Миссионерская православная газета. 2003 г. № 8. Август.
Xi jiG 'su o ire vo кля п р а в о с л а в н а я г а з 6 т а Б О Г О С Л О В И Я СУЩЕСТВ 1^1 Шя0я * • 1 1 ; і mw,Q - ПЕРВОЕ Ш СВОЙСТВО ЦЕРКВИ (Окончание. Н ачало в №7 «Миссионерской Право славной газеты».) Но это речь шла все-таки о «времени» , о тех, кто пока за оградой Церкви, хотя и крещен в Православии, часто себя искренне пр аво сл а вным и считает. Но современная ситуация сложнее: на членов Церкви действует с а т ан а л у ка в е е и тоньше. Если в уши нецерковных людей он бьет к узн ечным молотом, то на слух церковны х людей дей ствует маленьким молоточком, зв у к которого порой не расслышишь, а действие б е с о в с ко е от это го не становится маленьким злом, просто его очень труд но заметить. Поэтому, если человек никогда не был адептом восточных сект, никогда не обращался к гадалкам, он все равно попал под обстрел о к культизма. Иначе говоря, самое главное зло о к культная наука в мир уже принесла. О н о за к лю ч а ется в удивительной готовности «дробить» Тело Церкви. Его присутствие в сред е п р аво славны х христиан проявилось в с е к тан тском типе мыш ле ния, десятилетиями воспи- туемом средствами массо вой информации у наших современников. Именно плод оккультизма, именно бессчетное число лиц, школ, практик, его дурная множе ственность восстала на пер вое существенное свойство Церкви - ее единство, и выразилось это в последнее время в попытке расколоть Церковь справа. Об этой опасности гово рил на XI Рождественских чтениях протоиерей Алек сандр Новопашин. Его док лад назывался «Сектантс кие тенденции в некоторых внутрицерковных группах». Представляется полезным привести выдержки из док лада протоиерея Александ ра как предостережение паломникам, которых осо бенно много бывает в лет нее время, чтобы не впасть им в грех раскола, грех против первого существен ного свойства Церкви. Полезно и необходимо крити чески относиться к духовным руководителям и про сто проповедникам-любителям, которых в святы х местах окажется великое множество. «Страсть по старцам», как называют эту духовную проблем у в наше время, охватила сегодня многих. Происходит она, главным образом, от недоверия к приходскому духовенству, из-за нежелания или ложного стыда исповедоваться у своего приходского священника, а это уже не что иное, как духовный блуд. При чем почти всегда ищут прозорливых или тех, кто отчиты вает, хотя не это является показателем старчества. Святитель Игнатий Брянчанинов советует искать духовника, опытного в духовной жизни. Надо знать, что духовное руководство в руках нездоровых, нео пытных, тщеславных людей ведет ко вреду. Наши предки в большинстве своем окормлялись на одном приходе, ходили в один храм, исповедовались у одного батюшки и спасались. Помня совет святителя Игнатия Брянчанинова, надо проверять себя и свое духовное окружение по Библии и святоотеческим книгам. Надо знать, что, считая себя «правее других», то есть выделяя или отделяя себя от Церкви, можно не зам е ти т ь того, что находишься уже «за оградой Церкви», в р а с к о ле с ней. Иными словами, следуя з а своими «стар цами», поврежденными духовно, подвергаешь себя опасности ухода в раскол - грех, который, как известно, не смывается даже мученической кро вью. Протоиерей Александр Новопашин дает не сколько практических советов современным палом никам; и всем членам Церкви, как обезопасить себя духовно ог таких людей. В высказываниях лиц, которые повреждены сек тантским духом, присутствует разделение на «мы- они». Часто они считают себя обиженными церков ными властями, и в их высказываниях постоянно прослеживается мысль, что мы - «свои», а посто ронние ..«чужие». Помните, что в любом храме или монастыре вы должны чувствовать себя всегда своими. Как правило, такие люди запрещают общаться с теми, кто не разделяет их взглядов. Порой из их уст можно услышать оскорбительные выражения, такие, как «тупой», «быдло» и т. д. по отношению к «внешним». Вы можете также столкнуться с тем, что вас будут просить о чем-либо заведомо незаконном, аморальном, пытаясь объяснить необходимостью выполнять послушание. Если Вы захотите задать вопрос о странностях поведения Ваших новых зна- Крестный ход вокруг церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба. 6 августа 2003 года. комых, то в ответ можете услышать слова, испол ненные чувства превосходства над Вами и теми, кто находится вне данной группы. Когда Вы встречаетесь даже с лицами в священ ном сане, даже если Вас уверяют, что это «насто ящий старец», проверяйте всегда, нет ли нарушения вероучения Православной Церкви. Для таких руко водителей характерно, например, такое высказыва ние: «Настоящих епископов не осталось», - причем предполагается, что именно автор высказывания мог бы быть «настоящим» епископом: «Вот Марк Эфесский тоже один в Церкви остался». Такие люди могут попытаться при Вас опорочить епархиальных деятелей грязными слухами, сплетня ми. Всегда надо помнить, что оружие лукавого во все времена было направлено в первую очередь на свя щенноначалие, и грех обсуждения и осуждения его чрезвычайно велик и требует немедленного и полного покаяния. Никогда не забывайте слова святителя Кирилла Иерусалимского: «Где епископ, там Цер ковь», Не забывайте, что церковная иерархия уста новлена Сами Господом, это не человеческое начало. Гордыня «руководителей» подобного рода - их главный грех, он доводит до того, что личность руководителя заслоняет Самого Господа, что очень характерно для современных псевдоправославных сект. Также Вас, как новообращенного в данную груп пу, могут склонять к немотивированным крупным пожертвованиям. Вы можете столкнуться и с запу гиванием, например, таким: «Если не примешь мо нашества у нас, то попадешь в ад!» На тех, кто ушел из группы или оставил такого «старца», может возводиться клевета. Часто в таких группах требуют получать разре шения «духовника» на малейшие ваши внутренние или внешние решения: при переходе на другую работу, поездке в отпуск, стрижку волос, пошив определенной одежды. Каждый человек может про сить совет у батюшки, но решение и ответствен ность за него принимает сам. Нельзя допускать давления на вашу волю, а помнить, что послушание - акт вашей доброй воли, а не внешнее давление. У «духовных руководителей» такого типа прояв ляется мания величия, кастовость среди прибли женных к ним людей. Перечень этих признаков проявления сектантс кого мышления очень полезен не только в примене нии к неизвестным вам людям. Очень полезно проверить в первую очередь себя. Уверяю вас, что многие из нас заражены этим грехом. Это говорит, прежде все го, об универсальности гре ха раскола, а во-вторых - о психологической и духовной готовности к нему нас, как детей своего времени. Вот в борьбе с этим грехом раз деления очень полезно по чаще читать Евангелие. Осо бенно последние главы Еван гелия от Иоанна о единстве Церкви. Нельзя допустить, чтобы борьба за чистоту Церкви превратилась в борь бу с Церковью. Обвиняя в расколе инос- лавных, защищая чистоту Православия, мы в нашей Православной Церкви порой устраиваем расколы, по сути, действуем то так же, как протестанты, участвуя в хуле на священников, то как ка толики, ставя между собой и Богом некое возгордивше еся лицо. Начав статью с догмата о Церкви, мне хотелось бы вернуть читателя на ту же духовную высоту: нельзя забывать, что Глава Цер кви - Христос, Всемогущий Бог. Он основал Цер ковь, и не мы спасаем ее, а она нас. Спасает, не позволяя стать чьими-либо рабами, ибо человек создан по образу Божию и подобию Его, а одним из существенных свойств Бога является свобода. Че ловек не должен поступаться своей свободой во Христе ни перед какими руководителями, если они ставят себя вне Церкви. Он не должен идти на поводу оккультных внушений, таких, например, что человек - «микрокосм», помня, что это унижает его человеческое достоинство. Надо помнить, что христианство смогло пойти наперекор очевидности, что человек, скорее, «мак рокосм». «Человек - великий мир в малом», как определил нашу природу святитель Григорий Бого слов. Или иначе: «Человек - это большой мир в малом, он является средоточием воедино всего существующего, возглавлением творений Божиих», как сказал другой святитель Григорий Палама, этот великий оптимист XIV века. О вместимости целого мира в сердце человека говорит и великий ветхозаветный пессимист Еккле зиаст: «Все сделал Он прекрасным... и вложил мир в сердце их» (Еккл. 3, 11). Однако человек, каждый их нас одинаково, не сет в своем сердце еще то, что мир вместить не может - образ Божий! Серафима Муренец. Фото Гэннадия Буздугана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz