Миссионерская православная газета. 2003 г. № 7. Июль.
8 МИССИОНбРСКЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА ПАЛОМНИЧЕСТВО т ■J и: Батюшкой ласково называли великого Са ровского подвижника - преподобного Сера фима - все приходящие к нему. Жил Препо добный в первой половине XIX века в Саров ском монастыре Нижегородской губернии недалеко от города Арзамаса. Поступил он в монастырь еще в юности, 18-ти лет, пламе нея любовью к Богу. Его монашеское имя Серафим и означает «пламенный». Однажды, уже будучи иеродиаконом, Серафим удосто ился чудесного видения: на Богослужении в храме он увидел Самого Господа со множе ство святых ангелов. Чтобы усерднее молиться и угождать Богу, Серафим по благословению удалился в пус тынь и стал жить один в келии среди густых саровских лесов. Тысячу дней и ночей про вел он, стоя на коленях и молясь Богу. Он был кротким, смиренным и милосердным. За это Господь сподобил его дара чудотворения. Препо добный Серафим так всех любил, что каждому чело веку говорил, приветствуя его: «Радость моя, Хрис тос воскресе!» Даже дикие звери доверчиво подхо дили к батюшке Серафиму, а большой бурый медведь ел хлеб из его рук. Преподобный Серафим от юности вел суровую подвижническую жизнь. Несколько раз батюшке Серафиму являлась Матерь Божия. В 1789 году преподобная монахиня Александра (Мельгунова), по селившаяся в селе Дивеево и основавшая женскую общину после явления ей там Божией Матери, по ручила перед своей смертью еще тогда молодому иеродиакону Серафиму не оставлять ее неопытных послушниц. Потом Сама Матерь Божия открыла ему, что Дивеево - Ее четвертый удел (владение) на земле после Афона, Иверии и Киево-Печерской Лавры. Батюшка Серафим любил молиться перед иконой Божией Матери «Умиление», перед ней он и скончался. В Дивееве же молитвами батюшки Серафима устроился со временем женский монастырь. Гос подь сподобил меня в мае побывать в Свято-Троиц- ком Серафимо-Дивеевском монастыре. Путь сюда лежит через Арзамас, затем - два часа на автобу се до Дивеева. В центре села возвышаются два белых величественных монастырских храма: Троиц кий собор и храм Преображения Господня. Когда проходишь через высокие кованые ворота монасты ря, чувствуешь себя так, словно попал в райскую обитель: заботливыми руками сестер-монахинь по сажено множество цветов, особенно тюльпанов: белых, красных, голубых. Везде растут небольшие яблоньки, в конце мая они были покрыты крупными бело-розовыми цветами. Множество паломников со всех концов России стекается в Дивеево. Они приходят в Троицкий собор, где в раке покоятся святые мощи преподобного Серафима, прикладыва ются к мощам. Ведь батюшка Серафим, когда был жив, заповедал всем приходить к нему на могилку и рассказывать ему о своих скорбях. Сто лет назад, в 1903 году, Православная Цер ковь причислила преподобного Серафима к лику святых. Множество людей съехалось тогда в Саров на торжества. Гроб со святыми мощами преподоб ного Серафима переносил в Успенский собор сам Царь Николай II вместе с духовенством. 1 августа 2003 года состоятся в Дивееве и Сарове торжества по случаю 100-летия первого обретения святых мощей преподобного Серафима. В обители идет подготовка к торжествам. В мае Троицкий собор и колокольня были еще покрыты строительными лесами: целыми днями - и в дождь, и в зной - на них трудились рабочие. Рассказывая о Дивееве, нельзя не сказать о маленькой церкви Рождества Богородицы, которая находится под землей, под храмом Рождества Хри стова. С улицы каменные ступени ведут вниз, в полумрак, где находится совсем маленький храм. Здесь чувствуется особая тишина и благоговение. По заповеди Царицы Небесной одна из монахинь читает неусыпаемую Псалтирь. Перед иконой Божи ей Матери горит неугасимая лампада. В этой цер кви, нареченной преподобным Серафимом усыпаль ницей мощей, покоятся мощи преподобной Алексан дры (Мельгуновой), а также преподобных Марфы (Мелюковой) и Елены (Мантуровой). Марфа (в миру Мария) еще девочкой 13-ти лет пришла в обитель. Она непрестанно молилась Богу. Батюшка Серафим ее очень любил за смирение и послушание. Нося кирпичи на строительство храма, Марфа надорва лась и скончалась в 19 лет... Елена Мантурова, сестра Михаила Васильевича Мантурова, благодетеля и питателя монастыря, скон чалась в 26 лет по особому послушанию, возложен ному батюшкой Серафимом. Преподобный сказал ей: «Михаил Васильевич, братец твой, болен, и пришло время ему умирать, а он мне еще нужен для обители нашей, для сирот-то. Так вот и послу шание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!» - «Благословите, батюшка», - отвечала Елена Васильевна смиренно. Через несколько дней она мирно скончалась. По указанию Царицы Небесной батюшка Сера фим велел сестрам не ограждать монастырскую землю изгородью, а обрыть ее канавкой в три аршина глубиной и три аршина шириной и землю насыпать валиком, наподобие изгороди. «Канавка эта - до небес высока. Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что канав ка эта - стопочки Божией Матери. Кто канавку с молитвой пройдет да полтараста «Богородицу» про чтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев», - говорил батюшка Серафим. В советское время канавка была разрушена, теперь ее восстанавлива ют сестры и рабочие. Возле нее всегда можно увидеть людей, монахинь и мирян. Неспешно двига ются они вдоль канавки, читая молитву «Богороди це, Дево, радуйся». Прошли вдоль канавки и мы, молясь Божией Матери. Заканчивается канавка у могучих раскидистых деревьев. Здесь есть небольшой заборчик, на кото ром висит икона Царской Семьи и текст молитвы о России. Каждый день после вечерней службы мона хини идут по канавке крестным ходом. И молитвы их всегда слышит Пресвятая Богородица. Недаром житие святого Серафима Саровского рассказывает о том, что за полгода до смерти (батюшка скончался 15 января 1837 года) Преподобный вновь сподобился посещения Божией Матери, которую сопровождали ангелы Божии, апосто лы Иоанн Богослов, Петр и 12 дев-мучениц. Царица Небесная имела на Себе мантию, блестящую, несказанной красоты, сияющую необыкновенным светом. Владычица была ро стом выше всех, голову Ее украшала корона. Обратившись к батюшке Серафиму, Пресвя тая Богородица сказала: «Не оставь дев Моих Дивеевских! Кто обидит их, тот поражен бу дет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет перед Богом!» Господь и Божия Матерь сохранили обитель, но вместе со всей Россией ей пришлось пройти через тяжкие испытания. До революции в монасты ре было около 1600 сестер. В советское время многие из монахинь подверглись гоне ниям, их сажали за веру в тюрьму, отправляли в ссылки. Некоторые священники из Дивеева были расстреляны. Фотографии новомучеников дивеевс ких можно увидеть в игуменском корпусе. По мо литвам Божией Матери, преподобного Серафима и новомучеников, в конце 1980-х годов монастырь стал восстанавливаться. И теперь под покровом Божией Матери трудятся ради вечного спасения монахини и послушницы (их сейчас около 140 человек), многие из них моло дые. Они молятся в храме и в кельях, несут разные послушания: поют в церкви на клиросе, убирают храм, готовят обед для паломников и трудников, стирают и ремонтируют одежду строите лей, ухаживают за фруктовыми деревьями и цвета ми, возделывают огороды. Трудятся сестры с мо литвой к Богу и батюшке Серафиму. Они старают ся быть невестами Христовыми, смиренными и кроткими, от всей души возлюбить Спасителя и ближних. Недалеко от обители, на берегу живописной реки Вичкинзы, среди тенистых деревьев, высо кой травы и цветов, есть два святых источника: ближе к селу - источник матушки Александры, а немного подальше - Иверской иконы Божией Ма тери. Возле первого из них стоит большой крест, а на купальне - икона преподобной Александры. Иверский источник осеняет Иверская икона Божи ей Матери. Вода обеих источников целебна. Когда я выпила воды и умылась на Иверском источнике, то в душе почувствовала необыкновенную радость, исчезла усталость. Если пройти все Дивеево и выйти за околицу, то, перейдя мост, можно найти на берегу реки третий источник, самый старинный - Казанский. Он возник еще во времена мурзы (татарского кня зя) Дивея, владевшего здешними местами в XVI столетии. В 1845 году на месте источника уже стояла часовня. По народному преданию, возле этого источника трижды являлась людям Пресвя тая Богородица. На купальне этого источника - образ Казанской иконы Божией Матери, а также множество других икон... Раба Божия Галина. Ф ото автора. Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Редактор иерей Василий Вольский. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 56-43-71. E-mail: mispaper@rnail.ru П р и п е р е п е ч а т к е Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Кольское полиграфическое предприятие». Тираж 7.000 экз. с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм, г а з е т у » о б я з а т е л ь н а . Цветы у дорожки к игуменскому корпусу монастыря У святого источника преподобной Александры
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz