Миссионерская православная газета. 2003 г. № 7. Июль.

ллиооионерокАя п р а в о с л а в н а я ГА зе тл 7 AM FT I РЛШ МЧ^Ш ДѳтскаястРаничка Н Іі 1 fail Л К ft 11FI 1b i l l Галины Сиротинской ш ш н ы й мпк Поздним декабрьским ве­ чером 1382 года в ворота Троицкой обители, что возле Радонежа, постучался маль­ чик. На вид ему было лет две­ надцать. Среднего роста. Боль­ шие тёмные т а з а смотрели вни­ мательно и печально. Монастырь приветливо принял юного путни­ ка. Мальчика, по его желанию, приняли в число послушников. Неспокойно было в то время на Руси. Два года назад, с помощью Божией и по молитвам Радонеж­ ского игумена Сергия, благоверный князь Димитрий Донской одержал славную победу на Куликовом поле, разбил полчища Мамая. Но уже в 1382 году Москва и многие другие русские города и сёла были разорены и сожжены набегом татарского хана Тохтамыша. За грехи русских людей навёл Господь иноплеменников на Москву. Пепелища на месте церквей Божиих, палат боярских, изб крестьянс­ ких. Оставшиеся в живых оплакивают и погребают убитых родителей, мужей, жен, детей, братьев, пла­ чут и о тех, кого поганые увели в полон, в злую неволю. Стон стоит над Русской Землёй. Тянутся люди за духовным утешением и куском хлеба в густые радонежские леса, в тихую обитель. Всех привечает и молится за всех игумен Сергий. Мо­ лится и за чадо духовное, которое Бог послал ему на склоне лет - за отрока-сироту. Маленький послушник больше всего любил цер­ ковные богослужения. Всю службу стоял не шелох­ нувшись, только поклоны клал, усердно молясь Пре­ святой Троице. Благоухание ладана и пение, подоб­ ное ангельскому, напоминали отроку о Царствии Небесном. А от икон он и вовсе не мог оторвать взгляд. Вот потемневшая древняя византийская ико­ на Троицы Ветхозаветной. Сколько любви в очах Трёх Святых Ангелов - Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицы Единосущной и Нераздельной. В чём тайна Троицы? Наверное, в единстве и любви. Бог- Троица Един, и Он есть Любовь. Так не то чтобы думал, но чувствовал мальчик, проникаясь благода­ тью в тиши святой обители. В церкви юный послуш­ ник забывал все свои прошлые горести, он не чув­ ствовал себя одиноким: Господь утешал его, и ря­ дом вместе с ним молились Богу братья-иноки. Отрок обращался с молитвой к Богу и под взглядом Трёх Ангелов, кротким и сострадательным, душа его смягчалась и озарялась каким-то тихим светом. Скоро ему дали очень важное послушание - помо­ гать в иконописной мастерской. Он обрадовался, потому что с детства любил рисовать и очень хотел стать иконописцем. Господь даровал ему такой талант. Конечно, на первых порах иконы писать ему не доверяли. Нет, поначалу он, как и другие ученики, готовил доски для иконы - гладкие, липовые или сосновые, пахнущие лесом. Выполнял и обычную работу: приносил воду из источника, колол дрова, топил печку. Благоговейный, молчаливый ученик в мастерской всем пришёлся по душе: он был очень послушным, всякое дело исполнял добросовестно. Маль­ чик понемногу присматривался к работе иконописцев, запоминал. Ему поручали толочь минералы - краси­ вые разноцветные камешки для приготовления кра­ сок. Отроку нравилось бегать вместе с другими по­ слушниками на рыбную ловлю. Это тоже было послу­ шанием. Попавшие в сети карпы и осетры шли не только на уху братии: из них для покрытия досок варили особый клей - левкас (белый грунт). Левка- сить доски ученику уже доверяли. А ведь это очень важно - доска для иконы должна быть гладкой, белой, чтобы можно было хорошо написать святые лики Христа, Богородицы или угодников Божиих. Ещё сильнее, чем стать иконописцем, желал мальчик при­ нять монашество. «Иноки служат Богу, словно Анге­ лы», - часто размышлял он. По прошествии некоторо­ го времени отрок облёкся в ангельский образ и был наречён в иночестве Андреем, в честь святителя Андрея Критского, наставника покаяния. В монасты­ ре благодаря наставлениям и заботам богомудрого Андроников монастырь - одно из мест, где подвизался прп. Андрей Рублев. Сергия Радонежского Андрей укрепился духовно, кроткий взор его излучал радость, он был приветлив со всеми, но по-прежнему молчалив. Святые, небесные образы - вот к чему тянулась душа инока. Андрея, по традиции, обучали постепенно: сначала он писал раз­ ные детали: палаты, церкви, горы, деревья, одежды. Через несколько лет он научился писать самое труд­ ное - лики, то есть лица. Вся жизнь иконописца была сосредоточена в молитвах к Богу и создании икон, что тоже было для него молитвой. О жизни Андрея в миру (до поступления в монастырь) знали мало: он не любил говорить о себе. Однако можно было догадать­ ся, что смиренный инок не из простого звания. Он прозывался Рублёвым, а прозвища в то время имели бояре или другие княжеские дружинники. Да и грамо­ те он был обучен ещё до прихода в монастырь. Молодой иконописец возмужал и усовершенство­ вался в своём высоком искусстве. Преподобный Сергий послал ученика своего Андрея на послуша­ ние в только что созданный тогда монастырь Не- рукотворенного образа Спаса нашего Господа Иису­ са Христа на реке Яузе под начало игумену Андро­ нику. Там Андрей подружился с иноком Даниилом Чёрным, тоже иконописцем. Любовь ко Христу, об­ щие труды соединили их духовным братством, сдела­ ли их дружбу вечной, неразрывной. Каждый день блаженные Андрей и Даниил припадали к чудотвор­ ному образу нерукотворного Спаса древнего гречес­ кого письма и со многими слезами просили у Госпо­ да благодатного наставления к подвигу писания свя­ тых икон. Свой труд преподобные отцы совершали во взаимной любви в постах и молитвах и иных подвигах, которые скрывали от людей, исполняя заветы преподобного Сергия. Преподобный Андрей особенно почитал Божию Матерь и целыми ночами молился перед Её образом. Он любил читать духовные книги и знал все книги Священного Писания, жития свя­ тых, творения святителей Василия Великого, Григо­ рия Богослова, Иоанна Златоустого. По благословению митрополита Киприана и вели­ кого князя Василия Димитриевича святой Андрей вместе с лучшими иконописцами того времени - преподобным Феофаном Греком и старцем Прохором с Городка - расписал в Москве соборную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1408 году иноки Даниил и Андрей были посланы поновить стольный Успенский собор города Владимира. В 1408 году татарский хан Едигей напал на Русскую Землю и сжёг монастырь Святой Троицы. По возвращении в обитель ученик святого Сергия (скончавшегося в 1391 году) игумен Никон благосло­ вил построить каменный храм. Для «иконного строе­ ния» он призвал преподобного Андрея Рублёва, что­ бы иконописец расписал храм, а также написал Прп. Андрей Рублев расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре. Миниатюра из жития прп. Сергия Радонежского. икону Пресвятой Троицы. Преподобный Андрей воз­ звал к святому Сергию Радонежскому, чтобы тот своими молитвами помог ему через образ Имя Пресвятой Троицы пред человеками прославить и пред ангелами вознести, да воззрением на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего. Преподобный создал необыкновенной красоты ико­ ну. При взгляде на неё душа исполняется миром и небесной радостью. Яркие, солнечные краски слов­ но отблеск нескончаемого веселия в Царствие Бо- жием. В ней и чистая лазурь, и золотое сияние божественной славы. Тонкие, изящные Ангелы за небольшим столом. Их лики исполнены любви друг ко другу, эту любовь изливает Единая Троица и на все свои создания. Любить - значит жертвовать собой, своей жизнью. На столе - Чаша Причастия. Своё Тело и Кровь отдаёт людям Сын Божий. Спустя некоторое время преподобный Андрей разболелся и мирно отошёл ко Господу. Горько оплакивал его друг Даниил Чёрный, но Бог утешил скорбящего. Во сне Даниил увидел Андрея во мно­ гой славе, счастливого и призывающего его, Дани­ ила, в вечное и бесконечное блаженство. Вскоре после этого Даниил предал свой дух Богу. Святой Андрей Рублёв встретил своего друга в обителях небесных, где непрестанно звучит хвала Троице Единосущной и Нераздельной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz