Миссионерская православная газета. 2003 г. № 7. Июль.

2 миссионерская ПРАВОСЛАВНАЯ ГЛ36ТА пни Ц А Р gК И Й - Б 8 Н 8 Ц ДѴУЧёННЧёСКИЙ (Окончание. Начало на 1 стр.) Текст приказа приводит в своей книге «Убий­ ство Царской Семьи» (М., 2000. С. 19) следователь Николай Алексеевич Соколов. Необходимо доба­ вить, что по приказанию военного министра это обращение никогда не было объявлено войскам. После отречения Государя начался путь Царс­ кой Семьи, а вместе с ней и всей верующей, православной России на Голгофу: заключение в Царском Селе, переезд под охраной в Тобольск, последний путь в Екатеринбург. Тот же следователь Соколов о пребывании в Тобольске пишет: «Население участливо относи­ лось к заключенным: когда народ, проходя мимо дома, видел кого-либо в окнах, он снимал шапки, многие крестили узников». В Екатеринбурге , в доме Ипатьева, по воспоми­ наниям чудом уцелевших очевидцев тех событий, Царская Семья подвергалась невыносимым мораль­ ным мукам со стороны охранников-большевиков. Камердинер Государя Терентий Иванович Чемодуров вспоминал: «Обедали они там все вместе. Во время обеда подходил какой-нибудь красноармеец, лез лож­ кой в миску с супом и говорил: «Вас все-таки еще ничего кормят». Это всего лишь один из многочис­ ленных случаев ежедневных издевательств над Цар­ ской Семьей. Караульные старались всячески ос­ корбить беззащитных Государя, Государыню, Вели­ ких Княжон и Наследника. Охрана была набрана частью из русских рабочих и босяков (некоторые из них до революции были судимы за уголовные пре­ ступления), частью из австрийцев, мадьяр, латышей. Начальство над этой красной бандой перешло от русского комиссара, бывшего слесаря Александра Авдеева к циничному и жестокому чекисту еврею Якову Юровскому. Вера укрепляла силы невинных страдальцев. По просьбе Царской Семьи два раза в доме Ипатьева разрешалось совершение богослуже­ ний. Последний раз обедницу служили незадолго до смерти царственных узников, 14 июля. Об этой службе сохранились воспоминания екатеринбургско­ го священника отца Иоанна Сторожева: «Мне пока­ залось, что как Николай Александрович,так и все его дочери на этот раз были, я не скажу, в угнете­ нии духа, но все же производили впечатление утом­ ленных. Позади кресла, в котором сидел Алексей Николаевич, стала Татьяна Николаевна (она потом подкатила его кресло, когда после богослужения они прикладывались ко Кресту). По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитву «Со святыми упокой». Почему-то на этот раз диакон вместо прочтения запел эту молитву, стал петь и я, несколько сму­ щенный таким отступлением от устава, но едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади меня члены семьи Романовых опустились на колени... Молча мы дошли с отцом диаконом до здания художественной школы, и здесь вдруг диакон ска ­ зал мне: «Знаете, отец протоиерей, у них там что- то случилось». А 17 июля 1918 года Яков Юровский приказал Царской Семье под предлогом переезда в другое, более безопасное место спуститься в нижний этаж дома Ипатьева. Следствию (оно началось сразу пос­ ле того, как Екатеринбург заняла Белая Гвардия) удалось потом на основании свидетельских показа­ ний приблизительно восстановить, как совершилось убийство. Материалы следственного дела включил в свою книгу «Император Николай II и его семья» (М. 1991, с. 267-269) учитель Наследника француз Пьер Жильяр: «Юровский шел впереди с Никулиным, за ним следовал Государь с Алексеем Николаевичем на руках, за ними - Государыня, великие Княжны, слуги, доктор Евгений Сергеевич Боткин. Ждать пришлось долго, потребовали стульев. Их принесли три. Цесаревич Алексей, который не мог стоять из- за больной ноги, сел посреди комнаты. Внезапно в комнату ворвались Юровский с семью австро-гер- манцами и двумя своими друзьями, комиссарами Ермаковым и Вагановым, заправскими палачами чрезвычайки. Юровский подошел к Государю и ска ­ зал ему: «Ваши хотели спасти Вас, но это им не удалось, и мы принуждены вас казнить». Он тотчас поднял револьвер и выстрелил в упор в Государя. Это было сигналом. Каждый из убийц выбрал свою жертву. Для большинства заключенных смерть на- Каким был Государь, Помазанник Бо­ жий? Об этом рассказывает вся его жизнь, исполненная страданий (Царь всегда по­ мнил о том, что он родился в день пра­ ведного Иова Многострадального). Очень верно обрисовал портрет Николая Алек­ сандровича следователь Соколов: «Буду­ чи весьма религиозным, Царь был наде­ лен сильным чувством любви к простому русскому народу. В нем крепко сидела мысль: русский человек - мягкий, хоро­ ший, душевный человек. Он многого не понимает, но на него всегда можно воз­ действовать добром. Самой типичной чер­ той натуры Государя, поглощавшей все другие, была доброта его сердца...» Трога­ ет признание камердинера Государыни Алексея Андреевича Волкова: «Я не умею рассказать про характеры Царской Се­ мьи, потому что я человек неученый, но я скажу как могу. Я скажу про них просто: это была самая чистая и святая семья». Удивительное влияние оказывала эта семья на людей. Пьер Жильяр, препода­ вавший Наследнику французский язык, на­ писал замечательную книгу о Царской Семье, где прямо назвал царскую чету с детьми мучениками. Другой наставник Алек­ сея Николаевича, англичанин Чарльз Гиббс, часто вспоминал о той духовной силе, ко­ торая помогала Царской Семье посреди страшных испытаний. В 1932 году в Харби­ не он принял православное Крещение с —— — именем Алексий - в честь царевича. В декабре 1935 года Гиббс принял монашество с именем Николай, в том же году он стал диаконом, затем священником. Через несколько лет архиепископ Нестор посвятил отца Николая в сан архимандрита. В Оксфорде, где было много русских эмигрантов, отец Николай орга­ низовал приход во имя святителя Николая. На сте­ нах Никольского храма он повесил иконы, некото­ рые из которых были подарены ему членами импе­ раторской семьи. В 1945 году отец Николай перешел в Московский Патриархат. Скончался он в 1963 году: за три дня до смерти отца Николая одна из икон, подаренная ему Царской Семьей и висевшая у него в спальне, начала обновляться (Московский Церковный вестник, № 6, 2003 г.) Думаю, что нам в городе с историческим име­ нем Романов-на-Мурмане надо особенно чтить па­ мять Царской Семьи. Чтить своими делами. Жить по примеру этой дружной и благочестивой семьи, стараясь прекратить вражду и ссоры в своих семь­ ях, молясь о помощи царственным мученикам. Память царя-мученика всегда почиталась рус­ ской эмиграцией. «За что был преследуем, оклеве­ тан и убит Царь Николай II?» - вопрошал блаженный святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и отвечал: «За то, что он был царь, царь милостью Божией. Он был носитель сознания, что верховная власть должна быть Богу покорна, от Него получать освящение и укрепление, Божиим заповедям следо­ вать. Посему он нетерпим был для врагов веры и для тех, кто стремится разум человеческий и силы человеческие поставить выше всего... По существу, он сделался мучеником, оставшись верным Царю царствующих, и принял смерть, как принимали ее мученики. Преступление против царя Николая II еще тем страшнее и греховнее, что вместе с ним убита вся его семья, ни в чем не повинные Дети! Такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю. Наследник престола Алексей Николаевич. Около 1916 г. Фото императора Николая II- Из личного альбома Государя. страдальным семейством ныне входит в лик тех страстотерпцев. Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, ка к некогда склонились киевляне перед умученными ими пре­ подобным князем Игорем, ка к владимирцы и суз- дальцы перед убитым Великим князем Андреем Боголюбским. Будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день святого Андрея Критского, учителя покаяния, зовущего нас к глу­ бокому покаянию. Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без о гово­ рок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала». Почитают ли современные русские люди своего убиенного Государя? Что думают о судьбе Царской Семьи духовенство и миряне? Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора Мурманска священник Александр Козачук: - Мы почитаем Царя как страстотерпца и как Помазанника Божия. Он прощал врагов, с терпени­ ем переносил скорби и достойно принял мученичес­ кий венец. - Отец Александр, почему говорят о том, что всем нам надо каяться в грехе убийства Царс­ кой Семьи? Мы-то родились гораздо позднее этих событий? - Когда распинали Христа, то иудеи кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших!» В наказание иудеи теперь рассеяны по всему миру. А в XVII веке русский народ дал обещание служить динас­ тии Романовых, быть верными Дому Романовых до Второго Пришествия. Однако в 1918 году наш народ убил и Царя, и всю его семью. Есть личный грех, и есть общественный. Господь в Священном Писа­ нии обращается и к человеку, и к обществу: «Горе тебе, Хоразин! Содому и Гоморре отраднее будет в день Суда». ступила почти немедленно, однако четырнадцатилет­ ний Алексей Николаевич слабо застонал. Юровский прикончил его выстрелом из револьвера. Шестнадца­ тилетняя Великая Княжна Анастасия Николаевна была только ранена и при приближении убийц стала кричать, она упала под ударами штыков. Когда все было кончено, комиссары сняли с жертв их драго­ ценности». Тела мучеников убийцы вывезли и со­ жгли в лесу. Преступление это было со­ вершено комиссарами по указанию Пред­ седателя Всероссийско го ЦИКа Якова Свердлова. Память невинных князей святых Бориса и Гле­ ба пробуждала совесть русских людей во время удельных смут и устыжала князей, начинавших раздоры. Кровь святого великого князя Игоря про­ извела переворот в душах киевлян и объединила Киев и Чернигов почитанием убиенного святого князя. .Царь-Мученик Николай II со своим много-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz