Миссионерская православная газета. 2003 г. № 9. Сентябрь.

6 МИССИ0Н6РСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА Ц Е Р К О В Н О Е П Е Н И Третий съезд регентов С 23 по 27июля в Казанском приходе (на­ стоятель - протоиерей Владислав Свешников) подмосковного села Пучково проходил по бла­ гословению священноначалия третийежегодный съезд церковных регентов. В его работе уча­ ствовалии представителиМурманскойепархии. О съездерегентовнашемукорреспондентурас­ сказала Татьяна Лазарева, регент хора Свято- Пантепеимоновскогохрама г. Мурманска: - Татьяна, кто организовал съезд? - Евгений Сергеевич Кустовский. Он работает регентом1 уже 12 лет. Евгений Сергеевич начинал в Троицке. Он 10 лет служил в деревне Пучково в Казанском храме Божией Матери, потом перешёл работать в Москву в храме Трёх святителей на Кулишках. 10 лет назад Кустовский организовал регентские курсы. На них обучаются в течение года те, кто про­ живает в Москве. - Расскажите обучастниках съез­ да, об истории его проведения. - Были представители из Москвы, Новгорода, Кемерова, Киева, Минска, из разных областей России, были и зарубежные участники, например, из Германии. Мы там познакомились с очень многими интересными людьми, теперь будем переписываться, обмени­ ваться нотным материалом. Из Мур­ манска, кроме меня, ездили ещё четы­ ре человека: регент храма Спаса-на- водах Ольга Токмакова и певчие этого храма Станислав, Ксения и Максим. Съезды церковных регентов проводи­ лись в России до революции, теперь эта традиция возрождается. Кроме того, в организации съезда использовался опыт православных в США - опыт работы летней православной школы в Джорджанвилле. Если Вы читали книгу об известном современном право­ славном апологете2 и подвижнике Америки иеро­ монахе Серафиме (Роузе), то вспомните о создан­ ной им в Джорджанвилле школе православного выживания. Вот с неё-то и начались летние школы. - Какие выступления на съезде Вам больше всего запомнились? Какие из обсуждавшихся проблем современного церковного пения Вы считаете наиболее насущными и заслуживаю­ щимивнимания? - Там был принят так называемый регентский кодекс: это неофициальный документ, никакая епар­ хия его не утверждает. Он говорит об обязаннос­ тях регентов. Такой документ нужен для начинаю­ щих регентов. Те, кто уже лет 10 на клиросе, сами знают, что они могут и как должны работать. А в кодексе речь идёт о разных ситуациях, возни­ кающих на клиросе (иногда конфликтных), о том, как регент должен себя вести. Дело ещё и в том, что слова «регент» нет в Уставе Русской Право­ славной Церкви, но в реальности-то такое церков­ ное послушание есть, потому и составили этот документ - регентский кодекс. Я бы хотела познакомить всех с выступлением организатора съезда Евгения Кустовского. Основ­ ное содержание православного Богослужения, по его словам, - это изменяемые песнопения, потому регент должен уметь ярко спеть изменяемый текст. Мало кто знает, наверное, что «Свете Тихий», Херувимскую песнь, «Блаженны» можно петь на 8 гласов, но только не на те 8 примитивных попево- чек, к которым мы так привыкли. Наша духовная необразованность удручает. Мы думаем, что суще­ ствует музыка (это красиво) и существуют гласы (это скучно). При пении гласов мы вдруг оказыва­ емся ритмически беспомощными. Кустовский гово­ рил, что интересно бывает наблюдать за выпускни­ ком вуза, консерватории (дирижёрского отделения). Например, только что он дирижировал при исполне­ 1 Регент - руководитель церковного хора. 2 Апологет - богослов, защищающий православное вероучение. нии сложнейшего концерта Бортнянского, и техни­ ка была блестящей. А при пении стихир его руки совершают какие-то непонятные движения, похо­ жие на тремор. Такое происходит потому, что в музыкальных вузах не преподают такой предмет, ка к дирижёрская техника на клиросе. Техника дирижирования на клиросе очень отличается от концертного дирижирования. Здесь есть своя оп ­ ределённая система, не какие-то произвольные махания руками. Почти весь XX век после 1917 года на клиросе пели бабульки. Спаси Бог этих бабушек, они ка к смогли донесли до нас то цер­ ковное пение, которое было. Но теперь мы, на­ стоящие музыканты , не должны учиться пению у старушек. У кого же нам учиться? Существуют дирижёрские отделения музыкальных вузов, но там не учат так называемому простому пению. Необходимо заметить, что клиросное пение - это всё-таки имитация простого пения, так же как сценическая речь - имитация простой разговор ­ ной речи. По вышеназванным причинам и роди­ лись Московские регентские курсы (ими руково ­ дит Евгений Кустовский), обучение на которых включает в себя и высокий уровень дирижёрской техники, и хорошее знание богослужебной практи­ ки. Гласы - это не равномерные размеры, в музыкальных вузах с ними знакомятся уже на последних курсах, а на клиросе как хочешь, так и маши рукой! И ведь машут, вместо того чтобы дирижировать. Теперь есть где учиться, есть и учебник клиросного дирижирования Е. Кустовско­ го, и репринтное издание книги Ковина «Управле­ ние церковным хором». Все эти пособия можно купить в православном центре Царицыно (изда­ тельство «Живоносный источник»). Так что, гос­ пода регенты, незнание теории не освобождает вас от ответственности. Заходите на сайт реген­ тских курсов и там всё найдёте. А если захотите личного общения с маэстро Кустовским , он будет страшно рад. За одну неделю занятий вы получи­ те такой объём информации, которого хватит на год практической отшлифовки. Кто из регентов может сказать, что он спосо ­ бен ярко спеть изменяемый текст? Обиход и примитив - это не одно и тоже! Существует, например, обиход Кастальского. Взялся бы такой композитор за примитив?! Бесконечное мелоди­ ческое разнообразие и красота проходит мимо нас, если мы не знаем, что у каждого гласа есть много разных подвидов, что каждый глас, не только шестый, можно петь и в мажоре, и в миноре, если мы пренебрегаем пением подобное, за исключением разве что «Радуйся, Живонос­ ный Кресте», «Егда Древо», «О преславного чуде- се» и «Волною морскою» (это, я думаю, всем знакомо). Ка к распевать подобны - тема для кандидатской диссертации. Олег Мартынов, пре­ подаватель московских регентских курсов, как раз и занимается этой темой. Но мы, настоящие музыканты, должны хотя бы самые удобочитаемые из них знать. К сожалению, встречается среди наших регентов дремучее нежелание сдвинуться с мёртвой точки. И не только регентов. Даже если регент горит желанием сам что-то новое внести в пение, то он встречает порой противостояние со стороны своих певчих: «Зачем нам учить новые гласы? Мы и эти уже знаем, зачем переучивать?» Да, надо переучивать! Бывает, говорят: «Зачем мне гласы учить? Я шестый глас знаю - и хватит!» (Могу подтвердить справедливость этого замеча ­ ния, так как сама слышала такое). Иногда возра­ жают: «Зачем я буду запевы петь на стихиры? Пусть их чтец читает» (И это мне так­ же доводилось слышать). Од­ нако зачем тогда вообще хор? Пусть чтец всё читает! Есть ре генты , ко торые «машут руками» 1-2 года и уже считают себя самодос­ таточными. «Не учите меня жить!» - написано у них на лице. Такое явление пагубно для богослужебного пения. Ка к в духовном делании, так и в регентском деле надо искать опытного наставника и учиться у него. Реальные умения берутся не из кни ­ жек, а передаются из рук в руки. Так что если даже цер­ ковный регент - великий пи­ анист, то это не освобождает его от необходимости пости­ гать науку управления хором. И если регент - великий ди­ рижёр, то ему всё равно при­ дётся учиться специфике кли­ росного дирижирования. Немного отвлекусь от выступления Кустовско ­ го. Что касается Мурманска, то, на мой взгляд, образцом правильной работы регента и церковного пения у нас может служить управление архиерей­ ским хором Геннадия Буздугана (Свято-Никольский кафедральный собор Мурманска). Хочу сказать ещё и о том, что хорошо, когда регенты и певчие разных хоров общаются, дружат, обмениваются нотным материалом, делятся секретами, тогда хоры взаимообогащаются и развиваются. Ведь мы все из одной епархии, и существование мурманского распева - это реальный факт. Нас в Москве так и называли: «мурманский пятый глас», например. Татьяна, что было ещёна съезде, кромевыс­ туплений?Вы что-то пели? - Там было 40 регентов из разных городов. Мы объединились в два хора, то есть по 20 человек в одном хоре. Ольге Токмаковой, регенту хора Спа- са-на-водах, довелось руководить одним из этих хоров. Думаю, это есть самая лучшая школа: ты приехал послушать других и поучиться, а тебя самого заставили работать. У нас там каждое утро проводились лекции и семинары (до обеда - одна лекция, после обеда - вторая). А с 17 часов до 20 или даже 21 часа ежедневно у нас были репетиции. Мы всю неделю готовились ко всенощному бдению и к литургии, которые мы потом и спели в субботу вечером и в воскресенье утром в Казанском хра­ ме подмосковного села Пучкова. Впечатлениями о съезде делится регент хора храма Спаса-на-водах Ольга Токмакова: - Что меня больше всего порадовало? То, что люди, собравшиеся там, не только музыканты, но ещё и настоящие христиане, очень открытые ду­ шой.. Нас учили бесплатно, всё действительно де­ лалось во славу Божию. Мы увидели высочайший профессиональный уровень. Они знают множе­ ство песнопений наизусть. Уверена, что эта добро­ желательность и эта жажда отдать говорят о том, что Православие живо, в нём есть люди молодые и сильные. Все они исповедуются и причащаются, все они живут в Церкви, и скольких людей они ещё приведут к Богу! И у нас есть будущее. Беседовала Галина Сиротинская. Фото Татьяны Лазаревой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz