Миссионерская православная газета. 2003 г. № 7. Июль.

4 миссионерская православная глзетл Митрофорный протоиерей Георгий Мельник. Промыслом Божиим было дано мне недавно по­ знакомиться с удивительным батюшкой - митро­ форным протоиереем Георгием Мельником, когда он находился на лечении в нашей больнице. После­ дние месяцы батюшка не служит - находится на покое из-за болезни и вернулся в наш город к семье. Служил до последнего, пока не стало отказы ­ вать сердце, появились приступы с обмороками. И с болью в сердце, в прямом и переносном смысле, батюшка оставил приход в Курской области, где прослужил 36 лет, где был награжден митрой Высо- копреосвященнейшим владыкой Ювеналием, митро­ политом Курским и Рыльским. Родился отец Георгий в 1932 году в китайском городе Мукден, где оказались в эмиграции его родители. Мать дворянского происхождения, отец - из инженерной интеллигенции и сам был инженером на железной дороге. В те годы в Китае проживало много русских эмигрантов, бежавших от преступле­ ния века - кровавой революции, свергнувшей Пома­ занника Божия - Царя Николая II, впоследствии уничтожившей Царскую Семью и многих-многих других. Вскоре семья переехала в город Дальний, являвшийся «окном в Маньчжурию» - город распо­ ложен на Квантунском полуострове у берегов Жел­ того моря. Этот город славился большой русской православной общиной. Недалеко находился город Харбин, в котором православная община была еще больше. Это были два центра русской духовной и культурной жизни в Китае. Отец Георгий учился в русской гимназии, где обязательным предметом преподавания был ЗАКОН БОЖИЙ. Уроки проводил заслуженный, уже немолодой протопресвитер Петр Рождественский, бывший ранее полковым священ­ ником в армии адмирала Колчака. В Харбине, по словам батюшки, было 4 русских монастыря, 28 русских храмов, семинария. В то время в Харбине собралось целое «созвездие» известных священников, таких, ка к уже упомяну­ тый отец Петр Рождественский, отец Иуда Приходь­ ко (бывший некоторое время духовником Царя-му- ченика Николая II), заслуженный митрофорный про­ тоиерей Иннокентий Петелин. В Китае служили несколько архиереев: митрополит Мелетий - глава Русской Православной Церкви в Китае, архиепис­ коп Пекинский и Китайский Виктор, архиепископ Харбинский и Маньчжурский Нестор, его заменил потом епископ Никандр. Архиепископ Нестор в свое время был духовным наставником царских детей. Епископ Никандр был ранее духовником адмирала Колчака. Кроме русского священства, было много православных священнослужителей из китайцев и м ин а е т ра зр уш ение Благовещенского хра­ ма с огромными коло­ колами, звон которых был далеко слышен. Храм был очень хо­ рош. С еще большим сожалением он вспо­ минает сожжение Ни­ ко л а е в с ко го каф ед ­ рального собора, где находился богатый рез- ПШШ У nPSSTШ ВИЯ Снимок духовенства Алма-Атинской и Казахстанской епархии. 1955 год. В центре владыка Николай (Могилевский). японцев: епископ Симеон (Ду), японец отец Сергий Судзуки, награжденный митрой, крестом и орденом из рук Царя Николая II за то, что окормлял рус­ ских пленных во время Русско-японской войны, и другие. Об отце Сергии батюшка сказал, что «служ­ бы он служил богобоязненно и долго; когда он служил, душа сама молилась Богу». То есть цер­ ковная православная жизнь русских в Китае была очень активной и благотворной. В городе Дальнем батюшка сначала окормлялся в храме Архистратига Михаила, построенном в честь погибших в Русско-японской войне русских воинов по указу Царя Николая II. В этом храме он прошел первые ступени церковного служения - был алтар­ ником, звонарем, чтецом и певцом. Особенно много ему дало служение чтецом: в это время он изучил ход службы и научился хорошо петь. В чтецы его посвятил епископ Маньчжурский и Харбинский Ни­ кандр. Кстати, архиепископ Никандр по возвраще­ нии из Китая в Россию управлял Архангельской и Холмогорской епархией с 1956 по 1961 год. Влады­ ке приходилось бывать и в Мурманске, некоторые наши прихожане помнят его до сих пор. Несмотря на многочисленность русского населе­ ния, жилось эмигрантам довольно трудно: для ки ­ тайцев и японцев они были чужими. Приходилось перебиваться случайными заработками. И все же, несмотря на трудности жизни, в русской среде не замирала и культурная жизнь: в Харбине была консерватория, филармония. Процветало образова­ ние - были русские институты и гимназии. Батюшке довелось знать владыку Ювеналия, архиепископа Удмуртского и Ижевского, который духовно окормлял русский Казанский монастырь в местечке Какахаси. Батюшка отозвался о нем как о «строгом и любвеобильном духовном наставни­ ке». Знал он и митрополита Анастасия, возглавляв­ шего Зарубежный Синод Русской Православной Церкви, и отозвался о нем как о «большом молит­ веннике и человеке.святой жизни». Очень чтили в Харбине митрополиѵа Мелетия. В Дальнем и Порт- Артуре были большие воинские русские кладбища. При Порт-Артурском кладбище была часовня, в которой служил иеромонах Герман. Батюшка отме­ тил, что японцы и китайцы с большим почтением относились к павшим русским воинам и кладбища содержали в идеальном порядке. В начале 50-х годов к власти в Китае пришел коммунист Мао Цзе Дун. Вскоре начались щ т ш ш щ . | щ т «хунвэйбиновские» по­ громы (кто не знает, то, образно говоря, это китайская «опрични­ на», подобная оприч­ нине при Иоанне Гроз­ ном). В годы гонений погибло много русских священников и населе­ ния, были разорены все монастыри и по­ чти все церкви. Батюш­ ка с сожалением вспо- ной иконостас. Были уничтожены Иверский и Со­ фийский соборы. Разорены многие русские посел­ ки, а в них почти в каждом были православные храмы. Началась эмиграция русских из Китая в Канаду, Америку, Австралию, Германию. В 1954г. Советское правительство предложило русским воз­ вращаться в Россию, но 80% живших в Китае побоялись возвращаться: слишком живы были впе­ чатления о репрессиях. В то время в Харбине и Дальнем еще жили генералы царской армии Слижи- ков, Кислицын, Нечаев, атаман Семенов. Отец Георгий в 1954 году с матерью вернулся в Алма-Ату - родной город отца. Служил иподиако­ ном при владыке Николае (Могилевском), митропо­ лите Алма-Атинском и Казахстанском . Батюшка очень тепло о нем отзывался и сказал, что «это был человек святой жизни, он молился по ночам, и по его молитвам люди получали исцеление». Вла­ дыка Николай много лет провел в тюрьме, там он покорил всех своей любовью. Когда его освобожда­ ли, все заключенные были расстроены, а дети начальника тюрьмы вцепились в него со слезами и просили: «Оставьте нам нашего Владыку!» На Ар­ хиерейском Соборе 2000 года он прославлен как исповедник, память святителя Николая, митрополи­ та Алма-Атинского ( t 1955) - 25 октября. Митрополит Николай благословил батюшку на брак с его избранницей и рукоположил во диаконы. Матушка Тамара все время пела в архиерейском хоре - у нее был красивый альт. Во иереи батюшка был рукоположен при архиепископе Алексии (Сер­ гееве) в 1956 году. С 1955 года в течение трех лет батюшка служил в Николаевском соборе. Но времена для Церкви были тогда неспокой­ ные: на священников клеветали и поносили в газе­ тах. Не избежал этой участи и батюшка. И на него обрушилась клевета и требование отречься от сана. Такие заметки в газете печатались ежемесячно. Батюшка вынужден был обратиться за защитой в Москву, где состоялась встреча с протопресвите­ ром Николаем Колчицким , в то время управляю­ щим делами Московской Патриархии. Батюшке был дан приход в России. За ним, «как нитка за иголкой», по ее выражению, всюду следовала ма ­ тушка Тамара, разделяя труды батюшки, скитаясь по разным квартирам. Она все время пела на клиросе. Пришлось отцу Георгию послужить в Дон­ бассе, ушел оттуда в связи с протестом против ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz