Миссионерская православная газета. 2004 г. № 10. Октябрь.
Миссионерская православная гдзетА №10, ОКТЯБРЬ, 2004 У берегов Бретани Протоиерей Андрей Амелин на АПЛ «Адмирал Чабаненко» С 1 сентября по 14 о к т я б ря с.г. настоятель храма Спа- са-на-водах протоиерей Андрей Амелин находился в плавании на крупном противолодочном корабле «Адмирал Чабанен ко», духовно окормляя эки паж в 300 человек. Мы по просили отца Андрея расска зать о его служении на этом корабле. —Отец Андрей, в сентяб ре-октябре Вы были в плава нии на корабле, который уча ствовал в совместных военно- морских учениях ВМФ России и Франции, проходивших у бе регов Бретани. Вы являетесь руководителем военного отде ла Мурманской епархии. Ваша прежняя профессия как-то была связана с армией? —Я в прошлом офицер, мне довелось служить в сухо путных войсках, в гвардейс кой части, довелось служить и на Северном флоте. На фло те я был командиром группы космической и правительствен ной связи на крейсере-авианос це «Адмирал Горшков». Опыт военной службы мне помогает и сейчас: легко адаптируюсь к тяж ёлым условиям кор а бельной службы , знаю, чем живут офицеры не понаслыш ке, так как сам жил той же жизнью. Мне уже в качестве свя щенника доводилось плавать на корабле: я выходил в море на «Петре Великом». Жил по расписанию экипажа: утренние и вечерние молитвы, Апостол, Евангелие, духовные беседы... Когда я прибыл на «Чаба ненко», мне сразу же предста вили мой распорядок дня с «Петра Великого» (военные со хранили его в компьютере). В распорядок дня священника входят даже занятия по фи зической,подготовке. На «Ча баненко» не было спортзала, но я считаю, что это - упуще ние. Человеку на корабле не обходимо движение, и долж ны быть созданы хорошие ус ловия для занятий спортом. У некоторых моряков на «Ча- банеко» были гантели и дру гие спортивные снаряды. Ког да не было качки, я подтяги вался на турнике, отжимался. По моей просьбе командо вание выделило небольшое по мещение для часовни. —Как отнеслись моряки к тому, что вместе с ними в море вышел священник? - Отношение к священнику со стороны разных людей было разным. Сначала - насторо женное, подозрительное. Но в первый же день зашли три матроса: «Батюшка, благосло вите», взяли благословение. Оказалось, что они церковные люди. Один из донских каза ков. Они мне очень помогали на службах: раздували кади ло, носили Требник. Потом они привели других, тех, кто стеснялся. Постепенно моря ки стали понимать, что мож но излить душу, можно полу чить совет. Неплохие отноше н и я сложили сь с девятью курсантами -практикантами . Разные бывают ситуации, лю дям нужно духовное утеше ние, особенно вдали от дома, в море. В этом плавании был такой случай. У одного офи цера умер отец, об этом ему сообщили во время плавания. Поговорить с родными по ко рабельной связи не так легко. А этот офицер очень любил отца, тот тоже был военным моряком. Офицер приходил в часовню, чтобы мы вместе по молились об упокоении души его отца. Потом этот человек сказал мне, что после молитв у него стало легче на душе. Во время плавания крести лись 20 человек, Крещение происходило в сауне, в бассей не была океанская вода тем пературой примерно +9°. Сре ди матросов было порядка 7 человек воцерковлённых. Были церковные лЮди даже среди офицеров: например, во енный прокурор, прикоманди рованный к кораблю. Конечно, на корабле нуж ны и офицеры-воспитатели, и психологи, но и священник не обходим, необходима испо ведь. Моряк находится в под чинённом состоянии, офицер для него - это всё же прежде всего начальник. Священник - лицо независимое, духовное лицо, он зависит от своего пра вящего архиерея, а не от ко мандования. И священник как свободное существо, как чело век не в погонах, а с наперс ным крестом, можно сказать, «пользуется спросом» среди во еннослужащих - к нему идут за советом и духовной поддер жкой. На корабле примерно 30% от числа матросов срочной службы составляли мусульма не, но и некоторые из них при ходили ко мне, мы разговари вали по душам - я никого не отталкивал. В конце плавания у меня даже появились постоянные прихожане, и маленькая ча совня не могла всех вместить - некоторые стояли и моли лись в коридоре. Были такие, которые подходили ко мне с просьбой переписать им ту или иную молитву, я давал им молитвослов. Служились мо лебны о благополучном пла вании, об успешном выполне нии боевой задачи. Маневры у берегов Фран ции проходили в условиях де вятибалльно го ш торм а, их даже хотели отложить, но рус ские моряки решили следовать намеченной программе. В ито ге всё с Божией помощью про шло благополучно. —Вы читали какие-то лек ции морякам? - Я провёл четыре духовных беседы. Первая - ознакоми тельная: где я служил, поче му я стал священником. Вто рая была посвящена личнос ти Господа Иисуса Христа: кто Он - Человек, Учитель, Про рок, Бог? Третья - истории Крещения Руси и его значе нию. И, наконец, была беседа о Таинстве К р ещ ени я и церковной жизни. Эти беседы проходили в столовой - отдель но для офицеров и рядовых. — Батюшка, поминали ли Вы на корабле военных моря ков, погибших в военных сра жениях и в мирное время? - Да, была совершена пани хида по погибшим во время Великой Отечественной войны. Малая лития - по усопшим воин ам , о воин ах , з а т о нувших на «Курске», «Ком сомольце» и других подводных лодках. Об этом попросили сами офицеры. Люди моли лись. На панихиде был весь личный состав. —Отец Андрей, люди при ходили к Вам порой с сомне ниями, порой с душевными травмами. Наверное, особен но тяжело приходится моло дым. Какие проблемы боль ше всего тревожат военнослу жащих срочной службы? —Есть дедовщина. Эту про блему можно снять: священ ник как раз и призван помо гать в этом. Нельзя сказать, что командование не заботит ся о том, чтобы оградить от дедовщины матросов. Офице ры совершают обход ночью и днём, то есть постоянно конт ролируют полож ение дел. Было бы ошибочным во всём винить только Армию и Флот. Это духовная проблема: люди на военную службу уже при ходят с агрессией. Но не ви новаты в этом офицеры, вос питывать сыновей должны ро ди тели , и воспиты вать в патриотическом духе. Служба очень полезна для любого пар ня, человек становится духов но и физически крепче, учит ся преодолевать трудности. — Вы побывали во Фран ции, в городе Бресте. Какие у Вас впечатления остались от посещения этих мест? —Мы пять дней стояли в Бресте, выходили в город. Французы относились к нам очень приветливо. Один ста рик лет девяноста, участник Сопротивления, даже загово рил с нами. Он сказал, что хотя считают освободителями Франции американцев, но все знают, что именно Россия сло мала хребет фашистской Гер мании, и французы очень бла годарны русским. Главный католический со бор Бреста посвящён свято му Мартину Турскому (этот святой почитается и в Пра вославной Ц еркви , он жил ещё до разделения Церквей). Мы видели, как в воскресный день на службу спешат люди в праздничной одежде. Като лики вообще очень приверже ны своей церкви и своим тра дициям. Больш ой проблемой во Ф р анции сейчас яв л яю тс я эмигранты и беженцы. Часто эти люди демонстративно носят особые национальные одежды, нарочито подчеркивая свои религиозные убеждения. Н екоторы е районы Бреста заселены такими беженцами, и обстановка в них довольно криминальная. В ВМФ Франции служат в основном контрактники , не только офицеры, но и матросы предварительно проходят про- фес-сиональную подготовку. Матросы-контрактники получа ют хорошую зарплату, больше, чем у наших офицеров. На французских военных кораблях служит много женщин, женщи ны-военнослужащие есть даже на подводных лодках. Во Ф ранции в Армии и ВМФ никогда не прерывалась деятельность института капел ланов: католические священ ники беспрепятственно совер шают богослужения в воинс ких частях. Беседовала Галина Сиротинская. Фото из личного архива протоиерея Андрея Амелина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz