Миссионерская православная газета. 2003 г. № 7. Июль.
лшссионерокля православная глзетл 5 закрытия храма. Служил во Псковской епархии, в Великих Пуках. Там на батюшку писались доносы, возводились клеветы, грозились осудить ка к « тунеядца», было организовано ограбление кварти ры. так что «остались в чем есть». Пришлось отцу Георгию даже испытать допросы с пристастием в КГБ в связи с обвинением в «работе на ЦРУ». Затем батюшка служил во Владимирской епархии - в Суздале, в храме Казанской иконы Божией Матери. Требовали закрытия церкви, батюшка от казался подписать, за что ему грозили тюрьмой. Писали обвинительные письма Святейшему Патри арху Алексию I (Симанскому). И батюшка снова поехал в Московскую Патриархию. Т ам состоялась встреча с секре тар ем С в я т е йш е го Патриарха Алексия і Даниилом Андреевичем Ос таповым . Это был простой человек, как сказал ба тюшка, но «крепкий, пробивной, всего добивался ради Церкви и С Л А В Ы БОЖ И ЕЙ » . В тот же визит состоялась встреча батюшки со Святейшим Патриар хом Алексием I. Святейший Патриарх происходил из князей Симан ских. это был деликатный, вы сокооб разованный человек. Он ум ер в во зрасте 93 лег. С ним было во все врем я его служения легко в стр е чаться. и помощь всегда подавалась. В гот же визит к Свя тейш ем у Патриарху батюшка встретился с гра- финей Шереметьевой, она тоже приехала бороться за спасение У спен ско го собора во Владимире. И просители услышали от Святейш его очень утеши тельные слова: “ Все. что в моих силах, я сделаю, и храмы не закроют» Э то были см елы е слова, за которые в те см утны е в рем ен а мож но было попла титься, Он спас многих священнослужителей от пре следований во врем я хрущевских гонений. О ч е н ь коро ткое в р е м я в 1966 году отец Г е о р гий прослуж ил в с т а р о м Никольском х р а м е на улице З е л е н о й в М у р м а н с к е . И зд е с ь поиш лось по страда ть батюшке. F r o о бвиняли в а н т и с о в е ти з ме, н а зы в а л и « и н о с тр а н ны м ш пионом» , пы тали сь о по ро ч и ть че сть его и матушки (об этом батюш ка в с п о м и н а е т с горечью ). В это в р е м я св ящ ен н и к и в М у р м а н с к е м е н я л и с ь очень час го, н е к о т оры х изгоняли ч е р е з три недели сл уж ен и я . Б а тю ш к а вспоминает п р о т о и е р е я Илию К у т у з о в а , п ож и л о го, за сл уж е н н о го , б о го б о я з н е н н о го св ящ е н н и к а , у которого были прострелены на фронте ноги отца Димитрия О коловича из Риги. Знал батюш ка и о тца Ге ор ги я К о з а к а , строившего Свято-Николь- ский храм. С любовью отец Георгий вспоминает певчих левого клироса: Александру Куршеву (по зднее схимонахиню Хе рувиму), Александру Ва сильевну Фролову и дру гих, которые жалели его. «За что тебя, батюшка, ругают?» - спрашивала Шура Куршева. А я гово рю: «Не плачьте, сест ры, это мой крест, и мне его нести». М урманск тоже при шлось покинуть отцу Ге оргию, снова надо было искать себе место служ бы. Он познакомился с владыкой Серафимом (Ни китиным), архиепископом Курским и Белгородским, который пригласил батюш ку на приход под Белго род, в Томаровку, в храм Казанской иконы Божией Матери. Владыка Серафим в прошлом был главным архитектором г. Ленингра да, власти прислушивались к его мнению. Храмов ра зорять он не позволял и при любом удобном слу чае назначал священников в ранее закрытые храмы. Во времена «правле ния» Брежнева много сде лал для Церкви владыка Хризостом (Мартышкин), архиепископ Курский и Белгородский. Ему прика зывали закрывать церкви буквально «на замок», Владыка шел на эту уступку, храм закрывал, но прихода с регистрации не снимал и при первой возможности назначал в эти храмы священников. В Томаровке батюшка прослужил год или немного более и был переведен на приход в село Евгеньев- ку, где и настоятельствовал 36 лет. Служить батюшка любил и служил с трепетом. Последние 20 лет его служение проходило под началом владыки Ювеналия (Тарасова), архиепис копа Белгородского и Курского, два года назад возведенного в сан митрополита. Для своего небо гатого прихода батюшка сделал все что мог: под новил храм, иконостас, церковные постройки. Церковь в селе старинная, освящена в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Лет 150-200 назад ее построила одна помещица, тогда в приходе было 300-400 человек. Большую роль в сохранении храма, церковной утвари, православно го уклада сыграли три монахини - подвижницы Херувима, Серафима, Ангелина и их брат иеромо нах Геронтий, все они умерли в преклонном возра сте еще до приезда батюшки Георгия на приход. При батюшке приход насчитывал несколько десят ков человек Жизнь батюшки на приходе была нелегкой, потому что приходилось находиться в разлуке с матушкой. Всякие наветы и препятствия мешали воссоеди нению семьи. Матушка осталась жить в Мурманске с малолетним сыном Николаем. Двадцать лет у них не было детей, и уже в немолодом возрасте Гос подь даровал единственного сына - дитя молитвы. Приход сщ а Георгия был в русской глубинке, дале ко от железной дороги, где не было школ и многого другого Хотелось бы батюшке вернуться в Мур манск, но ему было отказано и сказано, что, если в Мурманск вернется, служить не будет, да и в Евгеньевке приход потеряет... Но батюшка не мыс лил себе жизни без служения Богу. И приходилось нести этот крест разлуки: ездить в гости к соб ственной семье, а семья - к нему. Вот и жил 5 а ,ю ш к а на приходе один. Сам колол дрова, носил воду, топил печку... и служил. Службы были по с у бб о гам , воскресеньям, праздникам. Сам порой и пел, и читал создал хор, сам занимался с певчи ми. В праздники собирался хор до 15 человек. Иногда приезжала матушка. За долголетнюю службу в 1997 году батюшка был награжден митрой. Как он говорил с улыбкой: «Увидев послание от владыки Ювеналия, подумал, что это указ о почислении за штат, но это оказа лось письмо о награждении митрой». Последнюю литургию отец Георгий служил с великим трудом - начались уже сердечные присту пы с обмороками. Как сказал батюшка: «Я благода рю Бога за то, что ни разу не упал за службой. Пил таблетки и служил.» За литургией он плакал, так больно было оставлять приход, любимый храм Марии Магдалины, которому было отдано 36 лет жизни: «Скорблю, плачу и служу». Но сил уже не осталось. Мне пришлось видеть прощальное письмо Влады ки Ювеналия. В нем звучат такие слова: «Со скор бью сердца подписал я Ваше прошение о почислении за штат. Я и Епархиальный Совет выражаем вам сердечную благодарность за безукоризненное много летнее служение Святой Матери Церкви...» Спустя многие годы наконец-то воссоедини лась семья: батюшка вернулся в Мурманск. Сын вырос, живет отдельной семьей. Здоровье ка к у матушки Тамары, так и у отца Георгия неважное. Но их окрыляет запоздалая радость: наконец-то вместе! Позади тяжелые годы испытаний и служе ния Богу. Матушка Тамара пела в церковном хоре Николаевского храма на ул. Зеленой с 1972 по 1986 год, затем работала в поликлинике, сей час на пенсии. Живут они очень скромно, ничего земно го в жизни не стяжали. Покой этот достал ся нелегкой ценой и омрачается телесными бо лезнями. Но они не ропщут, за все благодарят Бога. И только иногда промелькнет сожаление о вынужденной долгой разлуке. Батюшка скорбит только об отсутствии возможности служить у Пре стола Божия. Навещали отца Георгия священники Свято-Ни- кольского кафедрального собора иерей Василий Вольский и иеромонах Меркурий (Горбов). Приведу фрагмент их беседы. Отец Василий: «Какой сегодня самый распрос траненный грех?» Отец Георгий: «Блуд, аборты и воровство. Од нажды я лежал в больнице районного центра, там есть абортарий. Я проходил мимо и говорю мама шам, которые пришли убивать своих детей: ‘Что же вы делаете, вы же убиваете своих младенцев!” Идет врач и говорит мне: “Ну, поп, развел тут агитацию, это не твое дело”. - “Нет, - отвечаю, - я священник, и это мое дело!"» Отец Василий: «Как Вы относитесь к э кум е низму?» Отец Георгий: «Экуменизм - духовный блуд. Продаем и предаем нашу родную Православную ВЕРУ И ХРИСТА». Отец Меркурий: «Что Вы можете пожелать мо лодому священнику?» Отец Георгий: «Не гоняться за мздой». Отец Василий: «Как совершались службы в Ва шем храме?» Отец Георгий: «По Уставу. Встал у Престола - служи как следует. А то в Москве и других боль ших городах в некоторых храмах не служба, а советская халтура. Часто меня попрекали за про должительность служб: ‘В соседнем селе уже дав но служба закончилась, а у нас все идет”. Я отвечал: “Братья и сестры, мы будем отвечать, как служили Богу, если вы соскучились по своим сви ньям, то можете идти, кто не хочет молиться, а кое-как творить дело Божие - это грех”». Пока не оскудели сипы, батюшка все служил. «В одной руке палка, в другой кадило - так и служил», - рассказывает батюшка, и на глазах у него появляются слезы. Попросим у Господа отцу Георгию и матушке Тамаре здравия телесного и душевного и продлить дни живота их, насколько это возможно, чтобы утешились они и земной радостью. И низко покло нимся за понесенные труды. Себе же пожелаем, чтобы Господь и нам даровал побольше умудрен ных и добрых пастырей, чтобы и мы, грешные, около них могли возрастать от силы в силу на пути следования в Царство Небесное. Раба Божия Елизавета. Фото из архива семьи протоиерея Георгия Мельника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz