Миссионерская православная газета. 2003 г. № 7. Июль.

8 МИССИОНбРСКЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА ПАЛОМНИЧЕСТВО т ■J и: Батюшкой ласково называли великого Са­ ровского подвижника - преподобного Сера­ фима - все приходящие к нему. Жил Препо­ добный в первой половине XIX века в Саров­ ском монастыре Нижегородской губернии недалеко от города Арзамаса. Поступил он в монастырь еще в юности, 18-ти лет, пламе­ нея любовью к Богу. Его монашеское имя Серафим и означает «пламенный». Однажды, уже будучи иеродиаконом, Серафим удосто­ ился чудесного видения: на Богослужении в храме он увидел Самого Господа со множе­ ство святых ангелов. Чтобы усерднее молиться и угождать Богу, Серафим по благословению удалился в пус­ тынь и стал жить один в келии среди густых саровских лесов. Тысячу дней и ночей про­ вел он, стоя на коленях и молясь Богу. Он был кротким, смиренным и милосердным. За это Господь сподобил его дара чудотворения. Препо­ добный Серафим так всех любил, что каждому чело­ веку говорил, приветствуя его: «Радость моя, Хрис­ тос воскресе!» Даже дикие звери доверчиво подхо­ дили к батюшке Серафиму, а большой бурый медведь ел хлеб из его рук. Преподобный Серафим от юности вел суровую подвижническую жизнь. Несколько раз батюшке Серафиму являлась Матерь Божия. В 1789 году преподобная монахиня Александра (Мельгунова), по­ селившаяся в селе Дивеево и основавшая женскую общину после явления ей там Божией Матери, по­ ручила перед своей смертью еще тогда молодому иеродиакону Серафиму не оставлять ее неопытных послушниц. Потом Сама Матерь Божия открыла ему, что Дивеево - Ее четвертый удел (владение) на земле после Афона, Иверии и Киево-Печерской Лавры. Батюшка Серафим любил молиться перед иконой Божией Матери «Умиление», перед ней он и скончался. В Дивееве же молитвами батюшки Серафима устроился со временем женский монастырь. Гос­ подь сподобил меня в мае побывать в Свято-Троиц- ком Серафимо-Дивеевском монастыре. Путь сюда лежит через Арзамас, затем - два часа на автобу­ се до Дивеева. В центре села возвышаются два белых величественных монастырских храма: Троиц­ кий собор и храм Преображения Господня. Когда проходишь через высокие кованые ворота монасты­ ря, чувствуешь себя так, словно попал в райскую обитель: заботливыми руками сестер-монахинь по­ сажено множество цветов, особенно тюльпанов: белых, красных, голубых. Везде растут небольшие яблоньки, в конце мая они были покрыты крупными бело-розовыми цветами. Множество паломников со всех концов России стекается в Дивеево. Они приходят в Троицкий собор, где в раке покоятся святые мощи преподобного Серафима, прикладыва­ ются к мощам. Ведь батюшка Серафим, когда был жив, заповедал всем приходить к нему на могилку и рассказывать ему о своих скорбях. Сто лет назад, в 1903 году, Православная Цер­ ковь причислила преподобного Серафима к лику святых. Множество людей съехалось тогда в Саров на торжества. Гроб со святыми мощами преподоб­ ного Серафима переносил в Успенский собор сам Царь Николай II вместе с духовенством. 1 августа 2003 года состоятся в Дивееве и Сарове торжества по случаю 100-летия первого обретения святых мощей преподобного Серафима. В обители идет подготовка к торжествам. В мае Троицкий собор и колокольня были еще покрыты строительными лесами: целыми днями - и в дождь, и в зной - на них трудились рабочие. Рассказывая о Дивееве, нельзя не сказать о маленькой церкви Рождества Богородицы, которая находится под землей, под храмом Рождества Хри­ стова. С улицы каменные ступени ведут вниз, в полумрак, где находится совсем маленький храм. Здесь чувствуется особая тишина и благоговение. По заповеди Царицы Небесной одна из монахинь читает неусыпаемую Псалтирь. Перед иконой Божи­ ей Матери горит неугасимая лампада. В этой цер­ кви, нареченной преподобным Серафимом усыпаль­ ницей мощей, покоятся мощи преподобной Алексан­ дры (Мельгуновой), а также преподобных Марфы (Мелюковой) и Елены (Мантуровой). Марфа (в миру Мария) еще девочкой 13-ти лет пришла в обитель. Она непрестанно молилась Богу. Батюшка Серафим ее очень любил за смирение и послушание. Нося кирпичи на строительство храма, Марфа надорва­ лась и скончалась в 19 лет... Елена Мантурова, сестра Михаила Васильевича Мантурова, благодетеля и питателя монастыря, скон­ чалась в 26 лет по особому послушанию, возложен­ ному батюшкой Серафимом. Преподобный сказал ей: «Михаил Васильевич, братец твой, болен, и пришло время ему умирать, а он мне еще нужен для обители нашей, для сирот-то. Так вот и послу­ шание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!» - «Благословите, батюшка», - отвечала Елена Васильевна смиренно. Через несколько дней она мирно скончалась. По указанию Царицы Небесной батюшка Сера­ фим велел сестрам не ограждать монастырскую землю изгородью, а обрыть ее канавкой в три аршина глубиной и три аршина шириной и землю насыпать валиком, наподобие изгороди. «Канавка эта - до небес высока. Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что канав­ ка эта - стопочки Божией Матери. Кто канавку с молитвой пройдет да полтараста «Богородицу» про­ чтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев», - говорил батюшка Серафим. В советское время канавка была разрушена, теперь ее восстанавлива­ ют сестры и рабочие. Возле нее всегда можно увидеть людей, монахинь и мирян. Неспешно двига­ ются они вдоль канавки, читая молитву «Богороди­ це, Дево, радуйся». Прошли вдоль канавки и мы, молясь Божией Матери. Заканчивается канавка у могучих раскидистых деревьев. Здесь есть небольшой заборчик, на кото­ ром висит икона Царской Семьи и текст молитвы о России. Каждый день после вечерней службы мона­ хини идут по канавке крестным ходом. И молитвы их всегда слышит Пресвятая Богородица. Недаром житие святого Серафима Саровского рассказывает о том, что за полгода до смерти (батюшка скончался 15 января 1837 года) Преподобный вновь сподобился посещения Божией Матери, которую сопровождали ангелы Божии, апосто­ лы Иоанн Богослов, Петр и 12 дев-мучениц. Царица Небесная имела на Себе мантию, блестящую, несказанной красоты, сияющую необыкновенным светом. Владычица была ро­ стом выше всех, голову Ее украшала корона. Обратившись к батюшке Серафиму, Пресвя­ тая Богородица сказала: «Не оставь дев Моих Дивеевских! Кто обидит их, тот поражен бу­ дет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет перед Богом!» Господь и Божия Матерь сохранили обитель, но вместе со всей Россией ей пришлось пройти через тяжкие испытания. До революции в монасты­ ре было около 1600 сестер. В советское время многие из монахинь подверглись гоне­ ниям, их сажали за веру в тюрьму, отправляли в ссылки. Некоторые священники из Дивеева были расстреляны. Фотографии новомучеников дивеевс­ ких можно увидеть в игуменском корпусе. По мо­ литвам Божией Матери, преподобного Серафима и новомучеников, в конце 1980-х годов монастырь стал восстанавливаться. И теперь под покровом Божией Матери трудятся ради вечного спасения монахини и послушницы (их сейчас около 140 человек), многие из них моло­ дые. Они молятся в храме и в кельях, несут разные послушания: поют в церкви на клиросе, убирают храм, готовят обед для паломников и трудников, стирают и ремонтируют одежду строите­ лей, ухаживают за фруктовыми деревьями и цвета­ ми, возделывают огороды. Трудятся сестры с мо­ литвой к Богу и батюшке Серафиму. Они старают­ ся быть невестами Христовыми, смиренными и кроткими, от всей души возлюбить Спасителя и ближних. Недалеко от обители, на берегу живописной реки Вичкинзы, среди тенистых деревьев, высо­ кой травы и цветов, есть два святых источника: ближе к селу - источник матушки Александры, а немного подальше - Иверской иконы Божией Ма­ тери. Возле первого из них стоит большой крест, а на купальне - икона преподобной Александры. Иверский источник осеняет Иверская икона Божи­ ей Матери. Вода обеих источников целебна. Когда я выпила воды и умылась на Иверском источнике, то в душе почувствовала необыкновенную радость, исчезла усталость. Если пройти все Дивеево и выйти за околицу, то, перейдя мост, можно найти на берегу реки третий источник, самый старинный - Казанский. Он возник еще во времена мурзы (татарского кня­ зя) Дивея, владевшего здешними местами в XVI столетии. В 1845 году на месте источника уже стояла часовня. По народному преданию, возле этого источника трижды являлась людям Пресвя­ тая Богородица. На купальне этого источника - образ Казанской иконы Божией Матери, а также множество других икон... Раба Божия Галина. Ф ото автора. Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Редактор иерей Василий Вольский. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 56-43-71. E-mail: mispaper@rnail.ru П р и п е р е п е ч а т к е Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Кольское полиграфическое предприятие». Тираж 7.000 экз. с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм, г а з е т у » о б я з а т е л ь н а . Цветы у дорожки к игуменскому корпусу монастыря У святого источника преподобной Александры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz