Миссионерская православная газета. 2003 г. № 7. Июль.
ллиооионерокАя п р а в о с л а в н а я ГА зе тл 7 AM FT I РЛШ МЧ^Ш ДѳтскаястРаничка Н Іі 1 fail Л К ft 11FI 1b i l l Галины Сиротинской ш ш н ы й мпк Поздним декабрьским ве чером 1382 года в ворота Троицкой обители, что возле Радонежа, постучался маль чик. На вид ему было лет две надцать. Среднего роста. Боль шие тёмные т а з а смотрели вни мательно и печально. Монастырь приветливо принял юного путни ка. Мальчика, по его желанию, приняли в число послушников. Неспокойно было в то время на Руси. Два года назад, с помощью Божией и по молитвам Радонеж ского игумена Сергия, благоверный князь Димитрий Донской одержал славную победу на Куликовом поле, разбил полчища Мамая. Но уже в 1382 году Москва и многие другие русские города и сёла были разорены и сожжены набегом татарского хана Тохтамыша. За грехи русских людей навёл Господь иноплеменников на Москву. Пепелища на месте церквей Божиих, палат боярских, изб крестьянс ких. Оставшиеся в живых оплакивают и погребают убитых родителей, мужей, жен, детей, братьев, пла чут и о тех, кого поганые увели в полон, в злую неволю. Стон стоит над Русской Землёй. Тянутся люди за духовным утешением и куском хлеба в густые радонежские леса, в тихую обитель. Всех привечает и молится за всех игумен Сергий. Мо лится и за чадо духовное, которое Бог послал ему на склоне лет - за отрока-сироту. Маленький послушник больше всего любил цер ковные богослужения. Всю службу стоял не шелох нувшись, только поклоны клал, усердно молясь Пре святой Троице. Благоухание ладана и пение, подоб ное ангельскому, напоминали отроку о Царствии Небесном. А от икон он и вовсе не мог оторвать взгляд. Вот потемневшая древняя византийская ико на Троицы Ветхозаветной. Сколько любви в очах Трёх Святых Ангелов - Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицы Единосущной и Нераздельной. В чём тайна Троицы? Наверное, в единстве и любви. Бог- Троица Един, и Он есть Любовь. Так не то чтобы думал, но чувствовал мальчик, проникаясь благода тью в тиши святой обители. В церкви юный послуш ник забывал все свои прошлые горести, он не чув ствовал себя одиноким: Господь утешал его, и ря дом вместе с ним молились Богу братья-иноки. Отрок обращался с молитвой к Богу и под взглядом Трёх Ангелов, кротким и сострадательным, душа его смягчалась и озарялась каким-то тихим светом. Скоро ему дали очень важное послушание - помо гать в иконописной мастерской. Он обрадовался, потому что с детства любил рисовать и очень хотел стать иконописцем. Господь даровал ему такой талант. Конечно, на первых порах иконы писать ему не доверяли. Нет, поначалу он, как и другие ученики, готовил доски для иконы - гладкие, липовые или сосновые, пахнущие лесом. Выполнял и обычную работу: приносил воду из источника, колол дрова, топил печку. Благоговейный, молчаливый ученик в мастерской всем пришёлся по душе: он был очень послушным, всякое дело исполнял добросовестно. Маль чик понемногу присматривался к работе иконописцев, запоминал. Ему поручали толочь минералы - краси вые разноцветные камешки для приготовления кра сок. Отроку нравилось бегать вместе с другими по слушниками на рыбную ловлю. Это тоже было послу шанием. Попавшие в сети карпы и осетры шли не только на уху братии: из них для покрытия досок варили особый клей - левкас (белый грунт). Левка- сить доски ученику уже доверяли. А ведь это очень важно - доска для иконы должна быть гладкой, белой, чтобы можно было хорошо написать святые лики Христа, Богородицы или угодников Божиих. Ещё сильнее, чем стать иконописцем, желал мальчик при нять монашество. «Иноки служат Богу, словно Анге лы», - часто размышлял он. По прошествии некоторо го времени отрок облёкся в ангельский образ и был наречён в иночестве Андреем, в честь святителя Андрея Критского, наставника покаяния. В монасты ре благодаря наставлениям и заботам богомудрого Андроников монастырь - одно из мест, где подвизался прп. Андрей Рублев. Сергия Радонежского Андрей укрепился духовно, кроткий взор его излучал радость, он был приветлив со всеми, но по-прежнему молчалив. Святые, небесные образы - вот к чему тянулась душа инока. Андрея, по традиции, обучали постепенно: сначала он писал раз ные детали: палаты, церкви, горы, деревья, одежды. Через несколько лет он научился писать самое труд ное - лики, то есть лица. Вся жизнь иконописца была сосредоточена в молитвах к Богу и создании икон, что тоже было для него молитвой. О жизни Андрея в миру (до поступления в монастырь) знали мало: он не любил говорить о себе. Однако можно было догадать ся, что смиренный инок не из простого звания. Он прозывался Рублёвым, а прозвища в то время имели бояре или другие княжеские дружинники. Да и грамо те он был обучен ещё до прихода в монастырь. Молодой иконописец возмужал и усовершенство вался в своём высоком искусстве. Преподобный Сергий послал ученика своего Андрея на послуша ние в только что созданный тогда монастырь Не- рукотворенного образа Спаса нашего Господа Иису са Христа на реке Яузе под начало игумену Андро нику. Там Андрей подружился с иноком Даниилом Чёрным, тоже иконописцем. Любовь ко Христу, об щие труды соединили их духовным братством, сдела ли их дружбу вечной, неразрывной. Каждый день блаженные Андрей и Даниил припадали к чудотвор ному образу нерукотворного Спаса древнего гречес кого письма и со многими слезами просили у Госпо да благодатного наставления к подвигу писания свя тых икон. Свой труд преподобные отцы совершали во взаимной любви в постах и молитвах и иных подвигах, которые скрывали от людей, исполняя заветы преподобного Сергия. Преподобный Андрей особенно почитал Божию Матерь и целыми ночами молился перед Её образом. Он любил читать духовные книги и знал все книги Священного Писания, жития свя тых, творения святителей Василия Великого, Григо рия Богослова, Иоанна Златоустого. По благословению митрополита Киприана и вели кого князя Василия Димитриевича святой Андрей вместе с лучшими иконописцами того времени - преподобным Феофаном Греком и старцем Прохором с Городка - расписал в Москве соборную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1408 году иноки Даниил и Андрей были посланы поновить стольный Успенский собор города Владимира. В 1408 году татарский хан Едигей напал на Русскую Землю и сжёг монастырь Святой Троицы. По возвращении в обитель ученик святого Сергия (скончавшегося в 1391 году) игумен Никон благосло вил построить каменный храм. Для «иконного строе ния» он призвал преподобного Андрея Рублёва, что бы иконописец расписал храм, а также написал Прп. Андрей Рублев расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре. Миниатюра из жития прп. Сергия Радонежского. икону Пресвятой Троицы. Преподобный Андрей воз звал к святому Сергию Радонежскому, чтобы тот своими молитвами помог ему через образ Имя Пресвятой Троицы пред человеками прославить и пред ангелами вознести, да воззрением на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего. Преподобный создал необыкновенной красоты ико ну. При взгляде на неё душа исполняется миром и небесной радостью. Яркие, солнечные краски слов но отблеск нескончаемого веселия в Царствие Бо- жием. В ней и чистая лазурь, и золотое сияние божественной славы. Тонкие, изящные Ангелы за небольшим столом. Их лики исполнены любви друг ко другу, эту любовь изливает Единая Троица и на все свои создания. Любить - значит жертвовать собой, своей жизнью. На столе - Чаша Причастия. Своё Тело и Кровь отдаёт людям Сын Божий. Спустя некоторое время преподобный Андрей разболелся и мирно отошёл ко Господу. Горько оплакивал его друг Даниил Чёрный, но Бог утешил скорбящего. Во сне Даниил увидел Андрея во мно гой славе, счастливого и призывающего его, Дани ила, в вечное и бесконечное блаженство. Вскоре после этого Даниил предал свой дух Богу. Святой Андрей Рублёв встретил своего друга в обителях небесных, где непрестанно звучит хвала Троице Единосущной и Нераздельной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz