Миссионерская православная газета. 2003 г. № 9. Сентябрь.
8 ЛШССИОНбРСКАЯ п р а в о с л а в н а я г а з е т а ЛИТУРГИЧ88КИН ШШНН ШННАР Б Ш18Г0Р8ІІ8 С 3по 5сентябряэтого года в гМончегорске проходил литургический и саамский семинар. Каки в прошлом году, зтот семинар был орга низован силами Мурманской и Мончегорской епархии. Название литургического он получил потому, чтона немрассматривались и обсужда лись вопросы совершенияБожественнойлитур гиивразличныххристианскихконфессиях.Кроме богослужебныхвопросов, в программусемина ра были включены знакомство с приходами, жизнью и традициямисаамов, причемне толь ко проживающихна русской территории, но и на территорииФинляндии. Поэтомулитургичес кий семинар назван ещеи саамским. Большой честью для всех участников семи нара явилось участие в нем митрополита Пантеле ймона. правящего архиерея епархии Оулу (Финлян дия), и правящего архиерея Мурманской и Монче горской епархии епископа Симона. 3 сентября в 9 утра все участники семинара прибыли в один из самых красивых храмов Коль ского полуострова Вознесенский кафедральный собор для участия в Божественной литургии. Митрополит Пантелеймон и епископ Симон служили вместе впервые. Было заметно, что даже представители пресвитерианской и лютеранской церквей, несмот ря на принадлежность к протестантским вероиспо веданиям и отсутствие знания русского языка, ощущали эту атмосферу и переживали ее. Замечательным являлся еще и то, что митропо лит Пантелеймон подавал возглас за литургией не только на церковнославянском, но и на финском и на саамском языках. Священники и прихожане, присутствующие на службе, имели редкую возмож ность особенно ощутить единство Православной веры, когда на незнакомых языках возгласы зву чали с самой что ни на есть родной интонацией и размеренностью, удивительно органично вписыва ясь в течение службы, не только не нарушая ее порядок, но украшая и укрепляя ее. Всё сослужа- щее священство и хор безо всякого перевода или затруднений безошибочно чувствовали тот или иной богослужебный момент и следовали возгласам митрополита Пантелеймона так, как будто это был давно им знакомый Владыка. Нужно сказать, что участниками семинара яв лялись не только православные священнослужите ли, но и священники различных христианских про тестантских конфессий из США (штат Аляска), Финляндии, Швеции и Норвегии. Часть из них уже была участниками прошлогоднего литургического семинара, большинство же остальных прибыло на семинар, узнав о его проведении из рассказов побывавших на нём. В этом году присутствующих было заметно больше и к традиционным северным странам прибавились представители Аляски. По удачному выражению епископа Симона, Аляска хотя и находится далеко от нас, все же соединена с нашей территорией водами Северного Ледовитого океана, что также делает возможным ее гармо ничное участие ее представителей в этом семина ре для представителей северных стран. Первым выступил владыка Симон, хотя слово «выступил» здесь не вполне уместно, потому что его речь фактически являлась по своему характе ру больше проповедью, чем официальным выступ лением. Он говорил о том, что земля, на которой все мы живем, дана нам Богом в наследие для того, чтобы мы обращались с ней бережно. Надо жить с природой в согласии, возделывать землю, заботясь о будущих поколениях, которые придут после нас. Не быть хищниками и разбойниками, но мудрыми и старательными по отношению к этому драгоценному наследию. Думается, что среди при сутствующих не было ни одного, кто был бы не согласен с этими словами. Вслед за нашим правящим архиереем сказал несколько слов митрополит Пантелеймон. Было приятно, что для своего выступления, да и вообще для дальнейшего общения, владыка Пантелей мон выбрал русский язык, об наружив не только изрядные познания, но и понимание его духа и красоты. Он расска зал немного об управляемой им епархии Оулу Финской Пра вославной Церкви, о ее при ходах, численности и истори ческих корнях. Было интерес но узнать, что православных верующих в его стране, где большинство населения испо ведует протестантизм, не так уж много, Православие явля ется самым древним христи анским исповеданием в Фин ляндии. Представители протестантских церквей из Шве ции, Норвегии и штата Аляска выступили коротко. Все официальные доклады и обсуждения по теме семинара были запланированы на вторую половину дня. После обеда семинар продолжил свою работу, свой доклад представил игумен Диодор (Балабов), настоятель Князь-Владимирской церкви г.Мурманс ка «Божественная Литургия и священник, ее совер шающий». Без всякого преувеличения, данный док лад можно назвать не только грамотным и интерес ным, с точки зрения современного православного богословия, но и актуальным. Игумен Диодор убежден, что благодатная спо собность священника совершать Таинства, в том числе и Евхаристию, не зависит от личных свойств и духовного состояния священнослужителя. Иначе, прежде чем подходить к Святой Чаше, христианину пришлось бы сначала убеждаться в том. что служа щий священник обладает достаточными нравствен ными достоинствами и даже в том, что он соверша ет литургию в должном духовном расположении. Продолжил тему литургии Вейо Койвала - пред ставитель Финской Лютеранской Церкви. Его док лад назывался «Литургическое движение в Восточ ной и Западной Европе конца XX века». Начало современного Литургического движения Вейо Кой вала относит к 1999 году. Видимой причиной для этого Койвала называет Всемирное послание Папы Римского, в котором тот писал о реформе церков ной музыки и об активном участии мирян в бого служении. На самом деле литургическое движение возникло еще раньше, в 1911 году, когда был про веден первый семинар по этой теме. Из доклада финского священнослужителя было явно видно, что протестантские конфессии нужда ются в надлежащем устроении литургической ж и з ни, этим объясняется их пристальный интерес к православной литургии, особенно к ее важнейшей части - Евхаристии. И не мудрено. В лютеранской церкви литургия крайне усечена. Некоторые проте стантские конфессии вообще игнорируют литургию. Разумеется, что при таком устроении духовную жизнь прихожан протестантских церквей вообще с трудом можно назвать церковной в православном смысле этого слова. С большим интересом участники семинара слу шали доклад Эркки Лумисалми, псаломщика Финс кой Православной Церкви. Он приятно удивил слу шателей своей практической направленностью и конкретностью. Эркки Лумисалми представил на суд участников богослужебную литературу, переве денную с его непосредственным участием на вос точносаамский язык. В результате работы неболь шой группы финских переводчиков в 1983 году впервые был издан православный молитвослов на восточносаамском языке. Затем его подвергли не которой доработке и дополнениям и вновь издали в 1985 году. Следующей книгой, изданной на язык восточных саамов, было «Евангелие от Иоанна». Весьма практичной и доступной показалась уча стникам семинара небольшая книжка, которую из дал Союз молодежи в Финляндии «Церковные таинства и обряды», которая была переведена и на русский язык. Самым же последним изданием на восточносаамском языке явилась «Литургия». Не подлежит сомнению тот факт, что наличие богослужебной литературы на родном языке позво лит саамам полноценно вести церковную жизнь Поле для деятельности в этом направлении остает ся широким, но начало положено очень удачно. Следующий день работы семинара переместился в село Ловозеро и в поселок Ревда. Участники семинара знакомились с православными приходами этих населенных пунктов, с жизнью и традициями русских саамов. Заключительный день, 5 сентября, был посвя щен традициям православного церковного пения Краткий очерк на тему «Эволюция стилей богослу жебного пения Русской Православной Церкви» пред ставил регент архиерейского хора Мурманской и Мончегорской епархии Геннадий Буздуган, Очерк получился яркий и интересный. Кроме того, он очень гармонично сопровождался «звуковыми ил люстрациями» певчих сводного архиерейского хора. Примечателен тот факт, что с момента становления на Руси православного церковного пения оно при обрело отличный от византийского характер. В от дельных произведениях древний знаменный распев существует и применяется до настоящего времени на равных правах с пением партесным. Геннадию Буздугану удалось донести до присутствующих уча стников существо различия между пением концерт ным и пением церковным. Цель того и другого исполнения различна, в результате различен и ха рактер исполнения. Трудно выразить словами ду ховную природу и высокое назначение церковного пения, но регенту архиерейского хора это оказа лось под силу. Участникам семинара очень понравился кон церт духовных и народных песнопений в исполне нии сводного хора, гармонично завершивший нашу работу. Где и когда будет проходить следующий литурги ческий семинар, каков будет состав участников, все это пока еще неизвестно. Думается, что это решит на своём очередном заседании Совет Церк вей Баренцрегиона. Монахиня Васса. Фото Геннадия Буздугана. Издательство Мурманской и Мончегорской Р.пархии Газета зарегистрирована и Дорогие братья и сестры! Московски!о Патриархата. Северо-Западном Комитете РФ по печати. IІроеим не пспользоваі ь «Миссионерски ю гіравославн\ к> Редактор иерей Василий Вольский. С’видетельство о регистрации № ГІ3448 от 17.12.48 г. газету » для хозяйственных целей. Если она Вам Адрес: 183010. М\ рманск. ул.Зеленая. ! 1. тел. 56-43-7 і . Отпечатано в ООО «Кольское полиграфическое предприятие». больше не ну -кна. дайте ее ночи гать другом) E-mail: mispaper <i mail.ru 1ираж 7.000 кз.с ' иди верните в православный храм. П р и и с р с п е ч а г к е с с ы л к а н а <• М и с с и о и с р с к \ к» и р а и о с л а в н у к> і а з с т \ » о б я з а і с л ь п а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz