Миссионерская православная газета. 2003 г. № 8. Август.

издлние м у р м а н с к о й и Мончегорской еплрхии московского п а т р и а р х а т а По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона П РШ О Л М Ш Я ш е т і номер 8, год 2003, август м и е е и о н е р с к А я п р а в о с л а в н а я г а з с т а 11 июля, накануне праздника святых пер­ воверховных апостолов Петра и Павла, про­ изошло весьма значительное событие в духовной жизни Терского берега и всего Кольского края: правящий архиерей Мур­ манской и Мончегорской епархии епископ Симон освятил часовню преподобного Бе­ зымянного Инока Терского. С Божьей по­ мощью завершилось воздвижение новой православной часовни на древнем святом месте - могиле Безымянного Инока, что находится на берегу Белого моря, на 108 километре дороги Умба - Варзуга. История о Безымянном Иноке Терском началась где-то в конце XVII века, «в давних летах», когда еще не было нынешнего поморского села Кашкаран- цы, а в этих краях жили на тонях на «рыбных ловлях» соловецкие монахи и иной люд приходил сюда на промысел лишь «на сезон». Как-то одному рыбаку, промышлявшему на тоне «Точильной», «явился во сне некий чудный монах и повелел похоронить его, указав место на берегу, где покоится его тело». Рыбак пошел и на указан­ ном месте обрел вынесенное морем тело усопшего в монашеском одеянии и «без признаков тления, ничем не поврежденное». Это было весьма удиви­ тельно. Море, как известно, отдает тела утопших лишь спустя определенное время, когда признаки тления плоти очевидны. Местные монахи, «живущие здесь на приказе при рыбных ловлях» на Терском берегу, не опознали своего собрата. Расспросы монастырских людей иных монастырей также не Интерьер часовни Безымянного Инока Терского. открыли имени странного инока. Тело пора было погребать. На могильном кресте написали: «Неиз­ вестный инок», полагая, что со временем имя мо­ наха откроется. Время шло, но так ни один из монастырей и не признал своего пропавшего собрата. Ближайшие по­ топления в море были три месяца назад, а позже никто не пропадал. Либо Господь прославил кого-то из монастырских подвижников таким нетлением, либо это вообще какой-то неведомый угодник Бо­ жий чудесного образа... И неизвестного инока отпе­ ли как Безымянного. Крест над могилой на берегу служил хорошим ориентиром при рыбной ловле, и вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста всегда слу­ чался «чудесный улов рыбы». Особенно «хорошо рыбу добывал» тот благочестивый рыбак, что по­ хлопотал о захоронении «чудного инока», да с тех пор на могилку приходил помолиться о помо­ щи на море. Молился, Николу-Чудника поминал, Варлаамия с Керети, да вот теперь и Инока Безымянного Терского. Стали и иные добытчики, прежде чем уйти в море, захаживать на могилу к Иноку - попросить его помощи и заступления пред Господом. И вот в одну из ночей сей Угодник Божий вновь явился тому рыбаку, открыл ему, что слы­ шит молитвы просящих, и повелел над могилой его поставить часовню. О том повелении узнали и иные промышленники, жившие на тонях Терского берега. Благочестивые христиане с радостью взя­ лись исполнить это послушание, справедливо видя в этом потаенном Божием Угоднике, преподобном Безымянном Иноке, нового ходатая за них пред Господом в столь трудном и опасном северном морском промысле. А вскоре выше по берегу, напротив часовни, открылся источник. Местные жители называют его и поныне источником Безы­ мянного Инока. Эта небольшая часовенка на диком берегу и источник невдалеке всегда были очень почитаемы всеми промышленниками Терского берега. Счита­ лось, что для благополучия в северном промысле нужно помолиться в часовне у могилы Безымянно­ го Инока. «В промысловое время в ней всегда горела неугасимая лампада». Воду же из источника несли на могилу, молились Иноку, после чего она «целит от болезней и иных напастей». Во времена безбожные святыни Терского берега пришли в запустение. Часовня была разрушена, но при этом до самого последнего времени место это было обозначено приметным крестом. Местные ры­ баки-поморы знали древнюю верную примету о том, что «напротив этого креста всегда рыбу возьмешь». В настоящее время почитание этой северной святыни восстановлено. С 2001 года на могиле приходским священником села Варзуга регулярно справляются поминальные службы. Тропинка к мо­ гильному кресту была протоптана даже в полярную зиму. Уже в наше время имеется несколько свиде­ тельств чудесной помощи по молитвам к Терскому Угоднику, особенно в рыбной ловле. Безымянный Инок Терский официально еще не канонизирован, и как святому службы ему не служатся, но он явля­ ется местночтимым усопшим угодником Божиим, об упокоении которого в церкви подаются поминаль­ ные записки. Святые заступники Русского Севера молятся за нас, грешных, и по их молитвам попечением благо­ честивых ревнителей памяти преподобного Безы­ мянного Инока Терского над могилой этого небесно­ го покровителя нашего Поморья воздвигнута новая красавица часовня. Иеромонах Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга, председатель комиссии по канонизации святых Мурманской епархии. Фото Геннадия Буздугана. одош шымнш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz