Миссионерская православная газета. 2004 г. № 1. Январь.
4 ЛЛИОСИОН6РСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГЛ36ТА ВШИ Ш Й Ш ПёЧДАЬНИЧё В Великом посту 1996 года приснился мне незнакомый светлый храм с арочными окнами, между двумя колоннами стоял незнакомый батюшка в синей бархатной епитрахили. Помню, проснулась озадаченная: что за батюшка и где тот храм? И вот подошло время отпуска. Когда брала благословение на поездку, служивший тогда о. Наум сказал, благословляя: «Съездила бы ты в монастырь святого Иоанна Кронштадтского, раз будешь в Петербурге». Решила обязательно отыс кать монастырь. Приехав, отыскала. Что за чудо? Монастырь в черте огромного города, на Петроградской стороне. И здание это удивительное, с куполами, проходила не раз, будучи студен ткой. Но и в голову не приходило, что это здание монастыря: истории не знала, к Богу еще не пришла, а внешне здание ничем особенно не выделялось - крестов тогда на куполах не было, а зданий удивительной архитектуры разве мало в Петербурге? Не знала я тогда ничего и об Иоанне Кронштадтском. Монастырь долгих 70 лет советской власти был закрыт. Чего только под его крышей не размеща лось: и военкомат, и общежитие, и торговые органи зации. И вряд ли кто из молодых догадывался, что это за здание. Но были и знающие люди: они знали, что в нижнем этаже был когда-то храм, в котором находится гробница святого праведного Иоанна Кронштадтского. К гробнице долгое время было не подойти, так нашлись почитатели Батюшки, вырубившие на гранитной плите над окном усыпаль ницы святой крест. По этому кресту и можно было знать, где гробница Батюшки, туда и приносили цветы и ставили свечи. Слава Богу, смутное время миновало, выселили из-под крыши монастыря все организации, отдали здание Православной Церкви и стали восстанавливать обитель, возведенную ста раниями Батюшки, которая была его любимым де тищем, в котором он часто бывал и окормлял «стадо словесное». И вот я, волнуясь, вхожу под своды монастыря, поднимаюсь по главной лестнице на третий этаж в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И что же? Вижу я тот самый храм, что приснился, увидела и приснившегося батюшку в синей бархатной епитрахили. Прошло уже немало лет, каждый год бываю в Петербурге и всегда посещаю монастырь. С этим мо настырем в моей жизни многое связано. Начинаю понимать, что Промыслом Божиим мне неда ром был показан этот храм во сне. Но сказать хочу не об этом, а по мере сил рассказать хоть вкратце об основателе монастыря, великом русском Батюшке, «православной веры, земли Российской печальнике», чтобы как можно больше людей узнало о нашем русском свя том, оказавшем большое влия ние на жизнь страны, многих и многих людей, еще при жизни прославившемся великой любо вью к Богу и учившем этой любви свою паству, еще при жизни обратившем многих лю дей к покаянию, приведшем к вере и спасению, при жизни прославившемся, по милости Божией, многими чудесами ис целений, пользовавшемся все народной любовью и уважени ем. Любовь эта была искрен няя и горячая. И после жизни Батюшка удостоился быть при численным к лику святых. Дивны дела Твои, Госпо ди! Какого молитвенника и заступника Ты даровал Земле Русской! Как не возродиться нашей много страдальной Родине, как не воспрянуть, когда столько святых в земле Российской просияло. И в их числе батюшка Иоанн Кронштадтский. Переска зывать все о жизни Батюшки - задача непосиль ная. Кто хочет о нем узнать, прочитает книги сам. Я же остановлюсь на некоторых моментах, которые поразили меня. Родился Батюшка 18 октября/1 ноября по н. ст. 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангель ской губернии, в 500 км от Белого моря. В ту пору места эти были почти захолустные, далекие от горо да. Село было бедное, домики бедные, дом же, в котором родился Батюшка, был и вовсе лачугой, по словам современников. В селе были две древние покосившиеся деревянные церкви - Введенская и Никольская. В одной из них служил псаломщиком отец будущего Святого Илья Михайлович Сергиев. Мать его - простая малограмотная деревенская женщина Феодора Власьевна, благочестивая, креп кая в вере и в этом духе воспитавшая своих детей. Один из контрастов жизни в раннем детстве пора зил самого Батюшку: скудность человеческого бы тия - и первозданное величие суровой природы, мира, сотворенного Богом. Слово матери для Батюш ки было весомым и авторитетным до самой ее смерти. Например, известен случай из жизни Ба тюшки, когда он, уже будучи священником, серьезно заболел и врачи советовали ему нарушить пост, но он не решился нарушить поста без благословения матери и телеграфировал ей, как она благословит его поступить. Феодора Власьевна нарушить пост не благословила, и Батюшка покорился материнской воле и поста не нарушил. Есть ли теперь такие благочестивые и крепкие в вере матери и спрашива ем ли мы благословения у матерей? Знакома ли нам сила материнского благословения? Поразили также два случая из детства Батюшки, свидетельствующие о том, что слышит Господь дет скую молитву и всегда помогает. В шестилетнем возрасте отец купил сыну букварь, но грамота не давалась, что было причиной немалой скорби ребен- ка.Скорбя о неуспехах учения, он горячо молился Богу о да ровании разума, и однажды «спала пелена с ума» его, и он «стал хорошо понимать уче ние», как говорил впоследствии Батюшка. Такая же помощь была получена Батюшкой во время учения в Архангельском приходском училище, так что он закончил его с отличием, затем блестяще закончил се минарию и был послан на ка зенный счет в Петербургскую Духовную Академию. Это при мер для подражания нашим детям. Вспомним: по молитвам было дано преодолеть трудно сти учения отроку Варфоломею, впоследствии ставшему вели ким русским святым Сергием Радонежским. Истинно так: «Ищите - и обрящете, стучите - и отворят вам». Как писал Батюшка Иоанн, родители рано приучили его к молитве - в 4 или 5 лет. Когда он начал сво бодно читать, то стал постоян но читать Евангелие и нахо дить в нем постоянную опору. «Любил я читать эту чудную книгу... и слог, и простота речи были понят ны и доступны моему детскому разумению. Читал и услаждался ею, находил в этом чтении высокое и незаменимое утешение». Какие замечательные сло ва. Они говорят нам, что детский ум восприимчив к Слову Божию, только надо не упустить эту воспри имчивость. По окончании Академии Иван Сергиев получил предложение стать священником при Кронштадтском кафедральном соборе во имя святого Андрея Перво званного. Дважды в семинарии и академии снилсяе- му отчетливо большой собор, в алтарь которого он входил. Посетив Кронштадтский Андреевский собор, Иван Сергиев узнал в нем храм, увиденный во сне. 11 ноября 1885 года в Петропавловском соборе состоялось рукоположение во диаконы, 12 ноября - во иереи. Став священником, он заменил престаре- Иоанновский женский монастырь на реке Карповке в Санкт-Петербурге. лого протоиерея Константина Несвицкого, на дочери которого он был женат. Матушка Елизавета стала ему верной спутницей на долгие годы пастырского служения. Так уж получилось, что довелось мне побывать и в Кронштадте и ознакомиться с местами, связан ными с именем Батюшки, посетить квартиру, где он жил долгие годы. Это событие состоялось в мае 2001 года, когда в составе диаконической миссии нашей епархии посетила Санкт-Петербург и Кронштадт. Кронштадт строился Петром I как морская кре пость и был всегда закрытым городом. Это город морской славы, с ним нераздельно связаны имена известных русских моряков - адмирала Макарова, Фаддея Беллинсгаузена, известного в годы Великой Отечественной войны подводника Маринеску. Мне как медику было радостно узнать, что Кронштадту принадлежит честь многих медицинских открытий. В Кронштадтском госпитале были проведены первые операции под эфирным и хлороформенным наркозом. В 1910 году впервые было проведено хлорирование воды, впервые сделаны рентгеновские снимки, произ ведены первые прививки от бубонной чумы. В Крон штадте работал знаменитый акушер Амбодик, бывший впоследствии лейб-медиком Екатерины II. Во времена Батюшки Иоанна в городе было два больших храма - Андреевский морской собор, впоследствии взорван ный, и Владимирский, который сохранился, хотя его взрывали дважды. В Андреевском соборе Батюшка служил 50 лет. На Кронштадтском кладбище похоро нена мать Батюшки Иоанна - Феодора Власьевна. Мы посетили ее могилку. В городе сохраняется пре дание о том, что Батюшка однажды сказал: «Кто посетит мою матушку, того и я приму». С нами так и получилось. Когда приехали в Кронштадт, квартира- музей оказалась закрыта и надежды попасть в нее не было. Когда возвращались с кладбища, Батюшка словно ждал нас: на угловом балкончике квартиры стоял человек, который, увидев среди нас священни ка, приветливо помахал нам рукой и пригласил зайти. Так мы и оказались в гостях у Батюшки. Пока что из квартиры выкуплены только две комнаты - зал и спальня. Квартира Батюшки - первый общественный музей. Шесть лет его директором является капитан второго ранга Кошелев Сергей Анатольевич. В этой квартире Батюшка жил 53 года, постоянно возвраща ясь сюда, отец Иоанн все время был в разъездах. Это был всенародный Батюшка, его с радостью встре чали в любом уголке России, и встречи эти были многолюдными. В этой квартире, как нам сказали, батюшке Иоанну дважды являлась в спальне Божия Матерь. Квартира восстановлена по фотографиям и рассказам родственников по линии Елизаветы Кон стантиновны, жены и верной спутницы его, которую называли «земным ангелом-хранителем». Как говори ли современники, «без такой матушки не было бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz