Миссионерская православная газета. 2003 г. № 9. Сентябрь.

8 ЛШССИОНбРСКАЯ п р а в о с л а в н а я г а з е т а ЛИТУРГИЧ88КИН ШШНН ШННАР Б Ш18Г0Р8ІІ8 С 3по 5сентябряэтого года в гМончегорске проходил литургический и саамский семинар. Каки в прошлом году, зтот семинар был орга­ низован силами Мурманской и Мончегорской епархии. Название литургического он получил потому, чтона немрассматривались и обсужда­ лись вопросы совершенияБожественнойлитур­ гиивразличныххристианскихконфессиях.Кроме богослужебныхвопросов, в программусемина­ ра были включены знакомство с приходами, жизнью и традициямисаамов, причемне толь­ ко проживающихна русской территории, но и на территорииФинляндии. Поэтомулитургичес­ кий семинар назван ещеи саамским. Большой честью для всех участников семи ­ нара явилось участие в нем митрополита Пантеле­ ймона. правящего архиерея епархии Оулу (Финлян­ дия), и правящего архиерея Мурманской и Монче­ горской епархии епископа Симона. 3 сентября в 9 утра все участники семинара прибыли в один из самых красивых храмов Коль­ ского полуострова Вознесенский кафедральный собор для участия в Божественной литургии. Митрополит Пантелеймон и епископ Симон служили вместе впервые. Было заметно, что даже представители пресвитерианской и лютеранской церквей, несмот­ ря на принадлежность к протестантским вероиспо­ веданиям и отсутствие знания русского языка, ощущали эту атмосферу и переживали ее. Замечательным являлся еще и то, что митропо­ лит Пантелеймон подавал возглас за литургией не только на церковнославянском, но и на финском и на саамском языках. Священники и прихожане, присутствующие на службе, имели редкую возмож ­ ность особенно ощутить единство Православной веры, когда на незнакомых языках возгласы зву­ чали с самой что ни на есть родной интонацией и размеренностью, удивительно органично вписыва­ ясь в течение службы, не только не нарушая ее порядок, но украшая и укрепляя ее. Всё сослужа- щее священство и хор безо всякого перевода или затруднений безошибочно чувствовали тот или иной богослужебный момент и следовали возгласам митрополита Пантелеймона так, как будто это был давно им знакомый Владыка. Нужно сказать, что участниками семинара яв­ лялись не только православные священнослужите­ ли, но и священники различных христианских про­ тестантских конфессий из США (штат Аляска), Финляндии, Швеции и Норвегии. Часть из них уже была участниками прошлогоднего литургического семинара, большинство же остальных прибыло на семинар, узнав о его проведении из рассказов побывавших на нём. В этом году присутствующих было заметно больше и к традиционным северным странам прибавились представители Аляски. По удачному выражению епископа Симона, Аляска хотя и находится далеко от нас, все же соединена с нашей территорией водами Северного Ледовитого океана, что также делает возможным ее гармо­ ничное участие ее представителей в этом семина­ ре для представителей северных стран. Первым выступил владыка Симон, хотя слово «выступил» здесь не вполне уместно, потому что его речь фактически являлась по своему характе­ ру больше проповедью, чем официальным выступ­ лением. Он говорил о том, что земля, на которой все мы живем, дана нам Богом в наследие для того, чтобы мы обращались с ней бережно. Надо жить с природой в согласии, возделывать землю, заботясь о будущих поколениях, которые придут после нас. Не быть хищниками и разбойниками, но мудрыми и старательными по отношению к этому драгоценному наследию. Думается, что среди при­ сутствующих не было ни одного, кто был бы не согласен с этими словами. Вслед за нашим правящим архиереем сказал несколько слов митрополит Пантелеймон. Было приятно, что для своего выступления, да и вообще для дальнейшего общения, владыка Пантелей­ мон выбрал русский язык, об­ наружив не только изрядные познания, но и понимание его духа и красоты. Он расска­ зал немного об управляемой им епархии Оулу Финской Пра­ вославной Церкви, о ее при­ ходах, численности и истори­ ческих корнях. Было интерес­ но узнать, что православных верующих в его стране, где большинство населения испо­ ведует протестантизм, не так уж много, Православие явля­ ется самым древним христи­ анским исповеданием в Фин ­ ляндии. Представители протестантских церквей из Шве­ ции, Норвегии и штата Аляска выступили коротко. Все официальные доклады и обсуждения по теме семинара были запланированы на вторую половину дня. После обеда семинар продолжил свою работу, свой доклад представил игумен Диодор (Балабов), настоятель Князь-Владимирской церкви г.Мурманс­ ка «Божественная Литургия и священник, ее совер­ шающий». Без всякого преувеличения, данный док­ лад можно назвать не только грамотным и интерес­ ным, с точки зрения современного православного богословия, но и актуальным. Игумен Диодор убежден, что благодатная спо­ собность священника совершать Таинства, в том числе и Евхаристию, не зависит от личных свойств и духовного состояния священнослужителя. Иначе, прежде чем подходить к Святой Чаше, христианину пришлось бы сначала убеждаться в том. что служа­ щий священник обладает достаточными нравствен­ ными достоинствами и даже в том, что он соверша­ ет литургию в должном духовном расположении. Продолжил тему литургии Вейо Койвала - пред­ ставитель Финской Лютеранской Церкви. Его док­ лад назывался «Литургическое движение в Восточ­ ной и Западной Европе конца XX века». Начало современного Литургического движения Вейо Кой­ вала относит к 1999 году. Видимой причиной для этого Койвала называет Всемирное послание Папы Римского, в котором тот писал о реформе церков­ ной музыки и об активном участии мирян в бого­ служении. На самом деле литургическое движение возникло еще раньше, в 1911 году, когда был про­ веден первый семинар по этой теме. Из доклада финского священнослужителя было явно видно, что протестантские конфессии нужда­ ются в надлежащем устроении литургической ж и з ­ ни, этим объясняется их пристальный интерес к православной литургии, особенно к ее важнейшей части - Евхаристии. И не мудрено. В лютеранской церкви литургия крайне усечена. Некоторые проте­ стантские конфессии вообще игнорируют литургию. Разумеется, что при таком устроении духовную жизнь прихожан протестантских церквей вообще с трудом можно назвать церковной в православном смысле этого слова. С большим интересом участники семинара слу­ шали доклад Эркки Лумисалми, псаломщика Финс­ кой Православной Церкви. Он приятно удивил слу­ шателей своей практической направленностью и конкретностью. Эркки Лумисалми представил на суд участников богослужебную литературу, переве­ денную с его непосредственным участием на вос­ точносаамский язык. В результате работы неболь­ шой группы финских переводчиков в 1983 году впервые был издан православный молитвослов на восточносаамском языке. Затем его подвергли не­ которой доработке и дополнениям и вновь издали в 1985 году. Следующей книгой, изданной на язык восточных саамов, было «Евангелие от Иоанна». Весьма практичной и доступной показалась уча­ стникам семинара небольшая книжка, которую из­ дал Союз молодежи в Финляндии «Церковные таинства и обряды», которая была переведена и на русский язык. Самым же последним изданием на восточносаамском языке явилась «Литургия». Не подлежит сомнению тот факт, что наличие богослужебной литературы на родном языке позво­ лит саамам полноценно вести церковную жизнь Поле для деятельности в этом направлении остает­ ся широким, но начало положено очень удачно. Следующий день работы семинара переместился в село Ловозеро и в поселок Ревда. Участники семинара знакомились с православными приходами этих населенных пунктов, с жизнью и традициями русских саамов. Заключительный день, 5 сентября, был посвя­ щен традициям православного церковного пения Краткий очерк на тему «Эволюция стилей богослу жебного пения Русской Православной Церкви» пред­ ставил регент архиерейского хора Мурманской и Мончегорской епархии Геннадий Буздуган, Очерк получился яркий и интересный. Кроме того, он очень гармонично сопровождался «звуковыми ил­ люстрациями» певчих сводного архиерейского хора. Примечателен тот факт, что с момента становления на Руси православного церковного пения оно при­ обрело отличный от византийского характер. В от­ дельных произведениях древний знаменный распев существует и применяется до настоящего времени на равных правах с пением партесным. Геннадию Буздугану удалось донести до присутствующих уча­ стников существо различия между пением концерт­ ным и пением церковным. Цель того и другого исполнения различна, в результате различен и ха­ рактер исполнения. Трудно выразить словами ду­ ховную природу и высокое назначение церковного пения, но регенту архиерейского хора это оказа ­ лось под силу. Участникам семинара очень понравился кон­ церт духовных и народных песнопений в исполне­ нии сводного хора, гармонично завершивший нашу работу. Где и когда будет проходить следующий литурги­ ческий семинар, каков будет состав участников, все это пока еще неизвестно. Думается, что это решит на своём очередном заседании Совет Церк­ вей Баренцрегиона. Монахиня Васса. Фото Геннадия Буздугана. Издательство Мурманской и Мончегорской Р.пархии Газета зарегистрирована и Дорогие братья и сестры! Московски!о Патриархата. Северо-Западном Комитете РФ по печати. IІроеим не пспользоваі ь «Миссионерски ю гіравославн\ к> Редактор иерей Василий Вольский. С’видетельство о регистрации № ГІ3448 от 17.12.48 г. газету » для хозяйственных целей. Если она Вам Адрес: 183010. М\ рманск. ул.Зеленая. ! 1. тел. 56-43-7 і . Отпечатано в ООО «Кольское полиграфическое предприятие». больше не ну -кна. дайте ее ночи гать другом) E-mail: mispaper <i mail.ru 1ираж 7.000 кз.с ' иди верните в православный храм. П р и и с р с п е ч а г к е с с ы л к а н а <• М и с с и о и с р с к \ к» и р а и о с л а в н у к> і а з с т \ » о б я з а і с л ь п а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz