Миссионерская православная газета. 2003 г. № 9. Сентябрь.
6 МИССИ0Н6РСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА Ц Е Р К О В Н О Е П Е Н И Третий съезд регентов С 23 по 27июля в Казанском приходе (на стоятель - протоиерей Владислав Свешников) подмосковного села Пучково проходил по бла гословению священноначалия третийежегодный съезд церковных регентов. В его работе уча ствовалии представителиМурманскойепархии. О съездерегентовнашемукорреспондентурас сказала Татьяна Лазарева, регент хора Свято- Пантепеимоновскогохрама г. Мурманска: - Татьяна, кто организовал съезд? - Евгений Сергеевич Кустовский. Он работает регентом1 уже 12 лет. Евгений Сергеевич начинал в Троицке. Он 10 лет служил в деревне Пучково в Казанском храме Божией Матери, потом перешёл работать в Москву в храме Трёх святителей на Кулишках. 10 лет назад Кустовский организовал регентские курсы. На них обучаются в течение года те, кто про живает в Москве. - Расскажите обучастниках съез да, об истории его проведения. - Были представители из Москвы, Новгорода, Кемерова, Киева, Минска, из разных областей России, были и зарубежные участники, например, из Германии. Мы там познакомились с очень многими интересными людьми, теперь будем переписываться, обмени ваться нотным материалом. Из Мур манска, кроме меня, ездили ещё четы ре человека: регент храма Спаса-на- водах Ольга Токмакова и певчие этого храма Станислав, Ксения и Максим. Съезды церковных регентов проводи лись в России до революции, теперь эта традиция возрождается. Кроме того, в организации съезда использовался опыт православных в США - опыт работы летней православной школы в Джорджанвилле. Если Вы читали книгу об известном современном право славном апологете2 и подвижнике Америки иеро монахе Серафиме (Роузе), то вспомните о создан ной им в Джорджанвилле школе православного выживания. Вот с неё-то и начались летние школы. - Какие выступления на съезде Вам больше всего запомнились? Какие из обсуждавшихся проблем современного церковного пения Вы считаете наиболее насущными и заслуживаю щимивнимания? - Там был принят так называемый регентский кодекс: это неофициальный документ, никакая епар хия его не утверждает. Он говорит об обязаннос тях регентов. Такой документ нужен для начинаю щих регентов. Те, кто уже лет 10 на клиросе, сами знают, что они могут и как должны работать. А в кодексе речь идёт о разных ситуациях, возни кающих на клиросе (иногда конфликтных), о том, как регент должен себя вести. Дело ещё и в том, что слова «регент» нет в Уставе Русской Право славной Церкви, но в реальности-то такое церков ное послушание есть, потому и составили этот документ - регентский кодекс. Я бы хотела познакомить всех с выступлением организатора съезда Евгения Кустовского. Основ ное содержание православного Богослужения, по его словам, - это изменяемые песнопения, потому регент должен уметь ярко спеть изменяемый текст. Мало кто знает, наверное, что «Свете Тихий», Херувимскую песнь, «Блаженны» можно петь на 8 гласов, но только не на те 8 примитивных попево- чек, к которым мы так привыкли. Наша духовная необразованность удручает. Мы думаем, что суще ствует музыка (это красиво) и существуют гласы (это скучно). При пении гласов мы вдруг оказыва емся ритмически беспомощными. Кустовский гово рил, что интересно бывает наблюдать за выпускни ком вуза, консерватории (дирижёрского отделения). Например, только что он дирижировал при исполне 1 Регент - руководитель церковного хора. 2 Апологет - богослов, защищающий православное вероучение. нии сложнейшего концерта Бортнянского, и техни ка была блестящей. А при пении стихир его руки совершают какие-то непонятные движения, похо жие на тремор. Такое происходит потому, что в музыкальных вузах не преподают такой предмет, ка к дирижёрская техника на клиросе. Техника дирижирования на клиросе очень отличается от концертного дирижирования. Здесь есть своя оп ределённая система, не какие-то произвольные махания руками. Почти весь XX век после 1917 года на клиросе пели бабульки. Спаси Бог этих бабушек, они ка к смогли донесли до нас то цер ковное пение, которое было. Но теперь мы, на стоящие музыканты , не должны учиться пению у старушек. У кого же нам учиться? Существуют дирижёрские отделения музыкальных вузов, но там не учат так называемому простому пению. Необходимо заметить, что клиросное пение - это всё-таки имитация простого пения, так же как сценическая речь - имитация простой разговор ной речи. По вышеназванным причинам и роди лись Московские регентские курсы (ими руково дит Евгений Кустовский), обучение на которых включает в себя и высокий уровень дирижёрской техники, и хорошее знание богослужебной практи ки. Гласы - это не равномерные размеры, в музыкальных вузах с ними знакомятся уже на последних курсах, а на клиросе как хочешь, так и маши рукой! И ведь машут, вместо того чтобы дирижировать. Теперь есть где учиться, есть и учебник клиросного дирижирования Е. Кустовско го, и репринтное издание книги Ковина «Управле ние церковным хором». Все эти пособия можно купить в православном центре Царицыно (изда тельство «Живоносный источник»). Так что, гос пода регенты, незнание теории не освобождает вас от ответственности. Заходите на сайт реген тских курсов и там всё найдёте. А если захотите личного общения с маэстро Кустовским , он будет страшно рад. За одну неделю занятий вы получи те такой объём информации, которого хватит на год практической отшлифовки. Кто из регентов может сказать, что он спосо бен ярко спеть изменяемый текст? Обиход и примитив - это не одно и тоже! Существует, например, обиход Кастальского. Взялся бы такой композитор за примитив?! Бесконечное мелоди ческое разнообразие и красота проходит мимо нас, если мы не знаем, что у каждого гласа есть много разных подвидов, что каждый глас, не только шестый, можно петь и в мажоре, и в миноре, если мы пренебрегаем пением подобное, за исключением разве что «Радуйся, Живонос ный Кресте», «Егда Древо», «О преславного чуде- се» и «Волною морскою» (это, я думаю, всем знакомо). Ка к распевать подобны - тема для кандидатской диссертации. Олег Мартынов, пре подаватель московских регентских курсов, как раз и занимается этой темой. Но мы, настоящие музыканты, должны хотя бы самые удобочитаемые из них знать. К сожалению, встречается среди наших регентов дремучее нежелание сдвинуться с мёртвой точки. И не только регентов. Даже если регент горит желанием сам что-то новое внести в пение, то он встречает порой противостояние со стороны своих певчих: «Зачем нам учить новые гласы? Мы и эти уже знаем, зачем переучивать?» Да, надо переучивать! Бывает, говорят: «Зачем мне гласы учить? Я шестый глас знаю - и хватит!» (Могу подтвердить справедливость этого замеча ния, так как сама слышала такое). Иногда возра жают: «Зачем я буду запевы петь на стихиры? Пусть их чтец читает» (И это мне так же доводилось слышать). Од нако зачем тогда вообще хор? Пусть чтец всё читает! Есть ре генты , ко торые «машут руками» 1-2 года и уже считают себя самодос таточными. «Не учите меня жить!» - написано у них на лице. Такое явление пагубно для богослужебного пения. Ка к в духовном делании, так и в регентском деле надо искать опытного наставника и учиться у него. Реальные умения берутся не из кни жек, а передаются из рук в руки. Так что если даже цер ковный регент - великий пи анист, то это не освобождает его от необходимости пости гать науку управления хором. И если регент - великий ди рижёр, то ему всё равно при дётся учиться специфике кли росного дирижирования. Немного отвлекусь от выступления Кустовско го. Что касается Мурманска, то, на мой взгляд, образцом правильной работы регента и церковного пения у нас может служить управление архиерей ским хором Геннадия Буздугана (Свято-Никольский кафедральный собор Мурманска). Хочу сказать ещё и о том, что хорошо, когда регенты и певчие разных хоров общаются, дружат, обмениваются нотным материалом, делятся секретами, тогда хоры взаимообогащаются и развиваются. Ведь мы все из одной епархии, и существование мурманского распева - это реальный факт. Нас в Москве так и называли: «мурманский пятый глас», например. Татьяна, что было ещёна съезде, кромевыс туплений?Вы что-то пели? - Там было 40 регентов из разных городов. Мы объединились в два хора, то есть по 20 человек в одном хоре. Ольге Токмаковой, регенту хора Спа- са-на-водах, довелось руководить одним из этих хоров. Думаю, это есть самая лучшая школа: ты приехал послушать других и поучиться, а тебя самого заставили работать. У нас там каждое утро проводились лекции и семинары (до обеда - одна лекция, после обеда - вторая). А с 17 часов до 20 или даже 21 часа ежедневно у нас были репетиции. Мы всю неделю готовились ко всенощному бдению и к литургии, которые мы потом и спели в субботу вечером и в воскресенье утром в Казанском хра ме подмосковного села Пучкова. Впечатлениями о съезде делится регент хора храма Спаса-на-водах Ольга Токмакова: - Что меня больше всего порадовало? То, что люди, собравшиеся там, не только музыканты, но ещё и настоящие христиане, очень открытые ду шой.. Нас учили бесплатно, всё действительно де лалось во славу Божию. Мы увидели высочайший профессиональный уровень. Они знают множе ство песнопений наизусть. Уверена, что эта добро желательность и эта жажда отдать говорят о том, что Православие живо, в нём есть люди молодые и сильные. Все они исповедуются и причащаются, все они живут в Церкви, и скольких людей они ещё приведут к Богу! И у нас есть будущее. Беседовала Галина Сиротинская. Фото Татьяны Лазаревой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz