Миссионерская православная газета. 2003 г. № 8. Август.
лшооионерокля п р а в о с л а в н а я глзетл 5 Поморская традиция поклонных крестов «Н а поклонение православным хрнстилнллѵ..» С самых древних времен освоение духовного пространства Крайнего Севера неизменно со провождалось воздвижением поморских поклон ных крестов. Водружение креста как с и м в о л а утверждения русского пр аво сл авно го духа на пустынной, не о б житой еще з ем л е счи тало сь делом п е р во оч е р ед ным, с о в е рш а е м ы м р а н е е , ч ем даж е сооруж ени е жилища. К р е ст станови лся сакральной точкой о п о ры человеку на этой з ем л е и о бо зн ачал отныне принадлежность этих м е с т к п р а во с л а в н ом у миру. Крест, как «хранитель всей Вселенной», давал ч е ловеку надежную защиту от прои сков сил зла, от «козней б есов ских» и «злобы чародеев». Поклонный крест зам е н ял человеку церковь или часовню , ста н ов я с ь м е стом , где м ож но было п о м о литься Господу, испросить помощи и за с т уп н и ч е ства в н елегком и оп а сн ом п о м о р с к о м труде. Э та молитвы у креста не о став али сь б е з ответа. Н е д а ром на П ом о р ь е в старину сл о ва «крестовый» и «богатый» были синонимами. Ча сто такие названия, как «мы с Крестовый» , тоня «Крестовая» , означали не наличие креста, а о со б ое богатство в п р омы сл о вом отношении. Так, например , бо га тые в ж е м ч уж ном п ромы сле м е с т а на В а р зу ге были о тм е ч ены поклонными крестами. К р о м е чисто поклонных крестов, в П ом о р ь е с у ществовали во м н ож е с т в е кресты иного духовно го смы сла, а именно обетные. М ор еплавание на Бело- м о р ье всегда было ч ре звы чай н о о п а сны м делом . Благодарность Бо гу за благополучное во звращ ение со штормового моря рыбаки, купцы и промышленни ки всегда во здавали установкой обетно го креста. Наш е в р е м я прин есло в о зр ож д е н и е еще одной традиции у с тано в ки поклонных крестов . Р е ч ь идет о многочисленных святых местах, на которых раньше стояли здания церквей, а ныне в се еще пр ебы в а е т «м е р зо ст ь зап у стени я» . Н е о б х о д им о подчеркнуть, что в хр и сти ан ской пр а во сл а в н о й традиции с ущ е ствуе т понятие «м е сто церковное» , то е сть место , которое было о с в ящ е н о и где стоял о здан ие ц е р к ви Хри стовой . Э т о м е с т о никогда не перестанет, не м ож е т п е р е ста ть быть « м е с т о м ц е р ко вным » , ибо «Ангел Го спо д ен ь в се гд а будет о хр а н я т ь его до скончания времен» . Э т и м объ я сн яю тся традици онно небла гоп ол учны е и даж е тр а ги ч е с к и е судьбы всех тех н е р а з ум ны х людей, д е р зк о пы тавш их ся так или иначе и сп о л ь зо в а т ь эти « м е с т а ц е р к о в ные» для иных с в о и х целей. И если с е й ч а с еще :-<!..ѵ-.ч:т на горе Гочгофй ч іэ и во», xcbs р. Р-яр >.у\ /. нет в о зм ож н о с ти в о с ст а н о в и т ь ц е р к о в ны е зд ания в п р еж н ем их бла голепии (а им е н н о т а ки м и ц е р к в ям и сл а в и л ся Те р ский берег), то уж поклонный крест на м е с т е це р к о в н о го ал таря долж ен стоя ть непременно. Э т и м л е т ом , в конце июня, у с и л и я м и В а р з уж - с к о го пр и ход а были пр едприняты в аж ны е шаги по во зрождению традиции пом о р ско го поклонного кре ста. О с о б е н н о пр и я тно о тм е ти т ь , что э т о н а ч и н а ние пол учило реш и тел ьн ую подд ерж к у у старость! В о с т о ч н о г о о к р у га Т е р с к о го б е р е г а С в я т о с л а в а М и х а й л о в и ч а К алюж ин а . Б е з е го а к ти в н о г о и не п о с р е д с т в е н н о г о у ч а с т и я вы п о л н ен и е акции т а к о го м а сш т а б а бы л о бы н е в о зм ож н о . Три к р е с т а из к р е п ко го б р у с а были и зго то в л е ны и д о с т а в л е ны в е р т о л е т о м в у д а л е н ны е и тр у д н о д о с т уп ны е м е с та в в е р х о в ь я х реки Варзуги. С н а б ж е н н ы й с о о т в етствующей православной символикой , выполнен ной в поморской традиции, каждый крест, кроме того, и м е е т соответствующую памятную надпись: «Поставлен сей крест на поклонение православ ным х р и с т и а н а м в пето 2003 от P. X » Места для у с т а н о в к и крестов были вы б р а ны с учетом ранее имевшихся там поселений, в частности монашес ких скитов. Как можно видеть на карте Кольско го полуострова XVI века, именно по левому бере гу В а р зу г и в значит едином удалении от самого с е л а р а с п о л а га л и с ь у е д и н е н ны е м о н аш е с к и е по селения . В этих-то м е с т а х и были установлены поклонные кресты . Пер вый крест воздвигнут на скале у при метного м е с т а Гвоздь, что в 46 километрах вверх по реке от сел а Вар зуга, Здесь, на э т о м берегу, в скале м ож но видеть непоня тным о б р а зом вбитый в гранитный кам ен ь так н а зы в а емы й «гвоздь», на шляпке которого стоит: «1796». Второй крест установлен на излучине, там, где впадает в Варзугу ре ч ка Я п ом а . Третий ж е крест водружен на скале Голгофа, там, где в Вар зугу впадает речка Серга. Таким обра зом , установкой зтих поклонных кре стов во зрож даю тся исконные пом о р ск и е традиции, насильно п р ерванны е социал ьными э к с п е р им е н т а ми, проведенными над ру сским народом в X X веке. Ньіне же все больше русски х людей приходит к пониманию той непреложной истины, что лишь в о з вращение к истинным и н еи зм енным духовным цен ностям наших предков, кои о сно в аны на крепком фундаменте Пра во сл авной веры, откроет нам путь к возрождению и Те р ско го Пом орь я, и всего Р у с ского Севера, да и всей некогда великой России. Иеромонах Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга. Фото из архива автора. НОВАЯ ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО ФвОДОРИТА КОЛЬСКОГО I 1 30 ав гу ста 2003 года православный люд Коль- I ско го С е в е р а отмечает первую годовщину собы- ! тия чрезвычайной важности для духовной жиз- I ни края. Год н а за д состоялось прославление в I лике преподобньіх одного из великих право- І с л а в ны х подвижников Крайнего Севера - бла- 1 женного Феодорита Кольского, просветителя I лопарей. 1 С р е д и православных подвижников прошлого 1 «Феодорит-пустынник» занимает особое место 1 Постриженник Соловецкого монастыря, архимая- f дрит Феодорит за свою долгую, дѳвяностолет- 1 нюю жизнь сумел плодотворно потрудиться как I на н и в е пустынножительства >л нросветитепь I с т в а среди коренных народоя Крайнего Севера ? так и принять участие п г,ядft вач»--е;і:.йих с ■' гий к истории русской Цспк'н- ет;/-’Ов;; 1 государственности не. Рус»•. й XVI веке і К первой годовщине прославления попечением I ревнителей памяти преподобного Феодорита будет I завершено написание обра за святого подвижника j в обрамлении из 26 житийных клейм. По сути, эта 1 икона есть подробное повествование о славных | деяниях долгой жизни великого северного старца. | Освящениз иконы состоится накануне дня памяти I Преподобного, 29 августа, после Божественной J .нчуп : >і'рхи' . ohcnhm ■./!*-, ом на >рамовом празд нике церкви Спаса-на-водах города Мурманска. j * - -icj", v '. jnu tw\er перенесена в Свято- ' Никольский кафедральный собор, где полиелейную | службу с честь преподобного Феодорита возглавит I гтввнідий архиерей епархии епископ Симон, I 8 дальнейшем планируется, что эта икона | ^удет выставляться для поклонения и в других I .- I ; , • e r a ; ./ іѵ- ! Наш корр. \ В установке крестов принимал участие староста Восточного округа Терского района С. М. Капюжин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz