Миссионерская православная газета. 2004 г. № 1. Январь.

МИССИОНѲРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА 3 Н&гр&дд за книгу« m m « м а д о р и и н м ы ш Иеромонах Митрофан (Баданин), председатель епархиальной комиссии по канонизации святых и историографии, благочинный Терского берега, настоятель Успенского храма села Варзуга, представил на соискание Макариевской премии свою книгу «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей». В числе лучших авторов он был награжден памятной медалью и благодарственной грамотой Фонда имени святителя Макария. Мы попросили отца Митрофана рассказать подробнее об участии в этом конкурсе. - Я находился в Варзуге и готовился к освящению престола преподобных Зо симы, Савватия и Гзр- мана Соловецких, ко ­ торое было назначе­ но на 19 ноября. В это время мне по­ звонили из Моск­ вы и сказали, что моя книга про прп. Феодорита вошла в число лауреатов конкурса. 18 нояб­ ря вечером в зале заседаний Российской Академии Наук должно ^ было состояться вруче- ниея премий и благодар­ ственных грамот победителям конкурса. К сожалению, мне при­ шлось прибыть за наградой позже. Моя книга вошла в число 20 лучших работ из 200 заявленных на конкурс. Три первые лауреата награждаются денежной премией, а 17 - благодарностью Фонда за высокие дос­ тижения, проявленные в этом конкурсе. Рас­ сматривает работы независимая светская ко­ миссия, ее председателем является декан исторического факультета МГУ, известный ученый-медиевист Сергей Карпов. Согласно уставу этой комиссии, на ее решения не должны влиять чины и звания соискателей премии - таким образом, все участники кон­ курса находятся в равных условиях. Надеюсь, что я не последний раз уча­ ствую в этом конкурсе. В начале января этого года вышла в свет моя новая книга: «Преподобный Трифон Печенгский и его ду­ ховное наследие». А в настоящий момент я работаю над жизнеописанием еще одного под­ вижника Кольского Севера - преподобного Варлаама Керетского. - Теперь многие видят большую краси­ вую икону преподобного Феодорита Коль­ ского с житием (у стены возле левого клироса в Свято -Никольском кафедраль­ ном соборе), но все-таки большинство се­ верян мало что знает об этом подвижни ­ ке. Но, судя по его жизнеописанию, груды Преподобного имеют большое значение не только для Кольского края, но и для всей Русской Церкви, для России. - Преподобный Феодорит Кольский, бе­ зусловно, является тем святым, который до времени был сокрыт от нас по нашему недо- стоинству. Он носитель традиций подлинного православного монастырского жительства, ко­ торые мы унаследовали от Византии. Препо­ добный хранил дух истинного православного монашества, то есть то, что к концу XVI века было, к сожалению, утрачено. Это про­ изошло потому, что в монастырской жизни победила совсем другая идея идея активной работы Церкви на государство, а не забота о молитве и спасении души каж­ до го ч е л о в е к а . Если монастырь энергичным обра­ зом занимается торговлей, то это уже не монас ­ тырь! Спаситель говорил : «Дом Мой домом молит­ вы наречется, а У / вы сделали его вер­ тепом р а з б о й н и ­ ков» (Мф. 21, 13). Феодорит Кольский на­ следовал традиции преподоб­ ного Нила Сорского. Великое зна­ чение подвига святого Феодорита для Кольс­ кого края состоит в том, что он принес на Север эти традиции умной молитвы, практику исихазма, чистого монашества. Только таким образом, так подвизаясь, преподобный Феодо­ рит мог выстоять здесь, на Севере, и создать монастырь. Без непрестанной молитвы, одни­ ми только административными мерами дос­ тичь этого было невозможно. Прежде всего, в духовной жизни важен принцип, который испо­ ведовал преподобный Серафим Саровский: «спа­ си себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если этого нет, все остальное бесполезно и погибель неизбежна. И мы видим, как нелегко сегодня многим осуществлять свой пастырс­ кий долг в условиях Крайнего Севера. А преподобные Феодорит и Трифон по­ беждали свои страсти и козни врага молит­ вой к Богу и смирением. Духовный плод подвижничества этих святых - подвиг бра­ тии Печенгского монастыря. Именно мона­ шеское смирение, которое воспитал в ино­ ках преподобный Трифон, дало им возмож­ ность стяжать венцы мученические. Среди монахов были бывшие воины, был монах Амвросий, богатырь, о силе которого среди лопарей ходили легенды. Амвросий обра­ щался к игумену Гурию с просьбой дать отпор супостатам, но тот напомнил ему о предсказании святого Трифона, сказав, что пс воле Божиѳй им предстоит принять му­ ченическую кончину Сейчас мы обрели собор Кольских святых, он празднуется 28 декаб­ ря. Это стало возможным благодаря усили­ ям святого Трифона, воспитавшего в таком благочестии своих духовных чад. Братия его монастыря все-таки смогла отрешиться от многочисленных земных сует, от торго­ вых и производственных попечений. Они сумели по молитвам Трифона сохранить подлинно монашеские идеалы и удостоиться венцов мученических. Слава Богу, что наш кольский священник удостоился такой замечательной награды, что жизнь и труды святых Мурмана станут со временем известны не только северянам, но и всем нашим соотечественникам. Часто жизнь в Заполярье, несмотря на своеоб­ разную , неповторимо прекрасную природу, кажется скудной и невыносимо тяжелой. Столько пороков и бед, что видится порой злобное торжество «князя мира сего». Но Господь Воскресший победил мир и избавил нас от сетей врага. И богоспасаемый Кольский край хранит молитвы преподобного Феодорита и всех святых кольских. Книги о северных святых так необходимы нам сейчас. Мы поздравляем отца Митрофа­ на. Да благословит Господь его труды. Галина Сиротинская. и с т о р и я л м к а р и ѳ е о к о и п р е м и и Макариевская премия за выдающиеся научные достижения была учреждена митрополитом Московским и Коломенским Мака­ рием (Булгаковым) в XIX веке, возрождена она в 1995 году Русской Православной Церковью при поддержке Российской Ака­ демии Наук и Правительства Москвы. Сейчас эту награду назы­ вают главной гуманитарной премией современной России. Можно сказать, что премия Альфреда Нобеля - норвежский аналог Ма­ кариевской премии. Нобель в какой-то мере копировал идею митрополита Макария. Интересна история учреждения Макариев­ ской премии. В начале 1867 года владыка Макарий (тогда еще архиепископ Харьковский) обратился к обер-прокурору Священного Синода графу Д. А. Толстому с письмом следующего содержания: «Б 1841 году, переходя из-за студенческой скамьи на кафедру бакалавра Киевской Духовной Академии с намерением трудиться на поприще духовной литературы, я дал обет: если Бог благословит мое намерение и труды, то все деньги, вырученные за мои сочине­ ния, хранить неприкосновенно, чтобы впоследствии на проценты с них учредить ежегодные премии для поощрения отечественных та­ лантов... С тех пор прошло 25 пет. Вся сумма, приобретенная моими сочинениями, простирается ныне до 120000 рублей». Архипастырь просил, чтобы после его смерти премии стали присуждаться для поощрения лучших сочинений по богословским и светским гуманитарным наукам. 8 мая 1867 года были Высо­ чайше утверждены правила присуждения премий имени архипас­ тыря Макария (Булгакова). Те, кто в прошлом получал Макариев- скую премию, могли до конца жизни не заботиться о хлебе насущном и заниматься чисто научной деятельностью. После революции Макариевская премия прекратила свое существова­ ние, и вот теперь она снова возрождена. Кто же такой митрополит Макарий? Он известен не только как один из достойнейших и просвещеннейших иерархов Русской Церкви, но и как автор двенадцатитомного труда «История Рус­ ской Церкви», созданию которого владыка отдал 25 лет своей жизни (последний том был издан уже после кончины митрополи­ та). «История Русской Православной Церкви до XVI! века» мит­ рополита Макария (Булгакова) с двумя новыми книгами по исто­ рии Церкви Синодального периода и XX века есть в библиотеке Никольского собора. Церковно-историческая наука богата яркими талантами, такими, как митрополит Московский Платон (Левшин), митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), архиепископ Чер­ ниговский Филарет (Гумилевский), профессора Духовной Акаде­ мии Александр Горский, Евгений Голубинский. Петр Знаменский, но митрополит Макарий занимает в русской церковной историог­ рафии особое место. Имя митрополита Макария - среди первых в списке почетных членов Московской Духовной Академии сле­ дом за ним идут имена знаменитых русских историков С. М. Со­ ловьева, М. П. Погодина, А.Н. Муравьева, И. И. Срезневского. Реракция. % IЛ Ф і т Ш 'I БЛАГОДАРНОСТЬ К о м и к ч II Ф о н . I 1 IO премиям ж іѵяіи wii|>ono.!imi MoCKomiidii» и Колтіет-коіо М Л К Л И І Н ( Ь '. п а к о к й ) благодарят и tz -.ла <m IIfjf/j v ( о/пман////а ) окущасе, JtueSexe&' rcc/ri.u-jfct ш / •< paccr/t- /(а- соьсслсі ^Ш і : май П аф ш ір х Москоискші и act*я ІН ч и 'ОсиповЮ.і-j (ЛіжктіЮ.М.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz