Миссионерская православная газета. 2003 г. № 7. Июль.
2 миссионерская ПРАВОСЛАВНАЯ ГЛ36ТА пни Ц А Р gК И Й - Б 8 Н 8 Ц ДѴУЧёННЧёСКИЙ (Окончание. Начало на 1 стр.) Текст приказа приводит в своей книге «Убий ство Царской Семьи» (М., 2000. С. 19) следователь Николай Алексеевич Соколов. Необходимо доба вить, что по приказанию военного министра это обращение никогда не было объявлено войскам. После отречения Государя начался путь Царс кой Семьи, а вместе с ней и всей верующей, православной России на Голгофу: заключение в Царском Селе, переезд под охраной в Тобольск, последний путь в Екатеринбург. Тот же следователь Соколов о пребывании в Тобольске пишет: «Население участливо относи лось к заключенным: когда народ, проходя мимо дома, видел кого-либо в окнах, он снимал шапки, многие крестили узников». В Екатеринбурге , в доме Ипатьева, по воспоми наниям чудом уцелевших очевидцев тех событий, Царская Семья подвергалась невыносимым мораль ным мукам со стороны охранников-большевиков. Камердинер Государя Терентий Иванович Чемодуров вспоминал: «Обедали они там все вместе. Во время обеда подходил какой-нибудь красноармеец, лез лож кой в миску с супом и говорил: «Вас все-таки еще ничего кормят». Это всего лишь один из многочис ленных случаев ежедневных издевательств над Цар ской Семьей. Караульные старались всячески ос корбить беззащитных Государя, Государыню, Вели ких Княжон и Наследника. Охрана была набрана частью из русских рабочих и босяков (некоторые из них до революции были судимы за уголовные пре ступления), частью из австрийцев, мадьяр, латышей. Начальство над этой красной бандой перешло от русского комиссара, бывшего слесаря Александра Авдеева к циничному и жестокому чекисту еврею Якову Юровскому. Вера укрепляла силы невинных страдальцев. По просьбе Царской Семьи два раза в доме Ипатьева разрешалось совершение богослуже ний. Последний раз обедницу служили незадолго до смерти царственных узников, 14 июля. Об этой службе сохранились воспоминания екатеринбургско го священника отца Иоанна Сторожева: «Мне пока залось, что как Николай Александрович,так и все его дочери на этот раз были, я не скажу, в угнете нии духа, но все же производили впечатление утом ленных. Позади кресла, в котором сидел Алексей Николаевич, стала Татьяна Николаевна (она потом подкатила его кресло, когда после богослужения они прикладывались ко Кресту). По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитву «Со святыми упокой». Почему-то на этот раз диакон вместо прочтения запел эту молитву, стал петь и я, несколько сму щенный таким отступлением от устава, но едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади меня члены семьи Романовых опустились на колени... Молча мы дошли с отцом диаконом до здания художественной школы, и здесь вдруг диакон ска зал мне: «Знаете, отец протоиерей, у них там что- то случилось». А 17 июля 1918 года Яков Юровский приказал Царской Семье под предлогом переезда в другое, более безопасное место спуститься в нижний этаж дома Ипатьева. Следствию (оно началось сразу пос ле того, как Екатеринбург заняла Белая Гвардия) удалось потом на основании свидетельских показа ний приблизительно восстановить, как совершилось убийство. Материалы следственного дела включил в свою книгу «Император Николай II и его семья» (М. 1991, с. 267-269) учитель Наследника француз Пьер Жильяр: «Юровский шел впереди с Никулиным, за ним следовал Государь с Алексеем Николаевичем на руках, за ними - Государыня, великие Княжны, слуги, доктор Евгений Сергеевич Боткин. Ждать пришлось долго, потребовали стульев. Их принесли три. Цесаревич Алексей, который не мог стоять из- за больной ноги, сел посреди комнаты. Внезапно в комнату ворвались Юровский с семью австро-гер- манцами и двумя своими друзьями, комиссарами Ермаковым и Вагановым, заправскими палачами чрезвычайки. Юровский подошел к Государю и ска зал ему: «Ваши хотели спасти Вас, но это им не удалось, и мы принуждены вас казнить». Он тотчас поднял револьвер и выстрелил в упор в Государя. Это было сигналом. Каждый из убийц выбрал свою жертву. Для большинства заключенных смерть на- Каким был Государь, Помазанник Бо жий? Об этом рассказывает вся его жизнь, исполненная страданий (Царь всегда по мнил о том, что он родился в день пра ведного Иова Многострадального). Очень верно обрисовал портрет Николая Алек сандровича следователь Соколов: «Буду чи весьма религиозным, Царь был наде лен сильным чувством любви к простому русскому народу. В нем крепко сидела мысль: русский человек - мягкий, хоро ший, душевный человек. Он многого не понимает, но на него всегда можно воз действовать добром. Самой типичной чер той натуры Государя, поглощавшей все другие, была доброта его сердца...» Трога ет признание камердинера Государыни Алексея Андреевича Волкова: «Я не умею рассказать про характеры Царской Се мьи, потому что я человек неученый, но я скажу как могу. Я скажу про них просто: это была самая чистая и святая семья». Удивительное влияние оказывала эта семья на людей. Пьер Жильяр, препода вавший Наследнику французский язык, на писал замечательную книгу о Царской Семье, где прямо назвал царскую чету с детьми мучениками. Другой наставник Алек сея Николаевича, англичанин Чарльз Гиббс, часто вспоминал о той духовной силе, ко торая помогала Царской Семье посреди страшных испытаний. В 1932 году в Харби не он принял православное Крещение с —— — именем Алексий - в честь царевича. В декабре 1935 года Гиббс принял монашество с именем Николай, в том же году он стал диаконом, затем священником. Через несколько лет архиепископ Нестор посвятил отца Николая в сан архимандрита. В Оксфорде, где было много русских эмигрантов, отец Николай орга низовал приход во имя святителя Николая. На сте нах Никольского храма он повесил иконы, некото рые из которых были подарены ему членами импе раторской семьи. В 1945 году отец Николай перешел в Московский Патриархат. Скончался он в 1963 году: за три дня до смерти отца Николая одна из икон, подаренная ему Царской Семьей и висевшая у него в спальне, начала обновляться (Московский Церковный вестник, № 6, 2003 г.) Думаю, что нам в городе с историческим име нем Романов-на-Мурмане надо особенно чтить па мять Царской Семьи. Чтить своими делами. Жить по примеру этой дружной и благочестивой семьи, стараясь прекратить вражду и ссоры в своих семь ях, молясь о помощи царственным мученикам. Память царя-мученика всегда почиталась рус ской эмиграцией. «За что был преследуем, оклеве тан и убит Царь Николай II?» - вопрошал блаженный святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и отвечал: «За то, что он был царь, царь милостью Божией. Он был носитель сознания, что верховная власть должна быть Богу покорна, от Него получать освящение и укрепление, Божиим заповедям следо вать. Посему он нетерпим был для врагов веры и для тех, кто стремится разум человеческий и силы человеческие поставить выше всего... По существу, он сделался мучеником, оставшись верным Царю царствующих, и принял смерть, как принимали ее мученики. Преступление против царя Николая II еще тем страшнее и греховнее, что вместе с ним убита вся его семья, ни в чем не повинные Дети! Такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю. Наследник престола Алексей Николаевич. Около 1916 г. Фото императора Николая II- Из личного альбома Государя. страдальным семейством ныне входит в лик тех страстотерпцев. Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, ка к некогда склонились киевляне перед умученными ими пре подобным князем Игорем, ка к владимирцы и суз- дальцы перед убитым Великим князем Андреем Боголюбским. Будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день святого Андрея Критского, учителя покаяния, зовущего нас к глу бокому покаянию. Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без о гово рок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала». Почитают ли современные русские люди своего убиенного Государя? Что думают о судьбе Царской Семьи духовенство и миряне? Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора Мурманска священник Александр Козачук: - Мы почитаем Царя как страстотерпца и как Помазанника Божия. Он прощал врагов, с терпени ем переносил скорби и достойно принял мученичес кий венец. - Отец Александр, почему говорят о том, что всем нам надо каяться в грехе убийства Царс кой Семьи? Мы-то родились гораздо позднее этих событий? - Когда распинали Христа, то иудеи кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших!» В наказание иудеи теперь рассеяны по всему миру. А в XVII веке русский народ дал обещание служить динас тии Романовых, быть верными Дому Романовых до Второго Пришествия. Однако в 1918 году наш народ убил и Царя, и всю его семью. Есть личный грех, и есть общественный. Господь в Священном Писа нии обращается и к человеку, и к обществу: «Горе тебе, Хоразин! Содому и Гоморре отраднее будет в день Суда». ступила почти немедленно, однако четырнадцатилет ний Алексей Николаевич слабо застонал. Юровский прикончил его выстрелом из револьвера. Шестнадца тилетняя Великая Княжна Анастасия Николаевна была только ранена и при приближении убийц стала кричать, она упала под ударами штыков. Когда все было кончено, комиссары сняли с жертв их драго ценности». Тела мучеников убийцы вывезли и со жгли в лесу. Преступление это было со вершено комиссарами по указанию Пред седателя Всероссийско го ЦИКа Якова Свердлова. Память невинных князей святых Бориса и Гле ба пробуждала совесть русских людей во время удельных смут и устыжала князей, начинавших раздоры. Кровь святого великого князя Игоря про извела переворот в душах киевлян и объединила Киев и Чернигов почитанием убиенного святого князя. .Царь-Мученик Николай II со своим много-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz