Миссионерская православная газета. 2004 г. № 1. Январь.

6 ЛЛИССИОНбРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА - МОЯ НЕБЕСНАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь... М. Лермонтов. Мцыри. При Таинстве Крещения я была наречена име­ нем Нина. По Божьему вразумлению родители сде­ лали мне драгоценный подарок, назвав меня Нина: не о каждом святом известно столь подробно, как о равноапостольной Нине, просветительнице Гру­ зии. Житие моей небесной покровительницы пове­ ствует о ее земном пути от времени детства и до самой блаженной кончины. Земной жизни святой Нины было 55 лет - с 280 по 335 год. Казалось, что я знаю о святой Нине чуть ли не все. Но разве это возможно! О равноапостольной просветительнице Грузии написаны книги, созданы фильмы. Я пользовалась информацией из них, а также из писем отца Теймураза, настоятеля церкви святой Нины в Тбилиси, и думаю, что это будет интересно прочитать всем, кто назван именем Нина. Более десяти лет длит­ ся моя переписка с от­ цом Теймуразом. Как я ему благодарна за вни­ мание к моим вопросам, за бесценный дар в при­ сланной мне бандероли - в ней сосуд с водой из источника, возникшего в каменистой пустыне по слезным молитвам свя­ той Нины. Поэтому его называют «слезным», а еще «млечным» источни­ ком, потому что, испив воды из него, кормящие матери получают молоко в избытке. В другом сосуде - масло из лампады, ко­ торая неугасимо горит над усыпальницей рав­ ноапостольной Нины, и свечи темного воска. Масло и свечи, а также фотоснимок усыпальницы святой Нины и неболь­ шой альбом с прекрас­ ными цветными иллюст­ рациями, выпущенный Бодбийским монастырем, при­ везли в Тбилиси паломницы из этой обители, расположенной в Восточной Грузии, в Кахетии, у подножия Кавказских гор. Здесь, в селе Бодби, в древнем монастыре IV века покоится святая Нина. Основан монастырь в начале IV века, сразу после кончины ее земной жизни в этом селении. Господь «прославил нетлением тело святой Нины, по ее повелению оно скрыто под спудом». Над могилой святой сооружен храм царем Мири- аном, обращенным ею в христианство. Последую­ щие цари, Вахтанг Горгасал, Димитрий I, обустраи­ вали и украшали усыпальницу святой Нины. «Моги­ ла Просветительницы Грузии была настолько почитаема, что даже татаро-монголы, разорившие всю страну, не посмели осквернить святыню...» Отец Теймураз прислал иконы, написанные в ви­ зантийской традиции им самим, его ученицей и отцом Лазарем. Теперь в моем домашнем иконостасе есть лики великих грузинских святых - царя Мириана и царицы Наны, царя Арчила и. конечно, равноапос­ тольной Нины, исполненные грузинскими иконописца­ ми. О’ небольшого образа святой Нины, где она изображена в полный рост на бледно-голубом, как бы перламутровом фоне, исходит тихое, неземное сия­ ние. Икону написала ученица отца Теймураза. Юная Нина знала, что Хитон Господень, Его зем­ ная порфира, находится в далекой стране Иверии, в ее столичном городе Мцхета. Народ же в земле Иверийской не знает Слова Божьего, поклоняется идолам. У Нины было одно великое желание - найти и спасти святыню, Хитон Спасителя, сотканный са­ мой Богородицей. Она горячо и непрестанно моли­ лась Божией Матери, прося у нее помощи, без кото­ рой страшилась отправиться в дальний путь на север. Пресвятая Дева по молитвам отроковицы яви­ лась ей во сне, благословила на дальнюю дорогу и вручила крест из виноградной лозы. Проснувшись, Нина увидела две виноградные ветви. Со слезами радости она связала их крестом, обвив своими волосами в знак того, что отрекается от себя и всю свою жизнь посвящает Богу, что символизиру­ ет монашеский постриг. Позже, уже на пути в Мцхету, Нина увидела во сне Господа, Он дал ей чудесный свиток. Развер­ нув его, Нина прочитала: «Идите, научите все наро­ ды, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа...» Это Божествен­ ное видение придало ей силы, она восприняла его как Господне благосло­ вение на апостольский подвиг и продолжала путь в город Мцхету. Дорога, по которой пришла в Иверию Нина, известна каждому православному грузину, но далеко не каждому под силу по ней пройти. Хитон Господень, глав­ ная святыня Грузинской Церкви, хранится в хра­ ме Светицховели (Живот­ ворящий Столп) в Мцхе- те, поэтому Мцхету и называли «вторым Иеру­ салимом». В храме Све­ тицховели покоятся гру­ зинские патриархи, здесь помазывались на царство грузинские цари. Крест святой Нины сейчас сохраняется в Тбилиси, в Сионском ка­ федральном соборе. Этот крест очень своеобраз­ ной формы, изображает­ ся только на иконах святой Нины. «От вре­ мени ветви лозы согнулись, будто опущенные кры­ лья птицы, как бы под тяжестью, которую несла Грузинская Церковь в многовековой борьбе с види­ мыми и невидимыми врагами Креста». Много столе­ тий прятали этот крест, хотя он не имел никакой практической ценности для иноверцев. Но он был символом свободной Грузии, и чтобь! завоевать ее, надо было уничтожить его, этот символ, - крест, врученный святой Нине самой Богоматерью. Святая Нина не расставалась с крестом, кото­ рым благословила ее Богородица. Придя как стран­ ница в Мцхету, она осталась в царском саду, почти заросшем терновником. К ее шалашу, сплетенному из веток ежевики и виноградных лоз, «приходили жители Мцхета и соседних сел, чтобы послушать ее проповедь о Христе, просить ее молитв и духовной помощи». Больных святая исцеляла, возлагая на них с молитвой крест. Убогое жилище, где не было ничего, кроме драгоценного креста и «лиственного ложа», подстилки, на которой святая Нина моли­ лась и спала, «стало местом непрестанного палом­ ничества. И где в бесконечно далеком теперь IV веке стоял шалаш святой Нины, вырос необыкно­ венный куст ежевики, исцеляющий страждущих. Его много раз сжигали, вырывали с корнем, в советс­ кое время даже обпивали кислотой, а он, как Неопалимая Купина, вырастал вновь, и листья его опять становились целебными. Много цветных фотографий и открыток с изобра­ жением грузинских церквей и монастырей прислано мне из Грузии. Эти виды пленяют своей святостью и красотой. Среди снимков есть и фотография цер­ кви святой Нины, что в Тбилиси, на горе Мтацмин- да. В этой церкви настоятелем отец Теймураз. Как мне хотелось узнать, какая она, церковь в столице Грузии, посвященная моей святой. И вот наконец я увидела этот храм. Я думала, что церковь равноапостольной Нины в традициях грузинской ар­ хитектуры, с островерхим куполом. Оказалось, что это не так. Небольшой храм, построенный в 1830- 1840 гг., очень напоминает колокольню храма- памятника святого Александра Невского в Софии, в Болгарии. Светлый купол поддерживается неболь­ шими колоннами. Стены здания и его пристроек легки и пропорциональны. Вообще церковь при взгля­ де на нее кажется скромной христианкой в белом платочке, с душевным трепетом и восхищением смотрящей с горы Мтацминда на прекрасную столи­ цу прекрасной Грузии. За годы произошло немало изменений, пишет отец Теймураз. На втором этаже храма святой Нины закончилась реставрация, освящен престол во имя родителей святой Нины - святого Завулона и святой Сусанны, поминаемых церковью 20 мая (2 июня). Теперь в церкви равноапостольной Нины служат еще три священника - отец Давид (Квилид- зе), отец Геласи (Натрошвили) и отец Михаил (Бу- киа). Фотина, которая тоже писала мне, создала семью, у нее сейчас растет дочь Анна. В письме отца Теймураза читаю, что настало очень трудное время для веры, которую проповедо­ вала равноапостольная Нина, потому что «сегодня с наибольшей коварностью воюют против церкви «врата ада». И «по сравнению с другими времена­ ми, от каждого христианина требуется больше твер­ дости и усердия». Теперь моя святая покровительница равноапос­ тольная Нина еще ближе ко мне. Находясь в тыся­ чах километров от мест ее апостольских трудов, я тем не менее могу испить воды из ее святого источника, затеплить лампадку и возжечь свечи перед фотографией ее усыпальницы, мысленно пред­ ставив, что нахожусь там, в Бодбийском монасты­ ре... И все это благодаря драгоценной бандероли, присланной отцом Теймуразом. Свой рассказ о том, как святая Нина никогда не покидает меня, закончу словами Святейшего и Бла­ женнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии !і: «Что же совершила святая Нина? Она не оставила нам ни каких-либо писаний, ни живописи, но она изменила образ всего грузинского народа, преобра­ зив его духовно». Нина Голикова, г. Мурманск. Фото из архива автооа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz