Миссионерская православная газета. 2003 г. № 8. Август.
4 миосионерскля православная газета ПЛМННЧЭДТБА «Те, которых весь мир не был досто ин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр, 11, 38.) Какую нечаянную радость довелось испытать в начале июня! Этой радостью была поездка в Соло вецкий монастырь, « на Соловки», где паломники соприкоснулись с глубокой русской стариной и свя тостью, смогли приложиться к мощам святых Соло вецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа, насладиться красотой «Богом зданного» мира, при коснуться к событиям недавней трагической истории России - и все это за короткие полтора дня, потому что ровно столько же заняла дорога на Соловки. Соловецкий монастырь - общерусская святыня. Он был и крепостью, и промышленным центром на северных рубежах страны. Монастырь расположен на большом центральном острове Соловецком. Раз меры его - 24x13 км. В островной архипелаг вхо дят еще меньшие острова: Заяцкий, Бабий, остров Анзер, Муксалма. Вот в эти дикие языческие мес та в 1429 году пришел преподобный Савватий, он был выходцем из Кирилло-Белозерского монасты ря, из которого отправился в Валаамский монас тырь. Там встретил преподобного Германа, не раз бывавшего на Соловках, и они вдвоем ушли на необитаемый Соловецкий остров. В 12 км от Соло вецкого монастыря находится Савватиевский скит, в котором подвижники остались работать Богу. Жи тье их было трудное, пропитание составляла репа, которую они выращивали, и лесные грибы и ягоды, Преподобный Савватий по нездоровью ушел на материк, где 27 сентября 1429 года преставился. В 1436 году преподобный Герман вернулся на остров с преподобным Зосимой, который и стал первым строителем Соловецкого монастыря. Место, на котором должен быть построен храм, Зосиме было показано в видении: он увидел над тем местом прекрасную «церковь на воздусе», там и была построена деревянная Спасо-Преображенс- кая церковь, а еще позднее был построен камен ный Успенский собор. После строительства храма вскоре были перенесены в монастырь мощи препо добного Савватия из местечка Сороки. В дальнейшей судьбе монастыря большое учас тие принял святитель Филипп, митрополит Москов ский. Он был родом из бояр Колычевых, и до пострига его звали Феодор Колычев. При святителе Филиппе монастырь развивался и богател. В наше время, после возобновления монастыря, возобновились и монастырские скиты - Савватиев ский и Секиро-Вознесенский (там живут по 2-3 монаха), Анзерский скит (до него далеко добирать ся морем) с особо стро гим уставом, как при преподобных: труд и мо литва, пища без рыбы и молочных продуктов, только растительная. В правиле монахов скита ежедневно 500 Иисусо вых молитв. Во главе скита о. Евлогий, и жи вет там 5 монахов. Не далеко от Анзерского скита Свято-Троицкий скит - от Свято-Троиц- кой Лавры. Там живет всего один монах. В 1920 году монас тырь был закрыт на 70 лет. Мощи преподобных Зосимы и Савватия были увезены в Москву, за тем в Казанский собор, превращенный в музей атеизма и переданы в Александро-Невскую лав ру. В монастыре был организован совхоз. Трагические страницы в судьбе монастыря при шлись на годы советской власти. В 1923 году монастырь превратили в лагерь на 5 тысяч заклю ченных. До 1936 года через него прошло 100 тысяч человек, из них 43 тысячи умерли. В 1923-29 годы в лагерь были сосланы лучшие умы России: дво рянская аристократия, священство, профессора уни верситетов, политические заключенные - кадеты, эсеры, сенаторы правительства, лучшие артисты и режиссеры. На острове были построены дополни тельно бараки, один из них с надписью «Детский бара к С Л О Н а » (Соловец ко го лагеря особого назна чения) сохранился, в б ар а к а х в ужасных условиях жили «зэки». Тяжело трудясь, они получали только немного пищи. За малейшую, в понимании лагерно го начальства, провинность их наказывали. И мы побывали на Секирной горе, где в здании храма Михаила Архистратига был устроен штрафной изо лятор с крайне тяжелыми условиями пребывания - больше одного месяца мало кто выживал. Храм этот был освящен в 1863 году. Нижний престол был освящен в честь Архистратига Михаила (сохрани лись фреска и икона « Чудо Архистратига Михаила в Хонех»), верхний - в память Вознесения Господ ня. И впечатление высоты и простора изнутри со здавал купол. Снаружи купол был устроен как маяк с далеко видным огнем (на маяке использова на цейсовская оптика - она стоит до сих пор), только вместо креста пока стоит флюгер. Название свое Секирная гора получила от чуда, совершивше гося там. Побережье принадлежало поморам, и они хотели заселить Секирную гору. Однажды монахи встретили плачущую женщину-мирянку и спросили: «Жено, что плачеши?» Она ответила, что ее больно высекли два Ангела и велели передать, что это место предназначено под строительство церкви. Было это во времена преподобных Зосимы и Сав ватия.Так эти места и отошли монастырю. В гула- говские времена церковь была превращена в страш ный штрафной изолятор. Настенные фрески были забелены известью, сейчас они понемногу проявля ются, и, возможно, их восстановят. Церковь не отапливалась, и зимой в ней было страшно холод но. Для «зэков» были сделаны жердочки по подо бию куриных шестков, на которых они должны были сидеть сутками, чтобы не спать. Горе было упавше му, его могли и добить. Кормили один раз в сутки, давая две ложки каши в горсть или подол и стакан кипятка. Высота Секирной горы - примерно один километр. В наше время там сделана лестница (кто-то насчитал 71 ступеньку), по ней паломники спускаются к подножию горы А «провинившихся зэков» спускали с этой горы раздетыми и привя занными к обрубку дерева - после этой изощрен ной казни никто не выживал. У подножия Секирной горы поставлен в 1992 году большой поклонный крест в память о невинно убиенных. Нам рассказы вали, что когда в 60-е годы на остров приехала музейная комиссия, то у подножия горы и вдолі всех дорог увидели множество костей непогребен ных «зэков». В лучшем случае их хоронили в братских могилах или сбрасывали в болото. В тот день, когда мы там были, выдалась удивительно теплая, солнечная погода, голубело небо, залива лись птицы, славя красоту Божьего мира. У подно жия креста иеромонахом Антонием (Хржановским) была отслужена заупокойная лития. Помяни, Господи, невинно убиенных рабов Тво их, имена их Тебе ведомы. А нас, грешных, прости за допущенное зло, ибо «не ведали, что творили». О событиях тех времен повествует книгач«Неугаси- мая лампада» Бориса Ширяева. В настоящее время число насельников монасты ря составляет около 40 человек (22 монаха на Соловках и остальные на подворье). Раньше суще ствовал обычай, чтобы будущие монахи трижды окунались в Святом озере и долго молились для очищения души и тела перед пострижением. Постри ги совершались в Рождественский и Великий пост, как совершаются и теперь. Во время пострига принимаются монашеские обеты нестяжания, послу шания, отречения от мира. Несколько слов о действующих храмах. Это храм Благовещения Пресвятой Богородицы - там краси вый иконостас, царские врата и настенные роспи си. В этом храме находятся раки святых Соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа. Ежед невно служатся у мощей полунощ- ницы и молебны с акафистом. Со хранился Спасо-Преображенский собор, тот самый, который уцелел от разрушения заступничеством Божией Матери. Под стенами Спа- со-Преображенского храма находит ся монашеское кладбище. Там мы видели надгробную плиту, предпо ложительно находящуюся над моги лой святого Феодорита Кольского, а также надгробие Авраама Пали- цына, воеводы Кольской земли, затем жившего на Соловках и за кончившего здесь земную жизнь. Нам, побывавшим на святой Со ловецкой земле, было отрадно знать, что монастырь восстанавливается и монашество набирает силу. Это значит, что прибавится молитвен ников о Земле Русской и о нас, грешных. р у с ь с в я т а я , Х Р А Н И в е р у ПРАВОСЛАВНУЮ ! Раба Божия Елизавета. Фото из архива автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz