Миссионерская православная газета. 2003 г. № 8. Август.

4 миосионерскля православная газета ПЛМННЧЭДТБА «Те, которых весь мир не был досто­ ин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр, 11, 38.) Какую нечаянную радость довелось испытать в начале июня! Этой радостью была поездка в Соло­ вецкий монастырь, « на Соловки», где паломники соприкоснулись с глубокой русской стариной и свя­ тостью, смогли приложиться к мощам святых Соло­ вецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа, насладиться красотой «Богом зданного» мира, при коснуться к событиям недавней трагической истории России - и все это за короткие полтора дня, потому что ровно столько же заняла дорога на Соловки. Соловецкий монастырь - общерусская святыня. Он был и крепостью, и промышленным центром на северных рубежах страны. Монастырь расположен на большом центральном острове Соловецком. Раз­ меры его - 24x13 км. В островной архипелаг вхо­ дят еще меньшие острова: Заяцкий, Бабий, остров Анзер, Муксалма. Вот в эти дикие языческие мес­ та в 1429 году пришел преподобный Савватий, он был выходцем из Кирилло-Белозерского монасты­ ря, из которого отправился в Валаамский монас­ тырь. Там встретил преподобного Германа, не раз бывавшего на Соловках, и они вдвоем ушли на необитаемый Соловецкий остров. В 12 км от Соло­ вецкого монастыря находится Савватиевский скит, в котором подвижники остались работать Богу. Жи­ тье их было трудное, пропитание составляла репа, которую они выращивали, и лесные грибы и ягоды, Преподобный Савватий по нездоровью ушел на материк, где 27 сентября 1429 года преставился. В 1436 году преподобный Герман вернулся на остров с преподобным Зосимой, который и стал первым строителем Соловецкого монастыря. Место, на котором должен быть построен храм, Зосиме было показано в видении: он увидел над тем местом прекрасную «церковь на воздусе», там и была построена деревянная Спасо-Преображенс- кая церковь, а еще позднее был построен камен­ ный Успенский собор. После строительства храма вскоре были перенесены в монастырь мощи препо­ добного Савватия из местечка Сороки. В дальнейшей судьбе монастыря большое учас­ тие принял святитель Филипп, митрополит Москов­ ский. Он был родом из бояр Колычевых, и до пострига его звали Феодор Колычев. При святителе Филиппе монастырь развивался и богател. В наше время, после возобновления монастыря, возобновились и монастырские скиты - Савватиев­ ский и Секиро-Вознесенский (там живут по 2-3 монаха), Анзерский скит (до него далеко добирать­ ся морем) с особо стро­ гим уставом, как при преподобных: труд и мо­ литва, пища без рыбы и молочных продуктов, только растительная. В правиле монахов скита ежедневно 500 Иисусо­ вых молитв. Во главе скита о. Евлогий, и жи­ вет там 5 монахов. Не­ далеко от Анзерского скита Свято-Троицкий скит - от Свято-Троиц- кой Лавры. Там живет всего один монах. В 1920 году монас­ тырь был закрыт на 70 лет. Мощи преподобных Зосимы и Савватия были увезены в Москву, за­ тем в Казанский собор, превращенный в музей атеизма и переданы в Александро-Невскую лав­ ру. В монастыре был организован совхоз. Трагические страницы в судьбе монастыря при­ шлись на годы советской власти. В 1923 году монастырь превратили в лагерь на 5 тысяч заклю­ ченных. До 1936 года через него прошло 100 тысяч человек, из них 43 тысячи умерли. В 1923-29 годы в лагерь были сосланы лучшие умы России: дво­ рянская аристократия, священство, профессора уни­ верситетов, политические заключенные - кадеты, эсеры, сенаторы правительства, лучшие артисты и режиссеры. На острове были построены дополни­ тельно бараки, один из них с надписью «Детский бара к С Л О Н а » (Соловец ко го лагеря особого назна­ чения) сохранился, в б ар а к а х в ужасных условиях жили «зэки». Тяжело трудясь, они получали только немного пищи. За малейшую, в понимании лагерно­ го начальства, провинность их наказывали. И мы побывали на Секирной горе, где в здании храма Михаила Архистратига был устроен штрафной изо­ лятор с крайне тяжелыми условиями пребывания - больше одного месяца мало кто выживал. Храм этот был освящен в 1863 году. Нижний престол был освящен в честь Архистратига Михаила (сохрани­ лись фреска и икона « Чудо Архистратига Михаила в Хонех»), верхний - в память Вознесения Господ­ ня. И впечатление высоты и простора изнутри со­ здавал купол. Снаружи купол был устроен как маяк с далеко видным огнем (на маяке использова­ на цейсовская оптика - она стоит до сих пор), только вместо креста пока стоит флюгер. Название свое Секирная гора получила от чуда, совершивше­ гося там. Побережье принадлежало поморам, и они хотели заселить Секирную гору. Однажды монахи встретили плачущую женщину-мирянку и спросили: «Жено, что плачеши?» Она ответила, что ее больно высекли два Ангела и велели передать, что это место предназначено под строительство церкви. Было это во времена преподобных Зосимы и Сав­ ватия.Так эти места и отошли монастырю. В гула- говские времена церковь была превращена в страш­ ный штрафной изолятор. Настенные фрески были забелены известью, сейчас они понемногу проявля­ ются, и, возможно, их восстановят. Церковь не отапливалась, и зимой в ней было страшно холод­ но. Для «зэков» были сделаны жердочки по подо­ бию куриных шестков, на которых они должны были сидеть сутками, чтобы не спать. Горе было упавше­ му, его могли и добить. Кормили один раз в сутки, давая две ложки каши в горсть или подол и стакан кипятка. Высота Секирной горы - примерно один километр. В наше время там сделана лестница (кто-то насчитал 71 ступеньку), по ней паломники спускаются к подножию горы А «провинившихся зэков» спускали с этой горы раздетыми и привя­ занными к обрубку дерева - после этой изощрен­ ной казни никто не выживал. У подножия Секирной горы поставлен в 1992 году большой поклонный крест в память о невинно убиенных. Нам рассказы­ вали, что когда в 60-е годы на остров приехала музейная комиссия, то у подножия горы и вдолі всех дорог увидели множество костей непогребен­ ных «зэков». В лучшем случае их хоронили в братских могилах или сбрасывали в болото. В тот день, когда мы там были, выдалась удивительно теплая, солнечная погода, голубело небо, залива­ лись птицы, славя красоту Божьего мира. У подно­ жия креста иеромонахом Антонием (Хржановским) была отслужена заупокойная лития. Помяни, Господи, невинно убиенных рабов Тво­ их, имена их Тебе ведомы. А нас, грешных, прости за допущенное зло, ибо «не ведали, что творили». О событиях тех времен повествует книгач«Неугаси- мая лампада» Бориса Ширяева. В настоящее время число насельников монасты­ ря составляет около 40 человек (22 монаха на Соловках и остальные на подворье). Раньше суще­ ствовал обычай, чтобы будущие монахи трижды окунались в Святом озере и долго молились для очищения души и тела перед пострижением. Постри­ ги совершались в Рождественский и Великий пост, как совершаются и теперь. Во время пострига принимаются монашеские обеты нестяжания, послу­ шания, отречения от мира. Несколько слов о действующих храмах. Это храм Благовещения Пресвятой Богородицы - там краси­ вый иконостас, царские врата и настенные роспи­ си. В этом храме находятся раки святых Соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа. Ежед­ невно служатся у мощей полунощ- ницы и молебны с акафистом. Со­ хранился Спасо-Преображенский собор, тот самый, который уцелел от разрушения заступничеством Божией Матери. Под стенами Спа- со-Преображенского храма находит­ ся монашеское кладбище. Там мы видели надгробную плиту, предпо­ ложительно находящуюся над моги­ лой святого Феодорита Кольского, а также надгробие Авраама Пали- цына, воеводы Кольской земли, затем жившего на Соловках и за­ кончившего здесь земную жизнь. Нам, побывавшим на святой Со­ ловецкой земле, было отрадно знать, что монастырь восстанавливается и монашество набирает силу. Это значит, что прибавится молитвен­ ников о Земле Русской и о нас, грешных. р у с ь с в я т а я , Х Р А Н И в е р у ПРАВОСЛАВНУЮ ! Раба Божия Елизавета. Фото из архива автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz