Миссионерская православная газета. 2004 г. № 1. Январь.
МИССИОНѲРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА 3 Н&гр&дд за книгу« m m « м а д о р и и н м ы ш Иеромонах Митрофан (Баданин), председатель епархиальной комиссии по канонизации святых и историографии, благочинный Терского берега, настоятель Успенского храма села Варзуга, представил на соискание Макариевской премии свою книгу «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей». В числе лучших авторов он был награжден памятной медалью и благодарственной грамотой Фонда имени святителя Макария. Мы попросили отца Митрофана рассказать подробнее об участии в этом конкурсе. - Я находился в Варзуге и готовился к освящению престола преподобных Зо симы, Савватия и Гзр- мана Соловецких, ко торое было назначе но на 19 ноября. В это время мне по звонили из Моск вы и сказали, что моя книга про прп. Феодорита вошла в число лауреатов конкурса. 18 нояб ря вечером в зале заседаний Российской Академии Наук должно ^ было состояться вруче- ниея премий и благодар ственных грамот победителям конкурса. К сожалению, мне при шлось прибыть за наградой позже. Моя книга вошла в число 20 лучших работ из 200 заявленных на конкурс. Три первые лауреата награждаются денежной премией, а 17 - благодарностью Фонда за высокие дос тижения, проявленные в этом конкурсе. Рас сматривает работы независимая светская ко миссия, ее председателем является декан исторического факультета МГУ, известный ученый-медиевист Сергей Карпов. Согласно уставу этой комиссии, на ее решения не должны влиять чины и звания соискателей премии - таким образом, все участники кон курса находятся в равных условиях. Надеюсь, что я не последний раз уча ствую в этом конкурсе. В начале января этого года вышла в свет моя новая книга: «Преподобный Трифон Печенгский и его ду ховное наследие». А в настоящий момент я работаю над жизнеописанием еще одного под вижника Кольского Севера - преподобного Варлаама Керетского. - Теперь многие видят большую краси вую икону преподобного Феодорита Коль ского с житием (у стены возле левого клироса в Свято -Никольском кафедраль ном соборе), но все-таки большинство се верян мало что знает об этом подвижни ке. Но, судя по его жизнеописанию, груды Преподобного имеют большое значение не только для Кольского края, но и для всей Русской Церкви, для России. - Преподобный Феодорит Кольский, бе зусловно, является тем святым, который до времени был сокрыт от нас по нашему недо- стоинству. Он носитель традиций подлинного православного монастырского жительства, ко торые мы унаследовали от Византии. Препо добный хранил дух истинного православного монашества, то есть то, что к концу XVI века было, к сожалению, утрачено. Это про изошло потому, что в монастырской жизни победила совсем другая идея идея активной работы Церкви на государство, а не забота о молитве и спасении души каж до го ч е л о в е к а . Если монастырь энергичным обра зом занимается торговлей, то это уже не монас тырь! Спаситель говорил : «Дом Мой домом молит вы наречется, а У / вы сделали его вер тепом р а з б о й н и ков» (Мф. 21, 13). Феодорит Кольский на следовал традиции преподоб ного Нила Сорского. Великое зна чение подвига святого Феодорита для Кольс кого края состоит в том, что он принес на Север эти традиции умной молитвы, практику исихазма, чистого монашества. Только таким образом, так подвизаясь, преподобный Феодо рит мог выстоять здесь, на Севере, и создать монастырь. Без непрестанной молитвы, одни ми только административными мерами дос тичь этого было невозможно. Прежде всего, в духовной жизни важен принцип, который испо ведовал преподобный Серафим Саровский: «спа си себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если этого нет, все остальное бесполезно и погибель неизбежна. И мы видим, как нелегко сегодня многим осуществлять свой пастырс кий долг в условиях Крайнего Севера. А преподобные Феодорит и Трифон по беждали свои страсти и козни врага молит вой к Богу и смирением. Духовный плод подвижничества этих святых - подвиг бра тии Печенгского монастыря. Именно мона шеское смирение, которое воспитал в ино ках преподобный Трифон, дало им возмож ность стяжать венцы мученические. Среди монахов были бывшие воины, был монах Амвросий, богатырь, о силе которого среди лопарей ходили легенды. Амвросий обра щался к игумену Гурию с просьбой дать отпор супостатам, но тот напомнил ему о предсказании святого Трифона, сказав, что пс воле Божиѳй им предстоит принять му ченическую кончину Сейчас мы обрели собор Кольских святых, он празднуется 28 декаб ря. Это стало возможным благодаря усили ям святого Трифона, воспитавшего в таком благочестии своих духовных чад. Братия его монастыря все-таки смогла отрешиться от многочисленных земных сует, от торго вых и производственных попечений. Они сумели по молитвам Трифона сохранить подлинно монашеские идеалы и удостоиться венцов мученических. Слава Богу, что наш кольский священник удостоился такой замечательной награды, что жизнь и труды святых Мурмана станут со временем известны не только северянам, но и всем нашим соотечественникам. Часто жизнь в Заполярье, несмотря на своеоб разную , неповторимо прекрасную природу, кажется скудной и невыносимо тяжелой. Столько пороков и бед, что видится порой злобное торжество «князя мира сего». Но Господь Воскресший победил мир и избавил нас от сетей врага. И богоспасаемый Кольский край хранит молитвы преподобного Феодорита и всех святых кольских. Книги о северных святых так необходимы нам сейчас. Мы поздравляем отца Митрофа на. Да благословит Господь его труды. Галина Сиротинская. и с т о р и я л м к а р и ѳ е о к о и п р е м и и Макариевская премия за выдающиеся научные достижения была учреждена митрополитом Московским и Коломенским Мака рием (Булгаковым) в XIX веке, возрождена она в 1995 году Русской Православной Церковью при поддержке Российской Ака демии Наук и Правительства Москвы. Сейчас эту награду назы вают главной гуманитарной премией современной России. Можно сказать, что премия Альфреда Нобеля - норвежский аналог Ма кариевской премии. Нобель в какой-то мере копировал идею митрополита Макария. Интересна история учреждения Макариев ской премии. В начале 1867 года владыка Макарий (тогда еще архиепископ Харьковский) обратился к обер-прокурору Священного Синода графу Д. А. Толстому с письмом следующего содержания: «Б 1841 году, переходя из-за студенческой скамьи на кафедру бакалавра Киевской Духовной Академии с намерением трудиться на поприще духовной литературы, я дал обет: если Бог благословит мое намерение и труды, то все деньги, вырученные за мои сочине ния, хранить неприкосновенно, чтобы впоследствии на проценты с них учредить ежегодные премии для поощрения отечественных та лантов... С тех пор прошло 25 пет. Вся сумма, приобретенная моими сочинениями, простирается ныне до 120000 рублей». Архипастырь просил, чтобы после его смерти премии стали присуждаться для поощрения лучших сочинений по богословским и светским гуманитарным наукам. 8 мая 1867 года были Высо чайше утверждены правила присуждения премий имени архипас тыря Макария (Булгакова). Те, кто в прошлом получал Макариев- скую премию, могли до конца жизни не заботиться о хлебе насущном и заниматься чисто научной деятельностью. После революции Макариевская премия прекратила свое существова ние, и вот теперь она снова возрождена. Кто же такой митрополит Макарий? Он известен не только как один из достойнейших и просвещеннейших иерархов Русской Церкви, но и как автор двенадцатитомного труда «История Рус ской Церкви», созданию которого владыка отдал 25 лет своей жизни (последний том был издан уже после кончины митрополи та). «История Русской Православной Церкви до XVI! века» мит рополита Макария (Булгакова) с двумя новыми книгами по исто рии Церкви Синодального периода и XX века есть в библиотеке Никольского собора. Церковно-историческая наука богата яркими талантами, такими, как митрополит Московский Платон (Левшин), митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), архиепископ Чер ниговский Филарет (Гумилевский), профессора Духовной Акаде мии Александр Горский, Евгений Голубинский. Петр Знаменский, но митрополит Макарий занимает в русской церковной историог рафии особое место. Имя митрополита Макария - среди первых в списке почетных членов Московской Духовной Академии сле дом за ним идут имена знаменитых русских историков С. М. Со ловьева, М. П. Погодина, А.Н. Муравьева, И. И. Срезневского. Реракция. % IЛ Ф і т Ш 'I БЛАГОДАРНОСТЬ К о м и к ч II Ф о н . I 1 IO премиям ж іѵяіи wii|>ono.!imi MoCKomiidii» и Колтіет-коіо М Л К Л И І Н ( Ь '. п а к о к й ) благодарят и tz -.ла <m IIfjf/j v ( о/пман////а ) окущасе, JtueSexe&' rcc/ri.u-jfct ш / •< paccr/t- /(а- соьсслсі ^Ш і : май П аф ш ір х Москоискші и act*я ІН ч и 'ОсиповЮ.і-j (ЛіжктіЮ.М.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz