Миссионерская православная газета. 2003 г. № 7. Июль.

6 м и о о и о н е р о к л я п р л в о о л л в н л я г л з е т л Ш К О Л А П Р А В О С Л А В Н О Г О Б О Г О С Л О В И Я ЕДИНСТВО - ПЕРВОЕ СУЩЕСТВЕННОЕ СВОЙСТВО ЦЕРКВИ «...Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин. 17, 11,20-21) С великой силой передал апостол Иоанн слова первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа, которой Он молился в последние часы Своей земной жизни Богу Отцу о Своих учениках - апостолах. Но не только об апостолах, присутство­ вавших с Ним во время этой молитвы, молился Господь. Как Вечный Бог, Он молился и молится вне времени, в вечности о каждом из нас. Он молится вечно и вечно будет молиться о единстве Им созданной Церкви. Об этом необходимо по­ мнить всем верующим в каждый момент земной жизни, ибо речь идет о первом существенном свой­ стве Церкви - ее единстве. «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», - поем мы на каждой литургии, читаем в утренних молитвах. Говоря о существенных свойствах Церк­ ви, мы имеем в виду такие свойства, без которых Церковь не могла бы быть Церковью. Единство Церкви соотносится с единством Лиц Пресвятой Троицы, на основании чего мы говорим о вере в Единого Бога, различая, однако, Три Лица Пресвятой Троицы. Это главный догмат христиан­ ства. Единство же - первое, следовательно, глав­ ное свойство Церкви. Церковь едина как в каче­ ственном, так и в количественном отношении. В количественном отношении Господь Иисус Христос создал только одну Церковь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Господь говорит о создании Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, относящихся к Цер­ кви, всегда подчеркивается момент ее единства: «едино стадо» (Ин. 10, 16), единая виноградная лоза (Ин. 15, 1-7). Именно о единстве верующих молился Господь в Своей первосвященнической молитве: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21). Апостол Павел также говорит о Церкви в един­ ственном числе: «...мы многие составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5), «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12, 13), «одно тело и один дух, ка к вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4-6). Однако единство Церкви есть нечто большее, чем нумерическое единство, ка к и единство Лиц Пре­ святой Троицы. Церковь не просто одна, она едина. Церковь не механическое собрание людей, не все­ ленское объединение разнородных элементов, а единый живой организм, «Тело Христово», члены которого находятся во внутреннем согласии, по словам Иоанна Дамаскина, «во взаимном сгармони- ровании». Таким образом, единство не столько количе­ ственная, сколько качественная характеристика Церкви. Единство Церкви как качественная харак­ теристика отлично от всех иных объединений лю­ дей. Современный греческий богослов Христос Ян- нарас так говорит о единстве Церкви: «Единство означает в церковном понимании вовсе не сплочен­ ность, согласие и единодушие отдельных людей как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную». Таким образом, единство Церкви, с чисто чело­ веческой стороны, имеет совершенно особое осно­ вание. Этим основанием является изменение обра­ за бытия человеческой природы. Это единство есть единство по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы: «да будут все едино, ка к Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе» (Ин. 17, 21). Созвучны этой мысли и слова новомученика рос­ сийского архиепископа Илариона (Троицкого): «Но для того, чтобы люди могли вступить в такой союз люб­ ви, чтобы они соединились в Церковь, - для этого нужно было пересоздание самой природы человечес­ кой, зараженной грехом, который всегда противится всякому единению людей... для того, чтобы быть живым членом возрожденного человечества, необхо­ димо быть в реальной связи с Богочеловеком-Хрис- том». И поднимая ум и сердце читателей все выше и выше, следуя за апостолом Иоанном Богословом, священномученик Иларион продолжает: «Жизнь воз­ рожденного человечества, жизнь Церкви поддержива­ ется постоянной ее связью с Богом. Жизнь Церкви есть жизнь сверхъестественная. Чтобы вступить в Церковь, нужно родиться свыше, родиться от воды и Духа. Особенно о Духе Святом и о возрождении от Него говорит Господь Иисус Христос в пространстве Своей прощальной беседы. Здесь речь Господа со­ вершенно ясна и определённа: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 16, 26). «Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16, 13). Дух Святой, следовательно, будет вести всех христиан, всю Церковь по пути полной истины, то есть не теоретической только, но и нравственной. Таким образом, прежде всего, по учению Самого Иисуса Христа, Его Церковь - сверхъестественное благодатное возрождение Богочеловеком людей в союз любви» (Архиепископ Иларион Троицкий. Очер­ ки из истории догмата о Церкви). Ка к же соотнести и применить все вышеизложенное к практической жизни современных православных христиан? Прежде всего надо отдавать себе отчет, что мы живем во время, которое многие современные бого­ словы называют «постхристианским». Этот термин необходимо объяснить. «Постхристианское время» вовсе не означает, что Христос нас оставил. «Ве­ рен Бог», да пребудет с нами вовеки. Но люди оставили Христа, оставили его в основной своей массе. Даже такой оптимист и современный аполо­ гет христианства, как диакон Андрей Кураев, назы­ вает очень низкие цифры истинно верующих хрис­ тиан - 5%. А остальной мир стремительно мчится к мрачному финалу человеческой истории. Почему столь низкие цифры названы диаконом Андреем Кураевым? Ведь церковная статистика говорит об огромном количестве крещеных в Рос­ сии? Отец Андрей говорит о истинно верующих, «верных» Христу, тех, кто живет в Церкви, припа­ дает к Телу Христову, регулярно участвует в Та ­ инствах Церкви, в ее молитвах - одним словом, «живет в ограде Церкви». Остальные крещеные, но нецерковные люди, к великому сожалению, пока за церковной оградой. Вспомните длинную оче­ редь к мощам апостола Андрея Первозванного. Большее число людей так и осталось к этому равнодушно. Сам Господь показал нам истинную картину современного христианства. Стремятся к Богу, принимают Крещение многие, но не все по­ падают за ограду Церкви, не все «соработают Христу», не все принимают труд стать истинными христианами. Причины этого, кроме человеческой лени, обмирщение жизни и повальное увлечение оккультизмом в его самых разнообразных фор­ мах: от банального колдовства, шаманства до все­ возможных восточных практик. Множество книг на эту тему написано современ­ ными православными богословами, набат, предуп­ реждающий об опасности очень многих людей, зву­ чит непрерывно. Читая их и внимая написанному, многие отшатнулись и окончательно порвали путы оккультизма в своей жизни. Но сознание человека инертно, духовное очищение требует неимоверных трудных духовных же подвигов, к которым наши современники часто не способны, и рубцы оккуль­ тизма навсегда остаются в душе человека. Как часто можно видеть у русской крещенной в право­ славии женщины на груди крестик и рядом золотой знак зодиака. Что это, если не двоеверие? В духов­ ной жизни нет мелочей. Святые отцы говорят, что если ты не поднимаешься вверх к Богу, то ты стремительно летишь вниз, к сатане. Третьего не дано. Вот что пишет по этому поводу святитель Григорий Богослов: «Бог убегает от быстроты при­ ближающегося к Нему ума, всегда предупреждает всякую мысль, чтобы мы в желаниях своих прости­ рались непрестанно к новой высоте». Мне известен потрясающий по своей кощунствен­ ное™ случай двоеверия, когда в учреждение был приглашен православный священник для освящения помещений. Следом за ним шла адепта оккультной секты и «проверяла», хорошо ли батюшка «сделал свою работу», хорошая ли «энергетика» стала в помещениях. Этот и другие примеры позволяют с полным основанием называть наше время «пост­ христианским». Серафима Муренец. Фото Гзннадия Буздугана. (Окончание в следующем номере.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz