Миссионерская православная газета. 2003 г. № 8. Август.

Xi jiG 'su o ire vo кля п р а в о с л а в н а я г а з 6 т а Б О Г О С Л О В И Я СУЩЕСТВ 1^1 Шя0я * • 1 1 ; і mw,Q - ПЕРВОЕ Ш СВОЙСТВО ЦЕРКВИ (Окончание. Н ачало в №7 «Миссионерской Право славной газеты».) Но это речь шла все-таки о «времени» , о тех, кто пока за оградой Церкви, хотя и крещен в Православии, часто себя искренне пр аво сл а вным и считает. Но современная ситуация сложнее: на членов Церкви действует с а т ан а л у ка в е е и тоньше. Если в уши нецерковных людей он бьет к узн ечным молотом, то на слух церковны х людей дей ствует маленьким молоточком, зв у к которого порой не расслышишь, а действие б е с о в с ко е от это го не становится маленьким злом, просто его очень труд­ но заметить. Поэтому, если человек никогда не был адептом восточных сект, никогда не обращался к гадалкам, он все равно попал под обстрел о к ­ культизма. Иначе говоря, самое главное зло о к ­ культная наука в мир уже принесла. О н о за к лю ч а ­ ется в удивительной готовности «дробить» Тело Церкви. Его присутствие в сред е п р аво славны х христиан проявилось в с е к тан тском типе мыш ле ­ ния, десятилетиями воспи- туемом средствами массо­ вой информации у наших современников. Именно плод оккультизма, именно бессчетное число лиц, школ, практик, его дурная множе­ ственность восстала на пер­ вое существенное свойство Церкви - ее единство, и выразилось это в последнее время в попытке расколоть Церковь справа. Об этой опасности гово­ рил на XI Рождественских чтениях протоиерей Алек­ сандр Новопашин. Его док­ лад назывался «Сектантс­ кие тенденции в некоторых внутрицерковных группах». Представляется полезным привести выдержки из док­ лада протоиерея Александ­ ра как предостережение паломникам, которых осо­ бенно много бывает в лет­ нее время, чтобы не впасть им в грех раскола, грех против первого существен­ ного свойства Церкви. Полезно и необходимо крити­ чески относиться к духовным руководителям и про­ сто проповедникам-любителям, которых в святы х местах окажется великое множество. «Страсть по старцам», как называют эту духовную проблем у в наше время, охватила сегодня многих. Происходит она, главным образом, от недоверия к приходскому духовенству, из-за нежелания или ложного стыда исповедоваться у своего приходского священника, а это уже не что иное, как духовный блуд. При чем почти всегда ищут прозорливых или тех, кто отчиты­ вает, хотя не это является показателем старчества. Святитель Игнатий Брянчанинов советует искать духовника, опытного в духовной жизни. Надо знать, что духовное руководство в руках нездоровых, нео ­ пытных, тщеславных людей ведет ко вреду. Наши предки в большинстве своем окормлялись на одном приходе, ходили в один храм, исповедовались у одного батюшки и спасались. Помня совет святителя Игнатия Брянчанинова, надо проверять себя и свое духовное окружение по Библии и святоотеческим книгам. Надо знать, что, считая себя «правее других», то есть выделяя или отделяя себя от Церкви, можно не зам е ти т ь того, что находишься уже «за оградой Церкви», в р а с к о ­ ле с ней. Иными словами, следуя з а своими «стар­ цами», поврежденными духовно, подвергаешь себя опасности ухода в раскол - грех, который, как известно, не смывается даже мученической кро­ вью. Протоиерей Александр Новопашин дает не­ сколько практических советов современным палом­ никам; и всем членам Церкви, как обезопасить себя духовно ог таких людей. В высказываниях лиц, которые повреждены сек­ тантским духом, присутствует разделение на «мы- они». Часто они считают себя обиженными церков­ ными властями, и в их высказываниях постоянно прослеживается мысль, что мы - «свои», а посто­ ронние ..«чужие». Помните, что в любом храме или монастыре вы должны чувствовать себя всегда своими. Как правило, такие люди запрещают общаться с теми, кто не разделяет их взглядов. Порой из их уст можно услышать оскорбительные выражения, такие, как «тупой», «быдло» и т. д. по отношению к «внешним». Вы можете также столкнуться с тем, что вас будут просить о чем-либо заведомо незаконном, аморальном, пытаясь объяснить необходимостью выполнять послушание. Если Вы захотите задать вопрос о странностях поведения Ваших новых зна- Крестный ход вокруг церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба. 6 августа 2003 года. комых, то в ответ можете услышать слова, испол­ ненные чувства превосходства над Вами и теми, кто находится вне данной группы. Когда Вы встречаетесь даже с лицами в священ­ ном сане, даже если Вас уверяют, что это «насто­ ящий старец», проверяйте всегда, нет ли нарушения вероучения Православной Церкви. Для таких руко­ водителей характерно, например, такое высказыва­ ние: «Настоящих епископов не осталось», - причем предполагается, что именно автор высказывания мог бы быть «настоящим» епископом: «Вот Марк Эфесский тоже один в Церкви остался». Такие люди могут попытаться при Вас опорочить епархиальных деятелей грязными слухами, сплетня­ ми. Всегда надо помнить, что оружие лукавого во все времена было направлено в первую очередь на свя­ щенноначалие, и грех обсуждения и осуждения его чрезвычайно велик и требует немедленного и полного покаяния. Никогда не забывайте слова святителя Кирилла Иерусалимского: «Где епископ, там Цер­ ковь», Не забывайте, что церковная иерархия уста­ новлена Сами Господом, это не человеческое начало. Гордыня «руководителей» подобного рода - их главный грех, он доводит до того, что личность руководителя заслоняет Самого Господа, что очень характерно для современных псевдоправославных сект. Также Вас, как новообращенного в данную груп­ пу, могут склонять к немотивированным крупным пожертвованиям. Вы можете столкнуться и с запу­ гиванием, например, таким: «Если не примешь мо­ нашества у нас, то попадешь в ад!» На тех, кто ушел из группы или оставил такого «старца», может возводиться клевета. Часто в таких группах требуют получать разре­ шения «духовника» на малейшие ваши внутренние или внешние решения: при переходе на другую работу, поездке в отпуск, стрижку волос, пошив определенной одежды. Каждый человек может про­ сить совет у батюшки, но решение и ответствен­ ность за него принимает сам. Нельзя допускать давления на вашу волю, а помнить, что послушание - акт вашей доброй воли, а не внешнее давление. У «духовных руководителей» такого типа прояв­ ляется мания величия, кастовость среди прибли­ женных к ним людей. Перечень этих признаков проявления сектантс­ кого мышления очень полезен не только в примене­ нии к неизвестным вам людям. Очень полезно проверить в первую очередь себя. Уверяю вас, что многие из нас заражены этим грехом. Это говорит, прежде все­ го, об универсальности гре­ ха раскола, а во-вторых - о психологической и духовной готовности к нему нас, как детей своего времени. Вот в борьбе с этим грехом раз­ деления очень полезно по­ чаще читать Евангелие. Осо­ бенно последние главы Еван­ гелия от Иоанна о единстве Церкви. Нельзя допустить, чтобы борьба за чистоту Церкви превратилась в борь­ бу с Церковью. Обвиняя в расколе инос- лавных, защищая чистоту Православия, мы в нашей Православной Церкви порой устраиваем расколы, по сути, действуем то так же, как протестанты, участвуя в хуле на священников, то как ка­ толики, ставя между собой и Богом некое возгордивше­ еся лицо. Начав статью с догмата о Церкви, мне хотелось бы вернуть читателя на ту же духовную высоту: нельзя забывать, что Глава Цер­ кви - Христос, Всемогущий Бог. Он основал Цер­ ковь, и не мы спасаем ее, а она нас. Спасает, не позволяя стать чьими-либо рабами, ибо человек создан по образу Божию и подобию Его, а одним из существенных свойств Бога является свобода. Че­ ловек не должен поступаться своей свободой во Христе ни перед какими руководителями, если они ставят себя вне Церкви. Он не должен идти на поводу оккультных внушений, таких, например, что человек - «микрокосм», помня, что это унижает его человеческое достоинство. Надо помнить, что христианство смогло пойти наперекор очевидности, что человек, скорее, «мак­ рокосм». «Человек - великий мир в малом», как определил нашу природу святитель Григорий Бого­ слов. Или иначе: «Человек - это большой мир в малом, он является средоточием воедино всего существующего, возглавлением творений Божиих», как сказал другой святитель Григорий Палама, этот великий оптимист XIV века. О вместимости целого мира в сердце человека говорит и великий ветхозаветный пессимист Еккле­ зиаст: «Все сделал Он прекрасным... и вложил мир в сердце их» (Еккл. 3, 11). Однако человек, каждый их нас одинаково, не­ сет в своем сердце еще то, что мир вместить не может - образ Божий! Серафима Муренец. Фото Гэннадия Буздугана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz