Миссионерская православная газета. 2004 г. № 10. Октябрь.
Миссионерская п р а е о о м ш д я газе та №10, ОКТЯБРЬ, 2004 Детская страничка Как во стольном граде на Свя той Руси жил-был царь, и было у него три сына: два умные, а третий - дурак. Старшие бра тья с царём на охоту в чистое поле , а Иван-царевич - на печи лежи т. Старшие братья на пир, а Иван с ребятишками орехи щёлкает. Отец его ру гает, братья над ним смеют ся, а Ивану - всё нипочём. Долго ли - коротко ли, при ключилась в том города беда: как вечером стемнеет, небо зак роет туча чёрная, откуда не воз- мись налетает чудо-юдо, страшный змей о трёх головах, из ноздрей пла мя пышет, из ушей дым валит. Кто запоздает на улице, пеший или конный, богатырь али красна де вица, старец или малое чадо - змей накинется, кого живьём растерзает, кого огнём попалит, кого чёрным крылом накроет и унесёт в полон. И пропал человек, будто не было! Много уже христьян унёс лютый змей. Льются на Руси слёзы горючие: плачут о детях мате ри, рыдают вдовы, горюют сироты. Всё это случи лось по грехам людей русских. Вот раз пришли к царю два старших сына, по клонились ему в ноги и говорят: - Государь ты наш батюшка, отпусти ты нас во чисто поле со змеем переведаться, освободить из по лона православных! Царь взял святой образ и благословил их: — Дай Бог вам, милые чада, одолеть лютого во рога, живыми домой вернуться! А Иван-дурак кричит: «Батюшка, и меня благо слови! Братцы, меня с собой возьмите!» Царь на него разгневался, а братья смеются: «Вань ка, ты на коне-то в степи заснёшь, прямо змею в пасть и въедешь». Долго Иван-царевич умолял отца и братьев, наконец, и его царь благословил. Стали братья в дорогу собираться. Надевают они кольчуги богатырские, а Иван - красный кафтан. Надевают братья шлемы, а Иван - свою старую шапку. Берут они мечи булатные, а Ивану и взять нечего. Ш -Ш РВД ИСИБИЛ-БУРКА Закручинился он, вышел в сад. Стоит под яб лонькой, горюет. Вдруг видит: в небе чёрный кор шун налетел на малую пташку. Иван схватил к а мень, зашиб злого коршуна. Села пташка на ябло ню, говорит человечьим голосом: «Не горюй, Иван-царевич, утро вечера мудренее. Завтра, как рас светёт, спустись в погреба глубокие, найди сундук златокованый, там найдёшь меч-кладенец. А после выйди, Иван, за околицу, свистни три раза, прибе жит к тебе Сивка». Поутру спустился Иван в погре ба царские, нашёл тот сундук, достал меч. Вышел он в чисто поле за околицей, свистнул три раза. Вдруг земля задрожала, трава заколыхалась, прискакал Сивка. Смотрит Иван - конёк маленький, серый: «Что за конь, упадёт подо мной!» А Сивка ему и говорит человеческим голосом: «Не печалься, молодец, садись верхом!» Подивился Иван, сел верхом да поскакал, только пыль столбом. Увидели братья Ивана в крас ном кафтане, посмотрели на Сивку, посмеялись. Да делать нечего: взяли с собой. Перекрестились на цер кви Божии и ускакали на борзых конях. НАРЛШШ Скоро сказка сказывается, да нескоро дело дела ется. Ехали царевичи лесом, ехали перелеском, вые хали в степь. Нет во степи живой души христианс кой, кричат во степи вороны, белеют во степи рус ские кости. Нет по дороге ни встречного, ни поперечного, а стоит бел-горюч камень. Спешились братья с коней, видят - на камне надпись. Старший стал разбирать: «Прямо поехать - убиту быть, на право поехать - женату быть, налево поехать - коня потерять». Меж с собою братья стали думу думать, куда им путь держать, порешили разделиться. Стар ший выбрал путь, где женату быть. Средний налево поехал: «Коня потерять не беда, зато голова цела». Младшему жаль Сивку, жениться рано: « А поеду я, братцы, прямо - двум смертям не бывать, а одной не миновать!». Сказано-сделано. Обнялись братья, рас прощались и поехали каждый своим путём. Долго ли - коротко ли ехал Иван, да привела его та дорога к Великим Горам во дремучие леса, а уж смеркается. Страшно Ивану, а Сивка еле идёт, спотыкается. Филин в чаще кричит, сова ухает. Выехал Иван на опушку, тут Сивка встал как вко панный. Видит Иван избушку на курьих ножках. и ш - р ш ч и іёрім орал Говорит он: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Закряхтела избушка, по вернулась. Слышит Иван голос: «Что такое? Рус ским духом пахнет. Сто лет уже его не чуяла. Что за невежа пожаловал?» - «Ах ты , старая, ты бы сперва гостя накормила, напоила,Сивке овса насы пала, а потом бы и спрашивала». Вышла Баба-Яга костяная нога, привела Ивана в избу, дала ему щей да каши. Перекрестился Иван, пообедал. Помолил ся Богу, сказал Яге: «Спаси Бог за хлеб, за соль».’ Спрашивает Иван: - Сидишь ты, старая, здесь в чаще триста лет и три года. Не видала ли змея поганого? Не летал ли он чёрным коршуном, не носил ли русских пленников? - Ой ты гой еси , добрый молодец, высоко летает Змей Змеевич, далеко несёт русских пленников, не видать мне старой, и крыла его! - Ах ты Баба-Яга костяная нога! Ты не бойся Змея поганого, бойся ты меча русского, булатного! Где живёт лютый Змей? Затряслась Баба-Яга и промолвила: «Высоко ле тает Змей по-над облаком, не берёт его богатырский меч, прозывется он Тармугай -ханом, а шатёр его - в Тёмной Орде. Та Орда - за Почай-рекой, а река за Алмазной горой, до горы же - три дня пути». Тут Иван из избы выбегает, на Сивку садится. Скачет Иван три дня и три ночи. Горы Сивка, словно коч ки, перескакивает, пропасти, как орёл, перелетает. Доскакал Иван до Алмазной горы. Стоит эта гора, сверкает, переливается, вершиной небо подпирает. Ни конному её не обскакать, ни вепрю не обежать, ни птице не облететь. Призадумался тут Иван, зак ручинился. Вспомнил, как матушка в детстве нака зывала молиться Ангелу-хранителю и позвал его на помощь: «Святой Ангел, мой хранитель добрый, по моги, не оставь в беде!» Ангел услышал молитву Ива на, вмиг подхватил его да вместе с конём и перенёс через Алмазную гору! Поставил на той стороне, на бе регу Почай-реки. Иван-то не видит Ангела, а тот глаз с него не спускает, везде за ним следует, хранит его. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело дела ется. Едет, едет Иван вдоль Почай-реки. День едет, ночь, ещё день и ещё ночь - ни стана не видать, ни человека. На третий день видит Иван: бредёт по берегу чернец-старец - седая борода по ветру разве вается, в руке посох. Слез Иван-царевич с коня, поклонился, попросил благословения. Старец бла гословил его и спрашивает: - Куда, Иван-царевич, путь держишь? - Еду я, честный отче, за Почай-реку, в Тёмную Орду, переведаться с Тамургай-змеем, освободить русских пленников. - Бог в помощь тебе, царевич. Да возьми этот медный крест. Тамругай не одной только силой бе рёт, он чародей. Когда изнеможешь в битве, скажи: «С нами крестная сила!» - и одолеешь ворога. Взял Иван крест, поблагодарил старца, попросил: «Мо лись за меня, отче!». Дальше поехал Иван: кругом пески сыпучие, кур ганы высокие, колючие кусты, солнце палит, в кус тах русские кости белеют. Страшно Ивану, да взгля нет на крест - страх проходит. Долго ли коротко, видит царевич перекинут через Почай-реку Калинов мост, под мостом - мечи лежат, спят мертвым сном богатыри русские, убитые Тамургаем. Помянул их Иван, заплакал, дальше поехал. БФРДё А за Калиновым мостом, за Почай-рекой шумит Орда проклятая, день и ночь на базаре торг идёт, продают золотые кольца, продают дорогие шелка, продают ретивых коней, торгуют и русскими плен никами. Стоят православные в лохмотьях, от голо да шатаются. Ходят по торгу купцы басурманские, звенят золотыми монетами, покупают русских ра бов у татарских сотников и десятников. Сына раз лучают с матерью, сестру - с братом, мужа - с же ной. Загорелось сердце у Ивана: «Найду Тамургай- хана, одолею его!» Едет Иван по Орде, везде шатры из войлока, ря дом костры горят, в котлах баранина варится. В центре стана - огромный шатёр стоит, золотыми листами обшитый. Живёт в нём сам Тамургай-хан со своими ста женами. Возле ханского шатра два костра горит-полыхает. Кто ни приедет к хану, дол жен огню поклониться, меж двумя кострами прой ти. Входят к хану царь ли, князь, королевич, низ ко-низко должны Тамургаю кланяться. Свысока на них смотрит хан, щурит узкие глаза. Сидит он в халате, золотом шитом, боятся все хана прогне вать, трепещут пред ним. Нальёт хан кумыс в чашу, заставит пить русских князей и бояр. Пьют они, не поморщатся. О злеее зла честь татарская! Подъехал Иван к шатру ханскому, налетели на него слуги Тамургая: «Кланяйся огню-нашему богу!» Иван плечи расправил, стряхнул с себя семерых татар: «Поклоняюсь я Христу, истинному Богу, не кланя юсь идолам!». Расчистил себе путь, вошёл в шатёр. «Хану поклонюсь, ему Бог власть дал!» - поклонился. Увидел Тамургай Ивана-царевича, от гнева затрясся: - Как ты смел меж костров не пройти, не очис тившись, пред нашим светлым ликом явиться? Кто такой и какого ты роду-племени? - Зовут-величают меня Иваном-царевичем, ро дом я со Святой Руси. Приехал я в Орду поганую, к тебе, Тамургаю-змею. Отдавай русских пленников! Добром не отдашь - буду биться с тобою насмерть! Разгневался хан, распалился яростью закричал: «Эй, слуги мои верные, зарубите этого невежу, не уйти ему отсюда живым!» Налетели на Ивана мур зы татарские, тряхнул Иван могучими плечами, рас кидал всех, вышел из шатра, вскочил на коня и кричит: «Выходи во чисто поле, Тамургай-змей, со мной биться!» Налетела тут татарва на Ивана, как вороньё. Иван ездит посреди полков татарских - взмахнёт мечом направо - улица, взмахнёт налево - переулочек, тьму татар мечом уложил. БИТВА 5«ЗАШ Тут выходит из шатра сам Тамургай-хан, на коня садится, едет он в поле, ищет головы Ивана-цареви- ча. Во степи широкой сошлись Иван с Тамургаем, стали на мечах биться. Види Тамургай - крепко бьётся Иван. Обернулся тогда Тамургай чёрным коршуном, пустил Иван стрелу калёную, задела стрела крыло, ударился коршун оземь, снова стал колдун ханом. Обернулся Тамургай серым волком, хочет зубами вце питься в Сивку, да Иван копьём его насквозь пора зил, упал волк на землю, превратился опять в Та мургая. Обернулся тогда чародей змеем о девяти го ловах, схватил когтями Ивана-царевича, взвился под облака. Из ноздрей у змея дым пшет, из ноздрей - огонь валит. Машет мечом Иван, хочет поразить змея: отрубит одну голову, пока вторую разит - первая снова вырастает. Притомился Иван, по лицу пот те чёт, ясны очи померкли. Что делать? Неужто одоле ет змей? Вспомнил Иван про благословение старца - медный крест. Кричит змею: «С нами крестная сила!». Вытащил медный крест, поднял над собой. Крест на солнце сверкает, а змей испугался, задрожал, отяже лел. Тянет змея в н р із , к сырой земле. У Ивана сил вдесятеро прибавилось: одним махом три головы от рубил, потом ещё шесть снёс - не летать больше Тамургаю на Русь, не уносить православных в полон! Пришёл Иван в Тёмную Орду, разогнал куп цов басурманских, освободил русских пленников, де тей вернул матерям. Повёл народ на Святую Русь. Идут они вдоль вдоль Почай-реки, идут по широким степям, идут по русским лесам: вокруг них цветы расцветают, на ветвях птицы поют, чистые ключи журчат, на полях пшеница поспевает, в синем небе сияет красно солнышко. Хорошо на Святой Руси! СтраницуподготовилаГалинаСиротинская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz