Иисуса Христа» гер манской монахини Анны Ка тарины Эммерик (1774-1824). Тогда многое становится на свои места. Недаром эстетичес ки фильм выдержан в тяж е лых барочных красках , что всецело соответствует мисти ческим умонастроениям опре делённых католических кру гов. То почтение, с которым в фильме иудеи относятся к кро ви Иисуса, с исторической точ ки зрения - совершенная не лепость. Даже самым близким ему людям и в голову бы не пришло вытирать, собирая, словно на память, кровь с ме- Когда видишь, какое место занимает этот фильм в рейтингах, не говоря о восторженных отзывах официальных представителей Церкви, кажется, что всё это происходит во сне ста бичевания. Однако эта сце на совершенно оправданна в свете таинственных видений «мюнстерской девы». Откро венная юдофобия, которая при писывается современникам Иисуса, - абсурдный анахро низм, это всецело продукт но вого времени. Евангелие ниче го не говорит о том, что Пи лат предат Иисуса бичеванию якобы для того, чтобы задоб рить евреев, а те, конечно же, оказались непреклонны и же стокосердны. Никто из еванге листов не указывает на то, что именно евреи во главе со сво им первосвященником злосло вили Спасителя у Креста, а не те же самые эллины и римля не, например. На фоне доброй и совершенно неисторичной Ве роники со своим «платом» ис ключительно омерзительной представлена толпа евреев, ко торые травят Иисуса. И, на конец, зачем на роль Иисуса и Марии М. Гибсон пригласил актёров с европейской внешно стью, а апостола Петра играет актёр с явно семитской наруж ностью? В фильме Спаситель - европеец среди семитов. А что, извините, хотел сказать автор сценой самоубийства Иуды? В фильме он бежит из города, за ним увязались урод цы, которые глумятся над ним. Иуда в Евангелии кончает с собой, потому что гордыня по мешала ему принять прощение, дарованное Иисусом. А в филь ме его доводят до самоубийства его же единоплеменники. Евангелисты подробно опи сывают события последних дней жизни Иисуса, Его боре ние в Гефсиманском саду - до кровавого пота. Но всё пред ставлено в совершенно ином свете. Все детали повествова ния о неправедном суде и рас пятии сообщаются не для того, чтобы вызвать жалость или чувство негодования у читате ля, а чтобы подчеркнуть цар ское достоинство Христа. О терновом венце говорится не для того, чтобы читатель пред ставил в своём воображении капли крови, но чтобы удос товерить: Бог даже неверую щих побуждает свидетельство вать о том, что Иисус - Царь. Режиссер, конечно, не обя зан быть богословом. Однако сомнительная в своей основе идея неминуемо отражается и на эстетических каче ств ах фильма. В нём много неудобо варимого, актёры на каждом шагу переигрывают: то слиш ком неподвижны, то слишком экспансивны, в сцене бичева ния они словно позируют пе ред мольбертом. Зритель бук вально каменеет от страха и ужаса. Перед глазами разыгры ваются сцены неслыханного и неправдоподобного насилия. Кадры, снятые крупным пла ном, выглядят почти макрофо тографией: никто не должен уйти, не насмотревшись вдо воль на кровь и раны! То вдруг всё оборачивается дешёвым фарсом (чего стоит, например, сцена, в которой дьявол про гуливается со змеем). Это не просто дурной вкус - некоторые кадры до омерзения напомина ют фильмы ужасов. Картина отвратительной мясобойни идёт под аккомпанемент еван гельский цитат. Фильм при этом не просто лишен всякого духовного измерения, но и на меренно представляет всё в пре дельно упрощённом виде. Ужас но, что эти кадры предназначе ны для всемирного просмотра. Вообще говоря, глупость бывает двух видов. Одна про исходит просто от врождённой недалёкости ума, неспособно сти самостоятельно мыслить, или душевной лени. Это пе чальная вещь, но она не таит в себе прямой опасности для окружающих. Однако есть и такая разновидность глупос ти, которая ни за что не со гласится тихонько прозябать в своем ничтожестве, она в совершенстве владеет искусст вом упрощать вещи для того, чтобы манипулировать массо вым сознанием, например, ис кусственно возбуждая в других ненависть или страх. И она в высшей степени опасна имен но потому, что стремится ма нипулировать сознанием! Какое бы отвращение ни вызывали, например, персона жи фильма «Догвиль», его эмо циональная механика проста: зритель надеется, что жертва всё-таки не погибнет, а палачи своё получат сполна. В случае фильма М. Гибсона первое не имеет смысла, поскольку конец заранее известен. Что же оста ётся зрителю, когда на винов ных ему указывают пальцем?.. Постоянное напряжение, эксцессы садизма и террор стра ха, как кажется, преследуют единственную цель: чтобы зри тель вышел из кинозала дру гим человеком. Все разновид ности фашизма, расизма, опас ных сект прибегают к той же технике - превратить своих адептов в зомби. Это срабаты вает безотказно, потому что на человека проще простого воз действовать, опираясь на при сущие его естеству фрустрацию и невежество. Вместо заповеди любви и надежды на воскресе ние сердцем зрителя овладева ет ненависть и всепожирающая жажда мщения. Чувство спра ведливости при виде насилия - тем более насилия над невин ным праведником - мгновенно оборачивается банальным че ловеконенавистничеством и даже бунтом против Бога. Дья вол - изощренный ловец чело веков и искусно пользуется этой ловушкой... Мизансцена, в которой народ по-арамейски кричит: «Кровь его на нас», - при всей притензии на много значительность вопиюще неле па! Её можно сравнить только с дешёвым телевизионным шоу. Другое надёжное орудие дьявола в погоне за душой че ловека - всевозможные стерео типы, клише, расхожие исти ны. Чем проще, тем лучше. Когда видишь, какое место занимает этот фильм в рейтин гах, кажется, что это всё про исходит во сне. После этой «исторической» версии имеет смысл обратиться к Евангелию и к нашим православным ико нам. Почему же от общения с ними испытываешь чувство, со вершенно противоположное тому, с которым выходишь из зала после гибсоновского сеан са? Почитание икон имеет сво им основанием глубокую инту ицию о том, что Бог есть свет. Икона представляет мир и со бытия Священной истории в Божественном свете. По кон трасту с барочной избыточнос тью фильма насколько лику юще звучит золото русских икон. Струящиеся линии рас пятого Тела, небольшие фигу ры рыдающих ангелов у Крес та создают ощущение парения в пространстве. Образы скор бящей Богородицы, благочес тивых жен, Иоанна Богосло ва, кладущего руку на грудь, своей гармоничностью напоми нают движения торжественно го ритуального танца. В иконе зримой реальностью становят ся таинственные слова Спаси теля о Своём распятии: “Дол жно вознесену быть Сыну Че ловеческому". Созерцая иконы, мы непосредственно переживаем всю парадоксальность мисти ческой перспективы, в которой Страсти Христовы — это мо мент победы, в которой Страс ти и Пасха неразделимы. Если фильм «Страсти Хри стовы» привёл кого-то ко Хри сту — слава Богу! Только же лательно не «зацикливаться» на таком прочтении, не забы вать о том, что последнее сло во в Евангелии принадлежит Пасхальному ликованию. Дмитрий Сизоненко ФШШНИё П р и С вя то -Н и к о л ь ск ом каф ед р ал ь н ом соборе г. М у р м а н с к а по субботам работает в о с к р е с н а я ш к о л а д л я в зр о слы х . П р и г л аш аю т ся все ж е л ающ и е. З а н я т и я п ровод и т б а к а л а в р б ого сл ови я Муренец С ерафим а Н и к о л аев н а. Н а ч а л о з а н я т и й в 16 ч. Информация От автобусной остановки «Ули ца Марата» до Свято-Никольс- кого кафедрального собора кур сирует микроавтобус. Отправ л е н и е а в т о б у с а по мере загрузки пассажиров. Расписа ние движения в ноябре: 3 — 1 7 . 0 0 - 1 8 . 0 0 4 — 7.45 8.45 5 - 17.00 18.00 6 — 7.45 - 8.45 17.00 18.00 7 — 7.45 - 8.45 13 - 1 7 . 0 0 - 1 8 . 0 0 14 — 7.45 - 8.45 20 — 17.00 18.00 21 — 7.45 - 8.45 27 — 17.00 18.00 28 7.45 - 8.45. Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010. Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 25-53-24. И-mail: murmansk_eparchy(a mail.ru И.о. редактора Дмитрий Сизоненко. П р и п е р е п е ч а т к е Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Мурманское областное книжное издательство». Тираж 7.000 экз. с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм, г а з е т у » о б я з а т е л ь н а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz